Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурологический смысл архетипических образов в женской авторской песне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа обсуждалась на кафедре изобразительного искусства и культурологии Пензенского государственного университета. Основные результаты исследования были рассмотрены на межвузовских научно-практических конференциях Пензенского государственного педагогического университета (Пенза, 2008;2012), на международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Природа архетипа и его культурно-историческая значимость
    • 1. 2. Архетипическое воплощение коллективного бессознательного в теории К. Г. Юнга
    • 1. 3. Музыкально-поэтический и архетипический образ: особенности рецепции
  • ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН ЖЕНСКОЙ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ
    • 2. 1. Традиционная женская авторская песня как предмет философско-культурологического анализа
    • 2. 2. Женская авторская песня в контексте фолк-культуры
    • 2. 3. Роль архетипических образов в современной женской камерной песне

Культурологический смысл архетипических образов в женской авторской песне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Женская авторская песня привлекает внимание слушателей своим доверительным тоном и атмосферой искренности, красотой лирического настроения и особой музыкально-поэтической палитрой исполнения. Это происходит потому, что песня является воплощением не только авторского сознания и эмоционально-чувственного восприятия действительности, но и представляет собой результат работы подсознания (индивидуального и коллективного бессознательного опыта человека). Архетипы и архетипические образы, к которым в своем творчестве обращаются авторы-исполнители, имеют огромный спектр возможностей в плане реализации трансцендентальной функции личности. Они воссоздают бесценный «опыт человечества», переосмысливая и дополняя его новым лично-авторским содержанием благодаря сознательному расширению границ творческо-архетипической образной системы, а именно использованию цветовых и сюжетных моделей, сценического антуража, вокальных импровизаций и интерпретаций, особенностей и элементов диалогической игры со зрителем.

Для того, чтобы увидеть полноценную картину «архетипической реальности» женской авторской песни, необходимо иметь представление не только о способах формирования музыкально-поэтического образа, но и знать, что является основой создания архетипического образа песни. Именно поэтому обращение к теории К. Г. Юнга в аспекте архетипического воплощения коллективного бессознательного в авторском творчестве является ключевым этапом в определении архетипа как культурно-психологического феномена на нескольких уровнях восприятия архетипического образа: текстовом, сценическом и мелодико-интонационном.

Женская авторская песня охватывает временной культурно-исторический промежуток с конца 50-х гг. XX в. до начала XXI в. В настоящее время «авторская песня» в процессе своего эволюционного развития трансформировалась в «современную камерную песню» (contemporary chamber song) и «песню-фолк», поэтому важно определить музыкально-поэтические и жанрово-стилистические особенности новых направлений авторской песни, а также рассмотреть ряд вопросов, связанных с философско-культурологическим анализом.

В процессе исследования женской авторской песни как феномена синтетического вида искусства доказана безосновательность заявлений о том, что авторская песня является застывшим, архаичным образованием «отте-пельной» эпохи страны и на современном этапе развития культуры исчерпала себя как жанр. Современная женская авторская песня представляет собой образец архетипической мудрости и индивидуально-нравственного опыта, творчески осмысленного в процессе мировосприятия автора-исполнителя.

В связи с еще не до конца оформившейся тенденцией комплексного изучения авторской песни как музыкально-поэтического направления культуры, женская авторская песня в настоящее время не всегда определяется как самостоятельное, самобытное явление, хотя ее детальное рассмотрение в контексте генезиса авторской песни доказывает присутствие в ней архетипи-ческих образов, творчески переработанных и воссозданных женщиной-автором.

Актуальность темы

исследования диктуется малой изученностью творчества рассматриваемых нами авторов-исполнителей, поскольку научное осмысление находится исключительно на уровне анализа отдельных произведений и мотивов. Кроме того, по мнению Б. А. Алмазова, «Женская поэзия в России еще ждет своего исследователя, поскольку. женская линия и в поэзии и в исполнительстве в России очень сильна» [2, с. 281].

Сочетание музыки и слова в женской авторской песне своеобразно и уникально. Может быть, глубоко символично, что слово «музыка» — женского рода. Личность автора-исполнителя, голос, слова-образы накладываются или органично вплетаются в музыкальный контекст и иногда «пульсирующие чувства и мысль творца, страстность, эмоциональность, волевые устремления и рождают определенный стиль музыкального мышления, индивидуальный в своих проявлениях, но базирующийся на основных духовно-творческих основаниях времени. Не индивидуальный, а точнее исповедальный, интимно-личностный аспект исповедального, который выражает особую знаковую доминанту культуры и особенно проявляется в музыке» [25, с. 259].

Авторская песня имеет достойных продолжателей традиционной (классической) авторской песни и строится при помощи тех же архетипических моделей, которые служат основой формирования архетипических образов в общенациональном культурном пространстве, следовательно, возникает потребность комплексного изучения данного явления в аксиологическом аспекте.

Степень разработанности проблемы. Анализ источников по теме, связанной с историей архетипов в культуре, показал, что среди исследователей данного направления не существует единого взгляда на проблему классификации архетипов. Кроме того, рассматривая архетип как единицу формирования музыкально-поэтического образа, ученые используют разные подходы и аспекты: психолого-аналитический (Дж. Франкл, Д. Хиллман, К. Г. Юнг), символико-мифологический (Б. Дешарне, Дж. Кэмпбелл, Д. В. Чернов), искусствоведческий (А. Н. Майкова, Е. М. Мелетинский), фи-лософско-антропологический (Д. Мацумото, И. В. Морозов), музыковедческий (К. Дрессер, Д. Туп) и другие.

Терминологической дифференциации термина «архетип» в психологии, философии, литературоведении и культурологии всесторонне рассмотрена в трудах А. Ю. Большаковой, И. И. Васильевой, Н. С. Кавакита, Т. Н. Козиной, Е. А. Колчановой, Н. С. Пивневой, Н. Э. Седакова. Комплексному изучению архетипа посвящены исследования А. Ю. Большаковой «От сущности к имени. Теория архетипа» и Е. А. Колчановой «Архетип как категория философии культуры», в которых предпринята попытка определения природы архетипа и осмысления его культуроупорядочивающей функции.

Современные зарубежные ученые С. Биркхойзер-Оэри, Д. Ш. Болен, Ч. Гилкрайст, М.-Л. Франц, Ф. Фронтизи-Дюкру, М. Хоуп, К. П. Эстес исследуют архетип и архетипический образ с точки зрения его проявления и функционирования в преданиях, мифах, сказках и сновидениях. Для нас же представляется важным реализация архетипического образа в процессе создания автором лично-творческого произведения — песни — как с точки зрения ее тексто-смысловых особенностей, так и реализации трансцендентальных установок, — благодаря специфике ее сценического воплощения: манеры исполнения, ритмико-интонационному рисунку и т. д.

В отечественной науке благодаря исследованиям Ю. А. Андреева и Н. В. Вайнонен, Л. А. Аннинского, С. С. Бойко, Л. Н. Дьяковой, В. А. Зайцева, Д. Н. Курилова, А. Мирзаяна, Е. Л. Некрасова, И. Б. Ничипорова, Т. Ф. Пуховой, Б. А. Савченко, И. А. Соколовой в достаточной степени изучена проблематика традиционной авторской песни, однако позднейшая бардовская поэзия 80−90-х гг. и последующие жанры ее эволюционного развития, такие как авторская стилизованная фолк-песня и современная камерная песня в теоретико-понятийном плане исследователями практически не рассматривались.

Мы считаем, что на данный момент недостаточно научных работ, посвященных современной авторской песне, ее особенностям и состоянию как самобытного пласта музыкально-поэтической культуры. Практически отсутствуют исследования, касающиеся вопроса восприятия женской авторской песни и изучающие данное направление с точки зрения персонологии, а также рассматривающие феномен женской авторской песни в культурологическом, искусствоведческом и эстетическом аспектах.

Научная гипотеза исследования. Женская авторская песня лежит в пределах того культурологического полотна, который можно охарактеризовать как существенно женское творчество или женский тип творчества. Культуротворческие аспекты женской авторской песни ярче всего, на наш взгляд, проявляют себя через систему архетипов. Архетипическая обусловленность той или иной культуры в целом или какой-либо ее значительной части помогает реконструировать не только собственно символический в своих основных эстетических проявлениях, но и смыслообразующий каркас, выявление которого имеет важное значение для определения семантических парадигм культуры. Рациональное и внерациональное, чувственное выступает в женской авторской песне как синкретическое целое, имеющее «естественное», архетипическое происхождение. Таким образом, классическая и современная женская авторская песня являются индивидуально-личностной модификацией инвариантных первообразных структур, восходящих к фольклорным истокам, имеющим архетипическую природу.

Объектом исследования выступает женское авторское музыкально-поэтическое творчество как культурное явление России.

Предметом — культурологический смысл архетипических образов в женской авторской песне.

Целью диссертационного исследования является изучение особенностей женской авторской песни как музыкально-поэтического явления, требующего осмысления на психологическом, философском и культурно-историческом уровнях.

Для достижения поставленной цели было предусмотрено решение следующих задач:

— определить природу архетипа и его культурно-историческую значимость, разграничить близкие по значению термины «архетип», «символ», «мифологема»;

— рассмотреть теорию К. Г. Юнга в аспекте архетипического воплощения коллективного бессознательного и соотнести ее положения с особенностями проявления архетипов-образов в авторском творчестве;

— установить взаимосвязь архетипа с музыкально-поэтическим и архе-типическим образами;

— проанализировать тексты авторов-исполнителей классической женской авторской песни в плане проявления в них цветовых и сюжетных архетипов;

— исследовать женскую авторскую песню в контексте фолк-культуры;

— раскрыть проблему реализации доминантного архетипа-образа в современной женской камерной песне, а также выявить музыкально-поэтические особенности женской авторской песни в процессе ее культурно-жанровой трансформации (классическая женская авторская песня, женская авторская «фолк-песня» и современная женская камерная песня);

Методология и методы исследования. В диссертационной работе использовался диахронический метод структурно-функционального анализа изучения женской авторской песни, который позволил рассмотреть данное явление в хронологической последовательности развития: от классической женской авторской песни к современной камерной и «песне-фолк».

Комплексный компаративный метод исследования способствовал наблюдению женской авторской песни как явления культуры в процессе анализа и сопоставления всех трех стилистических направлений в рамках единого жанра авторской песни.

Привлечение теоретико-методических концептов аналитической психологии и герменевтических основ культурологии (интегративный ме-гаод)помог автору внести определенные уточнения в понимание музыкально-поэтических образов женской авторской песни.

Использование аксиологического метода позволило сделать акцент на «архетипическом основании» песенного текста, который указал на проявлении не только индивидуально-стилевых особенностей произведений {метод интерпретации), но и на «социализации» бессознательного, что в совокупности и определило общезначимый результат творческого процесса вне зависимости от времени создания автором музыкально-поэтического произведения и его социального контекста.

Научная новизна исследования заключается в опыте осмысления феномена женской авторской песни в контексте культурно-исторической архе-типики. Авторская песня не может быть полноценно изучена вне культурно-философской рефлексии, поэтому для ее анализа в данном исследовании сделан акцент на культурологическом и философско-эстетическом аспекте освещения проблемы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Архетип является основой не только историко-культурной идентификации, но и проявлением коллективного бессознательного опыта человечества в авторском творчестве. Архетипичность музыкально-поэтического произведения формируют бессознательные интенции, которые являются своеобразными маркерами культурной значимости произведения (песни). Автор-исполнитель конструирует тему, идею, сюжет произведения на основании сознательного опытного материала и под влиянием бессознательных архетипических образцов и моделей. В женской авторской песне автор-исполнитель своим творчеством выражает доминантный архетип, представляющий собой «самость», который упорядочивает мировоззрение и, взаимодействуя с личностным опытом в процессе творческого воплощения, формирует «культурно-архетипическое сознание». Поэтому автор не просто воспроизводит общекультурный архетип, а создает архетипиче-ский образ.

2. Сам по себе образ женщины с гитарой является архетипическим и восходит к традиционному занятию ткачеством, которым владели женщины тысячелетиями. Таким образом посредством «нитей-струн» гитары женщина-автор чаще всего изображает «сотканную» историю своей жизни. Воплощение реального автора-исполнителя в архетипическом образе женщины с гитарой, обладающей тайным знанием, близок архетипу «женщины, которая знает».

3. Для выражения архетипического образа в классической авторской песне в песне автор-исполнитель зачастую неосознанно обращается к использованию цветовых и сюжетных архетипов. Образ, который создает авторская песня, является и музыкальным и словесным одновременно, поэтому воплощению авторского замысла способствует индивидуально-личностная манера исполнения песни, поскольку женская авторская песня имеет личностную исповедальную основу.

4. В авторской фолк-песне происходит расширение границ архетипического образа благодаря обращению к телесной экспликации. Поиск автором нового языка жестовой природы основан, прежде всего, на интерпретации элементов танцевального фольклора.

5. Современная камерная и «фолк» песня также относятся к жанру авторской песни независимо от того, какие музыкальные инструменты используются для передачи песенного произведения, поскольку в данном случае основным критерием принадлежности к жанру является полное авторство слов и музыкального рисунка, и не делается акцент на инструментальных особенностях воспроизведения песенного материала.

6. Песня как форма персонологичного выражения авторского образа вне зависимости от принадлежности к одному из трех рассмотренных стилистических направлений, представляет интерес для слушателя, поскольку ее ценность определяется архетипической наполненностью. Поэтому культурологический смысл архетипических образов в женской авторской песне определяется выразительностью их проявления в творчестве конкретного автора-исполнителя и не зависит от времени создания произведения, стиля и способа воспроизведения музыкально-поэтического образа, воплощенного в архетипическом образе.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные автором результаты могут быть использованы в преподавании истории и теории культуры, а также в психолого-лингвистических дисциплинах. Данный опыт может быть экстраполирован на углубленное изучение проблемы формирования архетипических образов в авторском сознании как механизма воспроизведении коллективного опыта.

Степень достоверности и апробация результатов. Степень достоверности результатов проведенного исследования обеспечивается принципом преемственности и целостного рассмотрения архетипических образов и их реализации в песенных текстах авторов-исполнителей (В. Долиной, А. Дубовой, А. Пингиной, Е. Фроловой, А. Якушевой и др.) — опорой на традиционные и современные исследования (в том числе интернет-источники), близких тематике анализируемого явления — феномену женской авторской песни, а также достаточным объемом музыкально-поэтического материала.

Работа обсуждалась на кафедре изобразительного искусства и культурологии Пензенского государственного университета. Основные результаты исследования были рассмотрены на межвузовских научно-практических конференциях Пензенского государственного педагогического университета (Пенза, 2008;2012), на международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» (Москва-Ярославль, 2009), на всероссийских научно-практических конференциях (Махачкала, 2009; Омск, 2010), а также на всероссийской научной интернет-конференции с международным участием «Трансформация социокультурного пространства в XXI веке: современные реалии и культурные стратегии» (Саранск, 2011). Основные выводы исследования были опубликованы в десяти научных сборниках, в том числе в изданиях, реферируемых ВАК.

Практический опыт диссертанта как автора и исполнителя женской авторской песни реализован посредством многолетней сольной концертной деятельности и участия в образовательных музыкально-поэтических диалогах, лекциях и «беседах под гитару» в составе творческой группы журнала современной литературы, культуры и общественной мысли «Сура» в социокультурных центрах Пензенской области.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, приложений и библиографического списка использованной литературы (170 источников). Общий объем диссертации составляет 132 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Человеку свойственно стремление накапливать и передавать свой опыт и знания новым поколениям — в этом, кроме всего прочего, заключается его основная суть и предназначение. Также это является признаком высокой творческой духовной организации личности, а именно стремление на подсознательном уровне выразить свой доминантный архетип.

Диссертант отмечает, что женская авторская песня на современном этапе имеет достойных продолжателей и строится при помощи тех же архе-типических моделей, которые служили основой формирования архетипиче-ских образов в общенациональном культурном пространстве.

Женская авторская песня (традиционная, «фолк» и современная камерная) посредством своего музыкально-поэтического наполнения выражает главенствующий «самостный» архетип, который персонологично в лице автора-исполнителя, воплощаясь в песне, представляет собой определенный архетипический образ.

Женская авторская песня как уникальное пластичное музыкально-поэтическое явление культуры — это всегда эксперимент с формой, основанный на творческих возможностях личности. Прообразы, являясь типологическими константами авторской песни в творчестве Ады Якушевой, Вероники Долиной, Алевтины Леонтьевой, Анны Пингиной, Елены Фроловой, Анастасии Дубовой и других представительниц женской авторской песни становятся цветовыми и сюжетными архетипическими образами, наполняющими произведение многовековой культурной мудростью и личными эмоциями и переживаниями автора. Именно соединение этих двух начал, — общечеловеческого и индивидуального — по нашему мнению, показывает неисчерпаемые возможности женской авторской песни и ее внутристилевых направлений как жанра.

Изучая и осмысливая творческий материал представительниц авторской песни, мы встречаемся со множеством архетипов, начиная от традиционных юнговских («анима», «анимус», «самость» и др.), до архетипов, которые выделяют современные зарубежные исследователи К. П. Эстес и Д. Ш. Болен («женщина-волчица», «дикая душа», «женщина, которая знает» и т. д.). Помимо этого мы, ссылаясь на традиционную классификацию, определили взаимосвязь сюжетно-цветовых архетипических образов с проявлениями архетипов «женщина-мать», «женщина-дева» и «женщина-демон».

Так, например, для выражения материнского архетипа чаще всего характерно отсутствие цветовых эпитетов, которые в основном заменяют относительные и качественные прилагательные, а также конкретно-событийный бытовой сюжет. Для проявления архетипического образа «женщины-девы» в основном используются светлые золотые или небесные тона и мотив странствий. Архетип «женщины-демона» отличают преимущественно черный цвет в описаниях переживаний и характеристик, а также трагедийные сюжеты.

Развитие архетипической линии в женской авторской песни происходит следующим образом: на смену «женщине-матери» приходит «женщина-искусительница» в фолк-песне, которая в современной камерной песне становится образом «созерцательной женщины». Если для материнского архетипа характерно всепрощение и безграничное проявление любви, то «женщина, которая знает» в фолк-песнеустремлена выразить себя и свою любовь как проявление мощной аффективной силы, способной доказать свою власть и превосходство над противоположным полом. В современной камерной песне акцент снова смещается, и любовь женщины уже имеет духовно-исповедальную основу. «Женщина-дева» перестает использовать свои чувства с целью покорения и завоевания мужчины, поскольку она ищет гармонии с миром и ее чувства направлены глубоко внутрь своих переживаний и эмоций. Любовь воспринимается как откровение, дарованное свыше и имеющее божественную природу.

Кроме того, сам по себе образ женщины с гитарой является архетипи-ческим и восходит к традиционному для женщины занятию ткачеством, история которого своими корнями уходит вглубь тысячелетий. Подобно мифологической Елене, исполняющей песнопения, «вторя себе ударами рук по дереву», исполнительница авторской песни для воплощения своего замысла использует конкретный музыкальный инструмент, а именно гитару, точнее нити струн гитары, переплетая их подобно уточной и основной нитям, образуя единое музыкально-поэтическое полотно.

Для выражения внутреннего архетипа зачастую исполнительницам направления «фолк» не всегда хватает поэтики, вокальных данных и инструмента. Многие из них сознательно расширяют границы самовыражения путем отказа от гитары, освобождая тем самым образом руки для жестикуляции, что наиболее отчетливо изображает внутренне-чувственную картину автора.

В нашем исследовании мы рассмотрели музыкально-поэтический и ар-хетипический образы, выявили их особенности и пришли к выводу о том, что музыкально-поэтический образ не всегда представляет собой воплощение архетипического образа, но зачастую именно он является ярким выразителем глубинного общечеловеческого опыта, который в силу творческой одаренности автора стремится выйти за рамки бессознательного поля, воплощаясь в образах музыкально-поэтического произведения.

В португальской пословице говорится, что любовь, как луна: если она не пребывает, то она убывает. В женской авторской песне любовь всегда пребывает, преобладает над всеми другими чувствами, свойственными человеку, ее потоки несутся из глубин бессознательного, имея постоянную подпитку в виде архетипического начала коллективного бессознательного.

Проделанная аналитическая работа позволяет нам констатировать, что архетип является основой, на которую наслаиваются личностные впечатления, переживания и чувства, образуя неделимое целое, представляющее собой единый архетипический образ. Женская авторская песня направлена на выявление глубинно-интуитивных основ, минуя социальные законы и предрассудки и акцентируя внимание преимущественно на эмоциональном уровне переживания.

В результате нашего исследования, мы пришли к выводу о том, что творчество представляет собой процесс «оживления архетипа». Получается, что не столько личность управляет бессознательными интенциями, сколько сам автор становится не субъектом, а объектом, реагирующим на архетипи-ческий образ.

Архетипы обусловливают предрасположенность человека к поведению определенного «самостного» типа. Иными словами, культура сценического поведения автора-исполнителя зависит от доминантного архетипа личности. Синхронизация внутреннего бессознательного поля и внешней формы его проявления как раз и образует единый энерго-информационный уровень ар-хетипического образа автора-исполнителя.

Мы определили, что архетип выполняет культуроупорядочивающую функцию. Произведение авторского творчество (песня), в котором выражается архетип, трансформируясь в определенный архетипический образ, является культурным феноменом, поскольку имеет в силу коллективно-бессознательных интенций и ценного культурного опыта особую смысловую наполненнность. Мы на конкретных примерах показали, что архетипический образ, являющийся воплощением общекультурного архетипа, определяет не только самобытность индивидуально-авторского творчества, но и осуществляет культурную идентификацию песни, представляя собой «ориентир» в плане преемственности и истинности духовных основ, на которых зиждется в целом вся культура.

Многие философы, психологи, культурологи и литературоведы уже задолго до нашей работы выявили и объяснили, что во всех видах творчества архетип стремится к своему воплощению посредством лично-авторской интерпретации, однако в нашем исследовании мы показали, что в рассматриваемых нами песнях используются те архетипические образы, которые живут в душе практически каждого человека и доказали, что классическая авторская, современная камерная и фолк-песня представляют дляслушателя ценность не только с точки зрения своих эстетических особенностей, а, самое главное, интересны в плане культурологического феномена.

Данное исследование экстраполировано на выявление глубинных фи-лософско-эстетических основ женской авторской песни, однако границы его могут быть значительно расширены и смещены в сторону более раннего или, наоборот, более позднего и современного авторского творчества.

На наш взгляд, проблема воплощения архетипа в авторском творчестве имеет перспективы дальнейшего изучения в культурологии и других смеж ных науках, поскольку представляет собой попытку осмысления на основе многоплановых трактовок проблемы восприятия музыкально-поэтического произведения, архетипа и архетипического образа в рамках единого культурного поля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.И., Курносикова Е. А. Россия: духовность, философия любви / Р. И. Александрова, Е. А. Курносикова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999. — 176 с.
  2. .А. «Не только музыка к словам.». Мемуары под гитару / Б. А. Алмазов. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 543 с.
  3. Альтернативная культура: энциклопедия / Д. Десятерик. -Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. 240 с.
  4. Ю.А., Вайнонен Н. В. Наша самодеятельная песня / Ю. А. Андреев, Н. В. Вайнонен. М.: Знание, 1983. — 64 с.
  5. Л.А. Барды / Л. А. Аннинский. 2-е изд., доп. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2005. — 384 с.
  6. Архетипы и архетипическое в культуре и социальных отношениях Текст.: материалы международной научно-практической конференции- отв. ред. Б. А. Дорошин. Пенза: Социосфера", 2010.-182 с.
  7. Р. Проблема индивидуального стиля и музыкально-творческий процесс / Р. Ахмадеева // Музыка и время 2008. — № 2. -С.23−24.
  8. А.Н. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов / А. Н. Афанасьев. М.: Современный писатель, 1995. — 416с.
  9. А.Н. Русский фольклор: учеб. пособие для филологических специальностей вузов. / А. Н. Афанасьев. М.: Высшая школа, 1987.-285 с.
  10. М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М.: Советская Россия, 1979. — 320 с.
  11. H.A. Смысл истории. М: Мысль, 1990. — 175 с.
  12. Э. Игры, в которые играют люди. М.: Дело, 2003. — 427 с.
  13. Биркхойзер-Оэри С. Мать. Архетипический образ в волшебной сказке Электронный ресурс. Режим доступа: http: // koob.ru / birkhoyzer oeri.html.
  14. Д.Ш. Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь / Д.Ш. Болен- пер. с англ. М.:София, 2007. — 272 с.
  15. А.Ю. От сущности к имени. Теория архетипа. 4.1. -Ульяновск, 2010. — 208 с.
  16. А.Ю. Теория архетипа и концептология Электронный ресурс. / А.Ю. Большакова// Культурологический журнал Режим flocTyna: http://cr-journal.ru/rus/journals/109.html&jid=9.html.
  17. JI.JI. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 352 с.
  18. Л.А. Наполним музыкой сердца / Л. А. Бочкарева. Иркутск: Восточно-Сибирское книжн. изд-во, 1989. — 88 с.
  19. A.B. Проблемы души нашего времени Электронный ресурс. Режим доступа: Ьйр: //childpsy.ru /lib /books /id /8214.php.
  20. M. Проблема человека / Мартин Бубер- пер. с нем. М.: Республика, 1995. — 464 с.
  21. И.И. Архетип материнства в древнеязыческих и христианской культурах и религиях (нарративный аспект): автореф. дис.. канд. культурологии: 24.00.01. М., 2007. — 24 с.
  22. Н.В. Содержание музыкально-художественного развития /Н.В. Волков // Музыка и время 2007. — № 9. — С. 22−26.
  23. Н.И. Личность и время: метафизика музыки / Н. И. Воронина. Саранск: Тип. «Краен. Окт.», 2010. — 260 с.
  24. Г. Талантливый автор ловец архетипов Электронный ресурс. — Режим доступа: http://galivr.ivlim.html.
  25. Ч. Круг девяти. Аспекты психики современной женщины в девяти архетипах / Черри Гилкрайст- пер. с англ. Е. Мирошниченко. -М.: София, 2007.-224 с.
  26. М.Ф. Законы здоровья. Почему мы болеем и как с этим бороться. / М. Ф. Гогулан. СПб.: Вектор, 2008. — 176 с.
  27. Гомер. Одиссея. СПб.: Команда Лениздат, 2012. — 384 с.
  28. А., Алексеев К. «Во свете твоем увижу свет.»: Опыт построения православного мировоззрения на основе учения церкви, святоотеческого наследия и высказываний мировых писателей, философов и богословов. Пенза, 2009. — 216 с.
  29. Д. В поисках утраченного русского рока / Д. Давыдов// Арион. 2007. — № 2. — С. 71−75.
  30. A.A. Словарь тендерных терминов / под ред. A.A. Денисовой. М.: Информация — XXI век, 2002. — 256 с.
  31. . Символ / Бодуэн Дешарне, Люк Нефонтен- пер. с фр. И. Л. Нагле. М.: ACT: Астрель, 2007. — 192 с.
  32. В.А. Мой дом летает / Вероника Аркадьевна Долина. М.: Эксмо, 2007. — 352 с.
  33. К. Почему мы все музыкальны? / Кристоф Дрессер- пер. с нем. М.: ACT: Астрель, 2011. — 320 с.
  34. А. Домой Электронный ресурс. СПб.: ChasovshikStudio, 2008. — Музыкальный компакт-диск (CD-ROM).
  35. А. Дорога домой / Анастасия Дубова // Паруслов. 2004. — № 4.-С. 17.
  36. А. Зернышко. Стихи /Анастасия Дубова. Орел, 2005. — 115 с.
  37. JI.H. Авторская песня как коммуникативный жанр // Вестник ВГУ. Воронеж, 2007. — № 1. — С. 32−35.
  38. Г. А. Музыка в системе культуры // Искусство в системе культуры / Г. А. Ермакова, М. С. Каган и др. М.: Наука, 1987. — 331 с.
  39. С.И., Плотников В. Г. Влияние древних религий на современные общественные корпорации. М.: Зебра, 2006. — С. 192.
  40. В.А. Авторская песня: ее восприятие и перспективы изучения на современном этапе / В. А. Зайцев // Филологические науки. -2005.- № 2, — С. 77−85.
  41. Г. Христиане и язычники: анализ воззрений и поиски взаимопонимания / Гус Ди Зерига- пер. с англ. К. Савельева. М.: Фаир-Пресс, 2002. — 304 с.
  42. Д.И. Рок-альбом 1980-х годов как синтетический текст: Ю. Шевчук «Пластун»: дис. .канд. филолог. наук: 10.01.01 / Иванов Дмитрий Игоревич. Иваново, 2008. — 202 с.
  43. Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г. В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. — 264 с.
  44. В.Б. Хаос и гармония. М.: Наука, 1982. — 343 с.
  45. С., Денисенко Д. Самые знаменитые барды России. М.: Вече, 2002.-416 с.
  46. Н.С. Проблема архетипа в творческом опыте М.И. Цветаевой: дис.. канд. филол. наук: 10.01.08 / Кавакита Наталья Сергеевна. М., 2004. — 200 с.
  47. С.А. Культурология учебное пособие. / С. А. Казанцева. -М.: ТетраСистемс, 2005. 192 с.
  48. В. О духовном в искусстве Электронный ресурс. Режим доступа: http://wassilykandinsky.ru/book-l 16−725.php#chapter.html.
  49. И. Собрание сочинений в 6 т. / Иммануил Кант. М: Высшая школа, 2003.-428 с.
  50. Ф.С. Тайны славянских богов. М.: Рипол классик, 2007. -416с.
  51. С. Рок // Рок-энциклопедия. М., 1997. — 696 с.
  52. Е.В. Рок-культура в контексте современной культуры: ав-тореф. дис. канд. фил. наук: 24.00.01 / Касьянова Елена Васильевна. -СПб., 2003.-22 с.
  53. М. Этномузыка: между авангардом и поставангардом / М. Катунян // Музыка и время. 2008. — № 2. — С. 7−16.
  54. Д.Н. Театр поэта. М.: Сов. Россия, 1989. — 128 с.
  55. Д. Подсознание может всё / Джон Кехо- пер. с англ. 2-е изд. -Минск: Попурри, 2011. — 176 с.
  56. М. 400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни / Протоиерей Максим Козлов М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 400 с.
  57. Е.А. «Архетип» как категория философии культуры: дис.. канд. фил.наук. Тюмень, 2006. 160 с.
  58. O.K. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: термины и понятия. М.: Музыка, 2006. — 168 с.
  59. М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, ИП РАН, 1997. — 432 с.
  60. X. Восстановление самости / Хайнц Кохут- пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. — 132 с.
  61. М. Погружение. Столько большой воды / Марина Кудимова-М.: ОГИ, 2003.-336 с.
  62. Д.Н. Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи (60-е-70-е гг): дис.. канд. фил. наук: 24.00.01 / Курилов Дмитрий Николаевич. М., 1999. — 172 с.
  63. Курочкина-Лезина A.B. Архетипические мотивы в духовной прозе Н. В. Гоголя («Выбранные мотивы из переписки с друзьями») // Жизнь провинции как феномен духовности: сб-к статей Всерос. науч. конф. Нижний Новгород, 2011. — С. 42−48.
  64. Дж. Мифический образ / Дж. Кэмпбелл- пер с англ. М.: ООО «ACT», 2004. — 685 с.
  65. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Директ-Медиа, 2008. — 1306 с.
  66. A.A. Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности/ Текст. Структура и семантика. / A.A. Леонтьев. М.,-2001.-Т.1.- С. 92−100.
  67. Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. М.: Российский Фонд Культуры, 2006. — 336 с.
  68. Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек-текст-семиотика-история. М., 1996. — 420 с.
  69. А.Н., Французова Н. П. Философия творчества. М.: ФО, 2002- 131 с.
  70. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978. — 126 с.
  71. Е.В. Культурология. Теория культуры: учебное пособие для вузов / Е. В. Мареева. 2-е изд. — М.: Экзамен", 2003. — 192 с.
  72. Н. Светозар / Наталья Маркова и группа «Двуречье» Электронный ресурс. М.: UniversalMusic, 1996. — Музыкальный компакт-диск (CD-ROM).
  73. Г. Одномерный человек / Герберт Маркузе- пер. с англ. А. А. Юдина. М.: ACT, 2009. — 331 с.
  74. Д. Человек, культура, психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 668 с.
  75. Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов. Бессознательное. Новочеркасск, 1994. — С.159−167.
  76. Е.М. Поэтика мифа. М.: Академический проект, 2012. -331 с.
  77. Мельница. Зов крови Электронный ресурс. М.: ООО «Плазма», 2007. — Музыкальный компакт-диск (CD-ROM).
  78. А. Авторская песня: проблемы, события, мнения / Александр Мирзаян. М.: АПАРТ, 1996.
  79. А. В начале была песня Электронный ресурс. Режим доступа: http://bards.ru/press/pressshow.php7icN218.html.
  80. И.В. Основы культурологии. Архетипы культуры / Игорь Морозов. Мн.: «ТетраСистемс», 2001. — 608 с.
  81. Е.В. Рок-музыка. Опыт структурно-антропологического подхода: автореф. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Мякотин Евгений Владимирович. Саратов, 2006. — 22 с.
  82. И.Л. Рок-культура как эстетический феномен: дис. доктора филос. наук / Набок И. Л. М., 1993. — 423 с.
  83. В. Амазонка. Танцы с волками. Женские архетипы в преданиях и мифах. Минск: Харвест, 2008. — 224 с.
  84. Е.Л. Шесть вечных струн. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  85. Н.Б. Генезис музыкального творчества как феномена культуры: автореф. .дис. канд. фил. наук: 24.00.01 / Нечаева Наталья Борисовна. Томск, 2004. — 24 с.
  86. ЮО.Ничипоров И. Б., Жукова Е. И. Вглубь авторской песни // Вестник Московского университета. 2003. — № 4. — С.198−203.
  87. ЮЗ.Ортега-и-Гассет X. Бесхребетная Испания / X. Ортега-и-Гассет- пер. с исп. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 269 с.
  88. Ошо. Осознанность: ключи к жизни в душевном равновесии / Ошо- пер. с англ. О .Я. Яковчук. М.: ACT, 2011. — 221 с.
  89. А.Н. В. Гоголь как зеркало русского странствия по дорогам истории / А. Н. Панарин // Простор. 2004. — № 2. — С. 98−105.
  90. Юб.Петров Ю. В. Антропологический образ философии / Ю. В. Петров. -Томск: изд-во НТЛ, 1997. 448 с.
  91. Н.С. Архетипические образы в русской культуре: дис.. канд. фил. наук: 24.00.01 / Пивнева Наталья Сергеевна. Ростов-на-Дону, 2003.- 117 с.
  92. А. / Анна Пингина Электронный ресурс. Режим доступа: http://pingy.ru/AnnaPingina/bio.html.
  93. Е.П. Новое направление современной авторской песни / Е. П. Пиотровская // Научные труды молодых ученых-филологов. -М., 2006.-С.137−140.
  94. Ю.Пирс П. Путь интуиции. М.: ACT, 2006. — 304 с. 111 .Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.-304 с.
  95. A.A. Мысль и язык // Эстетика и поэтика М.: Искусство, 1976. — С.35−220.
  96. И.Прохоров Ю. Е. В поисках концепта / Ю. Е. Прохоров. М.: Флинта: Наука, 2008.- 176 с.
  97. Т.Ф. Авторская песня и фольклорная традиция / В.М. Акат-кин, Т. Ф. Пухова, И. А. Стернин // Городской романс и авторская песня. Воронеж, 2002. — 144 с.
  98. Р. Введение в психологию Юнга / Роберт Робертсон- пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 306 с.
  99. Русско-английский словарь Электронный ресурс. Режим доступа: http:// classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-22 281. htm#synonyms.html.
  100. .А. Авторская песня. М.: Знание, 1987. — 56 с.
  101. О.С. Женская субъективность в проблемном поле феминизма: текстуальные практики: автореф.. канд. философ. наук / Са-фонкина Ольга Сергеевна. Саранск, 2008. — 20 с.
  102. Н.Э. Архетипы бытия и символы культуры: Юнг и Элиаде: дис.. канд. фил. наук: 24.00.01 / Седаков Никон Эдуардович. М, 2004.- 126 с.
  103. .В. Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития: дис.. канд. культур. наук: 24.00.01 / Седухин Борис Васильевич. М., 2004. — 131 с.
  104. М.В., Пономарев С. Ю. Рок-лексикон. Пенза: Дорстройсер-вис, 1992.-32 с.
  105. М. Мы славяне ¡-Популярная энциклопедия. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 560 с.
  106. Н.В. Архетип и фигура. СПб.:Речь, 2005. — 224 е., илл., табл.
  107. H.B. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. -СПб: Речь, 2003.-672 с.
  108. Слово. Фраза. Текст сборник научных статей к 60-летию проф. М. А. Алексеенко. М.: Азбуковник, 2002. — 592 с.
  109. Э.В. Значение теорий «социального характера» и «коллективного бессознательного» для понимания массовых социальных процессов // Стиль и традиция в развитии культуры. Ленинград, 1989.-С. 38−51.
  110. В.М. Золотая книга русской культуры. М.: Белый город, 2007. — 560 с.
  111. B.C. Избранное / Сост. A.B. Гулыгин, С. Л. Кравца. М.: Сов. Россия, 1990. — 496 с.
  112. Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007. — 150 с.
  113. Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 672 с.
  114. Г. Т. Этнология. М.: Проект, 2004. — 352 с.
  115. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследование в области мифопоэтического. М.: Прогресс: Культура, 1995. — 621 с.
  116. А.Р. Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры: дис. .канд. филос. наук: 24.00.01 / Тугуше-ва Алиса Рашидовна. Саратов, 2006. — 129 с.
  117. Туп Д. Искусство звука, или навязчивая погода / Дэвид Туп М.: ACT: Адаптек, 2010. — 411с.
  118. М.С. Музыка и исповедьЭлектронный ресурс.-Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/uvarov/confess24.html.
  119. Р.Б. Песенная культура адыгов (эстетико-информационный аспект) М.: ИМЛИ РАН, 2004. — 216 с.
  120. C.B. Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии: автореф. дис.. канд. культурологии: 24.00.01 /Устяхин Сергей Владимирович. Саранск, 2006. — 17 с.
  121. Д. Откровение Вечности / Дан Фадал. М.: ACT, 2006. — 191 с. 141 .ФолкРокФорумН Электронный ресурс. М.: ООО «Навигатор Рекорде», 2007. — Музыкальный компакт-диск (CD-ROM).
  122. И.М. Портрет слова. Опыт мифологемы / И.Франк. М.: ACT: ACT Москва: Восток — Запад, 2008. — 224 с.
  123. Дж. Неизведанное «Я» / Джордж Франки- пер. с англ. М.: ACT: Астрель, 2007. — 316 с.
  124. Франц М.-Л. Кошка: сказка об освобождении феминности / пер. с англ. В.Мершавки. М.: Класс, 2007. — 336 с.
  125. Фрейд 3. Психоаналитические этюды / Зигмунд Фрейд- пер. с нем. -Минск: Беларусь, 1991. 248 с.
  126. Е.Б. Песня для Эвридики. СПб.: Вита Нова, 2007. — 96 с.
  127. Е. «Не взыщи, мои признанья грубы» Электронный ресурс. Режим nocTvna: http: // voutube.com /watch?v=dS6ZWCJ2dq8.html.
  128. Е. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // frolo-va.golos.de.html.
  129. Е. Тексты песен. Электронный ресурс. Режим доступа: http://lyricshare.net/ru/frolova-elena/ne-vzyischi-moi-priznanya-grubyi-accords.html.
  130. Э. Душа человека / Эрих Фромм- пер. с нем. В. Закса. М.: ACT: Астрель, 2011. — 251 с.
  131. Фронтизи-Дюкру Ф. Женское дело / Пер. с фр. Е.Лебедевой. М.: Текст, 2012.- 189 с.
  132. Э. История нравов /Эдуард Фукс- пер. с нем. В. М. Фриче. -Смоленск: Русич, 2007. 624 с.
  133. Хейзинга Й. HomoLudens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга- пер. с нидерланд. В. Ошиса. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 539 с.
  134. Дж. Архетипическая психология / Дж. Хиллман- пер. с англ.- М.: Когито-Центр, 2006. 351 с.
  135. М. Сущность женщины: её сила, тайна, архетипы / пер. с англ.- М.: ООО «София», 2006. 224 с.
  136. О.Б. Логика толкований Электронный ресурс-Режим доступа: http://ruthenia.ru/folklore/hristoforova7.html.
  137. И.Г. «Средь лесов славянских». М.: Институт общегуманитарных исследований, 1999. — 108 с. 158. Чернов Д. В. Вечность, архетип Самости и его символы / Д.В. Чернов
  138. Вестник Харьковского университета. 2005. — № 8. — С.95−105. 159.1Иульц О., Шульц С. Э. История современной психологии. — СПб, 1998.-370 с.
  139. В. Координаты содержания: время, пространство и смысловая глубина произведения / В. Шуранов // Музыка и время 2007. -№ 3. — С.50−54.
  140. К.П. Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказанияхпер. с англ. М.: София, 2008. — 656 с. 162. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г. Юнг- пер. с нем. — М.:
  141. Совершенство, 1997. 364 с. 163 .Юнг К. Г. Концепция коллективного бессознательного Электронный ресурс. — Режим доступа: http: philologoz.ru/texts/jungl.htm.
  142. Юнг К. Г. Психоанализ и искусство. М.: Практика, 1996. — 304 с.
  143. Юнг К. Г. Структура психики и архетипы / К.Г. Юнг- пер. с нем. Т. А. Ребеко. 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2009. — 303 с.
  144. Юнг К. Г. Трансцендентальная функция Электронный ресурс. Режим flocTyna: http:koob.ru/jung/transcendentalnayafunkciya.htm.
  145. Ю.В. Молодежная культура: особенности становления, современное состояние и тенденции развития: дис. .канд. культуролог. 24.00.01 / Юхлин Юрий Васильевич. Нижневартовск, 2003. -152 с.
  146. А.А. Песня любовь моя / Ариадна Адамовна Якушева- сост. Р. Шипов. — М.: Локид-Пресс, 2001. — 367 с.
  147. Eyerman R., Jamison A. Music and Social Movements: Mobilizing Traditions in the Twentieth Century. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.- 102 p.
  148. Liedloff J. The continuum concept. In Search of Lost Happiness. London: A Merloyd Lawrence Book: Addison-Wesley Publishing Company, 1994.-207 p.
Заполнить форму текущей работой