Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы моделирования активной образовательной среды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доступность для полисенсорного восприятия, которая предполагает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств, как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений. Процесс формирования активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья опирается на общепедагогические… Читать ещё >

Принципы моделирования активной образовательной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс формирования активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья опирается на общепедагогические принципы: гуманитаризации, научности, сознательности и активности личности; приоритетности образовательных задач.

Необходим также учет специфических принципов проектирования и моделирования образовательной среды.

  • 1. Безопасность, которая предполагает определенную предметную и пространственную организацию среды, позволяющую минимизировать у ребенка чувство неуверенности и страха. Он получает возможность, используя доступные правила и средства защиты, свободно ориентироваться, передвигаться и выполнять необходимые действия.
  • 2. Насыщенность культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире), что значительно стимулирует его познавательную активность, непроизвольное и произвольное внимание, деятельность.
  • 3. Доступность для полисенсорного восприятия, которая предполагает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств, как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений.
  • 4. Смысловая упорядоченность. Предполагает, что все виды отношений в образовательной среде организуются в соответствии с определенной системой правил, понимание и выполнение которых значительно повышает эффективность жизнедеятельности ребенка.
  • 5. Погружение в систему социальных отношений. Организация образовательной среды обеспечивает ребенку событийную общность, стимулирует его активное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми.
  • 6. Развивающий характер. Предполагаег наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих.
  • 7. Ориентация на охрану и развитие реальных и потенциальных познавательных возможностей. Организация образовательной среды ставит ребенка перед необходимостью работать в зоне актуального и ближайшего развития.

Все вышеперечисленные принципы, а также принципы системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

единства диагностики и коррекции; интеграции усилий ближайшею социального окружения; принцип терминологической адекватности; принцип междисциплинарности и координирующего характера деятельности психолога; этические принципы и связанный с ними принцип профессиональной компетенции выступают в роли основных ориентиров при проектировании и моделировании как целостной образовательной среды, гак и локальных сред, обеспечивающих решение оперативных задач обучения и воспитания дегей в условиях современной школы.

Решая задачу моделирования активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, следует учитывать существующую взаимосвязь структуры образовательной среды и структуры образовательного и воспитательного пространств. Возникновение и существование активной образовательной среды обусловлено самими субъектами образования, причем чем больше таких субъектов, тем более богатой, насыщенной, более плотной и многообразной становится активная образовательная среда.

Как отмечает А. А. Бизяева, выделяются следующие законы формирования активной развивающей образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • — образовательная среда соразмерна развивающейся в ней личности;
  • — педагог и обучающийся выступают в ней в роли субъектов;
  • — организация в ней носит социально-личностный характер;
  • — образовательная среда представляет собой совокупность внешних и внутренних условий;
  • — образовательная среда культуросообразна, поскольку именно в ней возможно переосмысление старых и создание новых культурных норм в процессе образования;
  • — образовательная среда вариативна (педагог и обучающийся имеют возможность строить образовательную среду на основании своих потребностей и в соответствии со своим направлением развития);
  • — образовательная среда предполагает выбор обучающих методик, направленных на различные способы деятельности педагога и обучающегося;
  • — любая деятельность ее субъектов является креативной и исследовательской;
  • — образовательная среда направлена на формирование у субъектов всех видов рефлексии.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой