Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование геометрических представлений на основе межпредметных связей у младших школьников с нарушениями интеллекта: На уроках математики и ручного труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источником формирования представлений является чувственный опыт, полученный в активной практической деятельности. Для учеников с нарушением интеллекта реализация межпредметных связей уроков общеобразовательного цикла и трудового обучения обеспечивает чувственную базу формирования представлений и умения их переноса в разные виды практической деятельности. Следовательно, межпредметная координация… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В
  • ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Сущность и психолого-педагогические основы понятия «межпредметные связи
    • 1. 2. Роль межпредметных связей в обучении школьников с нарушением интеллекта и нормально развивающихся учащихся
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ^ ИНТЕЛЛЕКТА 1 — 3 КЛАССОВ
    • 2. 1. Методика констатирующего эксперимента
      • 2. 2. 0. собенности геометрических представлений учащихся с нарушением интеллекта 1- 3 классов (в сравнении с 1-м классом общеобразовательной школы)
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ м
  • ЭЛЕМЕНТАМ ГЕОМЕТРИИ НА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ¦ ОСНОВЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
  • КЛАССОВ
    • 3. 1. Теоретические основы обучающего эксперимента
      • 3. 2. 3. адачи, организация и содержание обучающего эксперимента
    • 3. 3. Результаты экспериментального обучения

Формирование геометрических представлений на основе межпредметных связей у младших школьников с нарушениями интеллекта: На уроках математики и ручного труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из важных проблем подготовки детей с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и труду является обучение их математике и, в частности, элементам геометрии. Представления о форме объектов окружающего мира и умение использовать их в практической деятельности постоянно необходимы человеку в жизни. Для учащихся с нарушением интеллекта их усвоение является важным фактором социальной приспособленности.

Современные условия производства и повседневной жизни требуют от учащихся наличия базовых знаний и умений интегрированного характера, универсальных для разных видов деятельности, которые они должны уметь применять в различных условиях для решения жизненных задач. Как показывают исследования в области специальной психологии и педагогики, характерными особенностями детей с нарушением интеллекта в процессе усвоения знаний являются: 1) неумение объединять знания, полученные при изучении различных учебных предметов- 2) трудности в практическом использовании изученного материала.

В общей педагогике, одним из наиболее эффективных путей обеспечения полноты, обобщенности, сознательности усвоения и действенности знаний и умений считается организация обучения различным дисциплинам на межпредметной основе (Н.С.Антонов, ПР. Атутов, С^Я.Батышев, Г. И. Беленький,, М. Н. Верзилин, И. ДЗверев, П. Г. Кулагин, ТА. Ладыженская, КА. Лошкарева, В. Н. Максимова, М. И. Моро, А. Н. Пышкало, М. Н. Скаткин, Н. Н. Ушаков, В. Н. Федорова, Е. Г. Шмуклер и др.). В специальной педагогике это положение подтверждается В. В. Воронковой,

A.Н.Граборовым, М. Ф. Гнездиловым, Г. М. Дульневым, И. ПЕременко, Е. А. Ковалевой,

B.ППетровой, В. Н. Синевым и др.).

В методических работах, посвященных обучению школьников с нарушением интеллекта русскому языку (В.В. Воронкова, А. К. Аксенова и др.), математике (В.П. Гриханов, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, Ю. Т. Матасов, М. Н. Перова, Е.Ф. Сегале-вич, В. В. Эк, П. Г. Тишин и др.), труду (Н.П. Павлова, СЛ. Мирский и др.) и другим учебным дисциплинам отмечается необходимость осуществления межпредметных связей в учебном процессе.

Математическая подготовка младших школьников с нарушением интеллекта предполагает развитие у них активности и самостоятельности в учебной, трудовой деятельности и повседневной жизни, формирование умений практического использования получаемых теоретических знаний, коррекцию недостатков познавательной деятельности. Учитывая склонность детей с нарушением интеллекта к формальному усвоению математического, в том числе и геометрического, материала, его сложность, важным направлением исследования является разработка содержания и методики обучения данной дисциплине в специальной школе, способных обеспечить четкость и одновременную обобщенность образов геометрических форм, развитие интеллектуально-практических умений самостоятельного использования знаний в решении жизненно-практических задач. Одним из путей решения задачи является осуществление межпредметной координации уроков математики и труда.

Межпредметная координация способствует более эффективному решению коррекционно-развивающих и образовательных задач обучения.

Обучение с учетом межпредметных связей обеспечивает усвоение целостных знаний, объективно отражающих реальные взаимосвязи объектов и явлений окружающего мира, формирование умений их переноса в новую ситуацию. Педагогические исследования и практика обучения свидетельствуют о том, что усвоение геометрических представлений оказывает коррекционно-развивающее воздействие на учеников имеющих отклонения психического развития, содействует совершенствованию их восприятия и мышления, всей познавательной деятельности в целом.

В то же время, количество исследований, посвященных изучению роли межпредметных связей и разработке практических вопросов формирования знаний по определенным предметам у детей с нарушением интеллекта на межпредметной основе, крайне ограничено. Эта проблема изучалась на примере обучения математике и профессиональному труду (Т.В.Варенова), естествознанию и сельскохозяйственному труду (В.В.Хитрюк), учащихся старших классов специальной коррекционной школы 8-го вида. До настоящего времени не рассматривалась проблема формирования геометрических представлений на основе межпредметной координации уроков математики и ручного труда в младших классах.

Таким образом, очевидной становится необходимость разработки и экспериментального апробирования методики взаитсвязанного обучения математике (элементам геометрии) и ручному труду в младших классах специальной коррекцион-ной школы 8-го вида.

Все это дает возможность считать проблему формирования геометрических представлений учащихся младших классов специальной школы на межпредметной основе достаточно актуальной.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность позволили нам определить тему исследования — «Формирование геометрических представлений на основе межпредметных связей у младших школьников с нарушением интеллекта (на уроках математики и ручного труда)». В соответствии с темой определены проблема, цель, объект и предмет, задачи исследования.

Проблема исследования: каковы содержание обучения и методика формирования геометрических представлений у учащихся младших классов специальной коррекционной школы 8-го вида на межпредметной основе? Решение выдвинутой проблемы стало целью нашего исследования.

Объект исследования. Межпредметные связи в процессе обучения геометрическому материалу учащихся с нарушением интеллекта.

Предметом исследования является процесс формирования геометрических представлений на уроках математики и ручного труда на межпредметной основе.

Гипотеза исследования. У учащихся с нарушением интеллекта наблюдается формальное усвоение геометрических представлений и неумение использовать их в практической деятельности на других учебных предметах и в других ситуациях в повседневной жизни. Предполагаем, что предложенная и реализованная нами корреляция программных требований к содержанию обучения элементам геометрии на уроках математики и ручного труда и выбор коррекционно-развивающих методов, приемов, средств обучения, учитывающих особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, будет способствовать осознанному усвоению геометрических представлений, повышению их качественного уровня.

В соответствии с указанной проблемой, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2) провести наблюдение учебного процесса в специальной школе с целью выявления форм реализации межпредметных связей уроков математики и ручного труда;

3) выявить особенности усвоения геометрических представлений учениками младших классов специальной школы и умений их применения в продуктивной практической деятельности;

4) разработать и обосновать содержание и методику формирования геометрических представлений на основе межпредметных связей;

5) определить эффективность разработанной методики.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследованияизучение существующего опыта реализации межпредметных связей уроков математики и ручного труца в учебном процессе специальных школизучение и анализ продуктов деятельности учащихсяэксперименты (констатирующий, обучающий и контрольный) — количественный и качественный анализ полученных данных.

Методологической основой исследования явились положения диалекгико-материалистической философии о ведущей роли деятельности в развитии и формировании человека, учение о методах научного познания, об эмпирической и логической ступенях познания и их взаимосвязи, принцип системности в гносеологической теории, положения психологии и педагогики о ведущей роли обучения в развитии, положение о единстве законов развития нормального и аномального ребенка (JI.C. Выготский), концепция деятельности и теория поэтапного формирования умственных действий (ЛСВыгогский, А. Н. Леонтьев, ПЯ. Гальперин, В. В. Давыдов, О. А. Никуленко, А. В .Петровский, С Л. Рубинштейн и др.).

Организация исследования. Экспериментальной базой служили специальные коррекционные школы 8-го вида № 295 и № 804 г. Москвы, специальная коррекци-онная школа 8-го вида г. Саранска Республики Мордовия, а так же общеобразовательная школа 1225 г. Москвы. В исследовании принимали участие 175 учащихся 13-х классов специальных школ с диагнозом «олигофрения в степени дебильности» и 25 учеников 1-го класса общеобразовательной школы.

Исследование проводилось в три этапа:

— первый (1997;98 гг.) — изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования и опыта обучения элементам геометрии и ручному труду в специальных коррекционных школах;

— второй (1997;98 гг.) — проведение констатирующего исследования;

— третий (1998;99 гт.) — экспериментальное обучение и проверка его эффективности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в его ходе получены новые данные об особенностях усвоения геометрических представлений, их использования в практической деятельности у учащихся с нарушением интеллекта в младших классах (низкий уровень сформированное&tradeсистемы сенсорных эталонов, недостаточная полнота, четкость, дифференцированность образов геометрических фигур, особенно плоскостных и объемных, трудности соотнесения чувственных образов фигур с их словесными обозначениями, выделения их в сложных контурных изображениях и моделях, неумение самостоятельно использовать чертежно-измерительные инструменты для решения практических задач).

В работе дано научное обоснование содержания и разработана коррекционно-развивающая методика формирования геометрических представлений на основе межпредметных связей на уроках математики и ручного труда в младших классах специальной школы (система коррекционно-развивающих упражнений и дидактических игр, новые наглядные пособия, виды изделий межпредметного характера для уроков математики и ручного труда и др.). Осуществлена корреляция программ обучения этим предметам, соотнесение во времени изучения элементов геометрии, разработано содержание подготовительного этапа урока ручного труда.

Практическая значимость исследования. Разработанные и апроБйртванные содержание и методика обучения элементам геометрии на межпредметной основе для 1−2-х классов специальной коррекционной школы 8-го вида, новые наглядные средства" обучения, коррекционно-развивающая система упражнений и заданий конструктивного характера, направленная на формирование геометрических представлений, могут быть использованы учителями младших классов специальных коррек-ционных школ 8-го вида, преподавателями при чтении курсов по методике математики и ручного труда, учтены авторами при создании новых программ и учебников для 1−2-х классов по обоим учебным предметам, студентами дефектологических факультетов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается диалекгико-материалистическим подходом к проблеме, ее многоаспектным рассмотрением с позиций достижений современной психолого-педагогической науки, применением комплекса методов исследования, адекватных его логике, целям и задачам, значительным количеством испытуемых, сочетанием количественного и качественного анализа материала.

Апробация и внедрение результатов исследования. Технология экспериментального обучения отрабатывалась и внедрялась в 1−2-х классах специальных школ г. Москвы. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях преподавателей и студентов МПТИ им. М. Е. Евсевьева (г.Саранск, 19 972 000 г.), на конференциях молодых ученых Mill У (г.Москва, 1998;2000 г.).

Положения, выносимые на защиту: 1. Учащиеся младших классов специальной коррекционной школы 8-го вида испытывают большие сложности при усвоении геометрических представлений, формировании умения их использования в новых ситуациях предметно-практической деятельности и при изучении других предметов в связи с недостаточным учетом междисциплинарных связей в процессе их преподавания.

2. Формирование геометрических представлений, умений их использования в практической деятельности и новых жизненных ситуациях возможно осуществить на основе координации обучения математике и ручному труду в младших классах.

3. Реализация межпредметных связей уроков математики и ручного труда обеспечивает формирование осознанных, четких, дифференцированных геометрических представлений и умения использования их в практической деятельности в новых ситуациях.

4. Разработанная коррекционно-развивающая методика формирования геометрических представлений на межпредметной основе, учитывающая особенности психического развития учащихся, обеспечивает достижение большей полноты, диф-ференцированности прочности и осознанности представлений, способствует усвоению интегрированных умений их практического использования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экспериментальное исследование посвящено разработке научно обоснованного содержания и методики формирования геометрических представлений на основе реализации межпредметных связей уроков математики и ручного труда.

Проблема использования межпредметных связей в обучении детей с нарушением интеллекта различным предметам является актуальной для специальной педагогики. Межпредметные связи и их использование в процессе обучения являются одним из путей активизации познавательной деятельности учащихся и ее организации с учетом психологических закономерностей формирования представлений и понятий. Как показывает анализ литературных источников, в основе процесса формирования представлений и процесса реализации межпредметных связей лежат единые психофизиологические механизмы — цельная ассоциация и интеграция информации. Обучение, с психологической точки зрения, сводится к образованию новых связей, ассоциаций, когда усваиваемые научные сведения объединяются по разным направлениям с ранее узнанным, и опьгга предшествующей деятельности. Целенаправленная работа учителя по объединению знаний о свойствах объекта или явления, получаемых из разных учебных дисциплин обеспечивает формирование его наиболее адекватного, полного образа, целостное отражение его свойств и их объективных взаимосвязей в соответствии с принципом системности.

Источником формирования представлений является чувственный опыт, полученный в активной практической деятельности. Для учеников с нарушением интеллекта реализация межпредметных связей уроков общеобразовательного цикла и трудового обучения обеспечивает чувственную базу формирования представлений и умения их переноса в разные виды практической деятельности. Следовательно, межпредметная координация является одним из важных путей решения проблемы формирования прочных, осознанных, действенных представлений и умения использования их в практической деятельности у детей с нарушением интеллекта. В то же время, исследования в области формирования геометрических представлений у учащихся младших классов специальной школы на межпредметной основе отсутствуют.

Существующие исследования особенностей усвоения геометрических знаний учащимися с нарушением интеллекта показывают, что представлениям детей свойственна ограниченность, конкретность, неполнота, недостаточная четкость и дифференцированность, стереотипность, непрочность, склонность к упрощению и уподоблению. Нарушения мыслительной деятельности учащихся ведут к плохому знанию и непониманию назначения чертежно-измерительных инструментов. В силу недоразвития моторики они затрудняются в их практическом применении, неточно передают форму графически. Чертой, свойственной учащимся с нарушением интеллекта, исследователи считают низкий уровень умения переносить геометрические представления в новые виды деятельности.

С целью дальнейшего исследования характерных особенностей усвоения геометрических представлений и наличия умений их практического применения у младших школьников с нарушением интеллекта, определения динамики уровня их сформированности нами был проведен сравнительный констатирующий эксперимент в 1−3-х классах специальной коррекционной школы 8-го вида и 1 классе общеобразовательной школы.

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили имеющиеся в литературе данные о недостаточной сформированности и малой действенности геометрических представлений у учащихся младших классов специальной школы. Нами был выявлен ограниченный запас геометрических представлений в сознании учащихся, их формальное усвоение: недостаточная сформированное^ зрительных образов геометрических форм, плохое знание названий геометрических фигур, недостаточная соотнесенность зрительного образа формы с ее вербальным обозначением (отсутствие четкого образа формы за ее названием).

Нечеткость и недифференцированность представлений проявляется в неумении различать плоскостные и объемные геометрические фигуры, их виды, элементы, смешении фигур, имеющих сходные элементы (прямоугольник, квадрат) и названия (прямоугольник, прямой угол, угол), трудностях их выделения в сложных контурах и моделях.

Конкретность и стереотипность представлений проявляется в характерных для учащихся случаях «овеществления» абстрактных геометрических форм, трудностях узнавания непривычно расположенных фигур.

У младших школьников нет четкого представления о форме, как свойстве предмета. Они не умеют выделять главные и второстепенные признаки при их классификации и дифференциации по признаку формы.

Низкий уровень чертежно-графических умений учащихся проявляется в неумении точно передавать форму графически. Учащиеся мало и недостаточно правильно используют чертежные инструменты. Для них трудно правильно приложить линейку или чертежный угольник, удержать их, провести четкую линию. При самостоятельном черчении большинство учащихся не учитывают свойства фигур, искажают контур. Дети не понимают значения использования чертежно-измерительных инструментов для качественного выполнения практических работ на уроках ручного труда.

Нами также были получены новые данные, характеризующие успешность практического применения геометрических представлений младшими школьниками на уроках математики и ручного труда. Сравнение результатов выполнения заданий на этих уроках показывает, что у учащихся специальной школы недостаточно сформированы умения переноса геометрических представлений в новые виды деятельности на других уроках, в повседневной жизни. Сформированные геометрические знания и чертежно-графические умения имеют ситуативный характер и успешнее используются в аналогичных условиях при выполнении практических заданий характерных для уроков математики. Применение этих же геометрических представлений и чертежно-графических умений в новой ситуации в изменяющихся условиях трудовой деятельности у них вызывает большие трудности. По нашему мнению, причиной этого является недостаточная межпредметная координация уроков математики и ручного труда: отсутствие соотнесенности во времени изучения, усвоения и практического использования знаний, недостаток единства в применении средств наглядности и методов обучения, малое количество и недостаточная вариативность практических работ, требующих переноса сформированных представлений в новые виды деятельности.

Сопоставление показателей выполнения экспериментальных заданий нормально развивающимися детьми и учениками с нарушением интеллекта выявляет значительное количественное и качественное отставание последних в усвоении геометрических представлений и умении их практически использовать. Сравнение ярко демонстрирует ограниченность запаса представлений о формах объектов окружающего мира, неумение выделять знакомые геометрические фигуры в реальных предметах, моделировать форму объектов с помощью различных материалов у детей с нарушением интеллекта.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтвердили гипотезу исследования о формальном усвоении геометрических представлений младшими школьниками с нарушением интеллекта. Учащиеся младших классов специальной коррекционной школы 8-го вида испытывают большие сложности при усвоении геометрических представлений, формировании умения их использования в новых ситуациях предметно-практической деятельности и при изучении других предметов в связи с недостаточным учетом междисциплинарных связей в процессе их преподавания

На основе анализа литературных источников и изучения учебного процесса в специальной школе, материалов констатирующего исследования было определено содержание, разработана и апробирована экспериментальная методика формирования геометрических представлений на основе межпредметных связей уроков математики и ручного труда.

В процессе корреляции программ нами была изменена последовательность изучения отдельных тем на уроках математики и выполнения практических работ на уроках ручного труда для обеспечения единства формирования, усвоения и практического применения геометрических представлений. В программе были предложены новые виды изделий, включающие изучаемый геометрический материал.

На уроках математики организовывалось знакомство детей с новыми формами и чертежно-графическими умениями, их первичное закрепление. На уроках ручного труда обеспечивалось накопление чувственного опыта восприятия форм и практическое применение сформированных представлений.

Обучение учеников младших классов специальной коррекционной школы 8-го вида элементам геометрии начиналось с создания положительной мотивации: привлечения внимания детей к геометрическому материалу, раскрытия его практической значимости, формирования у них интереса к его изучению и применению на уроках математики и ручного труда. С этой целью нами использовались: разнообразные дидактические материалы, привлекающие внимание детей (реальные предметы, существующие и новые наглядные пособия и др.), различные виды упражнений, в том числе игрового характера, новые виды изделий, включающие изученный геометрический материал и др.

Разработанные нами средства наглядности (образцы изделий расчлененной и нерасчлененной формы, модели геометрических фигур из проволоки и текстильных материалов, стилизованные изделия с формой, близкой к геометрической) использовались нами на уроках по обоим предметам. Использование единых красочных, эстетично оформленных наглядных пособий обеспечивало привлечение внимания учащихся к геометрическому содержанию уроков, подчеркивало их взаимосвязь, создавало чувственную материальную основу для формирования абстрактных геометрических образов.

Нами использовалось сочетание специально подобранных коррекционно-развиваюгцих методов обучения: словесных (изложение знаний, беседа) — наглядных (наблюдение, демонстрация) — практических (лепка, аппликация, моделирование, вычерчивание и т. д.).

Формирование образов геометрических фигур включало систематическую коррекционно-развиваюгцую работу по обогащению чувственного опыта, развитию восприятия и мышления, речи детей на уроках математики и ручного труда. С этой целью нами организовывалась практическая деятельность детей с опорой на использование различных анализаторов: а) наблюдение, зрительное и осязательное знакомство с разнообразными по форме предметами на уроках математики и ручного труда (рассматривание и ощупывание моделей фигур, предметов, образцов изделий, поделочных материалов разной формы и др.) — б) подключение осязания и двигательного анализатора к формированию чувственного образа формы в процессе ее практического получения (изготовление деталей, их комбинирование для получения сложной формы, конструирование объекта из полученных деталей и др.) — г) усвоение и закрепление за образом вербального обозначения в процессе рассматривания, ощупывания, изготовления модели в сочетании с комментированием действий и отчета о них на уроке математики и ручного труда. Это создавало в сознании детей материальную чувственную основу для формирования абстрактных геометрических образов.

Особое внимание уделялось использованию практических методов обучения с учетом его межпредметного характера. Нами была предложена система упражнений, единая для уроков математики и ручного труда. Выполнение упражнений обеспечило практическое закрепление, повторение геометрических знаний, включало детей в решение задач с элементами конструирования (изменение формы деталей, конструирование новых частей или целого объекта из частей и др.). Упражнения игрового характера развивали у младших школьников интерес к изучению элементов геометрии, создавали заинтересованное отношение к обучению.

Использование такого вида практической деятельности, как конструирование деталей заданной формы из пластилина, природных материалов, бумаги с помощью инструментов, изготовление моделей из этих деталей способствовало формированию целостного, четкого, прочного образа формы, интеллектуально-практических умений.

В ходе экспериментального обучения нами осуществлялось раннее включение в деятельность учеников по изготовлению поделок на ручном труде формируемых чертежно-графических умений. Использование чертежных инструментов в новых условиях практической деятельности обеспечило не только формирование более прочных чертежно-графических умений, их переносу в различные условия, но и способствовало лучшему пониманию их практического значения для качественного выполнения работы.

Осуществление анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения в ходе проведения наблюдений, их словесное обобщение, опора на практическую деятельность (в том числе, конструктивную) в ходе формирования абстрактных геометрических образов, использование средств наглядности, подобранных с учетом психофизических особенностей детей, оказывало большое коррекционно-развивающее воздействие на учащихся с нарушением интеллекта.

Повторение и закрепление усвоенных представлений, организация их систематического использования в незнакомых ситуациях, видах деятельности при изготовлении предложенных новых видов изделий, в разных вариантах, включающих изучаемый геометрический материал на уроках ручного труда обеспечило формирование умений переноса и самостоятельного применения геометрических знаний на практике.

Анализ проведенного контрольного исследования результатов экспериментального обучения показал, что применение разработанной коррекционно-развивающей методики формирования геометрических представлений на межпредметной основе, учитывающей особенности психического развития учащихся и корреляция программ обучения математике и ручному труду способствовали: осознанному усвоению геометрических представлений, их большей полноте, дифференци-рованности, прочностиформированию интегрированных умений их практического использования.

При выполнении контрольных заданий учащиеся 1−2-х экспериментальных классов демонстрируют более высокие количественные и качественные результаты. По сравнению с детьми соответствующего возраста в контрольных классах их геометрические представления более обобщенные, дифференцированные, четкие, они прочнее и правильнее связаны в сознании с вербальными обозначениями. Важным показателем является то, что дети экспериментальных классов значительно успешнее используют геометрические представления и чертежно-графические умения в практической деятельности как на уроках математики, так и на уроках ручного труда.

Таким образом, экспериментальное обучение показало, что формирование качественных геометрических представлений, умений их использования в практической деятельности и новых жизненных ситуациях возможно осуществить на основе координации обучения математике и ручному труду в младших классах. Реализация межпредметных связей уроков математики и ручного труда обеспечивает формирование осознанных, четких, дифференцированных геометрических представлений и умения использования их в практической деятельности в новых ситуациях.

Более высокий качественный уровень геометрических знаний и интеллектуально-практических умений их применения, лучшая сформированностъ умений переноса также свидетельствуют о положительном коррекционно-развивающем влиянии подобного обучения на процессы восприятия, памяти, мышления, речи.

Положительные результаты обучающего эксперимента подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать вывод о значительных возможностях, имеющихся у учащихся с нарушениями интеллекта в усвоении геометрических знаний и умений на межпредметной основе. В связи с этим, дальнейшего рассмотрения требует вопрос о реализации перспективных межпредметных связей уроков ручного труда в младших классах и уроков трудового обучения и геометрии в старших классах (опережающее изучение материала) с целью формирования первоначальных представлений о формах необходимых в повседневной жизни, но изучаемых детьми в старшем возрасте.

Практическое использование результатов исследования будет способствовать совершенствованию процесса обучения элементам геометрии и повышению уровня готовности учеников к трудовому обучению, овладению профессией и социальной адаптации в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Г. Развитие практической пространственной ориентировки у учащихся вспомогательной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1978. -19 с.
  2. С.Ш. Использование трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы в качестве основы развития их речи. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Л., 1970. -21 с.
  3. С.Ш., Горохова О. Г. Ручной труд во вспомогательной школе: Пособие для учителей 1 3 классов. — Ташкент, Укитувчи, 1977. -126 с.
  4. А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. -М., Просвещение, МГЗПИ, 1974.-107 с.
  5. .Г. Проблема представлений в советской психологической науке// Философские записки. М. — Л., Изд-во АПН РСФСР, 1950. -Т.5. — с. 65−68
  6. .Г. Вопросы детской и общей психологии. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.-156 с.
  7. .Г. Психология чувственного познания.-М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.96 с.
  8. .Г. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. 86 с.
  9. .Г. Осязание в процессах познания и труда. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.-168с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Теория ощущений. -Л., Изд-во ЛГУ, 1961. -456 с.
  11. П.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. -М., Педагогика, 1980. -230 с.
  12. Н.С. Слагаемые знаний: О межпредметных связях в учебном процессе. -Архангельск, Сев.-Зап. кн. изд-во, 1969. -152 с.
  13. А.Г. Математика во вспомогательной школе: Учебное пособие. сПб., 1992. -73 с.
  14. И.Арнаутова И. М. Формирование представлений у умственно отсталых учеников 68 классов вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., Изд-во1. ЛГТШ, 1970.-19 с.
  15. М.А. Дидактический эффект применения элементов программированного обучения во вспомогательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1970. -21 с.
  16. И.А. Методы и их дидактические функции. -Челябинск, ЧГПИ, 1983. 112 с.
  17. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. -М., Педагогика, 1976.-192 с.
  18. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский.- М., Просвещение, 1990.345 с.
  19. М.А., Бельтюкова Г. В., Полевщикова А. М. Методика преподавания математики в начальных классах / Под ред. М. А. Бантовой. -2-е изд., перераб. и доп., -М, Просвещение, 1976. 335 с.
  20. С.П. Сущность процесса обучения. -М., Просвещение, 1981. -143 с.
  21. С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении / Под ред. И. Ф. Свадковского, -М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.-124 с.
  22. И.И. Начальное обучение геометрии: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1966. -22 с.
  23. Н.М. Особенности уровня обучаемости учащихся вспомогательной школы: Тез. Докл. Седьмая науч. сессия по дефектологии 25−28 марта 1975 года. М., 1975.-с. 46−48.
  24. С.Я. Трудовая подготовка школьников в условиях научно-технической революции. -М., Знание, 1974. -96 с.
  25. Е. Развитие пространственного воображения учащихся вспомогательной школы в процессе трудовой деятельности // Дефектология. -1971. -№ 2. -с. 6−9.
  26. А.В. Моделирование как основа построения курса «Математика и конструирование»: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992. -17 с.
  27. Е.А. Повышение сознательности выполнения заданий по ручному труду учащимися вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1975.28 с.
  28. П.П. Избранные психологические произведения. -М, Изд-во АПН РСФСР, 1964. -547 с.
  29. В.П. Обучение элементам конструирования и расчета на уроках трудового обучения и математики в 1−3 классе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1978.-19 с.
  30. М.В. Элементы геометрии в начальных классах: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1966. -19 с.
  31. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. -346 с.
  32. В.И. Обучение учащихся вспомогательной школы применению знаний при выполнении учебно-практических заданий: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1969.-19 с.
  33. JI.C., Мерсиянова Г. Н. Дифференциация обучения умственно отсталых первоклассников // Дефектология. -1969. -№ 6. с.8−11.
  34. Ю. Межпредметные связи в обучении. // Межпредмеитные связи в преподавании основ наук. Вып.1.- Челябинск, ЧГПИ, 1973. -96 с.
  35. Т.В. Особенности использования чертежно-графических, измерительных и вычислительных навыков в трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1983. -21 с.
  36. Э. Г. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1955.-159 с.
  37. Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. -М., Просвещение, 1968. -365с.
  38. Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. -М., Педагогика, 1974.223 с.
  39. Взаимосвязь чувственного опыта и понятия в учебной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр./ Отв. ред. С. П. Баранов. -М., 1983. -186 с.
  40. Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении: Межвуз сб.науч. тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена. -Л., ЛГПИ, 1979. -130 с.
  41. С.И., Пчелкина О. Л. Математика и конструирование в 1 классе. -М., Просвещение, 1993. -24 с.
  42. С.И., Столярова Н. Н. Развитие познавательных способностей у детей на уроках математики в 1 классе. -М., Просвещение, 1994. -27 с.
  43. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников: Сб. статей /Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. -М., Педагогика, 1962,-287с.
  44. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе / Под ред. Г. М. Дульне-ва. -М., Педагогика, 1965. -243 с.
  45. Г. В. Формирование геометрических понятий на основе восприятий и представлений. -М., Учпедгиз, 1953. -325 с.
  46. В.В., Мачихина В. Ф. Основные направления по повышению эффективности урока во вспомогательной школе // Дефектология, -1981. 2. -с.15−17
  47. Вспомогательные школы для отсталых детей / Под ред. Е. В. Герье и Н. В. Чехова. -М., Задруга, 1923.171 с.
  48. Л.С. Умственное развитие в процессе обучения. -М.-Л., Учпедгиз, 1935. -45 с.
  49. Л.С. Избранные психологические произведения. -М., Просвещение, 1956. -467 с.
  50. Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка // Дефектология. -1976. -№ 6. -с. 3−9
  51. О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. -М., Просвещение, 1991. -92 с.
  52. О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. 89 с.
  53. П.Я., Талызина Н. Д. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопросы психологии.1957. -№>1.-с.6−9
  54. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме формированияумственных действий и понятий. -М., 1965. -38 с.
  55. П.Я. О формировании чувственных образов и понятий: Материалы совещания по психологии 1−6 июля 1965 года. -М., Просвещение, 1965. -с. 7−11
  56. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. -М., Наука, 1966. -с. 236−277
  57. Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины 19 века. / Под ред. Н. Г. Казанского и А. И. Сорокиной. -JI.-M., Учпедгиз, 1950. -274 с.
  58. Ф. Преподавание геометрии на основе деятельности учащихся. -М., 1914.-58с.
  59. Е.В. Вспомогательная школа для отсталых детей. -М., 1923. 178 с.
  60. Г. Д. Методы формирования и развития геометрических представлений у учащихся начальных классов: Автореф. дис. доктора пед. наук. -М., 1979, -45 с.
  61. М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. -М., Просвещение, 1965. -347 с.
  62. А.П., Дульнев Г. М. Задачи трудового обучения в специальной школе // Дефектология. -1976. -№ 5. -с. 3−9.
  63. Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -М., Педагогика, 1974. -117 с.
  64. А.Н. Вспомогательная школа (школа для умственно отсталых детей). -2-е изд. -JI, Госиздат, 1925. -328 с.
  65. А.Н. Олигофренопедагогика. Воспитание и обучение умственно отсталых детей. -М., Учпедгиз, 1941. -232 с.
  66. А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. -М., Учпедгиз, 1961. 196 с.
  67. В.П. Пути повышения эффективности обучения наглядной геометрии учащихся 1−2 классов вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Минск, 1978.-17 с.
  68. П.Н. Педагогика. -М., Учпедгиз., 1940, -622 с.
  69. Е.Н. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках труда. -М., Знание, 1987.129 с.
  70. Э.К. коррекционно-воспитательное значение ручного труда и его организация в специальном детском саду // Дефектология. -1969. -№ 2. -с. 60−67
  71. В.В. Соотношение конкретных и абстрактных знаний в начальном обучении. -М., Педагогика, 1968. -18 с.
  72. М.А. Процесс обучения в советской школе. -М., Педагогика, 1960. -385 с.
  73. А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Дис. на соискание учен, степени докт. пед. наук. -М., 1978. -381 с.
  74. Н.П. Формирование элементарных представлений и понятий у учащихся младших классов вспомогательной школы в педагогическом процессе. -М., 1949. -250 с.
  75. Г. М. Трудовое обучение и формирование эмоционально-волевых качеств учащихся вспомогательных школ. -М., Педагогика, 1968. -28с.
  76. Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование. -М., Педагогика, 1969. -15 с.
  77. В.В. О взаимной связи математики и черчения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1987.-19 с.
  78. И.Г. Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности: Автореф дис. доктора пед. наук. -Киев, 1967. -66 с.
  79. .П. Основы дидактики. -М., Педагогика, 1967. -324 с.
  80. И.К. Через доказательства к убеждениям. -М., Знание, 1980. -96 с.
  81. А.Н. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся в курсе математики восьмилетней школы на основе межпредметных связей: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1986. -17 с.
  82. А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. -228 с.
  83. А.В. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко. -М., Просвещение, 1986. -Т.1.- 320 с.
  84. А. Использование дидактического приема сравнения в развитии познавательной деятельности учащихся младших классов вспомогательной школы. Автореф. дис. канд пед наук. -Л., 1986.18 с.
  85. И.Д. Взаимная связь учебных предметов. -М, Просвещение, 1977. -64 с.
  86. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М., Педагогика, 1981. -159 с.
  87. М.В., Липкина А. И. О сравнении предметов умственно отсталыми школьниками: // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. трудов. -М., Учпедгиз, 1935. -с. 67−72
  88. В. П. Вергилес Е.И. Формирование зрительного образа. -М., Зна-ние1969. 243 с.
  89. П.И. Непроизвольное запоминание. -М., Просвещение, 1961. 58 с.
  90. В.И. Очерки психологии усвоения наглядных геометрических знаний. -М., Просвещение, 1955. 143 с.
  91. В.И. Формирование практических умений на уроках геометрии. -М., Просвещение, 1963.-79с.
  92. Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Известия АПН РСФСР. -1956. -Вып. 76. -с. 64−72
  93. И.И. Структура процесса учения. -М., Знание, 1986. -198 с.
  94. Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие. 2-е изд. перераб., М., Линка-Пресс, 1997, -288 с.
  95. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников: Проблема приемов умственной деятельности. -М, Изд-во АПН РСФСР, 1962.-376 с.
  96. JI.B. Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996. -16 с.
  97. ЮО.Калмыкова З. И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Советская педагогика. -1959. -№ 7. -с. 13−16
  98. П.А. Элементы наглядной геометрии в школе. -М, Просвещение, 1955. -205 с.
  99. Ю2.Карвялис В. Ю. Мышление умственно отсталых детей в процессе конструктивной деятельности: Тез. докл. пятой научн. сессии по дефектологии. -М., 1967. с.64−66
  100. А.П. Элементарная геометрия: Книга для учителя. -М., Просвещение, 1996.287 с.
  101. Юб.Ковалева Е. А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе. Пособие для учителя. 2-е изд. перераб. и доп., -М., Просвещение, 1985.-81 с.
  102. Ю7.Коропгов В. М. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. // Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. -М., Знание, 1977. С.27−30
  103. Ю8.Косатая В. М. Роль межпредметных связей в усвоении новых знаний. // методы и их дидактические функции: Межвуз сб. научн.трудов. -Челябинск, ЧГПИ, 1983. с 76- 79
  104. Ю9.Косткж Г. С. Избранные психологические труды / Под ред. Л. Н. Проколиенко. -М., Педагогика, 1988. -301 с.
  105. НО.Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Методика арифметики во вспомогательной школе. -М., Просвещение, 1962.108 с.
  106. Ш. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. -М., Просвещение, 1981.-96 с.
  107. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. -М., Педагогика, 1975.255 с.
  108. М.М. Процесс обучения на уроке: Учебное пособие. -М., МГПИ, 1976. -80 с.
  109. А.Н. Проблемы развития психики. -М., Просвещение, 1959. -453 с.
  110. ЛернерИ.Я. Дидактическая система методов обучения. -М., Знание, 1976.-64с. Пб. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. -М., Просвещение, 1981. -286с.
  111. А.И. Анализ и синтез при познании предметов учащимися вспомогательной школы. // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. -М., 1965. -с. 76−81.
  112. Н.А. Межпредметные связи и их роль в формировании знаний и умений школьников: Автореф дис. канд. пед. наук. -М., 1967. -20 с.
  113. В.И. Особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов // Умственно отсталый ребенок: Сб. науч. тр. -М., 1960. -с. 54−59
  114. В.И. Некоторые особенности совместной работы двух сигнальных систем в формировании двигательных реакций у детей-олигофренов: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1965. 24 с.
  115. А.А. Очерки психического развития ребенка. -М., Педагогика,. 1965.-254с.
  116. А.А. Детская психология. -М., Педагогика, 1971. -379 с.
  117. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М., Просвещение, 1987. -160 с.
  118. Ю.Т. Формирование геометрических представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы (на материале планиметрии): Автореф. дис. канд. пед. наук. -JL, 1973. -17с.
  119. Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. -Л., ЛГПИ, 1991. -23 с.
  120. В.Г. Трудовое обучение в 1−3 классах: Пособие для учителей. -М., Педагогика. 1980. -75 с.
  121. Н.Д. Развитие пространственных представлений у учащихся на уроках геометрии и черчения в восьмилетней школе. -М., Просвещение, 1973. -96 с.
  122. Межпредмеппные связи в преподавании предметов политехнического цикла / Под ред. В. А. Кондакова и В. А. Галутова. -Куйбышев, 1968. -87 с.
  123. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Челябинск, 1973. -Вып. 1.-96 с.
  124. Межпредметные связи в учебном процессе: Тематич. Сб. статей / Ред.-сост. Г. В. Воробьев. -М., 1974. -309 с.
  125. Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе: Тез. докл. Всесоюзн. науч. конф. -Алма-Ата, 1975. -365 с.
  126. Межпредметные связи в процессе обучения: Сб. науч. тр. -Рязань, 1976. -68 с.
  127. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы: Материалы третьего пленума ученого метод, совета при Министерстве Просвещения СССР. -М., Просвещение, 1977. 248 с.
  128. Н.А., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. -М., Просвещение, 1965. -224 с.
  129. Методические рекомендации к работе учителей и студентов над проблемой межпредметных связей. -Л., ЛГПИ, 1976. -130 с.
  130. Е.Е. Формирование учебных умений учащихся. // Методы и их дидактические функции: Межвуз. сб. научных трудов. -Челябинск, ЧГПИ, 1983. -112 с.
  131. С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Книга для учителя. -М., Просвещение, 1992. -127 с.
  132. Г. М. Проблема формирования умений, связанных с применением математики: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М, 1978. -16 с.
  133. А. Дидактические основы межпредметных связей математики и трудового обучения в общеобразовательной школе: Автореф. дис канд. пед. наук. -Ташкент, 1988.-18 с.
  134. МО.Немов Р. С. Психология. -М., Просвещение, 1990. -301 с.
  135. П.Н. Задачи с межпредметным содержанием в средних профессионально-технических училищах: Методическое пособие. -Минск, Вышейш. Школа, 1987.-144 с.
  136. М.М. О некоторых особенностях представлений у учащихся вспомогательной школы. // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. статей. -М., 1953. -с. 85−89
  137. Н.П. Трудовое обучение в 1−3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя.-2-е изд., испр., доп. -М., Просвещение, 1992. -173 с.
  138. Первоначальное обучение и воспитание / Под ред. Б. Г. Ананьева и А. И. Сорокиной. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. -213 с.
  139. М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. -М, Просвещение, 1996. -144 с.
  140. М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. 2-е изд. -М., Просвещение, 1992. -144с.
  141. М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида: Учебник для студ. дефект, фак. педвузов. 4-е изд., перераб. -М., Владос, 1999. -408 с.
  142. Л.Г. Математика 2 класс. -М., Инпро РЕС, 1995. -4.2. -112 с.
  143. В.Г. Влияние практических действий на сравнение предметов умственно отсталыми учениками: Тез. докл. второго съезда общества психологов. -М., 1963. -Вып.4. с. 87−96
  144. В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1968. -160 с.
  145. . Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии. -1965.-№ 6.-с. 33−51
  146. .И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. -320 с.
  147. .И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. -М., Педагогика, 1985. -126 с.
  148. М.У. Обучение и труд учащихся (педагогические основы связи). -Минск, 1975.-287 с.
  149. К.К., Голубев Г. Г. Психология. -М., Высшая школа, 1977. -247 с.
  150. Программы вспомогательной школы. Русский язык. Чистописание. Арифметика. Естествознание. География. М., Учпедгиз, 1947. — 80 с.
  151. Программы вспомогательной школы. -М., Учпедгиз, 1962. -224 с.
  152. Программы вспомогательной школы. Общеобразовательные предметы. -М., Просвещение, 1965. -231 с.
  153. Программы вспомогательной школы. -М., Просвещение, 1977. -264 с.
  154. Программы вспомогательной школы. -М., Просвещение, 1981. -155 с.
  155. Программы для вспомогательной школы. -Кишинев, Лумина, 1990. -350 с.
  156. Программы вспомогательной школы. -М., Просвещение, 1994.- 365 с.
  157. Программы для 0−4 классов школы 8-го вида (для детей с нарушениями интеллекта. -М., Дидакт, 1997.228 с.
  158. Программы подготовительных и 1−4 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида. М., Просвещение, 1999. -191 с.
  159. Программы 1−3 классов общеобразовательной школы. -М., Просвещение, 1998.-348с.
  160. Психологические возможности младших школьников в усвоении математики /Под ред. В. В. Давыдова. -М, Педагогика, 1969. 275 с.
  161. Психологические особенности формирования мыслительной деятельности младших школьников: Межвуз сб. науч. тр. ЛГПИ им А. И. Герцена -Л., 1984. -163 с.
  162. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной. -М, 1980. -175 с.
  163. А.М. Вопросы формирования геометрических представлений у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1966. -24 с.
  164. А.М. Геометрия в 1−4 классах. -М., Педагогика, 1965. -436 с.
  165. А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. -М., Педагогика, 1979. -207 с.
  166. Развитие геометрических представлений у учащихся начальных классов: Метод, рекомендации для учителей школ. -Сыктывкар, 1994. -106 с. 181 .Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -М., Просвещение, 1946. -286 с.
  167. С .Я. Психология умственно отсталого ребенка. -М., Просвещение, 1979.-192 с.
  168. А.Г. Роль непосредственного опыта и слова в образовании обобщений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1954. -19 с.
  169. JI.B. Больше внимания начальному обучению. -Воронеж,. Воронежское кн. изд-во, 1962. -15 с.
  170. Ручной труд во вспомогательной школе (1−3 класс) / Под ред. А. Н. Граборова. -М., Учпедгиз. 1948. -188 с.
  171. Ю.А. Очерки психологии ума. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. -504 с.
  172. В.Н. Коррекция интеллектуальных нарушений у учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1988. -45 с.
  173. М.Н. Проблемы современной дидактики. -2-е изд. -М., Педагогика, 1984.-95с.
  174. А.А. Пути развития советской психологии: 18 международный психологический конгресс. -М., Знание, 1966.31 с.
  175. И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей: Сравнение и познание отношений предметов -М., Просвещение, 1966. -224 с.
  176. А.И. Умственное воспитание в детском саду. -М., Просвещение, 1975.-175с.
  177. П.А. Формирование и развитие пространственных представлений у школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Д., 1953. 24с.
  178. Е.А. Пути формирования наглядных форм мышления у умственно отсталых дошкольников: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1992. -32 с.
  179. JI.C. Межпредметные связи в обучении. -М., Знание, 1985. -45 с.
  180. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. -М., Просвещение, 1988. -489 с.
  181. Н.Ф., Топоркова Л. А. Обучение детей дошкольного возраста ручному труду. -М., Просвещение, 1994. -192 с.
  182. П.Г. Обучение наглядной геометрии учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1949.19 с.
  183. А.С. Моделирование как условие формирования творческого мышления: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1986. -21 с.
  184. К.М. Активизация учебного процесса на уроках ручного труда во вспомогательной школе: Автореф. дис канд. пед наук. -М., 1964. -19 с.
  185. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. -М., Знание, 1987. 79 с. 202 .Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в проектах программ средней общеобразовательной школы. // Сов. Педагогика, 1979. -№ 8. -с.3−4
  186. О.Ф. Активизация учащихся на уроках теоретического и производственного обучения. -М., Высшая школа, 1968. -75 с.
  187. В.Н., Кирюшкин Л. М. Межпредметные связи. -М., Просвещение, 1972, -145 с.
  188. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении.-М., Педагогика, 1984.-80с.
  189. Л.Н. Система упражнений в подготовительном курсе геометрии. -М., Педагогика, 1973. -214 с.
  190. В.В. Формирование понятийных и практических знаний у умственно отсталых школьников на основе межпредметных связей естествознания и сельскохозяйственного труда: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998. -17 с.
  191. С.Г., Капустина Г. Н. Предметы вокруг нас: Курс коррекционно-развивающего обучения. -Смоленск, изд-во Ассоциация 21 век, 1998. -16с.
  192. Ф.Н. Вопрос о представлениях в трудах И.М. Сеченова и И. П. Павлова //Вопросы психологии. -1952. -№ 2. -с. 18−24
  193. В.А. Развитие элементов конструктивной деятельности у учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис канд. пед. наук. -М., 1982. -18 с.
  194. Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. М., Просвещение, 1965.-342 с.
  195. Е.Г. Математизация школьного урока химии. // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе: Сборник научных трудов. -4.2. -М., 1973.- с.56−60.
  196. B.C. Формирование общетрудовых умений у учащихся 5−7 классов на межпредметной основе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1990. -18 с.
  197. А.Г. Взаимная связь между трудовым обучением и другими предметами в начальных классах: Автореф. дис. докт. пед. наук. -Баку, 1972. -40 с.
  198. В.Г. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе.// Межпредметные связи в преподавании предметов политехнического цикла: Сборник научных трудов / Под ред. В. А. Кондакова и B.JI. Галутова. -Вып. 1. Челябинск, 1973. -с.23−28.
  199. Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. -М., Знание, 1962.437 с.
  200. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.-М., Знание, 1974.-64с.
Заполнить форму текущей работой