Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика организации групповых форм работы учащихся на уроках физики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования: повышение эффективности обучения всех категорий учащихся (сильных, средних, слабых) на уроках физики может быть осуществлено на основе единой взаимосвязанной методической системы использования групповых форм работы при выполнении следующих условий: а) систематическом использовании ШР во всех видах учебной деятельностиб) применении Г1Р в сочетании с фронтальной… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕН Ж
  • Глава I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ГРУППОВЫХ ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНЕЙ’УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГ ЖЕ
    • I. История развития групповых форм работы учащихся
      • 1. 1. Классификация форм обучения
      • 1. 2. Предшественники групповой формы работы за рубежом
      • 1. 3. Развитие групповых форм работы учащихся в 2.0-м столетии в зарубежных учебных заведениях
    • 2. Развитие групповых форм организации деятельности учащихся в России
  • Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
    • I. Основные цели использования групповых форм работы (ГФР) на уроках, физики
    • 2. Общие вопросы организации групповых форм учебной работы
      • 2. 1. Принципы организации ГФР
      • 2. 2. Принципы комплектования групп
      • 2. 3. Организация деятельности учащихся внутри групп
      • 2. 4. О подготовке учителя к организации ГФР учащихся
    • 3. Организация ГФР в различных видах учебной деятельности учащихся на уроках физики
      • 3. 1. Использование ГФР при изучении нового материала
      • 3. 2. Использование ГФР при повторении и отработке пройденного материала
  • Глава III. ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Методика организации групповых форм работы учащихся на уроках физики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Всякое знание социально по своей природе, т. е. оно создается в процессе деятельности. людей, направленной на поиск путей преобразования окружающей действительности.

Школьные годы характеризуются интенсивным познанием ценностей, накопленных мировой культурой и наукой. Но подлинное их усвоение возможно лишь тогда, когда они становятся личностно значимыми. Приобретение статуса значимости знаний происходит в процессе общения и, в первую очередь, с людьми близкими по возрасту, жизненному опыту, интеллекту.

В подобном общении создается потребность «разделить мысль», убедить себя и другого в ее правоте. Весьма остроумно заметил психолог Ж. Пиаже: «. сами себе мы охотно верим на слово, и только в процессе общения возникает необходимость в проверке и I подтверждении мысли .

В подобном общении осуществляется обмен информацией, который характеризуется высоким уровнем понимания, экономией затрат времени. Образно говоря, общение можно назвать портативным средством трансляции информации, что крайне важно в обучении.

На уроке нередко наблюдается ситуация, когда после прозвучавшего простого вопроса учителя, в классе поднялись всего 2−3 руки. Попросив же ответить ученика не поднимавшего руку, можно услышать довольно неплохой ответ. Разбирая происходящее, выявляем, в основном, две причины пассивности учеников на уроках:

1. Одних сковывает боязнь ошибиться перед всем классом и подростковая застенчивость.

2. Другие считают, что незачем зря «тянуть» руку, т.к. всех т.

Мудрик A.B. Общение школьников. //Педагогика и психология. -М.: Знание, 1987. — * II. — С. 24. спросить не смогут.

Это то, что касается фронтальной (общеклассной) работы на уроке.

При индивидуальной работе, порою слабые и средние ученики долго просиживают без дела в ожидании помощи от учителя, а сильные, закончив выполнение задания раньше отведенного времени, выпадают из поля зрения учителя, который в это время занят консультацией слабых. Т. е., и те, и другие теряют драгоценное учебное время, оказываются не у дел.

Таким образом, возникает серьезный вопрос, как добиться активности каждого ученрка на уроке: сильного, среднего и слабого.

Доказано, что для развития мыслительной деятельности, которая способствует активности учащихся, следует широко использовать проблемное обучение /64, 65, 87, 97/.

Однако, многочисленные исследования /16, 17, 25, 42, 48/ показали, что при индивидуальном решении проблемы иногда возникает мощный, тормозящий работу фактор, так называемый «психологический барьер». Он обычно не осознается личностью, поэтому мешает ученику увидеть и преодолеть возникшие противоречия психологического и содержательного плана. Вырваться из этого «заколдованного круга» самостоятельно учащимся удается крайне редко и только при благоприятном стечении обстоятельств.

Групповая форма организации работы учащихся (ГФР) помогает им преодолевать этот психологический барьер. Причина здесь в том, что члены группы задают друг другу такие вопросы, какие не мог бы задать человек сам себе в силу своей психологической установки.

Можно подойти к проблеме и с другой стороны. Возьмем такой случай. Учитель задает классу вопрос, предлагает подумать над проблемой. В первый же момент ученики начинают переговарив&ткдя^^эШют соседа по парте, поворачиваются назад, зовут впереди сидящего. Учитель сердится, делает замечания. Однако, если прислушаться, то чаще всего оказывается, что ученики ведут не пустые разговоры, а задают друг цруг другу деловые вопросы, вопросы по существу, начинается обсуждение, взаимопомощь, обмен мнениями.

Так стоит ли учителю сердится и делать замечания? А может быть, «узаконить» подобные разговоры и поддержать «нелегальную» активность?

Думаем, что в этом случае напрашивается сама собою групповая форма работы.

Вопросу использования групповых форм работы (ПР) на уроках физики и посвящается настоящее исследование.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной теоретической разработанностью проблемы использования Г1Р на уроках физики. В частности, не раскрыты сколько-нибудь полно такие важные вопросы как принципы организации Г§ Р, принципы комплектования учебных групп, способы активизации познавательной деятельности учащихся, учет индивидуальных* особенностей учеников. Из сказанного ясно, что проблема применения ГФР в учебном процессе по физике остается актуальной.

Основная цель исследования: разработка методической системы применения ГФР учащихся при обучении физике. Такая система должна охватывать все основные виды учебной деятельности, быть ориентированной на достижение базового уровня знаний всеми категориями учащихся и развитие у ник творческих способностей и самостоятельности.

Объектом исследования является учебный процесс, направленный на развитие самостоятельности и творческихспособностей учащихся при изучении физики на основе использования групповых форм работы.

Предмет исследования — определение принципов организации ШР на уроках физики и разработка методики их реализации.

Гипотеза исследования: повышение эффективности обучения всех категорий учащихся (сильных, средних, слабых) на уроках физики может быть осуществлено на основе единой взаимосвязанной методической системы использования групповых форм работы при выполнении следующих условий: а) систематическом использовании ШР во всех видах учебной деятельностиб) применении Г1Р в сочетании с фронтальной и индивидуальной формами работыв) комплектовании групп в зависимости от дидактических целей урока и уровня развития учащихсяг) ознакомлении учащихся с общими правилами и приемами групповой работы и ее основными задачамид) разъяснении конкретных задач в различных видах деятельности учащихся и методики организации работы.

Исходя из цели исследования и сформулированной гипотезы, мы определили следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы использования ШР в психолого-педагогической и методической литературе по физике и в школьной практике.

2. Выявить причины недостаточного использования ШР в практике работы учителей физики.

3. Сформулировать основные принципы использования ГФР на уроках физики.

4. Разработать принципы комплектования учебныхгрупп в зависимости от целей и задач урока.

5. Разработать методику организации ШР т различных видах учебной деятельности по физике.

6. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой методической системы использования Г§ Р на уроках физики.

Методологическая основа исследования состоит:

— в философском аспекте — теория познания и ее диалектический метод;

— в психологическом аспекте — учение об индивидуальных особенностях личности и развитии псих^——ических функций сознания ребенка;

— в общедидактическом и методическом аспектах — теория развивающего обучения и теория формирования обобщенных умений и навыков.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы педагогического исследования:

1. Анализ философской, психолого-дидактической, научно-методической и учебной литературы, касающейся темы исследования;

2. Изучение и анализ опыта работы передовых учителей школы в плане исследуемой проблемы;

3. Педагогический эксперимент, в ходе которого систематически проводились контрольные срезы с целью выявления уровней развития учащихся экспериментальных и контрольных классов и групп сравнения.

Исследование проводилось в четыре этапа.

Первый этап (1989 — 1990 гг.). Изучение и анализ. литературы по рассматриваемой проблеме, изучение ее состояния в школьной практике. Проведение пробного эксперимента в школе № 12 г. Кургана с целью апробации методики применения ГФР на уроках разных видов и приобретения первоначальных навыков в организации этой работы".

На втором этапе (1990 — 1001 гг.) проверялась эффективность различных способов комплектования групп, которые были разработаны нами на основе изучения литературы, опыта работы ряда учителей физики и проведенного нами ранее педагогического эксперимента.

Третий этап (1991 — 1992 гг.). Корректировка методики использования Г§ Р в различных видах учебной деятельности, в частности, применение ГФР при выполнении учащимися домашних заданий творческого характера, а также уточнение способов комплектования групп и методики проведения педагогического эксперимента.

Четвертый этап (1992 — 1995 гг.). Проведение полномасштабного систематического обучающего эксперимента на основе разработанной нами системы использования ГФР в школе # 41 г. Кургана. Завершение педагогического эксперимента* обработка и анализ его результатов.

Научная новизна исследования заключается в теоретической разработке методической системы использования ГФР в различных видах учебной деятельности учащихся по физике.

Практическая значимость исследования заключается прежде всего в разработке научно-обоснованных рекомендаций по организации групповых форм работы в различных видах учебной деятельности учащихся.

Предложенная нами методическая система использования Г$Р приводит к значительному повышению учебной активности всех учеников на уроках физики, к развитию их творческих способностей, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.

На защиту выносится методическая система использования Г§ Р в различных видах деятельности учащихся по физике.

Апробация результатов исследования осуществлялась: а) в ходе экспериментального обучения в школах f 12, 41, 50, 32 г. Кургана, Лесниковской средней шсолм Кетовского района Курганской области, Курганском строительном техникуме (1989 -1995 гг.) — б) в выступлениях с докладами:

— на кафедре методики преподавания физики Курганского пединститута (9.11.94., 18.05.95, И.05.96);

— на методических объединениях учителей физики и математики школы Л* 41 г. Кургана (27.03.95, 19.01.96);

— перед студентами Ш и 1У курсов физмата Курганского пединститута (23.03.1994, 25.04.1996);

— на научно-практической конференции ШК РО Курганской области (27.01.1994);

— на XXI-M межвузовском научно-методическом семинаре «Науч** ные понятия в современном учебном процессе школы и вуза» (г. Челябинск, 19.05.1993);

— на П-й Всероссийской научно-практической конференции «Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и вуза» г. Челябинск, 12.05.1994);

— на ХХУ-м межвузовском научно-практическом семинаре «Научные понятия в учебно-воспитательном процессе» (г. Челябинск, 16.05.1995);

— на международной научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (г. Челябинск, 17.10.1995);

— на научно-практической конференции, посвященной 90-летию выдающегося психолога H.A. Менчинской (г. Москва, психологический институт РАО, 20.12.1995);

— на 1-й Всероссийской научно-практической конференции «Психодидактика высшего и среднего образования» (г. Барнаул, 9.01. 1996);

— на Всероссийской научной конференции «Философия образования и традиции русской школы» (г. Санкт-Петербург, 17.05,1995) — путем публикации в печати:

1. Групповые формы работы на уроках физики. /Результаты экспериментальных исследования./ //Опытно-экспериментальная работа в учебных заведениях Курганской области: проблемы, поиски, решения. Тез. докл. и сообщений на областной научно-практической конференции. — Курган: ИПК РАО, 1993. — С. 33−34.

2. Использование групповых форм работы при формировании физических понятий. //Научные понятии в современном учебном процессе школы и ВУЗа. Тез. докл. на XXI межвузовском научном семинаре 18−20 мая 1#93. — Ч. I. — Челябинск: ЧШИ, 1993.

С. 47−48. (В соавторстве с Малафеевым Р.И.).

3. О некоторых возможностях использования групповых форм работы при формировании физических понятий. //Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и ВУЗа. Тез. докл. на П-й Всероссийской научно-практической конференции 11−13 мая 1994 г. — Челябинск: ЧГПИ, 1994. — С. 113−114.

4. Ознакомление студентов с организацией групповых форм работы учащихся. //Подготовка студентов к творческой работе в школе. Тез. докл. ХХУП зонального совещания преподавателей физики, методики преподавания физики, астрономии и общетехни-ческих дисциплин пединститутов Урала, Сибири и Дальнего Востока. — Барнаул, 1994. — С. 54. (В соавторстве с Акименко С.Б.).

5. Предшественники групповой формы в России. //История отечества, науки и культуры в формировании национального самосознания у студентов. Опыт, проблемы, перспективыУ/Материалы докладов межвузовской научной конференции. — Курган, 1994. — С.93−95.

6. Применение групповых форм работы учащихся как один из способов повышения эффективности обучения физике. //Банк методических1 идей. Материалы представленные на конкурс в 1992 г. -Курган, 1994. — С. 127−128.

7. О формировании физическихпонятий на уроках закрепления материала с использованием групповых форм работы. //Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и ВУЗа. Тез. докл. ХХУ межвузовского научно-практического семинара. — Ч. I. -ЧелябинскЧГЛЙ, 1995. — С. 91.

8. Из опыта работы по формированию физическихпонятий при блочном изучении материала. .//Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и ВУЗа. Тез. докл. ХХУ межвузовского научно-практического семинара. — Ч. I. — Челябинск: ЧГЛЙ, 1995. -С. 90.

9. К вопросу о комплектовании при использовании групповых форм работы (ШР) в практике отечественной школы. //Проблемы образования на современном этапе. Материалы региональной научно-практической конференции. — Соликамск, 1995. — С. 213−214.

10. Групповые формы работы в традициях русской школы. //Философия образования и традиции русской школы. Тез. докл. и сообщений Всероссийской научной конференции 17−18 мая 1995 г. -Раздел Ш. — Санкт-Петербург, 1995. — С. 30−31.

11. Из опыта применения групповых форм работы студентами физмата. //Современные методы и формы обучения в подготовке учителя физики. Тез. докл. ХХУШ зонального совещания преподавателей физики, методики преподавания физики, астрономии и общетехнических дисциплин педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока. (10−12 октября 1995 г.) — Ч. 2. — Красноярск, 1995. — С. 25.

Диссертация состоит из введения, трек глав, заключения, библиографии (159 наименований). Объем диссертации 198 страниц основного машинописного текста, 30 рисунков, 23 таблицы.

Основные результаты исследования заключаются в следующем.

При умелом применении групповые формы работы дают положительный педагогический эффект. Они позволяют добиваться усвоения основного материала всеми категориями учащихся, в том числе и слабыми, помогают осуществлять оперативную обратную связь, индивидуализируют и дифференцируют процесс обучения. ГФР формируют у учащихся навыки коллективной работы и коллективного общения, направленного на глубокое усвоение учебного материала, и развитие интереса к предмету. Г$Р позволяют в ряде случаев снимать напряжение и негативное состояние у учеников, которые самостоятельно (индивидуально) не могут усваивать материал по ходу его изучения.

Таким образом, ГФР в сочетании с фронтальными, и ищдаввдгадь-ными формами работы безусловно представляют собою одно из важнейших средств совершенствования учебного процесса.

Важно также отметить, что ШР могут и должны использоваться во всех видах учебной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социальио-пситологические проблемы. — М.: Изд. МГУ, 1990. — 240 с.
  2. Л.В. Работа со способными учащимися в процессе обучения физике в 7−8 классах: Дисс. .канд.пед. наук. Ав-тореф. — Челябинск, 1994. — 17 с.
  3. В.Н. Групповая форма организации учебной деятельности учащихся средних профтехучилищ на уроках физики: Дисс.канд.пед.наук. Ленинград, 1986. — 198 с.
  4. В.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985. 208 с.
  5. Н.Ф., Аношкин А. П. Формы организации учебной деятельности при выполнении учащимися самостоятельных работ //Са-мостелтельная работа учащихся в учебном процессе современной школы. Челябинск, 1985. — С. 54−75.
  6. А. Об организации групповой работы и выборе заданий для нее //Советская педагогика и школа. 1972. — № 6. -С. 93−104.
  7. A.A. Формирование у учащихся старших классов обобщенных экспериментальных умений в условиях осуществления межпредметных связей физики и химии: Дисс.. канд.пед.наук. -Челябинск, 1981. 203 с.
  8. Брунер Процесс обучения /Пер. с англ. М.: АПН РСФСР, г1962. 83'с.
  9. C.B., Кондратьева A.C. Методические основы решения задач по физике в средней школе. Санкт-Петербург: Образование, 1996. — 80 с.
  10. А.И. Методика преподавания физики в средней школе. -М.: Просвещение, 1981. 288 с.
  11. A.A. Индивидуальный подход в обучении школьников //Советская педагогика. 1965. — $ 7. — С. 70−83.
  12. A.A. Какой урок можно считать современным? //Народное образование. 1975. — «2. — С. II9-I27.
  13. A.A. Оптимально©- сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на основе учета их познавательных возможностей /на материале обучения гуманитарным предметам в 1У кл./: Jfycc. .канд.пед.наук. Киев, 1978. — 198 с
  14. Т.К. Проблемы коллективных форм обучения в педагогической теории и практике советской школы (1917−193I гг): Дасс. .канд.пед.наук. Москва, 1975. — 212 с.
  15. Г. А. Некоторые результаты психологических исследований на материале курса физики //§-изика в школе. 1991. -Ш 2. — С. 75−80.
  16. И.П. Социальная психология малых групп и коллективов: Автореф. дисе. .докт. психол. наук. Ленинград, 1978.-36 с
  17. H.H. На международном симпозиуме по проблемам групповой деятельности в школе //Советская педагогика, 1971. -Ji° 7. — С. 152−158.
  18. З.А. Экскурсии в природу по физике с учащимися 6−7 классов/Методические рекомендации. Курган, 1976. — 18
  19. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1982. T. I. — 504 с.
  20. Выхруш В.А.' Оптимальное сочетание индивидуальных и коллектив ных форм учебной деятельности младших школьников: Дис. канд.пед.наук. Киев, 1984. — 218 с.
  21. Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. -М.: Мысль, 1967. 167 с.
  22. Д.Д. Из истории преподавания физики в России //Физика в школе. 1914. — № 4. — С. 6−7.
  23. И. Описание способа взаимного обучения по системам Белла, Ланкастера и других. Санкт-Петербург, 1820. — 4X2
  24. А.Т., Нурминский Й. Н., Пинский А. А. Методика преподавания физики в средней школе. М.: Просвещение, 1989. 270 с.
  25. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении /Методология развивающего образования/: Автореф. дисс .д-ра пед. наук. Челябинск, 1993. — 40 с.
  26. С.А., Раевский A.M. Групповая форма работы на уроке //Советская педагогика. 1989. -18. — С. 38−40.
  27. А. Одна из форм коллективной деятельности учащихся //Математика в школе. 1995. — № 5. — С. 30.
  28. Дальтон-план и индивидуализация процесса обучения. /Методические рекомендации. Курган, 1993. — 30 с.
  29. Е.И. Проблема оптимального сочетания общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроках физики (8−10 кл.): Дисс. .канд.пед.наук. Киев, 1980. — 238
  30. С.М. Человеческий фактор в условиях совместной деятельности людей //Проблемы активизации человеческого фактора в условиях совершенствования социализма. Караганда, 1988. — С. 13−22.
  31. Е.Л. Пути повышения уровня экспериментальной подготовки учащихся при обучении физике (на материале 7−8 клас сов): Дисс. .канд.пед.наук. Курган, 1994. — 192 с.
  32. В.М. Групповая форма сдачи экзамена: методические рекомендации //Технология контроля знаний студентов пединститута в процессе изучения педагогических дисциплин. -Челябинск, 1991. С. XI-I3.
  33. П.С., Яценко Л. В. Творческая деятельность как предает философского исследования //Диалектика творческой деятельности. Воронеж, 1989. — С. 5−19.
  34. В., Архипова В. Коллективный способ обучения //Учительская газета. 1987. — 29 августа, 8 сентября.
  35. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. -М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.
  36. П.М. Оценка эффективности обучения ыетодами математической статистики //Советская педагогика. 1965. -№ 6. — С. 83−97.
  37. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  38. Г. А. Уче* индивидуальных особенностей учащихся в различных видах учебной деятельности при обучении физике. /Методические рекомендации. Курган, 1989. — 31 с.
  39. Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1980. — 112 с.
  40. А.Н. Виды самостоятельной работы учащихся, способствующие систематизации знаний //Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы. Челябинск: ЧГПИ, 1985. — С. 3−12.
  41. С.Е. Психологические особенности подбора состава научных групп в зависимости от логической организационной структуры научного исследования //Психология коллективной деятельности. К., 1977. — 97 с.
  42. Использование бригадной формы организации занятий на уроках физики в средних профтехучилищ*х-Методйческие рекомендации //Составитель Антонова В. Н. Л.: ЛГОИ^им. Герцена, 1985. — 57 с.
  43. З.й. Психологические принципы развивающего обучения: Педагогика и психология учителю физики. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
  44. Й.С. Езучение фундаментальных физических теорий в средней школе. Челябинск, 1991. — 103 с.
  45. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1982. … — 656 с.
  46. А.Г. Зарубежные исследования группового принятия решений, связанные с риском //Вопросы психологии. -1976. «о. — С. 171−177.
  47. А.Г. Социально-перцептивные процессы в условиях группового принятия решений: Автореф. дисс. .канд. философ. наук. Москва, 1985. — 18 с.
  48. В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся /Пособие по спецкурсу. Рязань, 1977. — 100 с.
  49. Кривошапова Р.1. Поэлементный метод проверки знаний учащихся по физике: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1976. 194 с.
  50. Р.Д., Дубовская Е. М. Псикология малой группы, теоретический и прикладной аепекты. М.: МГУ, 1991.-205 с.
  51. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 304 с.
  52. А.Н. Психодидактика. 4.1. Теоретические основы психодидактики. Проблемное обучение /Учебное пособие. -Барнаул-Новосибирск, 1994. 71 с.
  53. И.Я., Тряпицина А. П. Раздвигая границы привычного: Путешествие по урокам физики. Л.: Лениздат, 1990. — 107 с.
  54. Н.Г. Состояние и основные тенденции физического образования в школах современной Японии: Дисс.. канд. пед. наук. Ленинград, 1988. — 197 с.
  55. А.И. Деятельность. Сознание. Личность. //Мзбр. псих, произв.: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — I.2. — 320 с.
  56. Д.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие. /К обоснованию «педагогики сотрудничества/ //Вестник высшей школы. M., 1989. — № II. — С. 39−45.
  57. Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975. -77 с.
  58. М.А. Организация фронтальных, групповых и индивидуальных самостоятельных работ учащихся: Дисс. .канд. пед. наук. Москва, 1974. — 214 с.
  59. В.И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Просвещение, 1988. — 125 с.
  60. А.З. Дифференцированно-групповое обучение школьников математики в условиях классно-урочной системы: Дисс. .канд. пед. наук. Калинин, 1969. — 231 с.
  61. В.В. Научное соавторство, как форма продуктивного общения //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С. 300−302.
  62. Р.И., Долганова Е. Л. Пути повышения уровня экспериментальной подготовки учащихся по физике. Москва-Курган, 1995. — 62 с.
  63. Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. -М.: Просвещение, 1980. 127 с.
  64. Р.И. Развитие учащихся на основе проблемного обучения физике. Челябинск- ЧГПЙ, 1975. — 160 с.
  65. Р.И., Семенова М. И., Долганова Е. Л. Творческие лабораторные работы по физике в 7 ктгассах. Курган: КГПИ, 1990. — 16 с.
  66. Р.И. Творческие задания по физике в У1-УП классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1971. — 88 с.
  67. Математические методы в исследованиях индивидуальной и групповой деятельности: Советскочехословацкий сборник научных трудов. М.: ИПАН, 1990. — 253 с.
  68. A.A., Петросян А. Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения. М.: Знание, 1981. -С. 37—83.
  69. H.A. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М.: Просвещение, 1971. — 54 с.
  70. JI.C., Владыкина Е. Ф. Научное общение в творчестве ученого /Философское освоение мира человеком. Ленинград, 1977. — С. 69−80.
  71. Методика преподавания физики в 6−7 классах средней школы /Под ред. В. П. Орехова и A.B. Усовой. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1976. — 384 с.
  72. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы: В 2 ч. /Под ред. В. П. Орехова и A.B. Усовой. М.: Просвещение, 1980. — 4.1. — 320 с.
  73. Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы /Под ред. A.B. Усовой. 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  74. Методы педагогических исследований /Под ред. А.И. Пискуно-ва, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256.с.
  75. Методы педагогической диагностики /Методические рекомендации. Курган, 1992. — 46 с.
  76. В.А. Психология группового решения задач. Киев, 1975. — 20 с.
  77. Мышление, процесс, деятельность, общение. -М.: Наука, 1982. 387 с.
  78. Народное образование в СССР общеобразовательных- школ. Сборник документов 1917—1937 гг. /Сост. Абакумов -М.: Просвещение, 1974. С. 163.
  79. Научные понятия в современном учебном процессе школы и вуза: Тез. докл. на 21 межвузовском научном семинаре 18−20 мая 1993 г. Челябинск- ЧГПИ, 1993. — 182 с.
  80. Нетрадиционные формы организации уроков физики /Методические рекомендации. Ленинград, 1989. — 93 с.
  81. Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроках, как одно из средств позышения эффективности учебного процесса: Дисс. .канд. пед. наук. Москва, 1972. — 217 с.
  82. А.Н. Дидактические условия использования внеучебных интересов школьников с целью предупреждения неуспеваемости:, Цисс.. .канд.пед.наук. Москва, 1980. -195 е.
  83. Общая психология. Учебник для пед. институтов /Под ред. A.B. Петровского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1977. — 479 с.
  84. И.Т. Педагогика: учебное пособие. М.: Просвещение, 1968. — 375 с.
  85. В. Процесс обучения. -М.: Учпедгиз, 1962.
  86. В. Основы проблемного обучения: Пер. с польск. -М.: Просвещение, 1968. 208 с.
  87. В.П., Корж Э. Д. Преподавание физики, а 9 классе средней школы /Пособие для учителя. 3-е изд., перераб.
  88. М.: Просвещение, 1986. 176 с.
  89. Педагогика школы /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. — 384 с.
  90. Педагогическая энциклопедия. T.I. М.: Просвещение, 1964. -С. 281.
  91. A.B. Психология межличностных отношений в группах и коллективах //Советская педагогика. 1974. — $ 4. -С. 81−92.
  92. A.B., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
  93. С.А. Групповая учебная деятельность учащихся в теории и практики обучения физике (на материале молекулярной физики и электродинамики): Дисс. .канд. пед. наук. -Киев, 1987. 240 с.
  94. С.А. Групповая учебная деятельность учащихся при обучении физике //Физика в школе. 1990. — № I. — С. 27−31.
  95. Программы средней общеобразовательной школы. #изика. Астрономия. М.: Просвещение, 1990. — 44 с.
  96. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975. — 181 с.
  97. В.Г. Развитие творческих способностей учащихсяв процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
  98. С.П. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  99. А.П. Сборник задач по физике 8−10 классы. -9-е изд. -М.: Просвещение, 1984. 192 с.
  100. Й.Н. Методика исследования личности в группе при коллективном решении творческих задач /Личность в психологическом эксперименте. Москва, 1973. — С. 94−115.
  101. А.П. Психология преступных групп. Пермь, 1991. -228 с.
  102. В.Я. Методика и техника школьного физического эксперимента. Новосибирск: НГПИ, 1990. — 102 с.
  103. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 95 с.
  104. В.П. Организация процесса обучения в совеюкой школе. М.: Просвещение, 1964. — 280 с.
  105. В.А. Сто cosefos учителю. Киев: Рал. пола, 1984. — 254 с.
  106. O.K. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 е.
  107. H.H. Методичесшт основе обучения учащихся решению задач по физике: Дисс. .д-ра пед. наук. -Челябинск, 1987. 378.с.
  108. М.Е. Качественны®- задачи по физике в 6−7 классах. М.: Просвещение, 1974. — 127 с.
  109. A.B. Актуальные проблемы развития современной системы школьного образования. Челябинск: Из-ю ЧШИ «Факел», 1994. — 15 с.
  110. A.B., Бобров A.A. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики, М.: Просвещение, 1988. -III с.
  111. ИЗ. Усова A.B., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1981. -158 с.
  112. A.B., Завьялов В. В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  113. A.B. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий. Челябинск, 1988. — 88 с.
  114. A.B. Развитие исследовали! по формированию у школьников обобщенных учебно-познавательных умений. -Челябинск: ЧШИ, 1992. II с.
  115. К.Д. Собрание сочинений: В XI т. М.:Л.: Педагогика, 1949. — Т.6. — 447 с.
  116. Р. Характер физических законов: Пер. с англ. /Под ред. Я. А. Смородинского. М.: Мир, 1968. — 232 с.
  117. Формирование творческой активности мышления учащихся: Сб. Ст. Омск: ОмГПИ, 1979. — 166 с. 120. 1ормировани? у учащихся умений самостоятельно проводить наблюдения и опыты /Под ред. A.B. Усовой и A.A. Боброва. Челябинск: ЧИШ, 1983. — 40 с.
  118. Формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков на I ступени их обучения физике /Под ред. Е.В. Оспеннико-ва. Пермь: Б.и., 1985 — 58 с.
  119. P.A. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979. — 176 с.
  120. С.А. Физический эксперимент в средней школе: 6−7 классы. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.1£4. Цингер A.B. Задачи и вопросы по физике. М.?Л.: ГТТИ, 1933. — 387 с.
  121. И.М. О дифференцированном обучении на уроках. -Омск, 1973. 155 с.
  122. И.М. О занятиях в учебных звеньях. Омск, 1969. -24 с.
  123. И.М. Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках (5−8 кл): Дисс. .канд. пед. наук. -Киев, 1969. 242 с.
  124. И.М. «Формы учебной работы в средней школе. -Москва, 1988. 157 с.
  125. И.А. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся, как эффективное средство активизации и* познавательной деятельности: Дисс. .канд. пед. наук. -Йошкар-Ола, 1973. 195 с.
  126. В.И. Диагностика качественного своеобразия и интенсивности функциональных психофизиологических состояний человека: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ленинград, 1983. — 19 с.
  127. Т.Н. Использование эксперимента при изучении основных вопросов механики в средней школе. Свердловск, СГПИ, 1981. — 43 с.
  128. Т.К. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. С-Петербург, 1992. — 37 с.
  129. С.Я. Домашние экспериментальные работы по физике. -М.: Просвещение, 1964. 48 с.
  130. С.Я. Физический практикум в восьмилетней школе. ~ М.: Просвещение, 1964. 100 с.
  131. Шаталов В.!., Шейман В. М., Хайт А. Т. Опорные коияпекты по кинематике и динамике. М.: Просвещение, 1989. — 143 с.
  132. Н.М., Шилов В.§-. Физический эксперимент в средней школе. -М.: Просвещение, 1989. 225 с.
  133. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  134. Э.Н., Шамаш С. Я. Методам преподавания особое внимание //Физика в школе. 1977. — № I. — С. 3−7.
  135. С.И. Домашние опыты по физике. //Физика в школе. -1981. № I. — С. 36−38.
  136. И.Л. Элементы управления мыслительной деятельности учащихся при решении задач по физике в средней школе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М.:1974. 26 с.
  137. .М. Основные вопросы современного школьного курса физики. М.: Просвещение, 1980. — 318 с.1|2. Яворук O.A. Интегративный курс «Естествознание» в старших классах средней школы: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 18 с.
  138. И.О. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1979. 144 с. 144. (xeldonl. 3ak indywxc/uahzue ртосев nauczama tizijkl. //Fizyka nu szole-ige2. s.44−4?.
  139. Gorski Ш. Zasada indywidualizacji w nauczarua fizykx.//Fl-zyka w szkoie.-s. IA9-I50.146. 3ozefczyk D. Dragama t iaie tnechamczTm.//Fizyka w szko-ie.- 1961.-^2.-3.109.
  140. DwzdzV. Pohwaientne srodki dydaktyczne w nauczantu fr-ztjki. //Frzyka w szkoie. 1963.-j^i X.- s. ai-a5.
  141. EhaszK. Zmoxch doswiedczer». //Fizyka v szkote.-I98l-V?5.-e. 305−306.
  142. DaUx rozvoj ceskosiovenske vychovne vzdeiavaci soustavg. Drlsi pr oj e к tu, — Pr a haSPN.-I976.-305 a.
  143. HoffmannK.-J. Moglichkeiten der dtdaktichen Differenzierung1тп Physlkunterrtcht.//Physik in der sbule.-1976.-rf f/в. s. 311−31?.151. fcruner I. Process of Education. Cambridge, 1966p,
  144. Crosbte, Paul V. Interaction in small groups .-New- York. Kacmiliari. London. C. 1975. XU *?a c.
  145. Training «mail groups study of five methods./Ed. bvj Bahuyjton. Smith a B. AFameil r Oxford etc Rergamon, JQ?9.
  146. Uillebrandt t. Qruppenunterricht.-Cruppenarbmt Vxen, I9S6. — 5.26.
  147. Praca eksperymentalna w szkole./Pod red. W. Okonra-War-azawa, ?963. S ?04.
  148. L.Ron Hubbard. The creation oi hu^an ability-(A handbook for scientologists.) Copenhagen «. New Era, 1990.- 290p.
  149. H.Petrrifkovskl. Szkola eksperymantalna w Lodzi 1925−1929, -s.54−56.
Заполнить форму текущей работой