Этнокультурный статус мифологического сознания: генезис, функционирование и эволюция традиционного мировосприятия: На примере марийской мифологии
Диссертация
Философский аспект рассмотрения мифа предполагает наряду с другими и аксиологическое осмысление, рассмотрение его как объективно значимой ценности и смыслового содержания культуры. Как духовный феномен культуры мифологическое сознание в общественно-историческом процессе реализуется в форме исторически уникальной компоненты сознания. Поскольку мифологическое сознание по определению целостно… Читать ещё >
Содержание
- Раздел первый Мифологическое сознание в ракурсе философской рефлексии и научного анализа
- Глава 1. Миф как научная и философская проблема
- 1. 1. Теоретическое и историческое изучение мифа
- 1. 2. Состояние и изученность религиозно-мифологических представлений марийцев
- Глава 2. Об онтологическом статусе мифологического сознания
- 2. 1. Мифологический модус сознания
- 2. 2. Феноменологический и информационные аспекты мифологического сознания
- Глава 3. Этнокультурпый^смысл мифологического сознания
- 3. 1. Об этнокульт^ом статусе мифологического сознания
- 3. 2. Этнокультурная самоидентификация марийцев в ракурсе мифологического восприятия мира
- Глава 4. Формы этнокультурного бытия мифологического сознания
- 4. 1. Фольклор как этнокультурная репрезентация мифологического сознания
- 4. 2. Реликты мифологического мировосприятия в обыденном сознании
- 4. 3. Искусство как форма функционирования и воспроизводства мифологического миропонимания
- Раздел 2. Образ человека в мифологической картине мари
- Глава 5. Космогония:оптогенез исходной парадигмы
- 5. 1. Социокулыурное самоутверждение человека в пространстве природы
- 5. 2. Нравственно-этическое самовыражение субъекта в природносоциальном континууме
- Глава. б.Космологизм. Идеальная сущность человека
- 6. 1. Астральный мир как идеальное бытие
- 6. 2. Астрально-космическое самоопределение человека
- Культ Юмынудыр
- 6. 2. 1. Образ девы-пастушки
- 6. 2. 2. Образ девы-пряхи
- 6. 2. 3. Образ девы-вышивальшицы
- 6. 2. 4. Юмынудыр как образ «верхнего мира». Образ девы водоноски
- 6. 2. 5. Образ девы-хлебепека
- 6. 3. Ценностное самовосприятие субъекта. образ Юмынудыр как эстетический идеал
- 6. 4. Этническая самоидентификация человека в мифе Этногенетический миф
- Глава 7. Демифологизация и ремифологизация как формы социокультурного, бытия мифологического сознания
- 7. 1. Крц^и?.астральной мифологии. Низвержение ^ «небожителей»
- 7. 2. Ремифологизация и создание новой астральной модели мира
- 7. 3. Культурно-исторические параллели в функционировании марийской мифологии
- Глава 8. Социальная сущность субъекта: Религиозно-мифологическое и мистифицированное восприятие социальной действительности
- 8. 1. Мифологическое содержание культа Кугурака
- 8. 2. Культ Kyraeira и религилзно-мифологическая картина «нижнего мира»
- 8. 3. Религиозно-мифологический смысл культа
- Керемета
Список литературы
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. -М.: Владос, 1994.-336 с.
- Абрамова Н.Т. Невербальные мыслительные акты в зеркале рационального сознания// Вопросы философии. -1997. № 7. — С. 99 -113.
- Аверинцев С.С. Язычество// Философская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1970.-Т. 5.- С. 611−612.
- Автономова Н.С. Рассудок, разум рациональность. -М.: Наука, 1988.-287 с.
- Адлер А. Лекции по аналитической психологии. М.: Рефл.-бук, Ваклер. -1996.-282 с.
- Азаматов Д.М. Башкирские и татарские пословицы как источники изучения народного миросозерцания// Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1075.-С. 187−191.
- Азбелев С.Н. Фольклор в системе общественного сознания// Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975. — С. 21−30.
- Ю.Айхенвальд А. Ю., Петрухин В. Я., Хелимский Е. А. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов // Балто-славянские исследования. М.: Наука, 1982. С. 162 — 192.
- П.Акцорин В. А. Марийская народная драма. Йошкар-Ола, Марийск. Кн. изд-во. 1976. — 200 с.
- Акцорин В.А. Шорыкйол. Йошкар-Ола, 1990. — 76 с. (Новогодний марийский народный праздник).
- П.Акцорин В. А. Историко-генетические связи финно-угорских племен по данным мифологии// Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып2. Йошкар-Ола, 1980.- С. 13−27.
- М.Акцорин В. А. Введение// Марий калык ойпого. Марийский фольклор: Мифы, предания, легенды. Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1991. —С. 5−22.
- Алонзов, священник. О религиозных верованиях некрещенных черемис Бирского уезда// Памятная книжка Оренбургской губерни на 1865 год. Отд. И. Уфа, 1864. С. 1 — 8.
- Александров НА. Черемисы и чуваши.-М.: Б.и., 1899.-40 с.
- Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. -JL: Наука, Ленингр. отд-е, 1971.-137|с.
- Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии: Опыт реконструкции мировосприятия. М.: Наука, 1984.-261 с.
- Антоновский А.Ю. О специфике мифологической ориентации//Разум и экзистенция. СПб., 1999. С. 23−32.
- Антонян Ю.М. Миф и вечность. -М.: Логос, 2001. 172| с.
- Архипов Г. А. Марийцы IX- XI вв.: К вопросу о происхождении народа. Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1973 — 199| с.
- Архипов Г. А. Происхождение марийского народа по археологическим данным// Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола, 1967.- С. 36 52.
- Артемьев А. Описание Казанской губернии. Рукопись: 1848// Архив РГО. On. 1. Разр. 14. Ед. хр. 4.
- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М., 1865. 434|с.
- Афанасьев А.Н. Древо жизни.-М.: Современник, 1983. —464| с.
- Ахметьянов Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М.: Наука, 1981.- 142 f с.
- Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология// Материальная культура и мифология. Л., 1980.-С. 215−225.
- Барт Р. Мифологии М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. — 320^ с.
- Баткин Л.М. Тип культуры как историческая ценность// Вопросы философии. 1969. -№ 9. С. 99 -109.
- Баткин Л.М. Пристрастия: Избранные эссе и статьи о культуре. М.: ТОО «Курсив-А», 1994. — 284, с.
- Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук.-СПб.: Азбука, 2000.- 333(с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. -445 с.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. -528 | с.
- Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.-480|с.
- Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации.-М.: Прогресс, 1977.-412) с.
- Бестужев-Лада И.В. «Модели мира» в буржуазной футурологии// Страны и народы: Земля и человечество. Глобальные проблемы. М.: Мысль, 1985.
- Бесшапошников А.П. Универсальный синтез: миф, религия, мистика. -Саратов, 2000. с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философ-ских введения в двадцатый век. -М.: Наука, 1991. -4121 с.
- Богомолов А.С. Критика современной буржуазной философии. М.: Госполитиздат, 1963.- 471с.
- Богораз В.Г. Миф об умирающем и воскресающем звере// Художественный фольклор. М., 1926. № 1. С. 46 -64.
- Бондарев А.П. Мифология и история как коррелятивная пара// Вопросы филологии. М., 1999. № 1. С. 55 — 65.
- Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства: В 2-х Т. СПб.: Кожаничков, 1861. -Т. 1: Русская народная поэзия. — 634| с.
- Валеев Д.Ж. Нравственная куль тура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа, Башкир. Кн. Изд-во, 1989. С. 256J с.
- Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. Уфа: Китап, 1995.-222. с.
- Василенко Магия: старое зло или новое благо?// Вопросы философии. -1994. № 2. — С. 25 -34.
- Васильев В.М. Материалы для изучения верований народа мари. Краснококшайск, 1927. 128| с".
- Васильев В.М. Верования и обряды мари// ИОАИЭ. Казань, 1920. -Т.31.-Вып. 1.-49−70.
- Васильев В.М. Тотемистические пережитки в воззрениях марйского народа// НРФ МарНИИ. On. 1. Ед.хр. 15.
- Васильев С.Ф., Шибанов B.J1. Под тентью зерпала (дискурсивность, самосознание и логика истории удмуртов). -Ижевск: Изд-во У дм. Ун-та, 1997.-304 с.
- Васильев М. Святки у черемис// Известия по Казанской Епархии. Казань, 1904. № 2.- С. 144- 147.
- Васильев М. Черемисская масляница// Известия по Казанской Епархии. Казань, 1904. № 5.-С. 212−214.
- Вереш П. Этимологический миф обских угров о происхождении фратриальной организации и их модель мира// Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск, 1990.-С. 72−78.
- Веселовский А.Н. Фольклор и мифология. Статьи о сказке, 1868−1890.-СПб., 1908. — 368|сГ
- Вильчек В.М. Алгоритмы истории. М.: Прометей, 1989. — 132|
- Вишневский В.П., протоиерей. Религия черемисов Казанской губернии// Русский вестник. 1856. — Т. 6. — Кн. II. — С. 173−175.
- Вишневский, протоиерей. О религии некрещенных черемис Казанской губернии// ИРГО, 1856. Т. -XVII. -Ч. I. С. 180 — 190.
- Владыкин В.Е. Культ киремети у удмуртов. // XIV Всесоюзная конференция финно-угроведов. Т. II. Саранск, 1972. С. 75−77.
- Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. -Ижевск: Удмуртия, 1994. 384 с.
- Гагаев А.А., Гагаев П. А. Модель угро-финского космо-психо-логоса// Исторические и политические науки в контексте современной культурной традиции. Саранск, 1999. С. 538 — 548.
- Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. JL: Наука, Ленингр. отд-е, 1978. — 326 с.
- Гаджиев К.С. Эволюция основных течений американской буржуазной идеологии 50−70-х годов. М.: Наука, 1982. — 333 с.
- Гакстгаузен А. Исследование внутренних отношнений народной жизни и в особенности сельских учреждений России. T.l. М., 1870. 76j с.
- Галин С.А. Башкирский мифологический эпос. Учебное пособие. Уфа: БИРО, 1999. 102/с.
- Гегель Г. Сочинения.-М.: Мысль. Т.9. 434 с.
- Георги Г. Путевые заметки. СПб., 1799. Вып. 2.- 84 с.
- Георги Г. Описание обитающих всех в Российском государстве народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопямятностей. СПб., 1776. -4.1. — 76 |с.
- Гемуев И.Н. Мировоззрение манси. Дом и космос. Новосибирск: Наука, Сиб. Отд-е, 1990. — 232 с.
- Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.-703 с.
- Герцен А. Вотяки и черемисы//ВГВ, 1838. №№ 1,3.
- Глухова Н.Н. Структура и стиль текстов марийских заговоров. -Йошкар-Ола: Изд-во Марийск. ун-та, 1996. 112 с.
- Голан А. Миф и символ. 2-е изд. М.: Руслит, 1994. — 375 с.
- Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995. — 606 с.
- Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. — 218 с.
- Голубева Л.А. Зооморфные украшения финно-угров. М.: Наука, 1979.-112 с.
- Голубкин П.С. Тайна «Султан Керемета» (Краткий историко-этнографический очерк о пережитках дохристианских народных верований восточных марийцев). -Туймазы: Б.и., 1994. 78 с.
- Гольмберг У. Религия черемис. Порво, 1926// НРФ МарНИИ, Оп. 1.Д. 84−94-
- Гольмберг У. Мировоззрение марийцев// Марий Эл. 1927. № 5−6. С. 104−109.
- Гондати Л.Н. Следы язычества инородцев Северо-Западной Сибири. -М.: Б.и. 1988.-81 с.
- Гордеев Ф.И. Этимологический словарь марийского языка. В-Д. Т.2. — Йошкар-Ола, 1983. 288 с.
- Горячев А.П. Миф как социальное явление// Духовное становление личности. Волгоград, 1999. С. 23−34.
- Губанов Н.И., Царегородцев Т. И. Психосоматическая проблема// Философские науки. 1990.- № 12.- С. 22- 32.
- Губин В.Б. О роли деятельности в формировании моделей реальности//Вопросы философии.- 1997.-№ 8.- С. 166- 174.
- Гулыга А.Ф. Искусство истории. М.: Современник, 1980 — 288 с.
- Гуревич П.С. Социальная мифология. -М.: Мысль, 1983. 168 с.
- Гуревич П.С. Возрождаем ли мистицизм? Критические очерки. -М.: Политиздат, 1984−302 с.
- Гуриев Д.В. Загадка происхождения сознания. М.: РУДН, 1997.225 С.
- Гуров Ю.С. Мировоззрение молодежи и атеизм. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976. — 127 с.
- Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология// Вопросы философии. 1992. — № 7. — С. 136−176.
- Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, Ювента, 1998.-311 с.
- Данилов О.В. О древних корнях марийского язычества// Марийский археографический вестник.-Йошкар-Ола. 1993. — № 3. -С. 11−25.
- Данилов О.В. Особенности языческих верований марийцев// Источники и проблемы источниковедения истории Марий Эл. -Йошкар-Ола.-1997.-С. 91−93.
- Дахин А.В. Феноменология универсальности в культуре. — Н-Новгород: Изд-во Нижегородск. ун-та, 1995. 148 с.
- Девяткина Т.П. Мифология мордвы. -Саранск: Б.и. 1998. 332 с.
- Демин М.В. Проблемы терии личности: Социально-философский аспект. — М.: Изд-во Московск. ун-та, 1977. 240 с.
- Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Историко-этнографические очерки. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959.-408 с.
- Денисов П.В. Религия и атеизм чувашского народа. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1972.-477 с.
- Дмитриева Т.Н. Хантыйская топонимия Казыма// Congressus Septimus Internationalis Fenno-ugristarum. Debrezen. 1990. -S. 160 -165.
- Дубровский Д.И. Проблема идеального. M.: Мысль, 1983. 228 с.
- Дьяконов И.М. Введение //Мифология древнего мира. М.: Наука. Восточная лит-ра, 1977. С. 5−54.
- Евсеев В.Я. Исторические основы карело-финского эпоса. T.l. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. 335 с.
- Евсеев Т.В. Обычаи, верования и суеверия марийцев// Марий эл, 1927. -№ Ю. -С. 125- 154.
- Емичев А. Мифология вотяков и черемис// Современник, 1836. СПб. Т. 2.-С. 180- 188.
- Евсюков В.В. Мифы о мироздании: Вселенная в религиозно-мифологических представлениях. М.: Политиздат, 1986. — 110 с.
- Евсюков В.В. Мифы о Вселенной.-Новосибирск, 1989- 175 С.
- Ермолаев В.В., Захаров А. А. Миф и мифологическое сознание// Вопросы философии. 1986.- № 7.- С. 149 153.
- Ерусланов П.П. Черемисско-русский словарь// Архив СПб. ИВ АН. Раз. 2. Оп. 5. Ед.хр. 3.
- Ерусланов П.П. Жертвоприношения черемис Бирского уезда по случаю неурожая// ИООРГО. Оренбург, 1884. — № 4. — С. 9 — 19.
- Заметки К. по поводу: «Невидимый мир и т. д. Н.И. Золотницкого// Филологические записки. СПб., 1878.-Ч. 1. С. 77 -79.
- Заметки по поводу: «Невидимый мир по шаманским воззрениям черемис» Н. Золотницкого// Древняя и новая Россия. СПб., 1878.-№ 4.-С. 356−357.
- Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. Т. 1−3. СПб., 1903. — 674 с.
- Земляницкий Ф. Несколько слов по поводу языческих суеверий крещенных черемис Царевококшайского уезда// Известия по Казанской Епархии. Казань, 1871.-№ 8.-С. 134- 136.
- Знаменский П.В. Горные черемисы Казанского края// Вестник Европы.- 1867.-Т. 4.-Отд. I.-СПб., С. 30−71.
- Золотарев A.M. Пережитки тотемизма у народов Сибири. JL: Изд-во Ин-та народов Севера, 1934. — 52 с.
- Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. -М.: Изд-во АН СССР, 1964.-328 с.
- Золотницкий Н.И. Невидимый мир по шаманским воззрениям черемис. Казань, 1877. — 27 с.
- Зотов А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячилетий// Вопросы философии. 1989. — № 9. — С. 3−15.
- Зыбковец В.Ф. Дорелигиозная эпоха. К истории формирования общественного сознания. -М.: Изд-во АН СССР, 1959. 248 с.
- Зыков И.А. Религиозные течения среди марийцев. Н.-Новгород: Б.и., 1932.- 51 с.
- Ибраев Л.И. Сквозь лики мира: Критика философских оснований мистицизма. М.: Молодая гвардия, 1979.-208 с.
- Ибраев Л.И. О некоторых проблемах симильной теории антропогенеза (наяпитековые истоки человека)// Философские науки.-1988.-№ 9.-37−46.
- Иванов А.В. Мифы и метаморфозы тоталитарного рассудка// Вестник Московск. ун-та. Сер. 7. Филос. 1991. № 3. 24−40.
- Иванов Веч. Вс., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические фразеологические вопросы реконструкции текстов. — М.: Наука.— 342 с.
- Иванов Веч. Вс. Верх и низ// Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. Изд. 2-е. М.: Советская Энциклопедия, 1991. -Т. 1. С. 233−234.
- Иванов Веч. Вс. Духи// Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. Изд. 2-е. М.: Советская энциклопедия, 1991. — т. 1. — С. 413 — 414.
- Износков Обычаи горных черемис, Казань. 1868.-32 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
- Исмуков Н.А. Светопредставление (философский трактат). -Чебоксары: Чувашек, кн. изд-во, 1992- 136 С.
- Исмуков Н.А. Мифология язычников-чуваш и правлславие (диалог с сельским священником)// Знамя. 1990.- № 4.- С. 1621.
- Исмуков Н.А. Миропонимание чуваш и формирование их философской культуры (статья I) // Знамя. -1992. № 10. — С. 26 -27.
- Исмуков Н.А. Мипропонимание чуваш и формирование их философской культуры (статья II) //Знамя. -1993. № 4. — С. 26 -27.
- Исмуков Н.А. Миропонимание чуваш и формирование их философской культуры (статья III) //Знамя. -1993. № 5. — С. 26 -27.
- Исмуков Н.А. Современность и проблема цельности национальной культуры. Чебоксары: Чувашек. Кн. изд-во, 1994. -194 с.
- Исмуков Н.А. Диалектика общего и особенного в развитии национальных культур. Чебоксары: Чувашек, кн. изд-во, 1992. -323 с.
- Исмуков Н.А. Национальное измерение культур (Философско-методологический аспект). М.: Прометей. 2001.-283 с.
- История Марийской АССР. Т.1. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1986. — 302 с.
- История Марийской АССР. Т.2. Эпоха социализма (1917- 1987). Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1987.-328 с.
- Кабо В.Р. Этнографическое религиоведение// Свод этнографических понятий и терминов.-М.: Наука, 1988.- 176 с.
- Кабо В.Р. У истоков производящей экономики// Ранние земледельцы. Л.: Наука, 1990. С. 24 — 36.
- Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего мира искусств. Ч. I III. Л.: Искусство, 1972.-440 с.
- Каган М.С. О духовном// Вопросы философии.-1985. № 9.-С. 91−102.
- Каган М.С. Философская теория ценности. — СПб. Б: Петрополис, 1997. 205 с.
- Калевала: Карело-финский эпос. М.: Академия, 1956. — 648 с.
- Калевала. -Л.: Лениздат, 1984. -572 с.
- Калиев Ю.А. Основной социологический закон и его значение в развитии общества: Автореферат дисс. канд. филос. наук. -М., 1989. -16 с.
- Калиев Ю.А. Этноним «черемис»: известное и неизвестное// Ончыко, 1993. -№ 6. С. 140 — 146. (на марийском языке)
- Калиев Ю.А. Язычество утверждает жизнь на этом свете// Республика. -1992.-№ 16.-С. 5−7.
- Калиев Ю. А. Семык. Йошкар-Ола, 1993. — 66 с. (Марийский народный календарный праздник Семик).
- Калиев Ю.А. О некоторых особенностях культа змеи в верованиях марийцев// Полевые исследования Марийской этнографической экспедиции 80-х годов. Йошкар-Ола, 1993. АЭМК. № 22. С. 107 -120.
- Калиев Ю.А. К астральной мифологии марийцев// Философия и политика. Йошкар-Ола, 1993. С. 11−18.
- Калиев Ю.А. Культура марийского народа. Йошкар-Ола, 1993. 50 с.
- Калиев Ю.А. Марий калыкын мифологийже: Тунян да айдемын лиймыже// Ончыко, 1994, -№ 1. — С. 134 — 145.(Мифология марийского народа: Космогонический и антропогонический миф)
- Калиев Ю.А. Марий калыкын мифологийже: Кушнб пыл лонгаште// Ончыко, -1994. № 2. — С. 133 — 145. (Мифология марийского народа: Астральный миф).
- Калиев Ю.А. Домовые духи у восточных марийцев// Культура малых народов: Понятие, судьбы, история. Мурманск, 1994. С. 68 -69.
- Калиев Ю.А. Об особенностях представления восточных марийцев о духах «мужо»// Духовная культура: Проблемы, тенденции развития. Сыктывкар, 1994. С. 312 — 314.
- Калиев Ю.А. Культ Чумбулата в язычестве марийцев// Тарасовские чтения. Йошкар-Ола, 1994. -С. 23 -25.
- Калиев Ю.А. Об астральных представлениях марийцев// Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1994. С. 18 — 26.
- Калиев Ю.А. Духовная культура марийского народа// История и культура марийского народа. Йошкар-Ола, 1994. С. 58−81.
- Калиев Ю.А. Подземный мир марийской мифологии: генезис и эволюция// Узловые проблемы современного финно-угроведения. Йошкар-Ола, 1995. С. 128- 130.
- Калиев Ю.А. Культ Керемета в духовной культуре марийцев// Тарасовские чтения 14−15 марта 1995. Йошкар-Ола. 1995.- С. 34 35.
- Калиев Ю.А. Язычество: культурно-историческое содержание// Актуальные проблемы полиэтнического региона и перспективы народов России. Йошкар-Ола, 1995.- С. 54−56.
- Калиев Ю.А. Керемет да тудын илышыште налын шогымо верже // Ончыко, 1995. № 12.- С. 102 122. (Культ керемета и его мест в духовной культуре марийского народа).
- Калиев Ю. А Образ «Юмынудыр» (небесной красавицы) в астральных представлениях марийцев// Congressus Octavus Internationalis Fenno-Ugristarum Pars VI. Jyvaskyla, 1996. C. 121 -124.
- Калиев Ю. А. Культ Керемета// Марий Эл: Вчера, сегодня, завтра. -1996. — № 1.-С. 86−94.
- Калиев Ю. А «Калевала»: спектакль да эпос// Ончыко. 1997. — № 7. -С. 150−160. (на марийск. яз)
- Калиев Ю.А. Метафизика: Методические материалы по философии для преподавателей и студентов марийских отделений. -Йошкар-Ола: «Открытое общество» Фонд Сороса, 1997.-72 С.
- Калиев Ю.А. Современное язычество мари: Проблемы и перспективы// Марийская религия и культура. Йошкар-Ола, 1998. С. 53−59.
- Калиев Ю.А. Народные праздники, игры и развлечения// Этнография марийского народа. Йошкар-Ола, 2001. С. 106 -117.
- Калиев Ю.А. Народные знания// Этнография марийского народа. Йошкар-Ола, 2001. С. 146 — 154.
- Калиев Ю.А. Как сегодня преподавать религиозные вопросы в школе? //Достижения и проблемы российской педагогики: Мастер-класс. 18−19 апреля 2001 г.- Йошкар-Ола, 2001.-С. 24−26.
- Калиев Ю.А. Устное народное творчество// Этнография марийского народа. Йошкар-Ола, 2001. С. 154- 158.
- Калиев Ю.А. Мифологические представления// Этнография марийского народа. Йошкар-Ола, 2001. С. 158−161.
- Калиев Ю.А. Религиозные верования// Этнография марийского народа. Йошкар-Ола, 2001. С. 161 — 167.
- Калиев Ю.А. Мир марийской мифологии в исследованиях финских ученых// Финские ученые о культуре и языке марийского народа. Йошкар-Ола, 2002. С. 58 — 68.
- Калиев Ю.А. Смена нравственной парадигмы как фактор в демифологизации традиционного мировосприятия (На примере астральной мифологии марийцев)// Традиционная культура. М., 2003.- № 4.-С. 34- 46.
- Калиев Ю.А. Мифологическое сознание мари. Феноменология традиционного мировосприятия. Йошкар-Ола: Изд-во Марийск. унта, 2003. — 216 с.
- Кант И. Основы метафизики нравственности. // Соч. в 6 т. Т. 4. 4.1. -М.: Мысль, 1966.-464 с,
- Карасев Л.В. Мифология смеха// Вопросы философии. -1991. № 7.
- Каргина М.И. Пространство и время в мифологии мордвы: Автореферат дисс. канд. культурологии. Саранск, 1997. — 16 с.
- Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1999. -780 с.
- Келле В.Ж. и Ковальзон М.Я. Формы общественного сознания. -М.: Госполитиздат, 1959.-263 с.
- Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М.: Мысль, 1972. — 312 с.
- Китиков А.Е. Космонимия в марийском фольклоре// Вопросы марийской ономастики. Вып. 4. Йошкар-Ола, 1983. С. 68−83.
- Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. -М.: Прогресс, 1988. 542 с.
- Коблов Я. Черемисская секта «Кугу сорта». Этнографический очерк ихз жизни черемис. Казань: Б.и., 1905.- 25 с.
- Коблов Я.Д. Мифология казанских татар// ИОАИЭ. Т. XXVI. Казань, 1910.-С. 117−124.
- Кобляков В.В. Этическое сознание: Историко-теоретический очерк взхаимодействия морального сознания и этических воззрений. -Л.: Ленингр. ун-та, 1979.- 223 С.
- Ковалева Т.И. Мифотворчество как социальное явление. Курск, 1999.- 147 С.
- Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.191. 252 с.
- Козлова К.И. Большая семья у марийцев в конце XIX-начале XX вв.//Учен. зап. МарНИИ, Йошкар-Ола, 1954. Вып. VI. -С. 161 181.
- Комов А.Ф. Черемисы средины северной половины (второй стан) Бирского уезда//Уфимские губернские ведомости, 1889. № 44−49.
- Конаков Н.Д. Мировоззрение народов коми. Сыктывкар: Коми научн центр УрО Росс. АН, 1998.-132 с.
- Конкка А.П. Элементы древней религиозно-мифологической структуры в календарной обрядности карел// Материалы I Международного конгресса финно-угроведов. T.l. М., 1989. С 227 — 229.
- Константинов Ф.В. Формы общественного сознания. М: Госполитиздат, 1951.- 346 с.
- Коршинина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы. -Саранск: Морд. Гос. пед. Ин-т, 2000. 150 с.
- Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическое значение. -М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университск. кн. 2000. 301 с.
- Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-240 с.
- Кравченко И.И. Политическая мифология: вечность и современность// Вопросы философии. — 1999. —№ 1. С. 3 — 17.
- Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев XIX в. Йошкар-Ола, 1956.- 160 с.
- Кудряшов Г. Е. Пережитки религиозных верований чуваш и их преодоление. Чебоксары: Чувашиздат, 1961. — 161 с.
- Кузнецов С.К. Культ умерших и загробные верования луговых черемис. Вятка: Б.и., 1907.- 76 с.
- Кузнецов С.К. Черемисы. Быт и религиозные верования./Народы России. Живописный альбом. СПб., 1880. С. 24 — 36.
- Кузнецов С.К. Поездка к древней черемисской святыне, известной со времен Олеария// Марийский археографический вестник. 2000, — № 11.-С. 159−174.
- Кукушкина Е.И. Познание, язык, культура: Некоторые гносеологические и социологические аспекты проблемы. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1984. — 249 с.
- Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1984. — 192 с.
- Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства.-М.: Республика, 2000.- 287 с.
- Лебедев В.П. Научные принципы и современные мифы. М.: Знание, 1981.-64 с.
- Латынин Б.А. Мировое дерево, древо жизни в орнаменте и фольклоре Восточной Европы. Л.: Изд-во АН СССР, 1933.-33 с.
- Леви-Брюль JI. Сверхъестественное в первобытном мышлении.
- М.: 1937.215. Леви-Строс К. Первобытное мышление. .М.:Республика, 1984.-384 с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983.-536 с .
- Леви-Стросс К. Путь масок. М.: Республика, 2000. — 432 с.
- Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука. // Вопросы философии.-1993.-№ 2.-С. 49 55.
- Лесков Л.В. Виртуальность мифа и виртуальность синергетики как антиподы// Вестник Московского ун-та. Сер 7. Философия. М., 2000.-№ 1.-С. 46−55.
- Лифшиц М.А. Критические заметки к современной теории мифа // Вопросы философии. 1973.-№ 8.-С. 143 -153.
- Лифшиц М.А. Мифология древняя и современная. -М.: Политиздат, 1980.- 258 с.
- Лобок A.M. Антропология мира. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997.- 688 с.
- Лосев А.Ф. Античная мифология в историческом развитии. -М.: Учпедгиз, 1957.-620 с.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.
- Лосев А.Ф. Диалектика мира // В. Ф. Лосев. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. С. 393 -646.
- Лосев А.Ф. Фрагменты из «Дополнений к «Диалектике мифа»//Вопросы философии, 2000. № 3.
- Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию// Вопросы философии. 1992. № 7. С.
- Лоссиевский В. Свадебный обряд черемис// ОГВ, 1852. № 17. С. 100−105.
- Лоссиевский В. Обряд черемисских похорон// ОГВ. 1852. № 19.
- Лоссиевский В. Быт и праздники черемис// ОГВ, 1848.- № 42.
- Лосский Н.О. Свобода воли// Н. О. Лосский. Избранные сочинения. М.: Правда, 1991. -С. 495 -507.
- Лотман Ю.М. О мифологическом коде сюжетных текстов // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Вып. 6. С. 12 -23.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст -семиосфера — история. — М.: Языки русской культуры, 1999.
- Маляров И .Я. Беседы к черемисам Кузнецовского прихода// КЕИ. 1873. — № 7−9.
- Маничев С.А. Мифология в политических технологиях// Общество и политика. СПб., 2000. С 23 — 34.
- Марийские легенды и предания/ Сост. В. А. Акцорин. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1972 — 216 с.
- Марийские народные сказки/ Записи, коммент. К. А. Четкарева. -Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1956. 244 С.
- Марийский фольклор: Мифы, легенды, предания/ Составитель, комментирование и предисловие В. А. Акцорина. Йошкар-Ола, 1991 285 с.
- Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецинерба, 1984- 84 с.
- Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. -Иерусалим, 1984. 162 с.
- Марий кумалтыш мут/ Тексты марийских языческих молитв/ Сост. Н. С. Попов. Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1991 -255 с.
- Миневич В.Б., Дремов С. В. Шаманистическая культура и измененные состояния сознания.// Экология человека. -Архангельск. 1994. — № 1.- С. 170- 174.
- Маслихин А.В., Маслихин В. Д. Человек и картины мира. Учебное пособие. Йошкар-Ола, 1999.- 134 с.
- Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблемы происхождения архетипических сюжетов// Вопросы философии. 1991. № 10.-С. 41−47.
- Мелетинский Е. М. Поэтика мира. -М.: Наука, 1976. 407 с.
- Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. М.: Мысль, 1983.- 247 с.
- Мельников П.И. (Андрей Печерский) Очерки Мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981.- 133 с.
- Меньчиков Г. П. Духовная реальность человека. Казань: Гарнадан, 1999.-408 с.
- Микешкина JI.A., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. -М.: Росспэн, 1997. 239 с.
- Милюков. Реестр черемисским богам, полубогам и духам. УА РГО. Разр. 10. On. 1. Ед. хр. 60.
- Милькович К.С. О чувашах: Этнографический очерк неизвестного автора XVIII столетия.— Казань: Б.и., 1888.-36 с.
- Мингажетдинов М.Х. Мотив чудесеного рождения героя в башкирских сказках// Эпические жанры устного народного творчества. Уфа, 1969.-С. 17−32.
- Мифы, предания, сказки хантов и манси. М.: Наука. Восточная лит-ра, 1990.-568 с.
- Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М.: Наука, 1990.-220 с.
- Мишучков А.А. Специфика и функции мифологического сознания// Credo. Оренбург, 2000. -№ 6. — С 21 — 38.
- Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. Т.2. -М.: Советская Энциклопедия, 1991.- 720 с.
- Мокшин Н.Ф. Культ предков как одна из форм религиозных верований финно-угорских народов Поволжья// Congressus Tertius Internationalis Fenno-Ugristarum. 17 23.Tallinn. 1970. — P. 82.
- Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск: Морд. Кн. Изд-во, 1998. — 246 с.
- Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. -М.: Высш. шк., 1968. — 127 с.
- Мунье Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992. 144 с.
- Назамидцинов Д.Н. Мифологическая культура. М.: Гелеос, 1993. — 47 с.
- Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание// Вопросы философии, 1994. № 2. С. 45 — 53.
- Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная Теория смыслов и смысловой архитектоники личности. -М.: Прометей, 1989. -287 с.
- Налимов В.В. В поисках иных смыслов-М.: МПр, 1993.-260 с.
- Напольских В.В. Древнейшие этапы происхождения народов уральской языковой семьи: Данные мифологической реконструкции (Прауральский космогонический миф// Материалы к серии «Народы Советского Союза». М.: ИЭА. 1991. Вып. 5. — 189 С.
- Никитин В.В. Древние культы финно-угров Средней Волги (по фольклорным и этнографическим материалам) // Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 2. Йошкар-Ола, 1980.- С. 62 68.
- Нурминский С.В. Очерк религиозных верований черемис // Православный собеседник. Казань, 1862. Ч. III. — (№ 12). — С. 239 -286.
- Оботурова Г. Н. Философия мифа. -Вологда: Русь, 1998. 156 с.
- Оботурова Г. Н. Миф в структуре познания и деятельности. -Вологда: Русь, 2000. 324 с.
- Общественное сознание и его формы/ В. И. Толстых, Н. Б. Биккенин, JI.C. Мамут. -М.: Политиздат, 1986. 366 с.
- Окладников П.А. Утро искусства. JL: Искусство, 1967. — 376 с.
- Окладников П.А. Открытие Сибири. 2-е изд. М.: Молод, гвардия. 1981 — 223 с.
- Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906, — 84 с.
- Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? -М.: Наука, 1991—277. 408 с.
- Осаченко Ю. С. Дмитриева JI.B. Введение в философию мифа: Учебное пособие для вузов.-М.: Интерпракс, 1994. 175 с.
- Павлович В. Черемисы (Опыт этнографического очерка) // Самарские губернские ведомости, 1901. №№ 73, 83, 84,87 — 91.
- Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи.-СПб., 1809. 4.1.-657 с.
- Пашинина Д.П. Неопредолимость мифа и особенности организации мифопоэтической картины мира// Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Филос. 2001. № 6. — С. 88 — 108.
- Петров А.А. Заметки по этнографии черемис Красноуфимского уезда Пермской губернии //ИООРГО. Вып 6. — Оренбург, 1895. -С.23−31.
- Петров В.Н. Иерархия культовых объединений марийцев // Материальная духовная культура марийцев. Йошкар-Ола, 1981. -АЭМК. -Вып. 5. С. 133 — 153.
- Петров В.Н. Марий Ю/ Марийские заговоры. Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1993. — 160 с.
- Петрухин А.И. Мировоззрение и советский фольклор. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1983.- 176 с.
- Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: Карелия, 1991.- 109 с.
- Пивоев В.М. Функции мифа в культуре// Вестник Московск. ун-та. Сер. 7. Филос. 1993. № 3. С. 37 — 45.
- Полосин B.C. Миф. Религия. Государство: Исследование политической мифологии. 2-е изд. Перераб. и доп. М.: Ладомир, 1999. — 440 с.
- Попов Н.С. Хозяйственное описание Пермской губернии.-СПб.: Б.и., 1813.- 317 с.
- Попов Н.С. Марий веран йыжынже. -Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во 1985. 96 с. (Языческие верования марийцев).
- Попов Н.С. Верования марийцев// Религии народов современной России. Словарь. М.: 1999. С. 208 -212.
- Попов Н.С. Религии народов Поволжья и Приуралья// Религии народов современной России. Словарь. М.: 1999.- С.263−270.
- Попов Н.С. Удмуртские верования// Религии народов современной России. Словарь. М.: 1999. С. 521 — 524.
- Попов Н.С. История религиозного движения марийцев в контексте возрождения язычества в конце XX века//
- Этнологические проблемы в поликультурном обществе. Йошкар-Ола, 2000. С. 118−131.
- Попов Н.С. Современное язычество финно-угорских народов// Absracts: vi iccees world congress. Tampere, 2000. C. 339.
- Попов H.C., Таныгин А. И. Юмын йула. (Основы традиционной марийской религии). Йошкар-Ола: Респуб. центр народ, творчества, 2003.-272 с.
- Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. -М.: Мысль, 1974. 487 с.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. -М.: Наука, 1966. -213 с.
- Потапов А.П. Алтайский шаманизм. -М.: Наука, 1991.-е.
- Потебня А.А. Символ и миф. М.: Латинист, 2000. — 480 с.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избр. статьи. М.: Наука, 1976.-325 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. -Л.: Ленингр. унта, 1986.-364 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000.- 333 с.
- Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1988.
- Путилов В.Я. Миф обряд — песня Новой Гвинеи. — М.: Наука, 1980.
- Пятигорский A.M. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа. -М.: Языки русск. куль-ры, 1996.- 279 с.
- Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. -Киев: Ника-Центр- Вист-С, 1997.-436 с.
- Рахматуллина З.Я. Башкирский национальный дух. Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 2002.- 211 с.
- Режебек Е.Я. Становление мифологического сознания и его когнитивности// Вопросы философии.- 2002.- № 1. С. 52 — 66.
- Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния. Казань: Б.и., 1870. — 78 С.
- Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (По данным фольклора и обрядов). -Сургут: Северный дом. 1993.- 208 С.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.-548 с.
- Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1986.- 782 с.
- Рынков П.И. Журнал и дневные записи путешествия по провинциям Российского государства 1769 и 1770 г. СПб., 1770.
- Рябинский К. Ардинский приход Козьмодемьянского уезда// ИОАИЭ.-Т. 16.- Вып. 2. Казань, 1900.-С. 176−212.
- Сави В. С.Г. Чавайнын 1906 гыч 1909 ий марте возымыжым оранек ончалме// У илыш, 1922. -№ 8−9.-С. 20−29.
- Сагалаев А.С. Урало-алтайская мифология. Смысл и архетип. -Новосибирск: Наука, Сибирск. отд-е, 1991. 154 с.
- Салмин А.К. Народная обрядность чувашей. -Чебоксары: Чув. Гум. ин-т, 1994.-339 с.
- Салмин А.К. Киремет. Чебоксары. Чув. Гум. ин-т, 1992. — 27 с.
- Салмин А.К. Сказка-обряд-действительность: Историко-типологическое изучение чувашского текста. Чебоксары: Чувашек, кн. изд-во, 1989. — 142 с.
- Салмин А.К. Духи требуют жертв: Система традиционных обрядов чувашей. Чебоксары: Чувашек, кн. изд-во. 1990. — 164 с.
- Салмин А.К. Религиозно-обрядовая система чувашей. -Чебоксары: НИИ при СМ Чуваш. Респ., 1993. -210 с.
- Самохвалова В.И. Мифы для массового человека// Полигнозис. М., 2001. № 1.-С. 48−58.
- Сепеев Г. А. Восточные марийцы: Историко-этнорафическое исследование материальной культуры, (сер. XIX- начало XX веков). -Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1975. 248 с.
- Семенов В.А. Традиционная духовная культура коми-зырян: Ритуал и символ: Учебное пособие по спецкурсу. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарск. ун-та, 1991.-80 с.
- Семенов Т. Черемисы: Этнографический очерк. М.: Б.и., 189 336 с.
- Сидоров А.С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми. Л., 1928.- 191 с.
- Сидоров А.С. Идеология древнего населения коми края// Этнография и фольклор коми. Труды ИЯЛИ. Сыктывкар, 1972. -№ 13. С. 10−23.
- Смирнов А.П. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Приуралья. -М.: АН СССР, 1952.
- Смирнов И.Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. -Казань: Б.и., 1889.- 212 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.
- Собрание молитв, читаемых крещенными и некрещенными черемисами// Заволжский муравей. Казань. 1833. Ч. 2. Кн. 10.
- Современная политическая мифология: Содержание и механизмы функционирования. М., 1996.
- Соколова З.П. Культ животных в религиях. М.: Наука, 1972.215 с.
- Соловьев B.C. Ранние формы религиозных верований// Блокнот агитатора. Йошкар-Ола. — 1966. — № 23. — С. 27 — 38.
- Соловьев B.C. Атеизм и формирование нового человека. -Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1979. 167 с.
- Соловьев B.C. Социологические исследования в практику идеологической работы. Некоторые итоги изучения проблем быта, культуры, национальных традиций и верований населения Маритйской АССР. Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1977. -188 с.
- Соловьев B.C. По пути духовного прогресса. Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1987. — 159 с.
- Соловьев B.C. Чимарий вера тенгече да таче// Ончыко. -Йошкар-Ола. 1999.- № 1.- С. 157- 170.
- Сомье С. О черемисах: Этнографическо-антропологический очерк// Записки Уральского общества любителей естествознания. XIII. Екатеринбург, 1891. С. С. 83 — 117.
- Софийский И.М. О киреметях крещенных татар из деревни Тавел Чистопольского уезда// Труды 2-го археологического съезда в России. СПб, 1891.
- Стеблин-Каменский М. И. Миф. -Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1976. -104 с.
- Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. — М.: Искусство, 1985.-298 с.
- Сурхаско Ю.Ю. Семейные обряды и верования карел. Конец XIX начало XX в. — Л.: Наука, Ленингр. Отд-е, 1985 — 172 с.
- Тайлор Э. Б. Первобытная культура-М.: Политиздат, 1989, — 573 с.
- Таллих П. Теология культуры. Избр. Соч. М.: Юрист, 1995.- 479 с.
- Телегин С.М. Философия мифа: Введение в метод мифореставрации. -М.: Община, 1994. 141 с.
- Телегин С.М. Мифология восточных славян. М.: Алконост, 1994.-46 с.
- Телешов Н. Живой камень// Живой камень: Русские писатели о Марийском крае. Йошкар-Ола, 1970. С. 179−181.
- Тойдыбекова Л.С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. Йоенсуу, 1997. — 397 с.
- Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986. -576 с.
- Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990 622 с.
- Толстой И.И. Статьи о фольклоре. M.-JI.: Наука, 1966. — 267 с.
- Толстой И.Н. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрас, 1995. — 234 с.
- Топоров В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд)// Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.: Наука, 1982.-С. 8−40.
- Топоров В.Н. Язык. Семиотика Европейского Севера: Ритуал и символ. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарск. ун-та, 1990. — 238 с.
- Топоров В.Н. Заметки по балтийской мифологии// Балто-славянский сборник. М., 1972. С. 3 -22.
- Топоров В.Н. К иранскому влиянию в финно-угорской мифологии// Финно-угорские народы и Восток. Тарту, 1975.- С. 1224.
- Топоров В.Н. Об иранском влиянии в мифологии народов Сибири и Средней Азии// Кавказ и Средняя Азия в древности. М., 1981. С. 152- 154.
- Топоров В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.: Наука, 1982. -С.З- 22.
- Тревер К.В. Сэнмурв-Паскудж, собака-птица. -Л.: Изд-во АН СССР, 1932.- 177 с.
- Троицкий С. Ветлужские черемисы// НТВ. 1863.-№ 19−21.
- Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: Владос: Русский двор, 1997.- 320 с.
- Тугаринов В.П. Философия сознания (Современные вопросы). М.: Мысль, 1971.-176 с.
- Туровский М.Б., Туровская С. В. Миф и философия как формы знания// Философские науки, 1991. № 11.
- Туровский М.Б. Философские основания культурпологии. М.: Росспэн, 1997.- 438 с.
- Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1965. — 211 с.
- Угринович Д.М. Искусство и религия (Теоретический очерк). М.: Политиздат, 1982. — 287 с.
- Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1980. — 271 с.
- Успенский Б.А. Миф имя — культура// Б. А. Успенский Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры. Избр. труды. Т.1. — М., 1994. -608 с.
- Феизов Э.З. Философский анализ психофизической проблемы. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1993.- 320 с.
- Феизов Э.З. Психофизическая проблема (методологический аспект): Автореферат дисс. доктора филос. наук. — М.: МГУ, 1993.— 52 с.
- Филатов В.П. Живой космос: Человек между силами земли и неба// Вопросы философии. М. 1994. № 2. С.
- Филимонов А.Н. О религии некрещенных черемис и вотяков Вятской губернии// ВЕВ.-Вятка, 1868.- № 8, 11.
- Филоненко В.И. Отчет о командировке в Бирский уезд к язычникам-инородцам (члена Уфимской губернской статистической комитета)// Адрес-календарь Уфимской губернии на 1914 год. Уфа, 1914. С. 1 -35.
- Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. 2-е изд., перераб. М.: Наука, 1980. — 135 с.
- Францев Ю.П. У истоков религии и свободомыслия. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1959.- 195 с.
- Фрэзер Д. Д. Золотая вевь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1983.- 705 с.
- Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете. 2-е изд., испр. М.: Политиздат, 1986.- 511 С.
- Фукс А.А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. -Казань: Б.и., 1840.- с.
- Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. — 447 с.
- Хорунжий С.С. Арьергардный бой. Мысль и миф Алексея Лосева// Вопросы философии, 1992. № 10.
- Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. — 448 с.
- Хюбнер К. Прогресс от мифа через логос к науке как теоретико-познавательная проблема. //Разум и экзистенция. СПб., 1999. С. 43 -64.
- Чагин Б.А. Структура и закономерености общественного сознания. -Л.: Наука, Ленингр. отд-е. 1982. 384 с.
- Челпаков, протиерей. О черемисах Бирского уезда. УА РГО. Разр. 53. On. 1. Ед.хр. 53.
- Черемисский праздник сюрем// Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений. СПб. 1842. Т. 34. № 136.
- Чернецов В.Н. Представление о душе у обских угров// Труды института этнографии. 1959. Т. 51. С.
- Чернецов В.Н. Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. -М., 1909. 125 с.
- Чернецов В.Н. Вогульские сказки: Сб. фольклора народа манси (вогулов). -Л.: Худ. лит-ра, 1935 143 с.
- Чириков Е. Дочь неба// Живой камень. Русские писатели о марийском крае. Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1970. С. 179 — 181.
- Чудинова И.М. Политические мифы// Социально-политический журнал. 1996. № 6. С. 122- 134.
- Шаревская Б.Н. Проблемы первобытной религии в современной буржуазной науке// Труды института этнографии. Т. 51. М., 1959.
- Шаревская Б.Н. Старые и новые религии тропической Африки. -М.: Наука, 1964.-212 с.
- Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия: Предыстория философии. -Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1971.- 163 с.
- Шеллинг Ф.В. Философия искусства. -М.: Мысль, 1966. 496 с.
- Шеманов B.C. Проблема единства культурологии: с позиции философа// Философские науки, 2000- № 1.
- Шкалина Г. Е. Традиционная культура народа мари. -Йошкар-Ола: Изд-во Марийск. ун-та, 2002. 160 с.
- Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. М.: Эдиторная УРСС. 1999.-279 с.
- Штернберг А.Я. Первобытная религия в свете этнографии: Исследования, статьи, лекции. -Л: Изд-во ин-та народов Севера. 1936.- 571 с.
- Штернберг А.Я. Остяцкая легенда о сотворении мира// Уральский обласник. 1991. № 8.- С. 109 — 112.
- Эдельман О. Легенды и мифы Советского Союза// Логос, 1999. № 5.-С. 52−65.
- Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетип и повторяемость. СПб: Алетейя, 1998. 249 с.
- Юадаров К.Г. Вера предков. Язычество. Йошкар-Ола. Б.и. 1999 -47 с.
- Юзо мутат утара (Сборник марийских заговоров). Морки: Элнет, 1992.-78 с.
- Юзо ой: Удылмо, савырыме, кумыландыме шомак да кумалме шот. Йошкар-Ола, 1991. — 35 с. (Марийские заговоры).
- Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.-299 с.
- Юрченкова Н.Г. Мордовская мифология и искусство: Учеб. пособие.- Саранск: Мордовск. пед. ин-т. 2000. 106 с.
- Юрченкова Н.Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса. Саранск: Из-во Мордовск. ун-та. 2002. — 156 с.
- Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887. -76 с.
- Ярыгин А.Ф. Современные проявления дохристианских верований марийцев. Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1976. — 71 с.
- Веке О. Mari szvegek. -Budapest, 1957. 347 s.
- Genetz A. Ost-tscheremissische Sprachstudien. Helsinki, 1985.-s.
- Chadwick. The Growt of Literature. Cambridge. 1932−1940.
- Heidegger M. Holzwege. Frankfort a M., 1980. — 422 s.
- Jamme C. Gott an hat ein Gewand. Frankfurt a. M. 1991.422. 243 s.
- Kalijev J. Keremetin kultin uskonnollinen ja sosiaalinen sisalte mareilla// Ison karhun jilkelaiset. Helsinki, 1998. S. 276 -299.
- Kalijev J. Uber einige mithologische Ziige in der marischen Folklore// Folklore und Schriftum der fmnisch-ugrischen Velker. Budapest, 1995. -S. 74−88.
- Kokelmann J. Uber Mithos und Wissenschaft// Zur Kritik der wissenschaftlichen Rationalist. Freiburg- Miinchen, 1986. S. 75−101.
- Levi-Strauss C. La pensee sauvage. Paris, 1962. — 344 p.
- Paasonen H. Tscheremissische Texte. Helsinki, 1939.- s.
- Paul G. Mithos, Philosophie und Rationalit. Frankfort a. M. 1988. — 321 s.
- Porkka V. Tscheremissische Texte mit Ubersezung. Helsingfors, 1895.-140 c.
- Poser H. Die Rationalist der Mithologie// Zur Kritik der wissenschaflichen Rationalitat. Freiburg- Miinchen, 1986. — S. 121−132.
- Piatiorski A. The Buddist philosophy of thought. L., 1984. — 212 p.
- Piatigorski A. Mitjllogical Dilibberrations. Lecture on the Phenovenology ofMith. -L.: University of London, 1993. -279 p.
- Ramstedt G. Bergtscheremissische Spracstudien. MSF. Helsinki, 1902.- s.
- Sebeok Th., Ingemann Fr. Publications in Cheremis. The Supernatural //Studies in Antropologiy.- NY, 1956, — 211 p.
- Wichmann J. Tscheremissische Texte. Turku, 1956.- 346 S.
- Wichmann J. Volksdichtung und Volksbrfoche der Tscheremissen. SUST, LIX. Helsinki, 1931.-479 S.