Формирование геометрических представлений на основе межпредметных связей у младших школьников с нарушениями интеллекта: На уроках математики и ручного труда
Диссертация
Источником формирования представлений является чувственный опыт, полученный в активной практической деятельности. Для учеников с нарушением интеллекта реализация межпредметных связей уроков общеобразовательного цикла и трудового обучения обеспечивает чувственную базу формирования представлений и умения их переноса в разные виды практической деятельности. Следовательно, межпредметная координация… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В
- ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
- 1. 1. Сущность и психолого-педагогические основы понятия «межпредметные связи
- 1. 2. Роль межпредметных связей в обучении школьников с нарушением интеллекта и нормально развивающихся учащихся
- ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ^ ИНТЕЛЛЕКТА 1 — 3 КЛАССОВ
- 2. 1. Методика констатирующего эксперимента
- 2. 2. 0. собенности геометрических представлений учащихся с нарушением интеллекта 1- 3 классов (в сравнении с 1-м классом общеобразовательной школы)
- 2. 1. Методика констатирующего эксперимента
- 3. 1. Теоретические основы обучающего эксперимента
- 3. 2. 3. адачи, организация и содержание обучающего эксперимента
- 3. 3. Результаты экспериментального обучения
Список литературы
- Аббасов М.Г. Развитие практической пространственной ориентировки у учащихся вспомогательной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1978. -19 с.
- Айтметова С.Ш. Использование трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы в качестве основы развития их речи. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Л., 1970. -21 с.
- Айтметова С.Ш., Горохова О. Г. Ручной труд во вспомогательной школе: Пособие для учителей 1 3 классов. — Ташкент, Укитувчи, 1977. -126 с.
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. -М., Просвещение, МГЗПИ, 1974.-107 с.
- Ананьев Б.Г. Проблема представлений в советской психологической науке// Философские записки. М. — Л., Изд-во АПН РСФСР, 1950. -Т.5. — с. 65−68
- Ананьев Б.Г. Вопросы детской и общей психологии. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.-156 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.-М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.96 с.
- Ананьев Б.Г. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. 86 с.
- Ананьев Б.Г. Осязание в процессах познания и труда. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.-168с.
- Ю.Ананьев Б. Г. Теория ощущений. -Л., Изд-во ЛГУ, 1961. -456 с.
- П.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. -М., Педагогика, 1980. -230 с.
- Антонов Н.С. Слагаемые знаний: О межпредметных связях в учебном процессе. -Архангельск, Сев.-Зап. кн. изд-во, 1969. -152 с.
- Антропов А.Г. Математика во вспомогательной школе: Учебное пособие. сПб., 1992. -73 с.
- И.Арнаутова И. М. Формирование представлений у умственно отсталых учеников 68 классов вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., Изд-во1. ЛГТШ, 1970.-19 с.
- Арнольдов М.А. Дидактический эффект применения элементов программированного обучения во вспомогательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1970. -21 с.
- Архип И.А. Методы и их дидактические функции. -Челябинск, ЧГПИ, 1983. 112 с.
- Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. -М., Педагогика, 1976.-192 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский.- М., Просвещение, 1990.345 с.
- Бантова М.А., Бельтюкова Г. В., Полевщикова А. М. Методика преподавания математики в начальных классах / Под ред. М. А. Бантовой. -2-е изд., перераб. и доп., -М, Просвещение, 1976. 335 с.
- Баранов С.П. Сущность процесса обучения. -М., Просвещение, 1981. -143 с.
- Баранов С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении / Под ред. И. Ф. Свадковского, -М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.-124 с.
- Барбул И.И. Начальное обучение геометрии: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1966. -22 с.
- Барская Н.М. Особенности уровня обучаемости учащихся вспомогательной школы: Тез. Докл. Седьмая науч. сессия по дефектологии 25−28 марта 1975 года. М., 1975.-с. 46−48.
- Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников в условиях научно-технической революции. -М., Знание, 1974. -96 с.
- Бедор Е. Развитие пространственного воображения учащихся вспомогательной школы в процессе трудовой деятельности // Дефектология. -1971. -№ 2. -с. 6−9.
- Белошистая А.В. Моделирование как основа построения курса «Математика и конструирование»: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992. -17 с.
- Билевич Е.А. Повышение сознательности выполнения заданий по ручному труду учащимися вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1975.28 с.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. -М, Изд-во АПН РСФСР, 1964. -547 с.
- Бобылкина В.П. Обучение элементам конструирования и расчета на уроках трудового обучения и математики в 1−3 классе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1978.-19 с.
- Богданович М.В. Элементы геометрии в начальных классах: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1966. -19 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. -346 с.
- Бондарь В.И. Обучение учащихся вспомогательной школы применению знаний при выполнении учебно-практических заданий: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1969.-19 с.
- Вавина JI.C., Мерсиянова Г. Н. Дифференциация обучения умственно отсталых первоклассников // Дефектология. -1969. -№ 6. с.8−11.
- Вайткевичус Ю. Межпредметные связи в обучении. // Межпредмеитные связи в преподавании основ наук. Вып.1.- Челябинск, ЧГПИ, 1973. -96 с.
- Варенова Т.В. Особенности использования чертежно-графических, измерительных и вычислительных навыков в трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1983. -21 с.
- Вацуро Э. Г. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1955.-159 с.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. -М., Просвещение, 1968. -365с.
- Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. -М., Педагогика, 1974.223 с.
- Взаимосвязь чувственного опыта и понятия в учебной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр./ Отв. ред. С. П. Баранов. -М., 1983. -186 с.
- Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении: Межвуз сб.науч. тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена. -Л., ЛГПИ, 1979. -130 с.
- Волкова С.И., Пчелкина О. Л. Математика и конструирование в 1 классе. -М., Просвещение, 1993. -24 с.
- Волкова С.И., Столярова Н. Н. Развитие познавательных способностей у детей на уроках математики в 1 классе. -М., Просвещение, 1994. -27 с.
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников: Сб. статей /Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. -М., Педагогика, 1962,-287с.
- Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе / Под ред. Г. М. Дульне-ва. -М., Педагогика, 1965. -243 с.
- Воробьев Г. В. Формирование геометрических понятий на основе восприятий и представлений. -М., Учпедгиз, 1953. -325 с.
- Воронкова В.В., Мачихина В. Ф. Основные направления по повышению эффективности урока во вспомогательной школе // Дефектология, -1981. 2. -с.15−17
- Вспомогательные школы для отсталых детей / Под ред. Е. В. Герье и Н. В. Чехова. -М., Задруга, 1923.171 с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие в процессе обучения. -М.-Л., Учпедгиз, 1935. -45 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. -М., Просвещение, 1956. -467 с.
- Выготский Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка // Дефектология. -1976. -№ 6. -с. 3−9
- Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. -М., Просвещение, 1991. -92 с.
- Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. 89 с.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Д. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопросы психологии.1957. -№>1.-с.6−9
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме формированияумственных действий и понятий. -М., 1965. -38 с.
- Гальперин П.Я. О формировании чувственных образов и понятий: Материалы совещания по психологии 1−6 июля 1965 года. -М., Просвещение, 1965. -с. 7−11
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. -М., Наука, 1966. -с. 236−277
- Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины 19 века. / Под ред. Н. Г. Казанского и А. И. Сорокиной. -JI.-M., Учпедгиз, 1950. -274 с.
- Гертель Ф. Преподавание геометрии на основе деятельности учащихся. -М., 1914.-58с.
- Герье Е.В. Вспомогательная школа для отсталых детей. -М., 1923. 178 с.
- Глейзер Г. Д. Методы формирования и развития геометрических представлений у учащихся начальных классов: Автореф. дис. доктора пед. наук. -М., 1979, -45 с.
- Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. -М., Просвещение, 1965. -347 с.
- Гозова А.П., Дульнев Г. М. Задачи трудового обучения в специальной школе // Дефектология. -1976. -№ 5. -с. 3−9.
- Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -М., Педагогика, 1974. -117 с.
- Граборов А.Н. Вспомогательная школа (школа для умственно отсталых детей). -2-е изд. -JI, Госиздат, 1925. -328 с.
- Граборов А.Н. Олигофренопедагогика. Воспитание и обучение умственно отсталых детей. -М., Учпедгиз, 1941. -232 с.
- Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. -М., Учпедгиз, 1961. 196 с.
- Гриханов В.П. Пути повышения эффективности обучения наглядной геометрии учащихся 1−2 классов вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Минск, 1978.-17 с.
- Груздев П.Н. Педагогика. -М., Учпедгиз., 1940, -622 с.
- Грузинцева Е.Н. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках труда. -М., Знание, 1987.129 с.
- Гульянц Э.К. коррекционно-воспитательное значение ручного труда и его организация в специальном детском саду // Дефектология. -1969. -№ 2. -с. 60−67
- Давыдов В.В. Соотношение конкретных и абстрактных знаний в начальном обучении. -М., Педагогика, 1968. -18 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. -М., Педагогика, 1960. -385 с.
- Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Дис. на соискание учен, степени докт. пед. наук. -М., 1978. -381 с.
- Долгобородова Н.П. Формирование элементарных представлений и понятий у учащихся младших классов вспомогательной школы в педагогическом процессе. -М., 1949. -250 с.
- Дульнев Г. М. Трудовое обучение и формирование эмоционально-волевых качеств учащихся вспомогательных школ. -М., Педагогика, 1968. -28с.
- Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование. -М., Педагогика, 1969. -15 с.
- Евпалова В.В. О взаимной связи математики и черчения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1987.-19 с.
- Еременко И.Г. Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности: Автореф дис. доктора пед. наук. -Киев, 1967. -66 с.
- Есипов Б.П. Основы дидактики. -М., Педагогика, 1967. -324 с.
- Журавлев И.К. Через доказательства к убеждениям. -М., Знание, 1980. -96 с.
- Загорский А.Н. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся в курсе математики восьмилетней школы на основе межпредметных связей: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1986. -17 с.
- Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. -228 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко. -М., Просвещение, 1986. -Т.1.- 320 с.
- Зарин А. Использование дидактического приема сравнения в развитии познавательной деятельности учащихся младших классов вспомогательной школы. Автореф. дис. канд пед наук. -Л., 1986.18 с.
- Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. -М, Просвещение, 1977. -64 с.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М., Педагогика, 1981. -159 с.
- Зверева М.В., Липкина А. И. О сравнении предметов умственно отсталыми школьниками: // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. трудов. -М., Учпедгиз, 1935. -с. 67−72
- Зинченко В. П. Вергилес Е.И. Формирование зрительного образа. -М., Зна-ние1969. 243 с.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. -М., Просвещение, 1961. 58 с.
- Зыкова В.И. Очерки психологии усвоения наглядных геометрических знаний. -М., Просвещение, 1955. 143 с.
- Зыкова В.И. Формирование практических умений на уроках геометрии. -М., Просвещение, 1963.-79с.
- Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Известия АПН РСФСР. -1956. -Вып. 76. -с. 64−72
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. -М., Знание, 1986. -198 с.
- Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие. 2-е изд. перераб., М., Линка-Пресс, 1997, -288 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников: Проблема приемов умственной деятельности. -М, Изд-во АПН РСФСР, 1962.-376 с.
- Калинникова JI.B. Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996. -16 с.
- ЮО.Калмыкова З. И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Советская педагогика. -1959. -№ 7. -с. 13−16
- Карасев П.А. Элементы наглядной геометрии в школе. -М, Просвещение, 1955. -205 с.
- Ю2.Карвялис В. Ю. Мышление умственно отсталых детей в процессе конструктивной деятельности: Тез. докл. пятой научн. сессии по дефектологии. -М., 1967. с.64−66
- Киселев А.П. Элементарная геометрия: Книга для учителя. -М., Просвещение, 1996.287 с.
- Юб.Ковалева Е. А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе. Пособие для учителя. 2-е изд. перераб. и доп., -М., Просвещение, 1985.-81 с.
- Ю7.Коропгов В. М. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. // Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. -М., Знание, 1977. С.27−30
- Ю8.Косатая В. М. Роль межпредметных связей в усвоении новых знаний. // методы и их дидактические функции: Межвуз сб. научн.трудов. -Челябинск, ЧГПИ, 1983. с 76- 79
- Ю9.Косткж Г. С. Избранные психологические труды / Под ред. Л. Н. Проколиенко. -М., Педагогика, 1988. -301 с.
- НО.Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Методика арифметики во вспомогательной школе. -М., Просвещение, 1962.108 с.
- Ш. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. -М., Просвещение, 1981.-96 с.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. -М., Педагогика, 1975.255 с.
- Левина М.М. Процесс обучения на уроке: Учебное пособие. -М., МГПИ, 1976. -80 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М., Просвещение, 1959. -453 с.
- ЛернерИ.Я. Дидактическая система методов обучения. -М., Знание, 1976.-64с. Пб. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. -М., Просвещение, 1981. -286с.
- Липкина А.И. Анализ и синтез при познании предметов учащимися вспомогательной школы. // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. -М., 1965. -с. 76−81.
- Лошкарева Н.А. Межпредметные связи и их роль в формировании знаний и умений школьников: Автореф дис. канд. пед. наук. -М., 1967. -20 с.
- Лубовский В.И. Особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов // Умственно отсталый ребенок: Сб. науч. тр. -М., 1960. -с. 54−59
- Лубовский В.И. Некоторые особенности совместной работы двух сигнальных систем в формировании двигательных реакций у детей-олигофренов: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1965. 24 с.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. -М., Педагогика,. 1965.-254с.
- Люблинская А.А. Детская психология. -М., Педагогика, 1971. -379 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М., Просвещение, 1987. -160 с.
- Матасов Ю.Т. Формирование геометрических представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы (на материале планиметрии): Автореф. дис. канд. пед. наук. -JL, 1973. -17с.
- Матасов Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. -Л., ЛГПИ, 1991. -23 с.
- Машинистов В.Г. Трудовое обучение в 1−3 классах: Пособие для учителей. -М., Педагогика. 1980. -75 с.
- Мацько Н.Д. Развитие пространственных представлений у учащихся на уроках геометрии и черчения в восьмилетней школе. -М., Просвещение, 1973. -96 с.
- Межпредмеппные связи в преподавании предметов политехнического цикла / Под ред. В. А. Кондакова и В. А. Галутова. -Куйбышев, 1968. -87 с.
- Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Челябинск, 1973. -Вып. 1.-96 с.
- Межпредметные связи в учебном процессе: Тематич. Сб. статей / Ред.-сост. Г. В. Воробьев. -М., 1974. -309 с.
- Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе: Тез. докл. Всесоюзн. науч. конф. -Алма-Ата, 1975. -365 с.
- Межпредметные связи в процессе обучения: Сб. науч. тр. -Рязань, 1976. -68 с.
- Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы: Материалы третьего пленума ученого метод, совета при Министерстве Просвещения СССР. -М., Просвещение, 1977. 248 с.
- Менчинская Н.А., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. -М., Просвещение, 1965. -224 с.
- Методические рекомендации к работе учителей и студентов над проблемой межпредметных связей. -Л., ЛГПИ, 1976. -130 с.
- Минченкова Е.Е. Формирование учебных умений учащихся. // Методы и их дидактические функции: Межвуз. сб. научных трудов. -Челябинск, ЧГПИ, 1983. -112 с.
- Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Книга для учителя. -М., Просвещение, 1992. -127 с.
- Морозов Г. М. Проблема формирования умений, связанных с применением математики: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М, 1978. -16 с.
- Мусурманов А. Дидактические основы межпредметных связей математики и трудового обучения в общеобразовательной школе: Автореф. дис канд. пед. наук. -Ташкент, 1988.-18 с.
- МО.Немов Р. С. Психология. -М., Просвещение, 1990. -301 с.
- Новиков П.Н. Задачи с межпредметным содержанием в средних профессионально-технических училищах: Методическое пособие. -Минск, Вышейш. Школа, 1987.-144 с.
- Нудельман М.М. О некоторых особенностях представлений у учащихся вспомогательной школы. // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. статей. -М., 1953. -с. 85−89
- Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1−3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя.-2-е изд., испр., доп. -М., Просвещение, 1992. -173 с.
- Первоначальное обучение и воспитание / Под ред. Б. Г. Ананьева и А. И. Сорокиной. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. -213 с.
- Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. -М, Просвещение, 1996. -144 с.
- Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. 2-е изд. -М., Просвещение, 1992. -144с.
- Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида: Учебник для студ. дефект, фак. педвузов. 4-е изд., перераб. -М., Владос, 1999. -408 с.
- Петерсон Л.Г. Математика 2 класс. -М., Инпро РЕС, 1995. -4.2. -112 с.
- Петрова В.Г. Влияние практических действий на сравнение предметов умственно отсталыми учениками: Тез. докл. второго съезда общества психологов. -М., 1963. -Вып.4. с. 87−96
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1968. -160 с.
- Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии. -1965.-№ 6.-с. 33−51
- Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. -320 с.
- Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. -М., Педагогика, 1985. -126 с.
- Пискунов М.У. Обучение и труд учащихся (педагогические основы связи). -Минск, 1975.-287 с.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. -М., Высшая школа, 1977. -247 с.
- Программы вспомогательной школы. Русский язык. Чистописание. Арифметика. Естествознание. География. М., Учпедгиз, 1947. — 80 с.
- Программы вспомогательной школы. -М., Учпедгиз, 1962. -224 с.
- Программы вспомогательной школы. Общеобразовательные предметы. -М., Просвещение, 1965. -231 с.
- Программы вспомогательной школы. -М., Просвещение, 1977. -264 с.
- Программы вспомогательной школы. -М., Просвещение, 1981. -155 с.
- Программы для вспомогательной школы. -Кишинев, Лумина, 1990. -350 с.
- Программы вспомогательной школы. -М., Просвещение, 1994.- 365 с.
- Программы для 0−4 классов школы 8-го вида (для детей с нарушениями интеллекта. -М., Дидакт, 1997.228 с.
- Программы подготовительных и 1−4 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида. М., Просвещение, 1999. -191 с.
- Программы 1−3 классов общеобразовательной школы. -М., Просвещение, 1998.-348с.
- Психологические возможности младших школьников в усвоении математики /Под ред. В. В. Давыдова. -М, Педагогика, 1969. 275 с.
- Психологические особенности формирования мыслительной деятельности младших школьников: Межвуз сб. науч. тр. ЛГПИ им А. И. Герцена -Л., 1984. -163 с.
- Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной. -М, 1980. -175 с.
- Пышкало А.М. Вопросы формирования геометрических представлений у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1966. -24 с.
- Пышкало А.М. Геометрия в 1−4 классах. -М., Педагогика, 1965. -436 с.
- Пышкало А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. -М., Педагогика, 1979. -207 с.
- Развитие геометрических представлений у учащихся начальных классов: Метод, рекомендации для учителей школ. -Сыктывкар, 1994. -106 с. 181 .Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -М., Просвещение, 1946. -286 с.
- Рубиниггейн С .Я. Психология умственно отсталого ребенка. -М., Просвещение, 1979.-192 с.
- Рузская А.Г. Роль непосредственного опыта и слова в образовании обобщений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1954. -19 с.
- Румянцева JI.B. Больше внимания начальному обучению. -Воронеж,. Воронежское кн. изд-во, 1962. -15 с.
- Ручной труд во вспомогательной школе (1−3 класс) / Под ред. А. Н. Граборова. -М., Учпедгиз. 1948. -188 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. -504 с.
- Синев В.Н. Коррекция интеллектуальных нарушений у учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1988. -45 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -2-е изд. -М., Педагогика, 1984.-95с.
- Смирнов А.А. Пути развития советской психологии: 18 международный психологический конгресс. -М., Знание, 1966.31 с.
- Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей: Сравнение и познание отношений предметов -М., Просвещение, 1966. -224 с.
- Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. -М., Просвещение, 1975.-175с.
- Сорокун П.А. Формирование и развитие пространственных представлений у школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Д., 1953. 24с.
- Стребелева Е.А. Пути формирования наглядных форм мышления у умственно отсталых дошкольников: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1992. -32 с.
- Стожок JI.C. Межпредметные связи в обучении. -М., Знание, 1985. -45 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. -М., Просвещение, 1988. -489 с.
- Тарловская Н.Ф., Топоркова Л. А. Обучение детей дошкольного возраста ручному труду. -М., Просвещение, 1994. -192 с.
- Тишин П.Г. Обучение наглядной геометрии учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1949.19 с.
- Турчин А.С. Моделирование как условие формирования творческого мышления: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1986. -21 с.
- Турчинская К.М. Активизация учебного процесса на уроках ручного труда во вспомогательной школе: Автореф. дис канд. пед наук. -М., 1964. -19 с.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. -М., Знание, 1987. 79 с. 202 .Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в проектах программ средней общеобразовательной школы. // Сов. Педагогика, 1979. -№ 8. -с.3−4
- Федорова О.Ф. Активизация учащихся на уроках теоретического и производственного обучения. -М., Высшая школа, 1968. -75 с.
- Федорова В.Н., Кирюшкин Л. М. Межпредметные связи. -М., Просвещение, 1972, -145 с.
- Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении.-М., Педагогика, 1984.-80с.
- Фетисова Л.Н. Система упражнений в подготовительном курсе геометрии. -М., Педагогика, 1973. -214 с.
- Хитрюк В.В. Формирование понятийных и практических знаний у умственно отсталых школьников на основе межпредметных связей естествознания и сельскохозяйственного труда: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998. -17 с.
- Шевченко С.Г., Капустина Г. Н. Предметы вокруг нас: Курс коррекционно-развивающего обучения. -Смоленск, изд-во Ассоциация 21 век, 1998. -16с.
- Шемякин Ф.Н. Вопрос о представлениях в трудах И.М. Сеченова и И. П. Павлова //Вопросы психологии. -1952. -№ 2. -с. 18−24
- Шинкаренко В.А. Развитие элементов конструктивной деятельности у учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис канд. пед. наук. -М., 1982. -18 с.
- Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. М., Просвещение, 1965.-342 с.
- Шмуклер Е.Г. Математизация школьного урока химии. // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе: Сборник научных трудов. -4.2. -М., 1973.- с.56−60.
- Штонь B.C. Формирование общетрудовых умений у учащихся 5−7 классов на межпредметной основе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1990. -18 с.
- Шуюоров А.Г. Взаимная связь между трудовым обучением и другими предметами в начальных классах: Автореф. дис. докт. пед. наук. -Баку, 1972. -40 с.
- Шуман В.Г. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе.// Межпредметные связи в преподавании предметов политехнического цикла: Сборник научных трудов / Под ред. В. А. Кондакова и B.JI. Галутова. -Вып. 1. Челябинск, 1973. -с.23−28.
- Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. -М., Знание, 1962.437 с.
- Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.-М., Знание, 1974.-64с.