Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ногайские дастаны: национальная специфика, межэтнические и фольклорно-литературные взаимосвязи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дастаны всех народов имеют романическое (новеллическое) содержание. «Дастан — это эпический жанр в фольклоре и литературечаще всего литературная обработка сказочных сюжетов, легенд и преданий», — пишет Х. Г. Короглы й книге «Туркменская литература». 1 Это определение можно отнести к кумыкским дастанам «Тахир и Зухра», «Лайла и Межнун», «Бозйигит», которые имеются у них в литературной обработке… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Ногайские народные дастаны: национальная специфика и фольклорные связи
    • 1. Тематика и проблематика ногайских дастанов
    • 2. Композиционные формы и поэтические приемы общее и национально-специфическое)
  • Глава II. Влияние дастанов на лиро-эпическую литературную поэзию ногайцев
    • 1. Ногайские народные сказители. Поэмы
  • Суюмбийке" и «Карайдар и Кызыл-Гуль»
    • 2. Влияние дастанного эпоса на творчество ногайских поэтов

Ногайские дастаны: национальная специфика, межэтнические и фольклорно-литературные взаимосвязи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Большая часть ногайцев проживает на территории Дагестана, Чечни, Ставропольского края, Астраханской области и в Республике Карачаево-Черкесия.

Современные ногайцы — это часть довольно многочисленного в прошлом народа, который в Х1-ХУШ веках создал несколько государств — Большую Ногайскую Орду, Малую Ногайскую Орду, Астраханское ханство, Тюменское, Бораханскоб, Едисанское и Буджакское княжества и населял степи между Иртышем и Дунаем.1.

У ногайцев бытует два языковых диалекта: кубанский и караногайский. Формирование ногайского литературного языка началось после Октябрьской революции 1917 года. С древних времен до 1928 года ногайская письменность основывалась на арабской графике. В 1928 году был осуществлен переход на латинскую основу, а в 1938 году — на русскую.

Особую культурную ценность ногайского народа составляет созданный им на протяжении многовековой истории богатейший фольклор.

Сбором1 ббразцов ногайского фольклора занимались в XIX веке Ч. Валиханов, А. Рудановский, М. Османов, Н. Семенов, А. Архипов, Г. Ананьев, В.Радлов. Их публикации имеют важное значение в том плане, что они обратили внимание на фольклор ногайцев, подняли вопрос о необходимости его серьезного и глубокого изучения. В конце XIX — начале XX века началась просветительская работа Абдул-Хамида Шаршембиевича Джанибекова (18 791 955). В историю ногайской культуры он вошел как собиратель, исследователь и издатель фольклора. Результатом его тридцатилетней собирательской деятельности явилось создание рукописного четырехтомника текстов ногайского фольклора, названного им «Сокровищницей слов». Труд А.-Х.Ш.Джанибекова дает достаточно полное представление о ногайском фольклоре, о его жанровом и эстетическом богатстве. В «Сокровищницу слов» вошли почти все жанры ногайского устно-поэтического творчества.

Огромную часть устного поэтического творчества ногайцев составляет эпос, в который входят героические (баьтир йырлары) и лиро-эпические (ашыклык дестанлары) народные поэмы. Ни в каком другом жанре фольклора поэтический дар ногайского народа не проявился с такой силой, как в эпосе.

Среди народных лиро-эпических поэм наиболее популярными являются дастаны «Бозйигит», «Козы-Корпеш и Баян-Слу», «Тёлеген и Кыз-Иибек», «Ариз и Ханбер», «Шах-Исмаил», «Кунтуган и Колбике», «Тахир и Зухра» и многие другие.2 На сегодняшний день записаны и изданы в разные годы дастаны «Бозйигит», «Тахир и Зухра», «Тёлеген и Кыз-Йибек», «Лайла и Межнун», «Ариз и Ханбер».

Дастанный эпос ногайского народа не стал еще объектом специального монографического исследования. Ногайцы разбросаны по разным районам, областям, то есть отсутствие компактности проживания и научных кадров затрудняло собирание и изучение ногайских дастанов. Научное изучение лиро-эпических поэм ногайцев проводится только в Карачаево-черкесском институтегуманитарных исследований. Этой работой занимается фольклорист Ашим Имам-Маземович Сикалиев, который собрал и издал в разные годы дастаны «Тахир и Зухра» (записан у жителя Адыге-Хабльского района Халила.

Найманова), «Тёлеген и Кыз-Иибек» (записан у жителя аула Нариман Ногайского района Дагестана). Говоря о работах А. Сикалиева, автор книги «История Ногайской Орды» Трепавлов Вадим Винцерович отмечает: «В 1994 году в Черкесске вышла книга А.И.-М. Сикалиева „Ногайский героический эпос“. В ней рассмотрен и разобран ногайский эпический фольклор, проанализированы упоминаемые в нем реалии. А. Сикалиев вводит в научный оборот тексты сказаний и, главное, сочинения ногайско-кипчакских средневековых поэтов Асана Кайглы, Шал-Кийиза, Каз-Тугана. После дипломатической переписки биев и мурз это вторая и не менее важная группа источников, созданных самими ногаями. Пожалуй, с изданием этого труда А.И.-М.Сикалиева ногаеведы получили последнее звено сохранившегося фонда источников — собственно ногайскую устную литературу».3.

Надо отметить, что варианты дастанов «Бозйигит», «Тахир и Зухра», «Тёлеген и Кыз-Йибек» записаны собирателем фольклора Тахиром Акманбетовым, но они еще не опубликованы. Рукописи хранятся у Т. Акманбетова в селении Терекли-Мектеб.

Дастанный эпос является одним из любимых жанров фольклора ногайского народа. Но этот своеобразный жанр устного народного творчества ногайцев, к сожалению, до сих пор в достаточной мере не изучен. Сведения о дастанах ограничиваются газетными статьями и разделами в учебниках. Это одна из причин, побудивших диссертанта заняться исследованием народных лиро-эпических поэм.

В настоящем исследовании автор ставит себе целью ввести в научный оборот один из широко распространенных жанров ногайского народа — дастан, вскрыть идейное содержание и проанализировать художественную форму дастанов «Бозйигит», «Лайла и Межнун», «Ариз и Ханбер», «Тёлеген и Кыз-Йибек», «Тахир и Зухра».

Анализируя ногайские народные лиро-эпические поэмы и их варианты на других тюркских языках, мы стараемся выяснить, насколько была стабильной традиционная трактовка сюжета, насколько сам сюжет зависит от индивидуальных способностей и наклонностей сказителей.

Версии дастанов в основе своей раскрывают семейно-бытовые отношения народа, разоблачают косные устои патриархально-феодального общества, эта линия в сюжете является постоянной для всех сказителей.

Поскольку рассматриваемые дастаны относятся к социально-бытовым, мы пытаемся осветить такие их стороны, которые связаны с проблемами нравственного порядка, а именно: с народными понятиями о чести и долге, о человеческих взаимоотношениях, с отражением семейных отношений в патриархальном родовом обществе. Мы стремимся объяснить содержание дастана условиями исторической обстановки, определяющими характер и содержание этих социально-бытовых поэм. Народность, глубокий смысл и художественное совершенство образов в дастанах мы связываем с многолетним их бытованием.

Герои ногайских дастанов — молодая влюбленная пара — вступают в конфликт с различными социальными или религиозными нормами своего времени. Борьба молодых за свое счастливое будущее нарастает, переживания героев приобретают общественное значение.

Дастаны как художественное наследие народа являлись в прошлом одной из главных форм художественного отражения действительности. «В течение, «веков поэтическое творчество народа служило средством самовыражения, оно заменяло народу почти все виды искусства».4.

Ногайские дастаны имеют романическое содержание. В них рассказывается о трагической судьбе влюбленных, разлученных по воле родителей или в силу других обстоятельств. Нередко герой отправляется в далекую страну за красавицей, которую он полюбил с первого взгляда, увидев во сне или услышав о ней весть от других людей. Основная тема этих произведений — любовь, которая вступает в конфликт с общественным и семейным укладом, в результате чего получает трагическое свое завершение., «.

Наравне с темой любви разрабатывается тема верности, дружбы, эмансипации женщин и т. д.

Дастаны строятся по композиционной форме схемы «описательноповествовательная часть плюс монолог или диалог». Прозаические части сказываются, а стихотворные поются в сопровождении домбры или кобыза.

Исполнителями ногайских дастанов были прославленные ногайские певцы.

Сыбра йырау, Асан Кайглы, Жиренше Шешен, Шал-Кийиз Тиленши улы,.

Абдул-Халык и другие.

Дастан — это эпический жанр устного народного творчества, так 1 • называемый народный роман, который характеризуется твердой канонической системой традиционных форм, сюжетов, идей. Дастан воспринимается в неразрывной связи с творчеством певцов-сказителей. Творчество певцов-сказителей неразрывно связано с музыкальным исполнительством.

Сказительство — искусство высокое, сложное, требовавшее от человека особых способностей и качеств. Нельзя было просто знать дастан, а надо было сжиться с ним, вложить в него часть души и собственной судьбы. Вот почему мастера-сказители в народной среде были окружены особым почетом и вниманием.

По ходу исполнения певец всякий раз как бы заново воссоздает текст. В зависимости от разных обстоятельств, в том числе и от личных данных сказителя, это воссоздание будет либо повторять, близко или буквально, прежние его исполнения, либо отходить от них, давать варианты.

Дастанный эпос — это важнейшая ступень в художественном развитии отдельных народов и всего человечества. Во многих отношениях он стоит у истоков ряда литературных жанров, влияет не только на национальную литературу, но и на другие сферы культуры, особенно — музыкальную и театральную.

Дастаны имеют свои варианты у многих тюркоязычных народов. Например, дастан «Бозйигит» у кумыков носит название «Къссату Бозйигит», у балкар — «Бузжигит», у татар — «Буз егет» и т. д. У всех народов дастан сохранился в книжном варианте. Автор поэмы на казахском языке, опубликованной в 1911 году, Акылбек бин Сабал пишет, что перевел сию книгу с ногайского языка на казахский.5 I.

У ногайцев дастан «Бозйигит» дошла до нас в устном бытовании. Только в 1969 году дастан был включен в сокращении в книгу «Ногайские народные песни"6 (составитель С. Калмыкова). Запись была сделана Баубеком Карасовым в 1948 году у жителя аула Кызыл-Юрт Тавбия Аджигельдиева. Полный текст дастана был опубликован на страницах Карачаево-черкесской республиканской газеты «Ногай давысы» («Голос ногайцев») от 29 апреля 1994 года.

Дастаны «Тахир и Зухра», «Лайла и Межнун», «Тёлеген и Кыз-Йибек» тоже имеют свои варианты у других тюркских народов.

Вопрос о времени, месте и условиях происхождения того или иного 1 • дастана не решен, так как необходимо широкое сравнительное изучение эпических сюжетов, мотивов, стиля и т. п. Дастаны являются достоянием каждого народа, у которого они бытуют. Фольклор каждого из тюркоязычных народов имеет свою историю развития.7.

Актуальность работы обусловлена, в первую очередь, отсутствием специальных монографических работ по проблеме дагестанского, в частности, ногайского дастана.

Хотя изучению ногайского фольклора посвящено немало работ, все же остается ряд вопросов, которые требуют своего освещения и поэтому выбор темы «Ногайские дастаны: национальная специфика, межэтнические и фолыслорно-литературные взаимосвязи» является актуальным.

Цель работы заключается в сравнительно-типологической характеристике, в художественном анализе дастанов, в выявлении их типологии, связей с дастанами других народов, их роли в формировании и развитии ногайской литературы.

Основные задачи, решаемые автором работы, следующие:

— выявить историко-культурные факторы формирования дастанов и творчества сказителей;

— исследовать дастанное творчество с точки зрения поэтики, идейного содержания, структуры, тематики и проблематики, традиций и новаторства.

— определить явления типологии, контактных межэтнических взаимосвязей, отраженных в ногайских дастанах, а также их национальную специфику;

— изучить роль дастанного творчества в становлении и развитии ногайской литературы., •.

Научная новизна исследования заключается в выборе актуальной темы, в научном анализе ногайских дастанов и творчества певцов-сказителей, ранее не являвшихся объектом специального исследования, а также в полученных выводах. Данная работа является первым специальным исследованием ногайского дастана как жанра устной и письменной литературы, а также его фольклорных связей в развитии дастанного жанра.

Методологической и теоретической основой для исследования послужили труды таких фольклористов и литературоведов, как В. В. Бартольд, Е. Э. Бертельс, В. М. Жирмунский, Х. Т. Зарифов, А. Н. Киреев, Х. Г. Короглы, Е. П. Алексеев, Ф. О. Капельгородский, В. В. Радлов, Г. Г. Гамзатов, А.-К.Ю.Абдуллатипов, Ф. В. Ахметова, У. Б. Далгат, А. М. Аджиев, Н. Капиева, С. Калмыкова, А.-Х.Ш.Джанибеков, А.И.-М.Сикалиев, А. М. Вагидов, Х. М. Халилов и других.

Данная1 работа, на наш взгляд, представляет теоретический и практический интерес, так как здесь разрабатываются проблемы истории фольклора, закономерностей эволюции и межэтнических взаимосвязей дастанов и их поэтики, формирования и развития ногайской литературы, то есть всего того, что типологически важно и для общей теории. Результаты исследования могут быть использованы при изучении фольклора и истории литератур тюркоязычных народов. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования материалов и положений диссертации в школьной и вузовской преподавательской деятельности, а также при составлении хрестоматий, учебных пособий и других.

Результаты исследования могут использоваться при изучении фольклора и истории литератур тюркоязычных народов. Работа может быть использована в лекционных курсах, семинарских занятиях по фольклору народов Дагестана на филологических факультетах ВУЗов и педколледжах или училищах.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

1. Наиболее развитую область устного поэтического творчества ногайцев составляет эпос. Среди народных лиро-эпических поэм наиболее известными являются дастаны «Тахир и Зухра», «Бозйигит», «Тёлеген и Кыз-Йибек», «Ариз и Ханбер», <Шаила и Межнун".

2. Сравнительный анализ тематики и проблематики тюркоязычных дастанов. Дастаны разрабатывают темы: любви, дружбы и верностигероического сватовствараскрепощения женщинысоциально-политического неравенства.

Основная идея дастана заключается в отображении борьбы добра и зла. Дастаны поднимают семейно-бытовые проблемы отцов и детей, раскрывают конфликты, которые приводят к гибели чистых и честных героев, но в то же время к их моральной победе.

3. Сопоставление композиции ногайских дастанов с композицией аналогичных поэм тюркоязычных народов. Дастан строится по композиционной схеме «описательно-повествовательная часть плюс монолог или диалог». Сюжеты и мотивы тюркоязычных народных лиро-эпических поэм характеризуются большой общностью.

4. Сказительное творчество можно подразделить на творчество певцов-импровизаторов и поэтов, продолживших традицию на новом качественном уровне. Сюжетное, тематическое, композиционное влияние ногайских народных дастанов на литературную лиро-эпическую поэзию хорошо видно в общности сюжетов и мотивов дастанов и поэм «Эй, душа моя» Шал-Кийиза Тиленши улы, «Бекмурза» Эльбургана Найман улы, «Айсылув» С. Капаева, «Украденная любовь» Г. Аджигельдиева, «Последние листья» К. Кумратовой, «Сказание о любви» К. Темирбулатовой и других.

Структура диссертационной работы обусловлена значимостью и неразработанностью темы, многоплановостью исследуемого материала, целью и задачами, изложенными во «Введении». Она состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проанализировав ногайские дастаны во взаимосвязи их с дастанами, «других тюркоязычных народов, мы можем сказать, что нельзя раздельно, в отрыве друг от друга рассматривать фольклор тюркоязычных народов, в частности, ногайцев, кумыков и татар в период до Октябрьской революции. Культурная и бытовая жизнь этих народов долгие годы протекала, в тесной взаимосвязи. Возникновение общих для кумыков, ногайцев, татар и других народов фольклорных тем, сюжетов, вариантов, мотивов, образов объясняется, прежде всего, духовной близостью, близостью их эстетического идеала, мировоззрения.

В диссертации сделан сопоставительный анализ ногайских дастанов «Лайла и Межнун», «Тахир и Зухра», «Тёлеген и Кыз-Йибек», «Бозйигит» с аналогичными произведениями других народов, в частности, с кумыкскими, татарскими, казахскими и т. д.

Ногайские дастаны по своему идейно-тематическому содержанию сходны с эпическими произведениями других народностей. Сходство этих эпосов выражается в общности идей, порожденных близостью социально-экономических условий, нравов и обычаев. Так, в эпосах разных народов в основу всего ставится проблема личности, критикуются нравы и обычаи господствующего класса и, в первую очередь, обычай калыма. 4.

Сопоставляя эпические произведения и тех, и других народов, мы рассматриваем сходные моменты в указанных темах, связываем их с общностью социально-экономических условий в истории двух народов. Бесспорно, у народов, прошедших одинаковые стадии общественного развития обнаруживается общая социальная тематика. Ногайцы, как и кумыки, казахи, татары и другие, переживали стадию патриархально-феодальных отношений, поэтому в основе социально-бытовых дастанов «Лайла и Межнун», «Тахир и Зухра», «Тёлеген и Кыз-Йибек», «Бозйигит» и других лежат идеалы и устремления. Но в то же время каждый дастан национально специфичен, раскрытие идеи раскрепощения личности происходит на фоне характерных социально-бытовых условий. Герои ногайских дастанов представлены в их бытовой обстановке, носят ногайские имена, одеты в национальные одежды, действуют в определенной географической среде. Герои народных лиро-эпических поэм отличаются своими национальными чертами.

Наличщо «одинаковых сюжетов, тем и мотивов в устном поэтическом творчестве этих народов способствовали дружба, встречи представителей сказительских школ. Пути распространения таких сюжетов связаны с их генетическим родством, международными торговыми отношениями, с существованием двуязычных зон. Приведенные нами выше отличия в дастанах тюркоязычных народов дают нам основание считать каждый вариант произведением того или другого дастана.

Вопрос о времени, месте и условиях происхождения дастанов тюркских народов остается открытым. Для решения этого вопроса необходимо весьма широкое сравнительное изучение дастанного эпоса этих народов. А на нынешнем уровне наших знаний сравнительная тематико-композиционная характеристика народных лиро-эпических поэм позволяет нам выделить следующие их основные темы:

1. Тема любви (главные герои дастанов — юноша и девушка, любящие друг друга и борющиеся за свое счастье с окружающим их обществом, где имеет широкое распространение брак по расчету);

2. Тема сватовства (все главные герои лирических поэм идут на сватовство своих возлюбленных, совершают героический поступок, так как знают, что от социально-неравного им отца любимой девушки могут получить отказ);

3. Тема дружбы и верности (почти все положительные герои дастанов имеют своих верных друзей — спутников во время странствований, коней, с которыми не расстаются до конца своих дней. Кони не раз спасают от беды. У главных героев есть еще и верные друзья и подруги, которые помогают им в.

1 ' 143 трудные минуты. Влюбленные девушка и юноша сохраняют верность своей любви и друг другу);

4. Тема лжи и предательства (у всех главных героев есть соперники и враги, недоброжелатели, которые доносят о встречах возлюбленных хану, мурзе — отцу девушки. Богатые мурзы, ханы, а также соперники главного героя всеми правдами и неправдами хотят избавиться от бедных женихов. Обманным путем они сажают их в темницы);

5. Тема социально-политического неравенства (главные герои всех лирических • даСстанов — влюбленные юноши — выходцы из бедных семей противопоставляются богатым их соперникам или отцу возлюбленной и окружающему их обществу, то есть отчетливо показан социальный контраст);

6. Тема эмансипации женщин (героини всех дастанов выступают за свою независимость, свободу выбора, за равноправие мужчин и женщин. Девушки не хотят быть объектом купли — продажи для своих родителей);

7. Тема противоборства религии (воспевание человеческих чувств являло собой протест против канонов старины).

В связи с этими темами народные лиро-эпические поэмы раскрывают конфликт отй, ов и детей, конфликт между старым и новым, отсталым и прогрессирующим обществом. Главный герой в борьбе за свою любовь, счастье вступает в конфликт с окружающими. Эта борьба проходит на социальном фоне, то есть на первое место ставятся бытовые, социальные, семейные взаимоотношения народа, его традиции, обычаи, бесправное положение женщин и т. д.

Дастаны всех народов имеют романическое (новеллическое) содержание. «Дастан — это эпический жанр в фольклоре и литературечаще всего литературная обработка сказочных сюжетов, легенд и преданий», — пишет Х. Г. Короглы й книге «Туркменская литература».1 Это определение можно отнести к кумыкским дастанам «Тахир и Зухра», «Лайла и Межнун», «Бозйигит», которые имеются у них в литературной обработке того или иного автора. В этих дастанах, которые имеют схожие варианты на татарском языке, встречаются элементы «чудесного», фантастики, чего нельзя сказать о ногайских вариантах дастанов. То есть дастанам почти всех тюркоязычных. «народов характерна гиперболизация. Герой один или с другом побеждает воинов хана, имеются чудодейственные, рано излечивающие растения и т. п.

Ногайские дастаны имеют более реалистический характер. События здесь развиваются правдоподобно, действие происходит в обычной реальной обстановке, и слово «дастан» («дестан») в ногайском языке применяется по отношению к лирическому эпосу.

Дастан — поэтическое произведение с объяснительным текстом в прозе, несущее повествовательно-описательный характер, то есть дастаны всех тюркоязычных народов созданы по композиционной схеме «описательно-повествовательная часть плюс монолог или диалог». В ногайских вариантах дастанов «Тахир и Зухра», «Бозйигит» встречаются мало описательно-повествовательных прозаических частей в прозе, чего не скажешь о кумыкском и татарском их вариантах, где повествование ведется в больших по объему прозаических частях поэм и ясно заметна литературная обработка того или иного поэта.

Влияние книжной классической поэзии заметно на примере туркменских дастанов. Вот что пишет об этом A.C. Мирбадалева: «Традиции книжной поэзии оказали существенное воздействие на формирование романических дастанов как самостоятельного жанра эпической поэзии. Этому способствовали многие причины: близость сочинений поэтов к жанрам и стилю народного творчества, широкая и давняя манера их публичного исполнения, включение отдельных произведений книжной поэзии наряду с народными в репертуар бахши. Под воздействием книжной литературы произошли качественные изменения содержания и образов эпических произведений в сторону романтизации жанра».2.

Так, в туркменских дастанах, под влиянием книжной поэзии ослабляется линия фольклорной героики и основным становится любовно-лирическое и сказочное содержание.

Таким образом, в результате сложного взаимодействия традиций фольклорной поэтической и книжной лиро-эпические поэмы — дастанысложились в самостоятельный жанр туркменского народного творчества, его принято именовать романическим эпосом, и в самом обозначении отражена специфичность данного жанра.3.

В отличие от прозаических частей, которые сказываются, стихотворные поются под аккомпанемент того или другого музыкального инструмента. Средством музыкальности речи и фактором ритмического выражения в дастанах служит рифма. Аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора создают звукоритмическую организацию стиха. Силлабичность стиха ногайских дастанов объясняется тем, что в тюркских языках нет четкого ударения, долготы и краткости звуков.

Таким образом, в результате исследования выявлено, что традиционными для всех тюркоязычных дастанов являются:

1. Темы, мотивы, идеи;

2. Структурно-стилистическая организация;

3. Художественно-выразительные средства.

Многие представители тюркоязычных народов, у которых имеется тот или иной дастан, считают его своим, а варианты, которые имеются у других народов — его переводами или версиями. Характерные для дастана одного народа эпизоды не изменяют основного сюжета и не меняют его значение, замысла, идеи.

И все же, сравнительная характеристика дастанов кумыков, татар, 1 • ногайцев и других позволяет нам считать их, как отмечалось, достоянием каждого названного народа. Автор в ходе исследования пришел к выводу, что эти дастаны можно считать и общетюркскими, то есть достоянием всех тюркских народов.

Дастан — это эпический жанр устного народного творчества с твердой канонической системой традиционных форм, сюжетов, идее, который находится в неразрывной связи с творчеством певцов-сказителей и их музыкальным исполнительством. Мастера-сказители являются импровизаторами, которые меняют текст на отдельных отрезках, включают или исключают некоторые эпизоды и т. д. Их импровизация становится ясной на примере проанализированных нами поэм.

О творчестве ногайских сказителей нет информации в дореволюционных публикациях фольклора. Нам почти ничего не известно о репертуаре ногайских певцов-сказителей, хотя сохранились их собственные творения. Исследованием творчества сказителей и их репертуара занимался А.-Х.Джанибеков. Сейчас этой работой занимается фольклорист А.Сикалиев.

Основной мыслью, идеей дастана является отображение борьбы добра и зла. Конечно же, в этой борьбе ясна логическая победа первого над вторым.

Романическое содержание народных дастанов с важными для человечества темами и проблемами не могли не интересовать поэтов и писателей. Взаимодействие фольклора и литературы хорошо прослеживается на примере лирической поэмы «Карайдар и Кызыл-Гуль», авторами которой являются Арслан Шабан улы йырау и Фахруддин Абушахман улы йырау. На примерах произведений авторов Шал-Кийиза Тилениши улы («Эй, душа моя»), Эльбургана Найман улы («Бекмурза»), Суюна Капаева («Айсылув»), Кельдихан Кумратовой («Последние листья»), Гамзата Аджигельдиева («Украденная любовь»), Кадрии Темирболатовой («Сказание о любви») Бийке Кулунчаковой («Богатые и бедные»), в работе показано влияние дастанного эпоса на лиро-эпическую литературную поэзию ногайцев.

Фольклор и литература всегда взаимосвязаны, и народная поэзия обогащает письменную литературу своими сюжетами, образами и формами. Мы можем выделить тематическое, сюжетное, композиционное влияние народных дастанов на творчество того или иного автора ногайской литературы. Связь с народным творчеством придает поэмам Суюна Капаева «Айсылув», Кадрии Темирболатовой «Сказание о любви» и другим глубокое общечеловеческое содержание.

Любовь и понимание авторами народных дастанов хорошо выражены, *.

Кадрией Темирбулатовой:

Легенда! Вновь иду твоею далью. Вновь различаю сердцем неспроста, Как боль души сплетается с печалью И в небо устремляется мечта.4 Лиро-эпическая поэзия ногайских авторов богата фольклорными темами, мотивами, образами. Сюжет и жанровое своеобразие дастанного эпоса тюркских народов не могли оставить равнодушным поэтов и писателей. В авторских произведениях мы видим основную идею дастанного эпоса. Темы, ¦ • встречающиеся в лирических поэмах Суюна Капаева, Гамзата Аджигельдиева, Кельдихан Кумратовой, Кадрии Темирбулатовой и других те же, что и в народных дастанах. Произведения этих поэтов привлекают красочностью языка, поэтическим стилем и знанием авторами фольклора и истории своего народа.

Данная работа является первой попыткой монографического исследования ногайских народных дастанов и преемственной связи с ними ряда поэм ногайских авторов.

На сегодняшний день записана и издана слишком малая часть у лиро-эпических памятников ногайцев. Многие из них и поныне не известны научному миру. Еще предстоит огромный труд по собиранию и исследованию ногайских дастанов в межэтнической и литературно-фольклорной взаимосвязи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.З. Дагестанско-вайнахские фольклорные взаимосвязи: песенные жанры. Махачкала, 1998. — 130 с.
  2. A.M. Кумыкская народная поэзия: Вопросы типологии и связей в историческом освещении. Махачкала, 1983. — 120 с.
  3. A.M. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала, 1971.-45 с.
  4. .У. Казахские народные романические дастаны. -Алма-Ата, 1990. 144 с.
  5. Ф.А. Дагестанская народная сказка: О сюжетике бытовых сказок. Махачкала, 1983. — 128 с.
  6. A.A. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. М.: Наука, 1981.-228 с.
  7. H.A. Ногайский язык и его диалекты. М.- Д.: Изд.-во АН СССР, 1940.-270 с.
  8. Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974.-288 с.
  9. А.Е. Низами. М.: Мол. гвардия, 1947. — 304 с.
  10. А.Е. Избранные труды. М.: Изд.-во Вост. лит., 1960.- Т. 1.-556 с.
  11. Е.С. Избранные труды. М.: Изд.-во Вост. лит., 1962. -Т. 2.-550 с.
  12. A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. — Махачкала, 199. 269 с.
  13. Ч.Ч. Собрание сочинений в 5-ти томах. Алма-Ата, 1961−1972.
  14. Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983.- 165 с.
  15. Г. Г. Художественное наследие и современность. -Махачкала, 1982.-176 с.
  16. Л.П. Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии. — Ставрополь, 1964. 75 с.
  17. В.М., Зарифов В. М. Узбекский народный эпос. М.: Госполитиздат, 1947. — 520 с.
  18. В.М. Тюркский героический эпос. -Л.: Наука, 1974.- 727 с.
  19. Р.З. Сказительское мастерство манасчи. Фрунзе, 1984.- 120 с.
  20. И.Х. и др. Ногайцы. Черкесск, 1988. — 232 с.
  21. А.Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 1970.-304 с.•
  22. Х.Г. Огузский героический эпос. М.: Наука, 1976.239 с.
  23. Х.Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. М., 1983. — 335 с.
  24. Н.И., Лазутин С. Г. Русское народное творчество. М.: Высш шк., 1983.-448 с.
  25. З.А. Поэтика песенной лрики народов Дагестана. -Махачкала, 1989. 154 с.
  26. Половецкая луна. 1991 — 1995. — №№ 1−6.
  27. Поэтика фольклора народов Дагестана: Сб. ст. Махачкала, 1997. — 227 с.
  28. С.К. Люди степи. Махачкала, 1994. — 136 с. — Наног. яз.
  29. Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. М., 1895. — С. 361−487.
  30. А.И. Ногайский героический эпос. Черкесск, 1994.328 с.
  31. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991.496 с.
  32. В.В. История Ногайской Орды. -М.: Изд-во Вост. лит., 2001.-752 с.
  33. Фрльклор Азербайджана и прилегающих стран. Баку, 1930. Т.1 -303 с.- Т.2.-318 е.- Т. 3.-254 с.
  34. Фольклор народов Карачаево-Черкесии. Жанр и образ. Черкесск, 1988.- 144 с.
  35. Фольклор: Поэтическая система. М.: Наука, 1977. — 343 с.
  36. Х.М. Лакский песенный фольклор. Махачкала, 1959.153 с. 1. Статьи:
  37. М. Потомки легендарного Эдиге // Дагестанская правда. -2003.-9 окт. -С. 7.1.•
  38. М. Поверья ногайцев // СМОПК, 1893. Вып. 17. Отд.2. — С.1−14.
  39. Т. Суюмбийке // Байтерек. 1995. — 22 март. — С. 2−3.
  40. Н.Т. Образы сесенов в башкирской эпической поэзии // В кн: Фольклористика в Советской Башкирии. Уфа, 1974. — С. 81−86.
  41. Мифология народов Дагестана: Сб. ст. Махачкала, 1984. — 188 с.
  42. Просветители: Сб.ст. Черкесск, 1981. — 112 с.
  43. М.Г. Ногайская орда во II половине XVI // Сб. научн. Трудов Мордовского госпединститута. Саранск, 1949. — С. 41−56.
  44. А.И. Статьи и рецензии. Черкесск, 1975. — 112 с. — На ног. яз.. •
  45. Авторефераты и диссертации:
  46. А. Идейно-художественные особенности эпоса «Олджобай и Кишимджан». Автореф. дисс. канд. филол. наук. — Фрунзе, 1970.
  47. С. Дастаны и ашугская поэзия дагестанских азербайджанцев. Дисс. канд. филол. наук. — Махачкала, 2000.1. Источники исследования:
  48. Г. Ю. Тропинка. Махачкала, 1962. — 85 с. — Наног. яз.
  49. Г. Ю. Украденная любовь. Махачкала, 1988. -113 с. — На ног. яз.
  50. Антология ногайской поэзии. Махачкала, 1996. — 182 с.
  51. Бозйигит // Голос ногайцев. 1994. — 29 апр. — С.3−4.
  52. Верная спутница / Сост. Т.Акманбетов. Черкесск, 1985. — 72 с.
  53. Голос молодых: Поэтич. сб. Махачкала, 1989. — 145 с. — На ног. яз.
  54. Джанибеков А.-Х.Ш. Сокровищница слов // Сост. С. Рахмедов. -Махачкала, 2001. 208 с. — На ног. яз.
  55. Если просите, спою. // Сост. А.Сикалиев. Черкесск, 1971. -143 с. — На ног. яз.
  56. Завещание / Сост. Сикалиев. Махачкала, 1991. — 125 с. — На ног. яз.
  57. С.И. Перекати-поле. -М.: Современник, 1975. 98 с.
  58. Ф.О. Аш хаду. М.: Худ.лит., — 1982.-399с.
  59. А.У. Верность. Махачкала, 1976. — 38 с. — На ног. яз.
  60. А.У. Степные песни. Махачкала, 1985. — 76 с. — Наног. яз.
  61. К.И. Последние листья. Черкесск, 1969. — 56 с. — Наног. яз.
  62. К.И. В предрассветный час. Черкесск, 1994. — 126с.
  63. К.И. Красная алыча. Черкесск, 2000. — 278 с.
  64. Низами Гянджеви. Лейла и Меджнун. Баку, 1981. — 368 с.
  65. Ногайские народные сказки / Сост. Д.Шихмурзаев. Махачкала, 1993.- 165 с.
  66. Ногайские народные песни / Сост. С.Калмыкова. М., 1969- 215 с.
  67. Песни кумыков / Сост. А.Аджиев. Махачкала, 1991. — 635 с.
  68. Ф. Признание. М., 1977.-98 с.
  69. Сорок ногайских богатырей / Сост. А.Сикалиев. Махачкала, 1991. — 157 с.
  70. Судьба / Сб. произведений ногайских литераторов. Черкесск, 1973.- 150 с. 84. Тангчолпан.- 1992.-№№ 1−6.
  71. Тангчолпан. 1993. — №№ 1−6.
  72. Татарское народное творчество. Дастаны. Казань. — 1984. — 384 с. — На татар, яз.
  73. К.О. Мосты. М.: Сов. писатель, 1979. — 120 с.
  74. К.О. Дочь степи. М.: Современник, 1982. — 127 с.
  75. Шал-Кийиз. Скажут наши слова. / Сост. С. Рахмедов. Махачкала, 2003.- 108 с.-Наног. яз.
Заполнить форму текущей работой