Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социокультурный потенциал гуманитарного творчества в искусстве, науке и образовании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные процессы, глобализации и информатизации всех сторон социокультурной сферы открывают новые возможности для творчества, как личного, так и социального. Взаимоотношения между современными* технологиями и творчеством" рассматриваются двояко: 1) как влияние технологий на творчество (широко распространяется медиакультура, для которой особенно важно продуцирование новых идей, образов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. О сущности творчества
    • 1. 1. Деятельностная сущность человека как основа творчества
    • 1. 2. Социокультурные основания творчества (творчество как социокультурный феномен)
  • Глава 2. Гуманитарное творчество как проявление креативного мышления
    • 2. 1. Креативное мышление в проблемном поле самореализации личности
    • 2. 2. Специфика и возможности гуманитарного творчества
    • 2. 3. Образование как творчество

Социокультурный потенциал гуманитарного творчества в искусстве, науке и образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Президент России Дмитрий Медведев в настоящий момент отдает приоритет инновационной деятельности, которая является решающим условием долгосрочного роста экономики. Он поставил задачу «разработать объективный прогноз модернизационного научно-технологического развития страны до 2030 года». Побудить людей к творческой активности, способствовать раскрытию креативных способностей молодежи, за которой будущее страны, — является первостепенной задачей. В этих условиях чрезвычайно актуально исследовать феномен творчества, выявить, как креативная личность извлекает новое из глубин сознания и бессознательного, какую роль в этом процессе играет гуманитарное творчество и каков его социокультурный потенциал.

Модернизация подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы жизни общества. Модернизация указывает способ, с помощью которого запоздавшие в своем развитии страны стремятся достичь современной стадии и войти в мировое сообщество. Органическая модернизация подготовлена всем ходом предшествующей эволюции, такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Неорганическая модернизация представляет способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Она являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху» и начинается с экономики и политики.

Россия неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII в., сталинская индустриализация 30-х г. г. XX в., перестройка 1985 и экономические реформы 1991;1993 гг.

История свидетельствует, что модель «догоняющего» развития не следует избирать в качестве долгосрочной стратегии, так как она не принесет желаемого результата. Задача такова, чтобы за короткий срок неорганическая модернизация трансформировалась в органическую. Япония сумела это сделать за двадцать лет. Поэтому отечественным реформаторам следует суметь выстроить стратегию таким образом, чтобы побудить широкие массы включиться в творческий процесс по обустройству страны как в экономике и промышленности, так, одновременно, и на ниве культуры, просвещения и образования.

Сила творчества в том, что оно ориентируется на новые решения, более эффективные, чем решения предписываемые. Без алгоритмизации процессов побуждения к творчеству и внедрения его результатов невозможно не только развитие, но и просто сохранение современного общества с его усложненными социальными технологическими связями. Творчество превращается в модус (способ) существования человека и человечества. Отсюда необходимость его комплексного изучения уже в качестве не чего-то выдающегося, а необходимого социально-технологического элемента современной цивилизации.

Степень научной разработанности проблемы.

Большой вклад в разработку различных аспектов творчества внесли философы, психологи, педагоги, культурологи, историки, ученые-кибернетики. Большое внимание проблеме творчества было уделено в советский период, когда предпринимались попытки разработать теорию и методологию творчества. Единая теория так и не была создана, что, впрочем, сделать крайне затруднительно, имея в виду то, что творчество представляет собой сложный феномен, изученный не достаточно. Комплексное изучение феномена творчества представляется, вместе с тем, перспективным путем в его исследовании.

B.С.Библер1, В. М. Розин рассматривают мышление как творчество, В. Карпушин исследует творчество как процесс духовного производства, а культурные ценности — как объективированные человеческие способности и таланты. М.М. Бахтин" подчеркивает диалогичность творчества в культуре. Творчество как со-творчество отражено в работах Г. С. Батищева.

C.Л. Рубинштейн3, Г. П. Щедровицкий, Э.В. Ильенков4, Э. Маркарян, В.Е. Давидович5, Ю. А. Жданов, В. А. Лекторский обосновывают деятельностный подход к творчеству. Личностного1 подхода к творчеству придерживаются А. И. Арнольдов, Э. Г. Юдин, Ю. Н. Давыдов. Н. О. Лосский связывает творчество с личностным познанием, Н. Бердяев6 — со свободой, Ф. Степун — с разумом.

Психологическим проблемам творчества уделяли внимание п.

А.А.Леонтьев, Я. А. Пономарев, В. И. Петрушин, В. А. Коваленко и др. о.

Творчеству в науке и технике посвящены работы Б. М. Кедрова, М. Г. Ярошевского, В. В. Давыдова, С. Р. Микулинского, Б. С. Грязнова и др.

I д.

Интуиции в науке и философии уделили внимание В. Ф. Асмус, М.Бунге. Дубина И. Н. рассматривает творчество как феномен социальных коммуникаций.

Культурологический подход к творчеству осуществляли В.И.Аршинов10, Я. И. Свирский, А. В. Брушлинский, Д. И. Кирнос, И. М. Меликов.

Проблему глобальной креативности разрабатывает И. Пригожин11, И. Стенгерс, В. П. Вышеславцев, Р. В. Баранцев, В. А. Яковлев и др.

1Библер В. Мышление как творчество. М., 1975.

2 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.

3 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир /С.Л. Рубинштейн, — СПб. и др.: Питер, 2003. — 508 с. (Мастера психологии).

4 Ильенков Э. В.: Личность и творчество: [Сборник] / Ин-т философии Рос. акад. наук- [Ред.- сост. И.П. Фарман]- Отв. ред. В. А. Лекторский. — М.: Языки русской культуры, 1999.

5 Давидович B.E., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Изд. Рост. Ун-та, 1979.

6 Бердяев H.A. Смысл творчества. Библиотека «Вехи», 2000.

7 Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.

8 Кедров Б. М. О творчестве в науке и технике. — М.: Мол. гвардия, 1987.

9 Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.

10 Аршинов В. И., Свирский Я. И. От смыслопрочтения к смыслопорождению // Вопр. философии. — 1992. — № 2. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. /Перевод с англ. Ю. А. ДаниловаОбщ. ред. и послесл. В. И. Аршинова и др. — М.: Прогресс, 1986.

Основой представленного исследования послужили работы классиков философской мысли от Платона и Аристотеля до Г.-Г. Гадамера и Хайдеггера.

Из диссертационных исследований последних лет, близких к теме представленного исследования, следует выделить работы Шнайдер М. И., Юртаевой Ю. В., Гревцовой Л. А., Кимстач В. Н., Рядинских Л.В.

Обьект исследования.

Объектом диссертационного исследования выступает феномен творчества в культуре и науке.

Предмет исследования.

Предметом исследования выступает гуманитарное творчество как проявление креативного мышления.

Цель и задачи исследования

.

Цель исследования заключается в выявлении противоречий гуманитарного творчества в самореализации личности и их созидательной роли в культуре и науке.

Осуществление поставленной цели определяется решением следующих задач:

1. Рассмотрение творчества через призму деятельностного подхода к прогрессу культуры и накоплению знаний.

2. Осмысление генезиса и социокультурных оснований знания.

3. Обоснование потенциала креативности мышления через гуманитарное творчество.

4. Построение проблемного поля самореализации личности в творческом процессе.

5. Демонстрация потенциала и специфики личностных творческих процессов в науке и культуре современности.

Методологические основания исследования.

Методология исследования опирается на деятельностный подход к исследованию творчества, дополненный личностным и коммуникативным подходами.

Кроме того, автор опирается иа методы, традиционно применяемые в социокультурных исследованиях генезиса какого-либо феномена. Это метод системного анализа, историко-компаративистский и метод типологического сравнения.

Для выявления особенносгей гуманитарного творчества применялись приемы экзистенциального и герменевтического исследования, широко представлены аксиологические приемы, характеризующие состояние развития искусства.

К исследованию поставленных задач были привлечены философские трактаты, работы в области искусства, тексты литературных произведений, педагогические и психологические исследования, записки ученых и деятелей культуры.

Научная новизна исследования определяется его целью и задачами и состоит в следующем:

— продемонстрированы условия когнитивной трансформации духовной деятельности в гуманитарное творчество через смену стилей мышления;

— прослежен генезис творчества и специфика его социокультурных оснований в различных историко-культурных эпохах;

— показана реализация креативного мышления через раскрытие эвристического потенциала гуманитарной культуры: расширение сознания, самореализацию личности, обретение высших смыслов существования и преобразования мира;

— намечены проблемные смыслы самореализации творческой личности в философии, искусстве и социогумаиитарных науках: это проблемы свободы и ответственностисмыслотворчества и потери идентичностинравственного выбора между Добром и Злом;

— намечены линии развития творческих способностей в науке и образовании XXI века средствами анализа социокультурного потенциала современного гуманитарного творчества, когда необходимыми становятся конструктивный диалог, смысл, ценности, язык, этос науки;

— продемонстрированы возможности гуманитарного творчества и его значение в науке и когнитивных процессах рождения нового типа личности, формирующейся в информационном обществе.

Положения исследования, выносимые на защиту:

1. Человек как духовная открытость и творческая неудовлетворенность предполагает самовозрастание и выход за «пределы себя», в этом процессе сохранение целостности человеческого духа, представляющего аксиологический спектр ценностей личности (истину, добро, смысл, свободу, гармонию) — важнейшая задача. Вся история творчества — это история обретения человеком Духовности: от акта творения космоса (Античность) через творчество истории и нравственности (Средневековье) к свободной творческой деятельности человека универсального, создающего мир и себя самого в единстве духовного и личностно-материального (Возрождение) через трансформацию к рационалистическому пониманию Духа (Просвещение) и выхода в мир порядка и ответственности к человеку специализированному и созидающему.

2. Художнику-творцу надлежит соотносить себя с Прошлым и Будущим абсолютными ценностями высшего порядка, поднимать единичное собственное переживание до всеобщего, выражая его в художественной форме, достигающей полноты, чтобы те, кто его воспринимает, могли осуществить аксиологический синтез, раскрывающий смысл нового экзистенциального бытия. Творчество ради него самого реализующее полную независимость самодовлеющей личности, приводит к опустошению и безразличию, само подрывает себя. Только трагическая ответственность выбора придает смысл творчеству.

3. В социокультурном поле творческих проявлений функциональность «смысла» заключена в целеполагании и идеалообразовании (на пересечении горизонтов свободы и долженствования), которые определяют и направляют всю творческую жизнедеятельность человека, горизонтальная линия пересечения смыслов возникает между субъектами одной культуры, а вертикальная линия между поколениями — историческими культурными эпохами. Истоком человеческого творчества выступают конструктивные диалог и полилог, осуществляемые через язык, способствующие формированию комплиментарности.

4. В современной науке формируется новый тип рациональности, который учитывает соотнесенность знаний об' объекте не только со средствами, но и с цениостно-целевыми установками деятельности — на первый план выходит этос науки. Наука и образование нового типа переходят в сферу научной и образовательной культуры, когда каждому ученому, учителю и обучающемуся следует обладать сознанием собственного присутствия и ответственности в культуре.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты диссертационной работы могут оказаться интересными и, полезными для выработки стратегии органической модернизации в области культуры и образования.

Результаты, полученные в диссертационном исследовании, имеют теоретико-практическое значение для решения проблем познания процесса творчества в социально-гуманитарной сфере человеческого знания, в частности, в философии и культурологии. Социокультурный аспект гуманитарного творчества может быть полезен работникам и деятелям культуры и образования, психологам, социологам при обсуждении проблем развития креативной личности, инновационной деятельности, учете и развитии творческих способностей, разработке эвристических методов в профессиональном обучении. Проблемы гуманитарного творчества касаются важнейших аспектов человеческой жизни и познания, поэтому их прояснение и решение — насущная необходимость современного мышления.

Положения диссертационной работы могут быть востребованы в разработке специальных и лекционных курсов в учебном процессе, а также при разработке учебных пособий. Исследование может представлять интерес для специалистов в области психологии, социологии, филологии, политологии.

Апробация диссертационного исследования.

Основные положения диссертационного исследования нашли своё отражение в семнадцати научных публикациях, в том числе одной из списка изданий, аккредитованных ВАК, в докладах и выступлениях на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях.

Материалы диссертации использовались при разработке лекционных курсов и семинарских занятий по философии и психологии.

Диссертация обсуждалась на кафедре философии КубГАУ и рекомендована к защите.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы, в который входит двести тринадцати источников, в том числе пять — на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет сто шестьдесят шесть страниц.

Результаты исследования американского ученого Л. М. Термена, испытуемыми которого стали интеллектуально одаренные школьники, показали, что высокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. На протяжении 60 лёт было проведено три среза по измерению 1С> респондентов. Все они успешно окончили школу, 2/3 получили университетское образование, 200 человек стали докторами наук, но при этом ни один из них не проявил себя как талантливый творец в области науки, литературы, искусства. Никто из них не внес существенного вклада в развитие мировой культуры. Это подтверждает теорию интеллектуального порога Торренса.

Творческий процесс опирается, прежде всего, на поисково-исследовательскую активность человека, обеспечивающую обнаружение проблем,. раскрытие: их сути,, прогнозирование неизвестного, оценку имеющихся сведений и получаемых результатов с точки зрения стоящих целей: В: творчестве выделяют новаторство в сфере практики,.основанное:на способностиприменять результаты учебнойдеятельности" в поиске оригинальных и эффективных проблем, и новаторство1 в сфере научной теории и художественной культуры, основанное на умении оперировать абстрактнымикатегориями, в результате чего обогащаютсяимеющиесяи создаются новые духовные ценности.

Основными личностными чертами творческого человека^ по А. Олаху [137, С.69−73], являются: независимость — личностные стандарты важнее стандартов, группыоткрытость ума — восприимчивость к новому и необычномувысокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивнаяг активность в этих ситуацияхразвитое эстетическое чувство, стремление к красоте;

Часто в этом ряду отмечают особенности «Я"-концепции, которая характеризуется уверенностью в своих способностях, силой характера и смешанными чертами женственности и мужественности в поведении (это подтверждают не только психоаналитики, но и генетики).

Творческий потенциал личности, разрастаясь в процессе саморазвития, становится показателем готовности молодого специалиста, к предстоящей профессиональной деятельности. В своем творческом росте он проходит следующие ступени становления: докреативная деятельность — рутинная работа, результаты которой мало соответствуют поставленным, задачам в силу низкой компетентности субъекта и формального отношения к делурепродуктивная деятельность — достижение стабильно высоких результатов, благодаря усвоению субъектом имеющегося в данной области опытарационализация и новаторство — внедрение инноваций в данной сфере деятельности и их принципиальное усовершенствованиетворчество обогащение теории качественно новым знанием, имеющим универсальное значение [1].

С точки зрения логико-информационного [171] подхода, в итоговом становлении нашего интеллекта можно выделить три основных вида: знание (узнавание), понимание и интеллектуальное умение.' В детские годы превалирует знание (узнавание). Это ответ на вопрос «что это такое?» Задача этого уровня — простое воспроизведение полученной информации, соотнесение ее с той или иной конкретной вещью или ситуацией. Границы узнавания расширяются по мере взросления.

Вторая форма интеллектуального состояния — понимание. Понимаем мы существенно меньше, чем знаем, но понять что-либо нельзя, если не знаком с самим предметом понимания. Предпосылкой для понимания являются ответы на вопросы «почему?», «какая' связь между чем-то и чем-то?», «по какой причине происходит что-то?» Основная задача показать глубинные связи и зависимости между предметами, сформулировать законы, объясняющие связи и зависимости.

Уровень интеллектуального, умения заключается в оперировании и пользовании знанием и пониманием. Это и умение делать выводы из полученной информации, и умение практическое, выражающееся в последовательности практической деятельности. Предпосылкой развития этого уровня являются ответы на вопросы «что из этого следует? И «как это сделать?» Нельзя уметь и понимать, не зная, но можно уметь, не понимая, например, глубинных связей и зависимостей в виде законов и теорий. Цена материальных и духовных затрат по решению многочисленных проблем современной России прежде всего определяется уровнем понимания и умения, а не ориентацией на демократичность и патриотизм правящей элиты. Особенность этой формы развития интеллекта заключается в том, что, научить интеллектуальному умению нельзя в полной мере. А его можно достичь путем определенных усилий.

Научным принято считать такое истинное знание, в котором совокупно и последовательно реализуются все три его познавательные функции: описательная, объяснительная и прогностическая. Описательная функция предполагает использование фиксированных языковых средств, отображающих факты связи между объектами. Реализация описательной функции в познавательных актах предполагает в своей основе владение коммуникативной прагматической функцией языка, означает умение сравнивать объекты, находить в них сходство и различие, умение разделять по группам, обобщать, давать определение отдельным словам, умение общаться с другими людьми, сообщать и получать от них информацию описательного характера. Реализация такой функции предполагает становление и развитие такой интеллектуальной способности или интеллектуальной компетентности, как узнавание или знание.

Знать и распознать нечто означает уметь ясно и точно выразить это на своем языке, сделав его тем самым предметом своего мышления. И независимо от того, о какой науке мы говорим: гуманитарной или естественной, виртуозное владение языком необходимо уже на первой ступени научного познания.

Объяснительная функция выступает итогом реализации в познавательном процессе, связанном с процедурами обоснования, аргументации, доказательства и опровержения. Объяснение представляет собой языковую форму представления концептуального знания, свидетельствующего о причинно-следственных зависимостях между объектами, фактами и событиями. Здесь языковые формы владения языком несут в себе в полной мере когнитивные характеристики. Реализация объяснительной функции предполагает владение аргументативной прагматической функцией языка. Языковой формой выражения являются рассуждения. Реализация объяснительной функции предполагает становление интеллектуальной способности — понимания.

Прогностическая познавательная" функция связана с получением нового знания, с процедурами выдвижения предположений о будущих событиях на основе заранее: известного и, в большинстве случаев, истинного знанияОна предполагает владение проективной прагматической функцией языка, осуществляет процедуры: логического вывода, получение нового знания в виде следствий, заключенийвыводов из заранее известного знанияа также формирование интеллектуального умения самостоятельнополучать, новые знания! на основе известных предпосылок. Это, результат начальною деятельности ученого^ расширяющего значение традиционного знания. Речь может идти об инженерном таланте или таланте ученого, в зависимости оттого^ из каких обобщений эмпирических или теоретических сделаны новые выводы... .

Поскольку результаты: познания? фиксируются* в языковых сообщениях,. то итоги реализации познавательных функций: находят свое отражение: в языке через прагматику. Прагматика как раздел семиотики (науки о знаках и знаковых системах) выражает отношение использующего язык к самому языку. Содержание прагматики определяется тем, насколько ее основные принципы отображают свойства интеллекта и согласуются с уровнями интеллектуального развития. Широта интеллекта тем больше, чем более сложные языковые структуры он в состоянии распознавать и интерпретировать. Прагматика языка определяется основными интеллектуальными целями его использования. Трудно переоценить важность интеллектуального и познавательного потенциала языка.

Основные типы мышления характеризуют типы интеллекта, складывающиеся на их основе. Фактологическое интеллектуальное состояние сознания свидетельствует о развитой способности узнавания или знания, присущей всем нормально: мыслящим людям.

Критическое мышление свидетельствует о двух равномерно развитых интеллектуальных способностях:' знании и понимании того, что знаешь. Человек, обладающий таким интеллектом способен устанавливать причины, условия, при которых известные факты имеют место, способен аргументировать, обосновывать, доказывать истинность или ложность, описываемых фактов. Он не поддается внушению, им невозможно манипулировать и его воспитание нельзя осуществить без личностного понимания им необходимости тех морально-нравственных принципов, которые ему предлагаются. Такое мышление характерно для хороших мастеров, учителей, инженеров.

Научное мышление свидетельствует о равномерном развитии всех трех интеллектуальных способностей: знания, понимания и интеллектуального умения. Такой вид мыслительной деятельности предполагает умение строить теоретические модели, делать логические выводы. Такой вывод нельзя сделать за другого, а только самому. Такой тип интеллекта образуется^ в результате долгого и кропотливого труда.

Интуитивное интеллектуальное мышление свидетельствует о развитых знании и интеллектуальном умении, при почти полной неразвитости понимания. Характерно для людей, обладающих своеобразным даром от известных фактов, не прибегая к их опосредованному логическому обоснованию, совершать «скачок» к открытию новых истин. В определенные моменты такое состояние сознания присуще многим людям, но наиболее часто оно проявляется лишь у гениев. Гениальное предположение делается из того, что описано, но не объяснено. Уметь объяснять — прерогатива мастера, а не гения. Поэтому у гениев не бывает учеников. Это знание является инновационным в полном смысле слова.

Гипотетическое мышление основано на одной интеллектуальной способности интеллектуального умения, характерного для фактов выдвижения некоторых предположений, которые ни на чем не основаны и не обоснованы. Такое мышление обнаруживается у пророков.

Следует предположить, что в обычной педагогической практике наиболее распространенными интеллектуальным типами являются: фактологический, критический и научный, которые и следует развивать.

Обладатели же интуитивного и гипотетического типа интеллекта потребуют, скорее всего, специфического к ним отношения, которое должно стать, прежде всего, отдельным предметом научно-педагогического исследования.

Коренные изменения, происшедшие в последнее десятилетие в системе образования России, выдвигают достаточно высокие требования к качеству подготовки педагогических кадров. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны.

Современной школе и высшей школе нужны педагоги с новым профессиональным мышлением, которые на практике могут обеспечить практическую деятельностную направленность образованиявариативность и личностную ориентации^ образовательного процессазавершение профессионального самоопределения учеников и студентов.

Выдающийся русский ученый Д. И. Менделеев писал: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность» [128].

Модернизация школьного образования требует от учителя (преподавателя) повышения профессиональной компетентности, более осмысленного применения теоретических знаний, умения ориентирования в сложных педагогических ситуациях, осознанного применения и постоянного совершенствования методического инструментария. Перечисленным требованиям должна соответствовать деятельность современного учителя, предполагающая его целенаправленное формирование и развитие как на этапе получения профессионального образования, так и в практической работе.

Существовавшая* ранее в нашей стране традиционная система образования: на протяжении многих' лет давала положительные: результаты, в овладенииучащимися: определенногообъема знаний и умений в соответствиис государственной:.программой* но — при этом препятствовала ученику стать творческой личностью, автором собственного мира знаний, хотя таланты пробивались во все времена и в разных историко-культурных условиях. В настоящее время, как никогдавостребована личность, которая! имеет не только обширные сведения из различных наук, но и способна к постоянному самообразованию— Совершить прорыв в экономике и технологиях можно только, так. '.

Поэтому одной из актуальных педагогических задач является свободноетворческое развитие личности молодого человека с: учетом ее индивидуальных: способностеймотивовсмыслов иценностей: Подобная личность неповторимо индивидуальна, потому что творчество в своей основе не может быть простопередано или усвоено человекомэто процесс, требующий: постоянного саморазвития собственных сил и способностей;

Создавая систему, ориентированную на развитие личности ученика, школа как образовательный институт становится тем учреждениемгде каждый ученик познает не только окружающий мир, но и самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, т. е. не только проявлять, но строить себя как личность. Процесс освоения педагогами системного управления развитием: личности в процессе инновационного обучения предполагает не только профессиональное совершенствование, но и личностное развитие. Самым сложным для педагога является процесс создания своего стиля, грамотно обеспечивающего ученику право свободного выбора и его успешную самореализацию.

Одно из перспективных направлений методической работы — создание и отработка модели проектно-исследовательских групп, что позволяет развивать реальную образовательную практику перехода от организации учебной работы (выполнение учебных программ) к образовательной деятельности в школе (использование инновационных разработок). Следует отметить, что если обучение будет носить исследовательский, проблемный и практический характер, то оно в значительной степени будет способствовать тому, что учащиеся не только будут вооружены теоретическими знаниями, но у них будет сформирована потребность в самостоятельном и творческом" подходе к овладению новыми знаниями. Следовательноони станут творческими субъектами педагогической инновационной деятельности, саморазвития.

Однако не все педагоги' школы владеют определенным уровнем профессиональной методической зрелости, позволяющей им разрабатывать исследовательские программы инновационного характера. Выход из создавшейся ситуации состоит в установлении' более тесных контактов образовательного учреждения с вузами^ выявление одаренных детей с хорошим творческим потенциалом. Задача педагогов состоит в организации методической помощи в организации научно-исследовательской работы учащихсянаписании творческих отчетов учителей-консультантов по результатам исследовательской деятельности школьников.

Занятия с такими учащимися следует строить с учетом того, чтобы каждый из них работал в режиме индивидуальных возможностей. Это, в свою очередь, требует определенных затрат энергии, дополнительного мастерства, профессиональной компетентности от учителя, который становится организатором творческой деятельности школьников. На школу дополнительно возлагается обязанность, которая связана с выработкой устойчивого интереса к самому процессу обучения. Основной же целью школы является последовательное формирование научного типа интеллекта или научного типа мышления.

Высокие темпы развития • цивилизации определяют потребность общества в творчески продуктивных личностях, способных к генерации и осуществлению новых идей и проектов. В связи с этим можно смело утверждать, что приоритетными направлениями деятельности руководителей высшего звена в любой сфере трудовой активности человека станут выявление креативных личностей, организация условий для формирования и реализации творческой инновационной деятельности специалистов с целью достижения высокого уровня конкурентоспособности организации как доминантного фактора ее жизнеспособности [33, С. 11−13].

Возрастает потребность в максимальной творческой? мобильности: статистика показывает, что ныне приходится менять свою квалификацию до шести раз в течение жизни. В условиях информационного взрыва от специалиста требуется избирательность: так, если усвоение и объем информации у современного студента-примерно тот, что у студента XVIII века, то учет сложных закономерностей — это отличительная черта нынешней ситуации. Следует развивать умение работать с постоянно меняющейся информацией, уметь выделить главное, устанавливать причинно-следственную зависимость между явлениями, сравнивать их между собой, делать анализ и логические выводы.

Лимитирующий фактор здесь — наличное знание, и прежде всего — научное, являющееся главной основой прогресса и развития. По мнению Несбитта, нас захлестывает поток информации, но мы испытываем голод в знаниях. Поэтому информационное общество называют обществом, основанном на знаниях. Со временем самыми конкурентоспособными будут страны, которые больше всего вкладывают в образование.

Информация, не одухотворенная человеческой эмоциональностью, не способна двигать вперед человеческую культуру, способствовать прогрессу духа. Знание — это осознанная, одухотворенная и переработанная информация. Мыслители утверждают, что в XX в. началось новое бытие культуры. Следует ожидать изменения типа человеческой мыслительной деятельности (мировоззрения, типа социальной памяти, типов рациональности и ментальности). •.

Развитие человеческих ценностей, связанных с персональной ответственностью и дисциплиной при работе с современной техникой, — один из главных моментов современного развития. Кроме того, чем более высокая технология нас окружает, тем. в более «высоком соприкосновении», человеческом общении мы нyждaeмcяi Необходимо гармоничное взаимодействие процессов гуманизации техники и технизации человека.

Если мы собираемся стать цивилизованной страной, то сделать это без развития образования и науки невозможно. Низкая техническая оснащенность отечественных вузов не способствует выполнению, этой задачи, тогда как статья расходов на образование в бюджете развитых стран сегодня самая большая.

Необходимо обучать не знаниям, предметам, дисциплинам, а формировать мышление, развивать способность к обучению, прививать «вкус» к учебе, ориентировать студентов и школьников на творческий' подход к решению проблем. Здесь немалая роль отводится гуманитарным наукам, помогающим «вжиться» в историю науки через изучение стилей мышления разных эпох, смену картин мира, парадигм научного знаниятем самым выявляется целостная модель культуры эпохи, задающая общность подходов во всех областях человеческой деятельности.

Одним из эффективных методов подготовки квалифицированных кадров, получившим широкое распространение среди других форм обучения, являются деловые игры.

Деловые игры, базирующиеся на применении современных персональных ЭВМ, позволяют имитировать совокупность управляемых и неуправляемых процессов, обеспечивая в ускоренном масштабе взаимосвязанную последовательность близких к реальным ситуаций, происходящих в повседневной жизни. Студентам предлагается на1 основе конкретной, постоянно изменяющейся ситуации вырабатывать управленческие решения, которые немедленно учитываются ПЭВМ при моделировании следующих этапов развития. Это создает условия для оценки эффективности тактики управления, выбранной студентом, способствует ее совершенствованию и закреплению практических навыков.

В ходе деловой игры с использованием ПЭВМ осуществляется связь отдельных сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия и их влияние на конечный результат работы, возможность выделения основных и второстепенных связей в производственной ситуации, технические возможности вычислительной техники и эффективность ее применения для исследования и управления. Планирование деятельности по нескольким показателям, а затем отчетность по каждому из них отражают оценки различных сторон работы предприятия. Суть этих оценок в противоречии между сегодняшней выгодой и эффектом в будущем. Взаимосвязь между запланированными показателями и отчетностью по ним наделена чертами конфликта. Для принятия оптимальных решений в таких ситуациях нужны специальные знания. Предполагается, что, выполнив данную работу, будущий менеджер приобретает частицу таких знаний.

Методики современных деловых игр позволяют рационально сочетать профессиональный интерес студентов к новым методам обучения, дух соперничества и коллективизма.

Деловая игра имитирует постоянно меняющуюся ситуацию современной эпохи, которая предоставляет многообразие выбора во всех сферах — от политики до стиля жизнипроисходит отказ от выбора, основанного на ограниченном принципе «или-или» в пользу плюрализма, множественности выбора. По мнению Дж. Ыесбитта, если мы сумеем сделать неопределенность нашим союзником, то сможем преуспеть больше, чем в стабильные эпохи.

Творческая деятельность часто осуществляется для оптимизации решения практических задач и выполняет адаптивные функции в непрерывно усложняющемся обществе [156, С.641−642]. Одним из способов описания таких усложняющихся систем с инвариантным ядром (базовыми культурными ценностями) является использование фрактального подхода, при котором выявляются самоподобные структуры. Другой особенностью практически всех творческих актов является нечеткий характер формулировки задачи и описания объектов творчества, что делает адекватным реальности использование теории нечетких множеств.

При исследовании творческихпроцессов следует также учитывать несимметричность и нетранзитивность отношений между элементами решаемой задачи, а также нелинейность метрики и пространственно-временных отношений пространств художественного произведения и научной картины мира [106].

Современные процессы, глобализации и информатизации всех сторон социокультурной сферы открывают новые возможности для творчества, как личного, так и социального. Взаимоотношения между современными* технологиями и творчеством" рассматриваются двояко: 1) как влияние технологий на творчество (широко распространяется медиакультура, для которой особенно важно продуцирование новых идей, образов, стилей) — 2) как повышение роли творческого ресурса в производстве новых технологий (высоко ценится способность генерировать новые идеи и решать нестандартные задачи). Имеется тесная взаимосвязь информационных технологий и творчества на современном этапе развития культуры и общества: в связи с развитием новых форм коммуникации, прежде всегоИнтернета, появилась возможность творческого самовыражения огромного числа людей, занимающихся творческой деятельностью «горизонтально», практически вне поля зрения «вертикальных» иерархий (отбор, редактирование, цензура). Виртуальные реальности дают уникальные возможности для творческого самовыражения (по крайней мере, теоретически). Творческий процесс становится все более открытым для продолжения, а произведения искусства — интерактивными. Появляется как бы «творческое сообщество», где в качестве авторов выступают не только разработчики продукта, но и пользователи. Творчество — субъективно, технология — объективна, но «творцы» и «техники» зависят друг от друга.

Ведь как технологии меняют облик современной культуры, приближая появление новых социокультурных феноменов, так и творческая деятельность является движущей силой научно-технического прогресса.

В конечном счете, целью современного образования является развитие инициативных людей с высокой ответственностью, готовых к самоуправлению, к глубочайшей внутренней свободе и к развитию широчайшего творческого потенциала личности. Другими словами, задачей преподавателей является: суметь привить желание учиться у своих учеников, выявить способности, реализовать их в преобразовательной деятельности, да и просто выработать привычку учиться и самообразовываться на протяжении всей жизни. Если мы этой цели достигнем, то можно считать, что реформа удалась.

Заключение

.

Курс России, взятый на модернизацию и инновации, превращает творчество в способ существования человека и общества, в социальнотехнологический элемент современной цивилизации. Сделать это без развития" личности и культуры просто невозможно. Культура, по Бердяеву, есть объективация человеческого творчества, выражающего «события духа», культура внутреннего существования.

Деятельностный подход к развитию культуры, где творчество предстает как высшая форма активности и ключевая деятельность человека, дает возможность рассмотреть историю творчества через историю развития личности. Гуманитарным творчеством мы и называем: духовное развитие и* становление личности, формирующие аксиологический спектр ценностей (истина, добро, смысл, свобода), раскрывающие в субъекте креативные потенции и наполняющие личность сверхличностным содержанием.

В античности творчество выступает как акт творения космоса и как человеческое искусство, ремесло. В культуре иудаизма и христианства творчество есть взывание бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности. Человеческое творчество проявляется в истории, нравственности и религии.

Эпоха Возрождения раскрывает безграничность творческих возможностей человека. Отсюда — из стремления реализовать себя в предельно широкой сфере человеческой деятельности, охватить все возможные и доступные способы самореализации — возникает человек универсальный.

В Новое время творчество связывалось с идеей прогресса. Если эпоха Возрождения требовала универсализма и разносторонности, то Новое время — индивидуализма и специализированное&trade-. Творческая деятельность становится утилитарной, а польза — неотъемлемой категорией любой деятельности. Если ранее большую роль играла традиция, то в Новое время — критика. Эпоха Просвещения привела к окончательному разрыву с традицией, явилась радикальным поворотом для всех стран, объявив эмансипацию разума. С этого периода исследование возможностей и границ собственного разума становится основным предметом философии, начинается современный подход к исторической деятельности и ответственности в творчестве.

Искусство и философия создают регулятивные идеии ценности, которые открывают новые творческие перспективы перед человеком, поэтому следует взять на себя ответственность, не идти на поводу у публичного существования, а выбрать свой собственный смыслотворческий' жизненный путь. Истоком любого человеческого творчества выступает не только субъективная, но и интерсубъективная структура, гуманитарный характер которой следует подчеркнуть.

Функциональность «смысла» заключена в целеполагании и идеалообразовании, которые определяют и направляют всю творческую жизнедеятельность человека. Следует отметить как горизонтальную линию пересечения смыслов между субъектами одной культуры, так и вертикальную линию между поколениями — историческими культурными эпохами. Смысл создает целостность мировосприятия и мироощущения. Творчество в предельном варианте есть момент причастности к всеобщим ценностям. Ценности способны удовлетворить стремление человека к определенности. Для Франкла в ценностях «творчества», «переживания» и «отношения» три пути обретения смысла: первый — в отдаче человеком себя мирувторой — в присвоении человеком миратретий — это субъектная позиция в отношениях с миром как в плане творчества, так и переживания, она чревата ответственностью. Ценности как бы задают направленность индивидам в пересечении горизонтов свободы и долженствования.

Для любой творческой личности иметь широкие интеллектуальные горизонты, быть яркой индивидуальностью просто необходимо. Поэтому и наука, и искусство одинаково необходимы для духовной целостности личности. Если в науке решаются проблемы и задачи, ранее не решенные, и часто сам объект исследования является новым, то в искусстве и философии' могут быть вечные темы — о любви, мужестве, долге и т. д., но-эти темы по-своему интерпретируются и раскрываются разными философами1 и художниками, по-разному истолковываются в разные культурно-исторические эпохи. Под гуманитарным знанием понимают познание, зависящее от мотивационно-смысловых, ценностных факторов и целевых причин. В этом случае гуманитарное знание ближе к искусству. Духовное творчество есть, постоянная деятельность, удерживающая человека на правильном пути, оберегающая его от падения в бездну, лишенную смысла.

Таким образом, гуманитарное познание находится во всем континууме человеческого познания в качестве сферы, сопровождающей познавательный процесс в любой области науки, задавая направление исследования" как ментальными содержаниями субъектности, так и социокультурным оформлением субъективности. В настоящее время формируется новый облик науки, включающий в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности. Экзистенциализм и герменевтика показали, что «нечто» трансцендентное может быть познано только посредством духовного опыта, переживаний, помогающих войти в общение с миром, скрытым от физических приборов и органов чувств. Выбор новой парадигмы основывается на чувствах веры, красоты, ощущения истины. Формируется наука нового типа, когда из научной сферы она переходит в ту, которую М. фон Лауэ назвал сферой «научной культуры», а оттуда — в сферу культуры вообще, где каждому ученому следует обладать «сознанием собственного присутствия в культуре» (Г. Башляр).

Велика роль образования в раскрытии творческих способностей и обратного влияния творчества на повышение качества образования. Образование — это процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Основными личностными чертами творческого человека, по А. Олаху, являются: независимость — личностные стандарты важнее стандартов группыоткрытость ума — восприимчивость к новому и необычномувысокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуацияхразвитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

С точки зрения логико-информационного подхода, в итоговом становлении нашего интеллекта можно выделить три основных вида: знание (узнавание), понимание и интеллектуальное умение. Научное мышление свидетельствует о равномерном развитии всех трех интеллектуальных способностей — знания, понимания и интеллектуального умения- - когда последовательно реализуютсявсе три его познавательные функции: описательная, объяснительная и прогностическая" На каждой стадии используется виртуозное владение языком, широта’интеллекта тем больше, чем более сложные языковые структуры он в. состоянии распознавать и интерпретировать. Следует расширить понятие субъекта познания, учитывая его внутренний мир и социокультурную обусловленность.

Мы живем в информационном обществе, характеризующемся небывалым ростом возможностей человека для расширения, накопления и классификации знаний, производства информации и мгновенного ее распространения. Информация превратилась в глобальный, неисчерпаемый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации. Две главные черты характеризуют информационное общество: А) демассификация и дестандартизация всех сторон экономической и социальной жизниБ) высокий уровень инноваций, быстрота происходящих в обществе изменений.

По мнению Несбитта, нас захлестывает поток информации, но мы испытываем голод в знаниях. Поэтому информационное общество называют обществом, основанном на знаниях. Информация, не одухотворенная человеческой эмоциональностью, не способна двигать вперед человеческую культуру, способствовать прогрессу духа. Знание — это осознанная и переработанная информация. Если мы собираемся стать цивилизованной страной, то сделать это без развития образования и науки невозможно.

Образование влияет на создание образа будущего подрастающего поколения, поэтому со временем самыми конкурентоспособными будут страны, которые дальновидно вкладывают свои инвестиции в образование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания //Вопросы философии № 6, 1998.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  4. И.С. Философские проблемы творчества: Кант и Шопенгауэр // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты), Ежегодник, М. 2001, С.21−22.
  5. Антология мировой философии. М., 1974. тт. 1−4. т.1, 706 е., т.2, 829 е., т. З, 768 с.
  6. П. Научное творчество // Проблемы психологии личности: Сов. фин. симпозиум / АН СССР- Ин -т психологии. М.: Наука, 1982. — 246 с.
  7. Аристотель. Соч.: в 4 т. М., 1975. Т.1, 549 е., т.2, 671 е., т. З, 682 е., т.4, 520с., т.4, С. 176.
  8. В.И., Свирский Я. И. От смыслопрочтения к смыслопорожденшо // Вопр. философии. 1992. — № 2. — С. 145−152.
  9. В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. (Очерк истории: 17-нач. 20-го вв.) 2-е изд. М.: Мысль, 1965. — 312 с.
  10. Р.В. Имманентные проблемы синергетики И Вопр. философии. -2002.- № 9. С. 96−98.
  11. Е.Я. Полнота как художественная ценность. /Ж. Философские науки. 2009 — № 7. — С. 111−123.
  12. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб: РХГИ, 1997.- 464 с.
  13. Г. С. Познание творчества // Природа. 1986. — № 6. — С. 50−59.
  14. Г. С. Философия творчества. Спб., 1998
  15. Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: «Наука», 1978 199 с. — С. 26−27.
  16. Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: «Наука», 1989, С. 6, 21- 22, 30.
  17. М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. С. 243.
  18. М.М. Собр. соч. Т. 5. М., 1996. С. 335, С. 355.
  19. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979
  20. Н. А. Смысл творчества / H.A. Бердяев. М.- Харьков: ACT: Фолио, 2002. — 67 е.- (Серия «Вершина человеческой мысли»).
  21. Н. Избранные произведения. Судьба России самопознание. Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. С. 381.
  22. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383 с.-(Библиотека этической мысли).
  23. H.A. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация// Бердяев H.A. Дух и реальность / Бердяев H.A.- вступ. Ст. и сост. В. Н. Калюжного. М. ООО «Изд. ACT" — Харьков: „ФОЛИО“, 2003. -679(9)с.-- 416с.
  24. H.A. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990.-320 е., С. 51.
  25. H.A. Философия свободы- Смысл творчества /Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. Л.В.Полякова- Журн. „Вопр. философии“ и др.- М.: Правда, 1989.- 607 е., С. 533.
  26. H.A. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения// Бердяев Н. А// Дух и реальность/ Бердяев Н. А/ вступ. Ст. и сост. В. Н. Калюжного. М. ООО „Изд. ACT" — Харьков: „ФОЛИО“, 2003. — 679(9) с. 75
  27. В.Ф. Роль рефлексии в.творческом мышлении // Науч. докл. высш. шк. Филос. науки. М., 1985. — № 6. — С. 129−133.
  28. Д. Наука и общество. — М., 1953.
  29. И.А. Как возможно творческое мышление? М.: ИФ РАН. 1993.197 с.
  30. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975, С. 112, С. 229, С. 332, С. 365.
  31. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  32. Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие по направлению и-специальностям психологии. М.: АСАДЕМ1А, 2002. -318с.
  33. Д.Б. Психолого-философский анализ творчества // Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества: Сб.ст. /АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники- Отв. ред. В. В. Давыдов. -М.: Наука, 1990.-170 [2] с.
  34. Д.Б. Смысл жизни и творчество //Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы 3−5 симпозиумов / Психологический институт Российской Академии образования/- М.: „Ось-89“, 2001. 336 с. — С. 115−119.
  35. М. Моя жизнь и взгляды, М., 1973.
  36. .С. Аномалии личности. М.:Мысль, 1988. — 304 с.
  37. Ю. Этнос и этнография. М., 1973, С 47.
  38. Дж. О героическом энтузиазме. Киев: Новый Акрополь, 1996.-288 с.
  39. A.B. Воображение и творчество // Научное творчество. Сборник статей. Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969.-446 с.
  40. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  41. С. „Труп красоты“, журнал „Кубань“ № 8, 1989 г., С. 81
  42. М. Интуиция и наука: Пер. с англ. / Ред. и послесл. В. Г. Виноградова. М.: Прогресс, 1967. — 187 с.
  43. М.Е. Терапия творческим самовыражением, М.: Мысль, 1989. -180 с.
  44. В.П. Истина и ценность // Ценностные аспекты развития науки. М., 1990, С. 36−51, С. 48.
  45. В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. М.: Мусагет, 1910, кн.2, С. 14.
  46. Л.С. Психология искусства / Сост., авт. послесл. М. Г. Ярошевский., Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 479 с.
  47. .П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. -368 е.- (Б-ка этической мысли).
  48. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., Искусство, 1991, С. 88, С. 271.
  49. Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. Пер. с нем. -М.- „Прогресс“, 1988, С. 520.
  50. П.П. Творчество // Философская энциклопедия. Т.5. М.: Сов. энциклопедия, 1972. С. 185.
  51. Н. Этика. СПб., 2002.- С.391
  52. Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. М.: Мысль, 1974−1977, С.31−32).56.' Герасимова И. А. Музыка и духовное творчество. Вопросы философии 1993,-№ 6.
  53. И. Избр. Произв., М., 1950, С.402
  54. Н.В. Поли. Собр. Соч., т. VIII, изд-во АН СССР, М., 1952, С.439
  55. Н.В. Собр. Соч., т. 6, С. 379
  56. Г. А., Данилова О. Н. и др. Факторы межполушарной ассиметрии в творческом процессе. // Вопросы психологии. 1988, № 5.
  57. Г. А., Петров В. М. Информация, поведение, язык, творчествоМ.: URSS, 2007.
  58. JT.A. Межсубъектная природа творчества в науке, философии и религии. Дисс. канд. филос. наук 09.00.01.
  59. .С. Логика, рациональность, творчество. Изд. 2-е, стереотипное / Отв. ред. д-р филос. наук И. С. Тимофеев. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 256 с.
  60. В. Язык и* философия культуры. М.: Прогресс, 1985, С. 146 147.
  61. Да Винчи Леонардо. Избранные произведения, С. 64.
  62. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-н/Д, 1979.
  63. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
  64. Ю. Культура как „идеология“. „Философкие науки“, 1977, № 1
  65. Г. А. Творчество и диалектика / Г. А. Давыдова- АН СССР, Ин -т философии. М.: Наука, 1976. — 175 с.
  66. М.И. Автореферат докторской диссертации „Индивидуализм: история и современность“, Ростов-н/Д, Краснодар, 2001, С. 14.
  67. М.И. Влияние науки на эвристические возможности современного искусства // Современная философия науки: состояние и перспективы развития. В материалах XVI-й ежегодной научно-практической конференции кафедры философии РАН, М. 2003.
  68. М.И. Индивидуализм: история и современность (философско-культурологический анализ). Ростов-н/Д, Краснодар: КубГАУ, 2000.
  69. М.И., Блоховцова Г. Г. Принцип дополнительности в науке, культуре и творчестве //Социокультурные основания науки. Краснодар: КубГАУ, 2010.
  70. ., Гвартарри Ф. Что такое философия? Пер. с франц. В. Ф. Зенкина С-П, Алетейя, 1998., С. 14.
  71. И.Н. Изменчивость творчества в сознании исследователей // Метаморфозы сознания: Сб. науч. статей. Барнаул: Изд-во АГУ, 1997. — С. 70−87.
  72. И.Н. К феноменальности творчества через синергетическую сложность //Аналитика сознания: Сб. науч. статей. — Барнаул: БФ РИПЭ, 1998.- С. 47−53.
  73. И.Н. Творчество как феномен“ социальных коммуникаций. -Новосибирск: СО РАН, 2000. 192 с.
  74. В.А. Проблемы творчества в историческом познании и искусстве. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1979. 193 с.
  75. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. М.: Академический Проект, 2003. — 304 с.
  76. И.А. Творчество, Человек. Философско-энциклопедический словарь. „Наука“, М., 2000, С. 371−372
  77. Г. Избранное. Философия культуры. Т. 1., Юристъ, М., 1996, С. 278−295.
  78. В.П. Наука неотъемлемая часть культуры? //Вопросы философии 1990, № 1, с. 40
  79. В.П. Психология теории деятельности // Ж. Вопросы философии № 2, 2001, С. 66−88, С. 81−82.
  80. Н. Культурные смысль1 науки /Рос. ин-т культурологии МК РФ и РАН, Ин-т истории естествознания и техники РАН. М. ЮЛМА-ПРЕСС, 1997.-287 с.
  81. А.Б. Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гассета: Крит, очерк. М.: Наука, 1978 С. — 160 с.
  82. В. Родное и вселенское.// Кризис индивидуализма. М.: Республика, 1994, С. 19−22.
  83. Г. В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве. Таганрог, Изд-во ТРТУ, 1999, Рыжов В. П. Принципнеопределенности в искусстве // Труды Международной конференции „Математика и искусство“. М.: Изд-во МГУ, 1997.С.113−115.
  84. Е. Событие и современный философ/Юпыт и чувственное в культуре современности. М. РАН, 2004, С.43
  85. Э.В. Проблема идеального //Вопр. философии. 1979. — № 7.-С.155.159.
  86. Ильенков Э.В.: Личность и творчество: Сборник. / Ин-т философии Рос. акад. наук- [Ред.- сост. И.П. Фарман]- Отв. ред. В. А. Лекторский. М.: Языки русской культуры, 1999. — 261 с.
  87. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М: Политиздат, 1974. 328 с.
  88. А. Бунтующий человек // Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. М., 1990, 415с.-(Мыслители 20 века).-С.125−134.
  89. Карпу шин В. Вступительная статья к кн. А. Тэнасе „Культура и религия“, М., 1977, С. 8.
  90. .М. О творчестве в науке и технике: (Науч.-попул. очерки для молодежи). М.: Мол. гвардия, 1987. — 192 с.
  91. .М. Познавательно-психологические проблемы творчества // Философия и социология науки и техники, 1987. М.: Мол. гвардия, 1987.- С. 137−144.
  92. .М., Гиндилис Н. Л. Творческий процесс и ступени познания // Природа. 1981. — № 7. — С. 14−22.
  93. В.Н. Автореферат. Коэволюция технической и гуманитарной культур в кошексте универсальной истории. Дисс. канд. филос. наук -09.00.08
  94. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. -М.: Прогресс, 1992. 172 с.
  95. E.H., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание // Вопр. философии. 1994.- № 2.- С. 110−122.
  96. В.А. Творчество как форма деятельности человеческого сознания. Обнинск, 1998.
  97. Ю.В. Человеческое творчество и „фатализм“ в учении о „вечном возвращении тоже самого“ Ф. Ницше// Наука, творчество, инновации, успех. Краснодар, Изд. КубГАУ, 2008.
  98. В.А., Рыжов В. П., Петров В. М. Этюды по теории искусства. Диалог естественных и гуманитарных наук. М.: Объединенное гуманитарное издательство, 2004.
  99. JI.A. Уровни самореализации личности // Вест. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 6, психология, — Вып. 2.-2001. № 14.- С. 85−93.
  100. .Б. Творческое мышление и его основы // Magister Магистр.-Москва, 1997. № 3.- С. 8−20.
  101. М. П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982.
  102. А.И. Культурология. Словарь. Изд. „Академический проект“, 2000, С. 195, 363−364, 671 С.
  103. Кузанский Николай. Сочинения в 2 т., Т.1, С. 316.
  104. С. Дневник обольстителя: Роман/пер. П. Ганзена. Калуга: „Золотая аллея“, 1993. — 208 е., С. 8., С. 12, С. 97.
  105. С. Страх и трепет, М., 1993., С. 54
  106. И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии / Послесл. и общ. ред. В.Ф. Пустарнакова- Подгот. текста и примеч. Р. К. Медведевой. М: Республика, 1999. -399 с. -(Мыслители 20-го века).
  107. С.А. Философия науки. Словарь основных терминов. М. Академический проект, 2004 С. 159.
  108. В.А. Наследие деятельностного подхода и современность.// www.situation.ru он-лайн Альманах „Восток“, выпуск № 3 (39), 2006.
  109. В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница.// Наука: возможности и границы / Отв. ред. Е. А. Мамчур. М.: Наука, 2003.- 293 с.
  110. Лем С. Модель культуры // Вопросы философии № 8, 1969., С. 50−62, С. 51−54.
  111. А. Ф. Музыка как предмет логики. //Из ранних произведений. М., 1990. г., Классическая йога. М., 1992, С. 171.
  112. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. 144 с.
  113. М.К. Формы и содержание мышления. (К критике гегелевского учения о формах познания). М.: Высшая школа, 1965. — 191 с.
  114. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.
  115. А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999- С. 132−133.
  116. A.M. Основные направления исследований мышления и творчества //Психол. журн. М., 1984. — Т.5. — С. 9−17.
  117. Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники- Отв. ред.
  118. B.В.Давыдов. -М.: Наука, 1990. 1702. с.
  119. И.М. Творчество и духовный мир человека // Вестник Моск. ун-та. Сер.7, философия. 2002. — № 2. — С. 76−89.
  120. Д.И. Сочинения. М., 1952. -Т.23.
  121. Н.В. Идеи Эдмонда Гуссерля как введение в феноменологию/ Мотрошилова Н.В.- Ин-т философии М.: 2003, С. 118,1. C.134.
  122. Научное творчество. Сборник статей. Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. — 446 с.
  123. Ф. Воля к власти. М. 1994. С. 241.
  124. Ф. По ту сторону добра и зла. / Соч. в 2-х томах. Т.2. 1990, С. 335−336.
  125. Ф. Так говорил Заратустра. По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО-Пресс, 1997, С. 312
  126. П.И. Об общественном идеале. М.: „Пресса“, 1991, С. 634.
  127. Т.И. Философия как единство научного и вненаучного познания / Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб.: РХГИ, 1999. — С. 35−45.
  128. А. Творческий потенциал и личностные перемены //Общественные науки за рубежом. Серия Науковедение, 1968. № 4. — С.69−73.
  129. Опыт и чувственное в культере современности. Философско-антропологические аспекты. М.: РАН., 2004
  130. Ортега-и-Гассет X. Что такое философии?: Сборник:. Перевод. / [АН СССР, Ин-т философии]. М.: Наука, 1991. — 403,[2] с. — (Мыслители 20 века). Г40. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества. М., 2006.
  131. Платон. Соч.: в 3 т. М., 1968. Т. 1, 623 е., т.2,с.135, т. 2, 611 е., т.3,657 е., т. 3, ч. 1, 657 е., ч.2,786 с.
  132. Я.А. Психология творчества. М., 1976
  133. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. /Перевод с англ. Ю. А. Данилова- Общ: ред. и послесл.
  134. B.И.Аршинова и др. М.: Прогресс, 1986.- 431 с.
  135. Проблема ценностного статуса науки на рубеже 21 века СПб.: РХГИ, 1999.- 280 с.
  136. A.C. Отрывки из писем, мысли и замечания. Полн. Собр. Соч. в 10-ти т. Т.7 Л., 1978.
  137. A.C. Полн. Собр. Соч., т. III, кн.1, С. 120, С. 838.
  138. Н.В. О концепции новой мелодики уральского композитора Владимира Кобекина / Вестник Челябинского государственного университета. 2009, № 22 (160). Филология. Искусствоведение. Вып. 33. С. 177−182.
  139. Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. З, ТОО ТК „Петрополис“, Санкт-Петербург, 1996, С. 6−7.
  140. Т. Опыт исследования творческого воображения. М., 2000, с. 251.
  141. В.М. Мышление и творчество. М.: ПЕР СЭ., 2006 — 360 е., С. 35.
  142. А.И. Фантазия и творчество // Вопросы философии. 1966. — № 9.1. C. 116−118.
  143. С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир /С.Л. Рубинштейн. -СПб. и др.: Питер, 2003. 508 с. — (Мастера психологии).
  144. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2007 — 713 е., С. 479.
  145. Г. И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 317 с.
  146. В.П. Принцип неопределенности в искусстве // Труды Международной конференции „Математика и искусство“. -М.: Изд-во МГУ, 1997, С.113−115.
  147. Ю.В. Адаптивная направленность творчества//Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т. 1. М.: Современные тетради, 2005. С. 641−642.
  148. Л.В. Автореферат. Формы № приемы коэволюции культур. Дисс. канд. филос. наук — 09.00.08.
  149. В.Н. Деятельность как философская категория // Филос. науки. 1978. — № 2. — С. 54−57.
  150. Самосознание европейской культуры в XX веке: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе: Сборник: Перевод /Вступ. статьи P.A. Гальцевой, И.Б. Роднянской- Примеч. С. С. Аверинцева и др. М.: Политиздат, 1991. — 365,1. с.
  151. Саргр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2000.
  152. В. и Исаков А. Философия как творчество, философ как творец // Творение Творчество — Репродукция. Философский и религиозный опыт. Международные чтения по теории, истории и философии культуры № 15, С — П., 2003, С. 126.
  153. A.A. Творение нового как переход от возможного к действительному // Филос. науки. 1999. — № 3−4. — С. 82−99.
  154. В.В. Проблема творчества и проблемность творчества в философии//Наука, творчество, инновации, успех. Краснодар: КубГАУ, 2009.
  155. Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1972. -228 с.
  156. Соловьев. Философское начало цельного знания. Мн.: Харвест, 1999.912 с — (Классическая философская мысль).
  157. Н.Э. Интерсубъективный аспект научного творчества// Наука, творчество, инновации, успех. Краснодар: КубГАУ, 2008.
  158. Спиноза Бенедикт. Избранные произведения в 2 т., Т.2, С. 295.
  159. B.C. Социокультурная размерность нормативных структур науки // Философские науки. 1989. — № 7. — С. 65−72.
  160. Ф.А. Жизнь и творчество. М, 2008.
  161. Творческое мышление: парадоксы и парадигмы развития: (Тез. выступлений) / Общ. ред. проф. Зорина В. И. и др. — Целиноград: ЦСХИ, Гос. пед. ин-т, 1991.-277с.
  162. .И. Школа. Развитие интеллектуальных способностей. Ж. Философские науки. 2009, № 5−7.
  163. Т.Д. Гуманизм в ценностном измерении» // Философия. Культура. Образование: межвузовский сборник научных трудов. / Под ред. Б. В1 Чернышова. Саратов, -2001, выпуск 1.
  164. JI.E. Две культуры. Интуиция и логика в науке и искусстве. -Фрязино: «Век2», 2004.
  165. Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. Переработанное изд. Под ред. Георги Шишкоффа. Двадцать второе издание. М., Изд. «Республика», 2003, С. 178−179, С. 522.
  166. Философский энциклопедический словарь. Библиотека словарей «ИНФРА-М», 2000, С. 448−449, 575 С.
  167. С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Сочинения, М.: ACT, 1990, С. 191
  168. С.Л. Смысл жизни // Вопр. философии. 1990. — № 6. — С. 128−131.
  169. В. Человек в поисках смысла. М., 1998, С. 288.
  170. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук./ Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой, СПб.: А cad, — 1994.
  171. М. Бытие и время. СПб: «Наука». — 2002, С. 118.
  172. , М. Время и Бытие. М.: Республика, 1993. С. 401.
  173. Н. Философия человека: от метафизики к метаантропологии как форма творчества. Киев- М.: Наука-Центр: Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. 334 с. — (Серия «Проблемы человека»).
  174. А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия //Вопр. психологии. 1980. — № 3. — С. 21−35.
  175. Ю.П. Личность и способность к творческой деятельности // Проблема психологии личности: Сов.-фин. симпозиум- / АН СССР- Ин-т психологии. М.: Наука, 1982. — 246 с.
  176. C.B. Духовность и духовные традиции. Монография. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004. 180 с.186: Художественное и научное творчество. Л.: Наука, 1972. — 336 с.
  177. В.А. Творчество: Философский аспект проблемы /Молд. гос. ин-т искусств- Отв. ред. Н. Г. Михай.- Кишинев: Штиинца- 1989:-148 с.
  178. М.Ю. Инварианты русского вид^ и аспектуальные универсалии' / М. Ю. Черткова // Труды аспектологического семинара филологического факультета МГУ им. М. В-Ломоносова.- М.: Изд-во Моск. ун-та'.- Т.1.- С. 191−209'
  179. Г. П. Ценность информации. Вопросы теории и приложений-М-.: Филоматис, 2004.
  180. Шичанина Ю: В. Автореферат докторской диссертации: «Иномерность в современной культуре: многообразие проявлений», С-П, 2006, С. 14, 31.
  181. Ф. Эстетика. Критика. Философия. М., 1883. Т. 2, С. 267.
  182. М.И. Концептуализация социально-гносеологической природы творчества. Дисс. канд. филос. наук-09.00.01.
  183. А. Афоризмы житейской мудрости. М, 1989. — С. 10.
  184. А. Мир как воля и представление. М., т. II, 1993, С. 412.
  185. Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Щедровицкий Г. П. Избр. труды М., 1995.
  186. А. Принципы научного исследования // Физика и реальность. Сборник статей. М.: Наука, 1965. 357с. — С. 9.
  187. П.К. Теория творчества. — СПб, 1910.
  188. Дж. Творческое воображение: от просвещения к романтизму// Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты), Ежегодник, М. 2001, С. 114−116.
  189. М. Культура как предмет творчества // Творение Творчество — Репродукция. Философский и религиозный опыт. Международные чтения по теории, истории и философии культуры № 15, С — П., 2003.
  190. К. Цель творчества. Опыты по теории творчества и эстетике. — М.: Вузовская книга, 2006. 208 е., С. 34, 58.
  191. Э. Трагедия личности. М.: ЭКСМО Алгоритм, 2008
  192. Э.Т. Деятельность как объяснительный принцип и предмет исследования. «Вопросы философии», 1976, № 5.
  193. Э.Т. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  194. Ю.В. Автореферат. Культурологический потенциал гуманитарного познания. Дисс. канд. филос. наук 09.00.01.
  195. В.А. Философские принципы креативности. Доклад на XX
  196. Всемирном философском конгрессе о проблеме творчества. Бостонi
  197. США), 1998. // Вестник Московского университета. Серия 7, философия, -1999.-№ 5.-С. 98−103.
  198. М.Г. О трех способах интерпретации научного творчества // Научное творчество. М.: Наука, 1969. С. 99−102.
  199. К. Смысл и назначение истории: Сборник / Пер. с нем. М.И. Левиной- Вступ. ст. П.П.Гайденко- Коммент, В. Н. Катасонова. 2-е изд. -М.: Республика, 1994. — 528 с. — (Мыслители 20 века).
  200. Digitalpholo 83, март (83) 2010, С.57
  201. Francis Bacon, Novum Organum, Liber I, CXXIX
  202. Hofmannsthal, Der Dichter und seine Zeit.
  203. Needham, Joseph- Wang, Ling (1954), Science and Civilisation in China, 1 Introductory Orientations, Cambridge University Press, p. 581.213. www.philosophy.ru
Заполнить форму текущей работой