Первоначальным порывом к исследованию послужило предположение, что социальные сети могут явиться инструментом преобразования нашего не совсем здорового общества, «корабля сумашедщих, страны дураков», ушедшего от неулыбчивой «эпохи большой нелюбви».
Формируются термины и понятия, такие как, например, виртуальные сетевые организации. Новые концепции, например общества-сети в противовес обществу-фабрике. (Игорь Эйдман, Прорыв в будущее. Интернет-революция)
В компьютерной литературе можно причитать о новых теориях в социологии (см. Антон Шириков «Рецепты из черного ящика»). Социальные практики Бруно Латура связаны с понятием «общей вещи» (res publica). Предполагается, что повседневная жизнь людей организована вокруг вещей, к которым привязано экономическое поведение, политическая борьба, жизнь локальной общины. В древности это были архитектурные сооружения, служившие одновременно местом встреч и собраний, пространством политической и идеологической борьбы, предметом всеобщей заботы. Сейчас общими вещами становятся, например, Интернет-ресурсы, в частности, интенсивно развивающиеся социальные сети. В этом и заключается актуальность исследования.
Социальные сети, первоначально возникшие для контактов одноклассников и сослуживцев, нашли свое естественное развитие в сетях знакомств, профессинальных и творческих контактов, поиска работы.
Объект исследования Социальные Сети. Предметом исследования являются наиболее популярные в России социальные сети: «Мой круг», www.Classmates.com.Целью работы является изучение социальной сети, отсюда вытекают основные задачи:
— понять и проанализировать историю создания социальных сетей;
— рассмотреть социальная сеть в рамках большого портала (на примере 1 или 2).
Методологическую основу исследования составили положения диалектического метода познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования.
1. История развития социальных сетей.
Основная идея социальных сетей очень проста. Под социальной сетью понимается множество акторов (точек, вершин, агентов) которые могут вступать во взаимодействие друг с другом. С формальной точки зрения такие сети удобно представлять в виде графов и применять для их анализа развитые математические модели.
Термин был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшей в сборник «Человеческие отношения». До того, многие мыслители об обществе выражали мнение о важности рассмотрения общества как сложного переплетения взаимоотношений.
По мнению Грановеттера и Градосельской Г. В. современное общество пронизано сетями социальных отношений устойчивыми системами связей и контактов между индивидами, которые невозможно вписать в рамки традиционной дихотомии Рынок Иерархия.
В отличие от классичекой сети и социальной группы, скажем, ученых, инженеров, врачей, социальное сообщество, действующее в Интернет среде то есть Социальная Сеть — допускает более активное и оперативное изучение, измерение и классификацию интегрирование в управляющую среду программных модулей статистики, анализа и прогнозирования.
Понятие социальных сетей используется в социологии при изучении организационного поведения и межорганизационных отношений, распространения инфекционных заболеваний, горизонтальных связей и взаимной поддержки индивидов, распространения информации и организации информационных войн, изучении политических, культурных и научных связей. Такое использование можно определить как классические социальные сети в отличие от появившихся в последнее время виртуальных или онлайновых социальных сетей.
Роберту Меткалфу (Robert Metcalfe) приписывают идею (Левк-М), что ценность коммуникационной сети пропорциональна количеству связей между ними, а не количеству участников как в классической трансляционной сети. Джордж Гилдер (George Gilder) назвал в 1993 году данную логическую посылку «законом Меткалфа» .
Интернет-сеть, классические и онлайновые социальные сети
Основные понятия Интернет-технологий такие как гипертекст, доменное имя, сайт, электронная почта, поисковая система, блог вошли в обиход, изучаются в школе и уже не требуют толкований и объяснений.
Особенностью технологий «первой волны», с точки зрения теории социального капитала и организации социальных взаимодействий является узкая направленность общения Личность-Личность или «вертикальные» отношения Фирма-Личность. Вместе с тем, исторические примеры показывают, что для социальных преобразований важными являются сплоченные «горизонтальные» интеллектуальные сообщества, которые наблюдались, например, на рубеже перестройки в академических инститтах, вокруг бардов-исполнителей, клубов студенческой песни, физматшкол.
Создание групп по интересам — сообществ и социальных сетей активно идет в Интернет-среде. Один из исторически первых примеров это 40 млн. одноклассников, однокурсников и сослуживцев в сети www.Classmates.com, охватившей жителей Америки и Канады. Впечатляют цифры сети знакомств www.Mamba.ru, в которой 9 млн. зарегистрированных «жаждущих» осуществляют 1.3 млн. попыток найти друг друга каждый день.
Кроме развитых коммерческих сетей профессиональных контактов, ориентированных на поиск «умных голов», обращает на себя внимание сеть личных и деловых контактов www.MoiKrug.ru, в которой заявлено 100 тыс. участников.
Общение в данной сети идет по немодерируемой схеме, на основе свободно предоставленных анкетных данных (учебные заведения, работа, личные интересы, любимые книги и сайты). Схема общения такова. Кроме обычного блога, участник может заявить для обсуждения тему, сделать «затравку» новой или проблемной информацией, сообщать и обсуждать с другими участниками новости. Действует схема голосования или рейтингования тем и новостей.
Опыт участия в данной социальной сети показал ее молодежную направленность и полезность с точки зрения изучения поведения участников виртуального обсуждения, которое отличается от обычного личностного или «живого» группового .
Вместе с тем, уровень «взрослости» обсуждения не вызывает доверия. Приведу примеры. В подсети «Информационные технологии» наиболее богатой и представительной 6000 участников, обсуждается 80 тем и 200 новостей, «выставлено» 600 вакансий. Но учебный открытый ресурс Интернет-Университета информационных технологий Шкреда А. В. рекомендовали своим друзьям 100 человек. Ресурс «Виртуального компьютерного музея» Пройдакова Э. М. с полумиллионом посетителей 3.
В подкруге интересов «Политика» заявлено 1500 участников. Однако «Столкновение цивилизаций» С. Хандингтона рекомендует прочитать только один человек (и не будем показывать пальцем). Такие логические связки в сети могут служить индикатором ее качества.
Попытка консолидироваться в сети МойКруг предпринята в рамках подкругов по интересам, например, «Для тех, кому за 30» — http://moikrug.ru/circles/752 190 371/topics/. На момент написания обзора более 50 объединившихся участников выработали определенную стратегию борьбы со случайными и не совсем адекватными посетителями и делают шаги самоорганизации см. — http://sazanov.moikrug.ru/blog/605 403 368/
Наблюдение процессов подкруга «Для тех, кому за 30» во многом подтверждает качественные критерии успешности формирования социальной группы, зависимость от величины и разнообразия популяции участников, рассмотренной далее в модели Трофимовой И. Н .
Конкретизируя предмет анализа социальных сетей в целом, могу предположить следующие перспективные направления исследований:
— Сравнение сетей с точки зрения их привлекательности как со стороны Потребителя удобство интерфейсов, круг общения, и пр.
— так и потенциального Благодетеля — «Подателя» контекстной рекламы «Всюду Деньги, всюду деньги»
— Поиск и сравнение функционала сетей проф. назначения
— политического, общественного, профессионального
Сетевой этикет и мотивации сетевого общения
В статье Н. Д. Чеботаревой выделены следующие причины предпочтения сетевого общения перед обычным: 1) недостаточное насыщение общением в реальных контактах; 2) возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни; 3) неудовлетворенность реальной социальной идентичностью и желание избавиться от нее.
Там же отмечена мотивационную составляющая, которая определяет вовлеченность участников в общение, области и темы общения:
1. обсуждение глобальных бытийных вопросов (в т.ч. религиозных, философских, экзистенциальных);
2. обсуждение психологических проблем реального общения;
3. агрессивное «выяснение отношений» между участниками форума;
4. скрытая и открытая реклама товаров и услуг.