Методика организации групповых форм работы учащихся на уроках физики
Диссертация
Гипотеза исследования: повышение эффективности обучения всех категорий учащихся (сильных, средних, слабых) на уроках физики может быть осуществлено на основе единой взаимосвязанной методической системы использования групповых форм работы при выполнении следующих условий: а) систематическом использовании ШР во всех видах учебной деятельностиб) применении Г1Р в сочетании с фронтальной… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕН Ж
- Глава I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ГРУППОВЫХ ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНЕЙ’УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГ ЖЕ
- I. История развития групповых форм работы учащихся
- 1. 1. Классификация форм обучения
- 1. 2. Предшественники групповой формы работы за рубежом
- 1. 3. Развитие групповых форм работы учащихся в 2.0-м столетии в зарубежных учебных заведениях
- 2. Развитие групповых форм организации деятельности учащихся в России
- I. История развития групповых форм работы учащихся
- Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
- I. Основные цели использования групповых форм работы (ГФР) на уроках, физики
- 2. Общие вопросы организации групповых форм учебной работы
- 2. 1. Принципы организации ГФР
- 2. 2. Принципы комплектования групп
- 2. 3. Организация деятельности учащихся внутри групп
- 2. 4. О подготовке учителя к организации ГФР учащихся
- 3. Организация ГФР в различных видах учебной деятельности учащихся на уроках физики
- 3. 1. Использование ГФР при изучении нового материала
- 3. 2. Использование ГФР при повторении и отработке пройденного материала
Список литературы
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социальио-пситологические проблемы. — М.: Изд. МГУ, 1990. — 240 с.
- Акишина Л.В. Работа со способными учащимися в процессе обучения физике в 7−8 классах: Дисс. .канд.пед. наук. Ав-тореф. — Челябинск, 1994. — 17 с.
- Антонова В.Н. Групповая форма организации учебной деятельности учащихся средних профтехучилищ на уроках физики: Дисс.канд.пед.наук. Ленинград, 1986. — 198 с.
- Бабанский В.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985. 208 с.
- Белокур Н.Ф., Аношкин А. П. Формы организации учебной деятельности при выполнении учащимися самостоятельных работ //Са-мостелтельная работа учащихся в учебном процессе современной школы. Челябинск, 1985. — С. 54−75.
- Бенно А. Об организации групповой работы и выборе заданий для нее //Советская педагогика и школа. 1972. — № 6. -С. 93−104.
- Бобров A.A. Формирование у учащихся старших классов обобщенных экспериментальных умений в условиях осуществления межпредметных связей физики и химии: Дисс.. канд.пед.наук. -Челябинск, 1981. 203 с.
- Брунер Процесс обучения /Пер. с англ. М.: АПН РСФСР, г1962. 83'с.
- Бубликов C.B., Кондратьева A.C. Методические основы решения задач по физике в средней школе. Санкт-Петербург: Образование, 1996. — 80 с.
- Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. -М.: Просвещение, 1981. 288 с.
- Вударный A.A. Индивидуальный подход в обучении школьников //Советская педагогика. 1965. — $ 7. — С. 70−83.
- Бударный A.A. Какой урок можно считать современным? //Народное образование. 1975. — «2. — С. II9-I27.
- Булда A.A. Оптимально©- сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на основе учета их познавательных возможностей /на материале обучения гуманитарным предметам в 1У кл./: Jfycc. .канд.пед.наук. Киев, 1978. — 198 с
- Бунеева Т.К. Проблемы коллективных форм обучения в педагогической теории и практике советской школы (1917−193I гг): Дасс. .канд.пед.наук. Москва, 1975. — 212 с.
- Вайзер Г. А. Некоторые результаты психологических исследований на материале курса физики //§-изика в школе. 1991. -Ш 2. — С. 75−80.
- Волков И.П. Социальная психология малых групп и коллективов: Автореф. дисе. .докт. психол. наук. Ленинград, 1978.-36 с
- Волков H.H. На международном симпозиуме по проблемам групповой деятельности в школе //Советская педагогика, 1971. -Ji° 7. — С. 152−158.
- Вологодская З.А. Экскурсии в природу по физике с учащимися 6−7 классов/Методические рекомендации. Курган, 1976. — 18
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1982. T. I. — 504 с.
- Выхруш В.А.' Оптимальное сочетание индивидуальных и коллектив ных форм учебной деятельности младших школьников: Дис. канд.пед.наук. Киев, 1984. — 218 с.
- Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. -М.: Мысль, 1967. 167 с.
- Галанин Д.Д. Из истории преподавания физики в России //Физика в школе. 1914. — № 4. — С. 6−7.
- Гамель И. Описание способа взаимного обучения по системам Белла, Ланкастера и других. Санкт-Петербург, 1820. — 4X2
- Глазунов А.Т., Нурминский Й. Н., Пинский А. А. Методика преподавания физики в средней школе. М.: Просвещение, 1989. 270 с.
- Гранатов Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении /Методология развивающего образования/: Автореф. дисс .д-ра пед. наук. Челябинск, 1993. — 40 с.
- Григорьев С.А., Раевский A.M. Групповая форма работы на уроке //Советская педагогика. 1989. -18. — С. 38−40.
- Грузин А. Одна из форм коллективной деятельности учащихся //Математика в школе. 1995. — № 5. — С. 30.
- Дальтон-план и индивидуализация процесса обучения. /Методические рекомендации. Курган, 1993. — 30 с.
- Дегтярев Е.И. Проблема оптимального сочетания общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроках физики (8−10 кл.): Дисс. .канд.пед.наук. Киев, 1980. — 238
- Дкакупов С.М. Человеческий фактор в условиях совместной деятельности людей //Проблемы активизации человеческого фактора в условиях совершенствования социализма. Караганда, 1988. — С. 13−22.
- Ддлганова Е.Л. Пути повышения уровня экспериментальной подготовки учащихся при обучении физике (на материале 7−8 клас сов): Дисс. .канд.пед.наук. Курган, 1994. — 192 с.
- Дугинцев В.М. Групповая форма сдачи экзамена: методические рекомендации //Технология контроля знаний студентов пединститута в процессе изучения педагогических дисциплин. -Челябинск, 1991. С. XI-I3.
- Дышлевый П.С., Яценко Л. В. Творческая деятельность как предает философского исследования //Диалектика творческой деятельности. Воронеж, 1989. — С. 5−19.
- Дьяченко В., Архипова В. Коллективный способ обучения //Учительская газета. 1987. — 29 августа, 8 сентября.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. -М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.
- Жучок П.М. Оценка эффективности обучения ыетодами математической статистики //Советская педагогика. 1965. -№ 6. — С. 83−97.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
- Захаров Г. А. Уче* индивидуальных особенностей учащихся в различных видах учебной деятельности при обучении физике. /Методические рекомендации. Курган, 1989. — 31 с.
- Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1980. — 112 с.
- Звягин А.Н. Виды самостоятельной работы учащихся, способствующие систематизации знаний //Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы. Челябинск: ЧГПИ, 1985. — С. 3−12.
- Злочевский С.Е. Психологические особенности подбора состава научных групп в зависимости от логической организационной структуры научного исследования //Психология коллективной деятельности. К., 1977. — 97 с.
- Использование бригадной формы организации занятий на уроках физики в средних профтехучилищ*х-Методйческие рекомендации //Составитель Антонова В. Н. Л.: ЛГОИ^им. Герцена, 1985. — 57 с.
- Калмыкова З.й. Психологические принципы развивающего обучения: Педагогика и психология учителю физики. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
- Карасова Й.С. Езучение фундаментальных физических теорий в средней школе. Челябинск, 1991. — 103 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1982. … — 656 с.
- Костинская А.Г. Зарубежные исследования группового принятия решений, связанные с риском //Вопросы психологии. -1976. «о. — С. 171−177.
- Костинская А.Г. Социально-перцептивные процессы в условиях группового принятия решений: Автореф. дисс. .канд. философ. наук. Москва, 1985. — 18 с.
- Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся /Пособие по спецкурсу. Рязань, 1977. — 100 с.
- Кривошапова Р.1. Поэлементный метод проверки знаний учащихся по физике: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1976. 194 с.
- Кричевский Р.Д., Дубовская Е. М. Псикология малой группы, теоретический и прикладной аепекты. М.: МГУ, 1991.-205 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 304 с.
- Крутский А.Н. Психодидактика. 4.1. Теоретические основы психодидактики. Проблемное обучение /Учебное пособие. -Барнаул-Новосибирск, 1994. 71 с.
- Ланина И.Я., Тряпицина А. П. Раздвигая границы привычного: Путешествие по урокам физики. Л.: Лениздат, 1990. — 107 с.
- Левандовская Н.Г. Состояние и основные тенденции физического образования в школах современной Японии: Дисс.. канд. пед. наук. Ленинград, 1988. — 197 с.
- Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. //Мзбр. псих, произв.: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — I.2. — 320 с.
- Леонтьев Д.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие. /К обоснованию «педагогики сотрудничества/ //Вестник высшей школы. M., 1989. — № II. — С. 39−45.
- Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975. -77 с.
- Лозовская М.А. Организация фронтальных, групповых и индивидуальных самостоятельных работ учащихся: Дисс. .канд. пед. наук. Москва, 1974. — 214 с.
- Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Просвещение, 1988. — 125 с.
- Макоев А.З. Дифференцированно-групповое обучение школьников математики в условиях классно-урочной системы: Дисс. .канд. пед. наук. Калинин, 1969. — 231 с.
- Максимов В.В. Научное соавторство, как форма продуктивного общения //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С. 300−302.
- Малафеев Р.И., Долганова Е. Л. Пути повышения уровня экспериментальной подготовки учащихся по физике. Москва-Курган, 1995. — 62 с.
- Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. -М.: Просвещение, 1980. 127 с.
- Малафеев Р.И. Развитие учащихся на основе проблемного обучения физике. Челябинск- ЧГПЙ, 1975. — 160 с.
- Малафеев Р.И., Семенова М. И., Долганова Е. Л. Творческие лабораторные работы по физике в 7 ктгассах. Курган: КГПИ, 1990. — 16 с.
- Малафеев Р.И. Творческие задания по физике в У1-УП классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1971. — 88 с.
- Математические методы в исследованиях индивидуальной и групповой деятельности: Советскочехословацкий сборник научных трудов. М.: ИПАН, 1990. — 253 с.
- Матюшин A.A., Петросян А. Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения. М.: Знание, 1981. -С. 37—83.
- Менчинская H.A. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М.: Просвещение, 1971. — 54 с.
- Мерзон JI.C., Владыкина Е. Ф. Научное общение в творчестве ученого /Философское освоение мира человеком. Ленинград, 1977. — С. 69−80.
- Методика преподавания физики в 6−7 классах средней школы /Под ред. В. П. Орехова и A.B. Усовой. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1976. — 384 с.
- Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы: В 2 ч. /Под ред. В. П. Орехова и A.B. Усовой. М.: Просвещение, 1980. — 4.1. — 320 с.
- Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы /Под ред. A.B. Усовой. 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
- Методы педагогических исследований /Под ред. А.И. Пискуно-ва, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256.с.
- Методы педагогической диагностики /Методические рекомендации. Курган, 1992. — 46 с.
- Моляко В.А. Психология группового решения задач. Киев, 1975. — 20 с.
- Мышление, процесс, деятельность, общение. -М.: Наука, 1982. 387 с.
- Народное образование в СССР общеобразовательных- школ. Сборник документов 1917—1937 гг. /Сост. Абакумов -М.: Просвещение, 1974. С. 163.
- Научные понятия в современном учебном процессе школы и вуза: Тез. докл. на 21 межвузовском научном семинаре 18−20 мая 1993 г. Челябинск- ЧГПИ, 1993. — 182 с.
- Нетрадиционные формы организации уроков физики /Методические рекомендации. Ленинград, 1989. — 93 с.
- Николаева Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроках, как одно из средств позышения эффективности учебного процесса: Дисс. .канд. пед. наук. Москва, 1972. — 217 с.
- Нюдюрмагомедов А.Н. Дидактические условия использования внеучебных интересов школьников с целью предупреждения неуспеваемости:, Цисс.. .канд.пед.наук. Москва, 1980. -195 е.
- Общая психология. Учебник для пед. институтов /Под ред. A.B. Петровского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1977. — 479 с.
- Огородников И.Т. Педагогика: учебное пособие. М.: Просвещение, 1968. — 375 с.
- Оконь В. Процесс обучения. -М.: Учпедгиз, 1962.
- Оконь В. Основы проблемного обучения: Пер. с польск. -М.: Просвещение, 1968. 208 с.
- Орехов В.П., Корж Э. Д. Преподавание физики, а 9 классе средней школы /Пособие для учителя. 3-е изд., перераб.
- М.: Просвещение, 1986. 176 с.
- Педагогика школы /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. — 384 с.
- Педагогическая энциклопедия. T.I. М.: Просвещение, 1964. -С. 281.
- Петровский A.B. Психология межличностных отношений в группах и коллективах //Советская педагогика. 1974. — $ 4. -С. 81−92.
- Петровский A.B., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
- Полетило С.А. Групповая учебная деятельность учащихся в теории и практики обучения физике (на материале молекулярной физики и электродинамики): Дисс. .канд. пед. наук. -Киев, 1987. 240 с.
- Полетило С.А. Групповая учебная деятельность учащихся при обучении физике //Физика в школе. 1990. — № I. — С. 27−31.
- Программы средней общеобразовательной школы. #изика. Астрономия. М.: Просвещение, 1990. — 44 с.
- Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975. — 181 с.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихсяв процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
- Рубинштейн С.П. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
- Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 8−10 классы. -9-е изд. -М.: Просвещение, 1984. 192 с.
- Семенов Й.Н. Методика исследования личности в группе при коллективном решении творческих задач /Личность в психологическом эксперименте. Москва, 1973. — С. 94−115.
- Симонов А.П. Психология преступных групп. Пермь, 1991. -228 с.
- Смненко В.Я. Методика и техника школьного физического эксперимента. Новосибирск: НГПИ, 1990. — 102 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 95 с.
- Орезикозин В.П. Организация процесса обучения в совеюкой школе. М.: Просвещение, 1964. — 280 с.
- Сухомяинский В.А. Сто cosefos учителю. Киев: Рал. пола, 1984. — 254 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 е.
- Тульхибаева H.H. Методичесшт основе обучения учащихся решению задач по физике: Дисс. .д-ра пед. наук. -Челябинск, 1987. 378.с.
- Тульчинекий М.Е. Качественны®- задачи по физике в 6−7 классах. М.: Просвещение, 1974. — 127 с.
- Усова A.B. Актуальные проблемы развития современной системы школьного образования. Челябинск: Из-ю ЧШИ «Факел», 1994. — 15 с.
- Усова A.B., Бобров A.A. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики, М.: Просвещение, 1988. -III с.
- ИЗ. Усова A.B., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1981. -158 с.
- Усова A.B., Завьялов В. В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
- Усова A.B. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий. Челябинск, 1988. — 88 с.
- Усова A.B. Развитие исследовали! по формированию у школьников обобщенных учебно-познавательных умений. -Челябинск: ЧШИ, 1992. II с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В XI т. М.:Л.: Педагогика, 1949. — Т.6. — 447 с.
- Фейман Р. Характер физических законов: Пер. с англ. /Под ред. Я. А. Смородинского. М.: Мир, 1968. — 232 с.
- Формирование творческой активности мышления учащихся: Сб. Ст. Омск: ОмГПИ, 1979. — 166 с. 120. 1ормировани? у учащихся умений самостоятельно проводить наблюдения и опыты /Под ред. A.B. Усовой и A.A. Боброва. Челябинск: ЧИШ, 1983. — 40 с.
- Формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков на I ступени их обучения физике /Под ред. Е.В. Оспеннико-ва. Пермь: Б.и., 1985 — 58 с.
- Хабиб P.A. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979. — 176 с.
- Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе: 6−7 классы. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.1£4. Цингер A.B. Задачи и вопросы по физике. М.?Л.: ГТТИ, 1933. — 387 с.
- Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. -Омск, 1973. 155 с.
- Чередов И.М. О занятиях в учебных звеньях. Омск, 1969. -24 с.
- Чередов И.М. Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках (5−8 кл): Дисс. .канд. пед. наук. -Киев, 1969. 242 с.
- Чередов И.М. «Формы учебной работы в средней школе. -Москва, 1988. 157 с.
- Чуриков И.А. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся, как эффективное средство активизации и* познавательной деятельности: Дисс. .канд. пед. наук. -Йошкар-Ола, 1973. 195 с.
- Чурков В.И. Диагностика качественного своеобразия и интенсивности функциональных психофизиологических состояний человека: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ленинград, 1983. — 19 с.
- Шамало Т.Н. Использование эксперимента при изучении основных вопросов механики в средней школе. Свердловск, СГПИ, 1981. — 43 с.
- Шамало Т.К. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. С-Петербург, 1992. — 37 с.
- Шамаш С.Я. Домашние экспериментальные работы по физике. -М.: Просвещение, 1964. 48 с.
- Шамаш С.Я. Физический практикум в восьмилетней школе. ~ М.: Просвещение, 1964. 100 с.
- Шаталов В.!., Шейман В. М., Хайт А. Т. Опорные коияпекты по кинематике и динамике. М.: Просвещение, 1989. — 143 с.
- Шахмаев Н.М., Шилов В.§-. Физический эксперимент в средней школе. -М.: Просвещение, 1989. 225 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Эвенчик Э.Н., Шамаш С. Я. Методам преподавания особое внимание //Физика в школе. 1977. — № I. — С. 3−7.
- Юров С.И. Домашние опыты по физике. //Физика в школе. -1981. № I. — С. 36−38.
- Юфанова И.Л. Элементы управления мыслительной деятельности учащихся при решении задач по физике в средней школе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М.:1974. 26 с.
- Яворский Б.М. Основные вопросы современного школьного курса физики. М.: Просвещение, 1980. — 318 с.1|2. Яворук O.A. Интегративный курс «Естествознание» в старших классах средней школы: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 18 с.
- Якиманская И.О. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1979. 144 с. 144. (xeldonl. 3ak indywxc/uahzue ртосев nauczama tizijkl. //Fizyka nu szole-ige2. s.44−4?.
- Gorski Ш. Zasada indywidualizacji w nauczarua fizykx.//Fl-zyka w szkoie.-s. IA9-I50.146. 3ozefczyk D. Dragama t iaie tnechamczTm.//Fizyka w szko-ie.- 1961.-^2.-3.109.
- DwzdzV. Pohwaientne srodki dydaktyczne w nauczantu fr-ztjki. //Frzyka w szkoie. 1963.-j^i X.- s. ai-a5.
- EhaszK. Zmoxch doswiedczer». //Fizyka v szkote.-I98l-V?5.-e. 305−306.
- DaUx rozvoj ceskosiovenske vychovne vzdeiavaci soustavg. Drlsi pr oj e к tu, — Pr a haSPN.-I976.-305 a.
- HoffmannK.-J. Moglichkeiten der dtdaktichen Differenzierung1тп Physlkunterrtcht.//Physik in der sbule.-1976.-rf f/в. s. 311−31?.151. fcruner I. Process of Education. Cambridge, 1966p,
- Crosbte, Paul V. Interaction in small groups .-New- York. Kacmiliari. London. C. 1975. XU *?a c.
- Training «mail groups study of five methods./Ed. bvj Bahuyjton. Smith a B. AFameil r Oxford etc Rergamon, JQ?9.
- Uillebrandt t. Qruppenunterricht.-Cruppenarbmt Vxen, I9S6. — 5.26.
- Praca eksperymentalna w szkole./Pod red. W. Okonra-War-azawa, ?963. S ?04.
- L.Ron Hubbard. The creation oi hu^an ability-(A handbook for scientologists.) Copenhagen «. New Era, 1990.- 290p.
- H.Petrrifkovskl. Szkola eksperymantalna w Lodzi 1925−1929, -s.54−56.