Образование как социокультурное явление: Социально-философский аспект исследования
Диссертация
Заключается и в том, что в последние годы в сознании молодежи происходят ценностные изменения в понимании места и роли образования в их настоящей и будущей жизни. Вместе с тем, в разных социальных группах ее роль по формированию социального статуса оценивается по разному. Также сама идея статусного предназначения образования в российских условиях в последние годы подвергалась значительным… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Образование как объект социально-философского исследования
- 1. 1. Особенности современного образования
- 1. 2. Духовные ценности образования
- Глава 2. Основные социокультурные функции образования
- 2. 1. Культурная функция образования
- 2. 2. Интеграционная функция в системе непрерывного образования
- 2. 3. Образование как системообразующая функция и как 104 процесс
Список литературы
- Аберкромби И., Хилл С., Брайан С. Тернер. Социологический словарь/ Пер. с. англ. под ред. С. А. Ерофеева. Казань. Изд-во Казан. Ун-та, 1997, С.420
- Активные методы обучения в системе многоуровневого образования: Сб.-< Науч.тр. СПб, 1995.
- Алешинцев И.А. История гимназического образования в России (18−19вв.) СПб, 1912, С.319
- Американская социологическая мысль. / Мертон Р. и др.: Междунар. Ун-т бизнеса и управления, 1996.
- Андрейченко, Горбунов В. Проблемы интеграции школьного и вузовского образования.// Нар.школа. Чебоксары 1996. № 5.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление М. Мысль, 1988 -С.253
- Антонович И.И. Толкотт Парсонс- основатель функционализма, создатель теории социальной системы./ Современная американская социология. Подред. Добренькова В. И. М., МГУ, 1992, С.63−77.
- Арсентьева А.В. Проблемы научно-методического обеспечения интеграции образования.// Таван Атал. 2001.№ 2.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., Политиздат, 1981, С. 121.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.1977.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы) М.1982.
- Бабанский Ю.К., Поташник. М. М. Оптимизация педагогического процесса: В вопросах и ответах. Киев. 1984.
- Беляев Д.К. Современная наука и проблемы исследования человека. Вопросы философии. 1981. № 3. С. 5.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., «Academia- Центр», Медиум, 1995, С.323
- Беспалько В. Реформируется ли образование? // Мир образования. 1995, № 10.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.1989.
- Бестужев- Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации. М., Наука, 1987, С.212
- Бестужев- Лада. Прогнозирование социальных потребностей молодежи. М.1978.
- Бодиева Н. Через этническое- к общечеловеческому. // Директор школы. 1996, № 1.
- Болотин И.С., Козлова О. Н. Социология и образование// СОЦис, 1997, № 2., С.93−112.
- Борисенко В.П. Без образования нет общества.// Таван Атал. 2001, № 2. Чебоксары.
- Буева Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие.-М. Знание, 1988, С.63
- Садовничий В.А., Белокуров В. В., Сушко В. Г., Шикин Е. В. Университетское образование. Приглашение к размышлению. Изд-во МГУ. 1995. С. 350.
- Вазина К.Я. Единая система критериев оценки управления учебным заведением./ Метод.пособие., Н. Новгород, 1997.
- Вебер М. Изранное. Образ общества. М., 1994.
- Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Современная молодежь: потери и поиски./ Общество в разных изменениях. М., Моск. Рабочий, 1990, С.156−158.
- Вопросы яковлеведения. Чебоксары 1999.
- Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры.// Альма Матер. 1999. № 3.
- Всеобщая декларация прав человека. М., Прогресс, 1993, С.56
- Выготский Л.С. Педология подростка.// Собр. соч. в 6-ти т., М., 1984, т.4.: Детская психология/ Под ред. Д. Б. Эльконина, С.6−242.
- Выготский JI.C. Развитие высших педагогических функций. М., 1969, С. 101.
- Коннычева Г. Г., Понукалин А. А. Инновационная методология довузовского образования. Саратов. 1995. С. 168.
- Гайнер МЛ. Ашкинази JI.A. Исследование учебной мотивации < абитуриентов ВУЗа. // СОЦис, 1995, № 9.
- Гершунский Б. С. Пруха Я. Дидактическая прогностика: некоторые актуальные проблемы теории и практики. Киев. 1979.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М. Флинта. 1998, С. 420.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
- Гостев А.Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея: личностно-ориентированный аспект, Челябинск.1996, С. 216.
- Григорьев Н.Ф. Университет в системе непрерывного образования в регионе. Чебоксары. 2001., С. 194.
- Григорьев Н.Ф. Университет как системообразующий элемент региональной системы непрерывного образования. Автореферат. Казань. 1999. С. 22.
- Григорьева Н.Ю. Гала-модель образовательных программ.// Материалы 2-й международной научно-метод.кон. СПб, 20−24 мая 1996., Спб, Изд-во ЦИКПРРСПО Мин, обр. РФ, 1996, С.90−93.
- Гуманизация науки и гуманитаризация образования. Научно-аналитический обзор. М., 1995, С 42.
- Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М. 1993.
- Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей// СОЦис, 1996, № 3.
- Гуров Ю.С., Краснова М. Н. Проблемы формирования духовных ценностей в современной молодой семье./ Социальная работа: проблемы духовности в теории и практике. Чебоксары. Клио. 1998 С.64−65.
- Даве Р. Вестник высшей школы. 1991.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В.4-х т.М., Терра, 1995.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.1991.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики./ Под ред. Скаткина М. Н. М. 1982.
- Довузовское образование- проблемы и перспективы развития: тез.докл.междунар.научно-практ.конференции. (15−19 сентября 1997 г.)М.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996.
- Дюркгейм Э. Социология образования. М.: ИНТОР, 1996. С. 80.
- Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение/ Пер. с. Фр. М., Канон, 1995. С. 325.
- Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения.// СОЦис. 1991. № 2 С. 106−114
- Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей// Соц.исследов. 1995, № 2 С.93−99
- Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем./ Завуч. 2000.№ 3.
- Жураковский, Кураков Л. П. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования. М.2000. С. 422.
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Закон Чувашской Республики «Об образовании» 1997.
- Зборовский Г. Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия// СОЦис.- 1997. № 2.
- Зборовский Г. Е. Социология образования. 4.1,2. Екатеринбург.: Ур.ГУ.-1993. С. 126.
- Здравосмыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.Политиздат. 1986, С. 261.
- Яковлев И.Я. Духовное завещание чувашскому народу./ Школа духовности. Чебоксары. 2000. № 1.
- Ивкин В. Ценности, установки молодежи. Что их определяет? Человек и труд. 1994. № 6. С.75−78.
- Инновации в образовании глазами социолога. Екатеринбург: Наука, 1996.
- Информационные технологии и образование. Научно-аналитический обзор. М. 1996. С. 136.
- Карташов В.А. Система систем. Очерки общей теории и методики. М. 1995.
- Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Ч. 1. Под науч.ред. Субетто А. И. Селезневой Н.А. М. 1993. С. 189.
- Квалиметрия человека и образования: методология и практика. 4.2. Кн.2. Под науч.ред. Субетто А. И. Селезневой Н.А. М. 1993. С. 218.
- Квалиметрия человека и образования: методология и практика. 4.2. Кн.2. Под науч.ред. Субетто А. И. Селезневой Н.А. М. 1993. С. 123.
- Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М. 1987.
- Климова С.Г. Изменение ценностей оснований индефикации (80−90 годы)/ Соц.иссл. 1995. № 1. С.59−73
- Ключевский В.О. Сочинения. М. 1990. Т.9
- Коган JI.H. Образование как общественная потребность.// Проблема социологического изучения потребности в образовании. М. 1981.
- Коган М.С. Философские теории ценностей. СП: Петрополис, 1995. С. 205.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М. Просвещение. 1989.
- Константиновский Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства// Социологический журнал. 1997. № 3. С.92−124.
- Концепция высшего образования в Российской Федерации./ Высшее образование в России. 1993. № 2.
- Концепция национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания.// Народная школа. Чебоксары. 2001. № 1.
- Корнилов А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома. / Вопросы психологии. 1995. № 5. С.69−78.
- Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно- развивающее образование). Вопросы психологии. 1995. № 6. С.9−19.
- Кочергин А.Н. Философия образования. М. 1996.
- Кравченко А.И. Введение в социологию. 2 изд.доп. М. 1995, С. 144.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М. 1977.
- Кумарин В. Школу спасет педагогика, но природосообразная. // Нар.образование. 1997. № 8.
- Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. / Прогресс. Москва. 1970. С. 262.
- Кураков Л.П. Будущее в спасении интеллектуальных и духовных ценностей./ Школа духовности. Чебоксары. 2000. № 1.
- Кураков Л.П. Интегрированное образование. Книга 1 и 2. Чебоксары. 2000. С. 308. С. 298.
- Кутьев В.О. Педагогическая прогностика: научные подходы и мифы. / Педагогика. 1995. № 3.
- Лазарев B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М. 1993. С. 193.
- Ландшеер. В. Концепция минимальной компетентности. / Перспективы. 1988. № 1.
- Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России/ соц.исслед. 1994, № 5.С.З-8.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М. 1991.
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности./ Вестн.Моск.ун-та. Сер.14. Психология. 1997. № 1. С.20−27.
- Леонтьев Д.А. Ценности как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции/Вопр.филос. 1996. № 4. С.15−17.
- Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности при изучении гуманитарных дисциплин. Автореферат диссертации на соискание уч.ст.д-ра.пед.н. М. 1971.
- Лихачев Д.С. Без культуры нет учителя./ Нач.школа. 1993. № 1.
- Лихачев Д.С. Я вспоминаю. М. Прогресс. 1991.
- Руткевич М. Н, Потапов В. П. После школы. Опыт социологического исследования. М. 1995. С. 224.
- Малова В.А. Социальные проблемы качества подготовки молодого 4 пополнения рабочего класса в системе профессионально-техническогообразования./ Соц. и гуманит. науки. Отеч. и зарубежлит.: РЖ. Сер 11. Социология. М. 1993.№ 1.С.148−155.
- Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист. 1994. С. 700.
- Матросова Л.Н. Деловая игра в подготовке учителя. М. Изд-во. Магистр. 1996. С. 134.
- Махмутова В.П. Философия сознания (современные вопросы). М.: Мысль, 1971. С. 199.
- Методологические основы построения целостного учебно-воспитательного процесса. М. 1984.
- Минц Г. Непомнящий А. Человек в расцвете лет. Ценностные оринетации. Рига. Авост, 1989, С. 221.
- Мойленманн X. Профессиональное обучение и его рентабельность. /Соц. и гуман.науки. Отеч. и зарубеж.лит.: РЖ. Сер 11,1993. № 2. С.75−77.
- Мурашов В.И. Идея духовности./ Школа духовности. Чебоксары. 2000. № 3.
- Мурашов В.И. Российская идея образования как основа государственной образовательной политики./ Интегральная педагогика. 2000. №З.М.
- Мухамедзянова Г. В., Масленникова В. Ш. и др. Теоретико-методологические проблемы процесса становления личности студента вуза. Казань. 1999. С. 160.
- Начало пути: поколение со средним образованием. Отв.ред. Титма М.Х.-М.: Просвещение. 1989. С. 456.
- Нечаев В.Я. Социология образования. М. Изд-во МГУ, 1992. С. 200.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М. 1996.С.103−104,129.
- Обучение как специально организованный процесс общения. (Сост. Карлинская Л. И., Никандров Н.Д.). М. 1987.
- Одаренность: дар или испытание. / Педагогика и психология. 1990. № 12.
- Одаренные дети. М. Прогресс. 1991.
- Основы общей психологии. М. 1996.
- Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, М.:МГУ, 1994.С.448−463.
- Педагогика, /под ред. Бабанского Ю. К. М. 1983.
- Перши Р., Акила Ф. Выполнение профессионального долга и культурные ориентации школы./ Соц. и гуман.науки. Отеч. и заруб.лит.: РЖ. Cep. ll, Социология. М. 1995. № 1.С.75−77.
- Петрова Т.Э. Высшее образование как социальная ценность./ Вест. СПб университета.Сер.6. Философия. 1994. № 2. С.110−115.
- Подласый И.П. Педагогика. М. 1996. Полонский В. М. Научно-педагогическая информация. Словарь- справочник. М. 1995.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Книга 1. М.Владос. 1999. С. 573.
- Полутин С.В. Формирование ценностей ориентации студенческой молодежи в социально-политической сфере // Автореф.дис.канд. социол. наук. Саранск. 1992. С. 16.
- Попова И.М. Ценностные представления и парадоксы самосознания. // Социол.исслед. 1984.№ 4.С.29−37.
- Программа развития образования Чувашской Республики на 19 942 000 г. Президентская программа «Новая школа».
- Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная концепция. Ставрополь. 1994.
- Ракитов А.И. Будущее России: социально-технологическая модель. / Общественные науки и современность. 1996, № 2.
- Резник Т. Е. Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование./ Соц.исс.№ 5.1996.С.110−119.
- Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности. / Филос.науки. 1997.№ 2. С.42−47.
- Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. Париж. 1995.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. М. 1993.
- Российский менталитет в системе российского образования. 4.1. Оренбург. 1996.
- Руткевич М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы/ СОЦис. 1996. № 11,12.
- Савенков А.И. Одаренные дети: методики диагностики и стратегии обучения./ Директор школы. 1999. № 5.
- Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности./ Педагогика. 1998.№ 3.
- Сборник нормативных документов в сфере образования. Орел: Изд-во Социал.-образоват.Центра, 1997 г.
- Сериков Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. 4.1: Системное видение образования. Челяб.: ЧГТУ. 1994. С. 169.
- Смелзор Н. Социология. М. 1994. С. 560.
- Смирнова Е.Р. Социальные технологии реформирования образования в России./Социально-политический журнал. 1996.№ 1.
- Собкин B.C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М. 1997. С. 317.
- Современный словарь иностранных слов. М. 1993.
- Современный философский словарь. Под общ.ред.дфн проф. Кемерова В. Е. Бишкек. Изд-во «Одиссей». 1996. С. 608.
- Соколов В.М., и др. Построение требований к профессиональной подготовленности учителя-предметника./ под ред. Субетто. А. И. Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Ч.З. М.1993.
- Социология молодежи/ Отв.ред.проф. Лисовский В. Т. Санкт-Петербург. Изд-во СПб Университета. 1996. С. 459.
- Социология образования. Т.1. Методологические проблемы обр-ия и развития личности. М. 1990.С.80.
- Социология. Основы общей теории./ Отв.ред.академик Осипов Г. В. М. 1998, С. 461.
- Социология/ под ред. Тадевосяна Э.В. М. Знание, 1995. С. 270.
- Субетто А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. М. 1991.
- Суитни Дж. Культура средней школы: влияние участия принятия решений на удовлетворенность учителя своей профессией./ Соц. и гуман.науки. Отеч. и заруб.лит.:РЖ. Cep. ll, Социология. М. 1995. С.77−79.
- Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологических исследований: учеб-метод.пособие. М. 1996. Ин-т молодежи.
- Тайлор Э. Первобытная культура. М. 1989.
- Творчество и преодоление стереотипов. СПб. 1994.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования./ Под ред. Краевского В. В., Лернера И. Я. М. 1983.
- Терминология./ Отв.ред. Сидоров И. В. М. 1990.
- Толковый словарь русского языка. Под ред. Ушакова Н. Д. T.l. М.: Терра. 1996. С. 1566.
- Тощенко М.Т. Социология. М. Прометей, Юрайт, 1998, С. 510.
- Тугаринов В.П. Философия сознания (соврем.вопросы). М.Мысль. 1971. С. 199.
- Уледов А.К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования. М. 1995, С. 271.
- Уледов А.К. Духовное обновление общества. М. Мысль, 1988. С. 271.
- Управление процессом или управление по результату (на материалах оценки качества образования в Чувашской Республике. В 2000 г.) Чебоксары. 2001 г.
- Учительство как социально-профессиональная группа. М. 1996. Тип. УРАО.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.
- Феизов Э.З., Белова З. С. Проблемы воспитания реалистического видения мира. Чебоксары, 1996. С. 40.
- Филиппов Ф.Р. Социология образования. М. 1980.
- Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика. 1990. С. 160.
- Философская энциклопедия. Т.5. М. 1970.
- Философский словарь (под ред. Фролова И.Т.). М.1986.
- Философский энциклопедический словарь. М. Инфра- М. 1999.
- Философско- психологические проблемы развития образования./ Под ред. Давыдова В. В. М. 1994.
- Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М. 1980.
- Хайруллина Ю.Р. Социология личности в условиях трансформации российского общества. Казань. ИСЭПНТ. 1998.
- Чеканова Э.Е. Структура довузовской подготовки СГТУ: некоторые проблемы содержания и организации// Социокультурные проблемы нетипичности. Под.ред.д.соц.н. Е. Р. Смирновой. Саратов. 1997. С. 2.
- Чернов Н.И. Малая энергетика или еще раз об электрическом токе в электролитах. Козловка. 2001.
- Чернов Н.И. Образование как социокультурное явление. Чебоксары. 2002.
- Чернов Н.И. Образование и культурно-нравственное развитие личности. Чебоксары. 2002.
- Чернов Н.И. Социально духовные ценности образования. // Народная школа. Чебоксары. № 2. 2002.
- Чувашский государственный университет. Чебоксары. 2000.
- Чупров В.И. Концепция молодежной политики: поиск взаимодействия общества и молодежи// Соц.полит.науки. 1991. № 3.
- Шадриков В.Д. Духовность как реализация личностного смысла бытия. / Школа духовности. Чебоксары. 2000. № 2.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М. 1993.
- Энциклопедический социологеский словарь. Общ.ред.акад. РАН Осипова Г. В. ИСПИ РАН. 1995. С. 939.
- Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово. Кузбассвузиздат., 2000. С. 204.
- Ярская В.Н. Философия образования на пороге 21-го века./ Философия на рубеже веков. СПб. 1996.
- Ярская В.Н., Смирнова Е. Р. Человек, культура, общество./ Социальная работа в системе человек- культура- общество. Сб.науч.трудов. Под ред. Ярской В. Н., Смирновой Е. Р. Саратов. Изд-во СГТУ. 1994. С.3−7.
- Values in education and education in values / Ed. by J. Halstead and M. Taylor
- Values in education an SCCC paper for discussion and development. Dundee: Scottish Consultstive Council on the Curriculum, 1991.
- The Contents of Education. № 8.
- Toward Humanistic Education.
- Education on Trail. Strategies for the Future (Ed. By W. Johnston San Fran. 1985).
- Schools for the 21 Century. N. Y/ 1990.
- An Education Strategy (Wash. D.C. 1991).