Формирование аргументативной речи учителя в процессе обучения профессионально значимому спору с учащимися
Значимость обучения педагогическому спору подтверждается также данными анализа речевого поведения учителей и индивидуальными беседами с другими участниками педагогических споров. По нашим наблюдениям, несмотря на то, что спор является непременным атрибутом педагогического взаимодействия, учителя зачастую используют ограниченный набор речевых тактик и языковых средств. При этом большинство… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы обучения студентов моделированию конструктивного речевого поведения в педагогическом споре с учащимися
- 1. Аргументативная речь как коммуникативная основа педагогического спора в профессионально значимых ситуациях общения
- 2. Педагогический спор в учебно-воспитательном процессе (психолого-педагогические основы ведения спора учителя с учениками)
2.1. Особенности педагогического взаимодействия учителя с учениками в процессе педагогического спора. Условия конструктивного ведения спора. Профессионально-личностные качества учителя — коммуникативного лидера в ситуациях оппонирования школьникам на уроке
2.2. Характеристика причин возникновения и тематики педагогических споров. Способы предупреждения (пропедевтика) и нейтрализации их конфликтного развития
2.3. Приемы провоцирования педагогического спора как способа изучения учебного материала
§ 3. Лингвистические основы исследования. Педагогический спор учителя с учениками как профессионально значимое высказывание аргументативного функционально-смыслового типа текста: жанрологический аспект
Выводы
Глава 2. Обучение студентов-филологов моделированию конструктивного речевого поведения в педагогическом споре с учениками
§ 1. Готовность студентов педагогического вуза к ведению профессионально значимого спора в типичных учебно-речевых ситуациях (организация, ход и результаты констатирующего эксперимента)
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента.
1.2. Характеристика критериев для оценки констатирующего эксперимента и анализ его результатов
§ 2. Исходные положения, этапы и организация обучающего (формирующего) эксперимента студентов-филологов ведению педагогического спора с учениками в учебно-речевых ситуациях
§ 3. Ход процесса формирования коммуникативно-жанровых умений вести педагогический спор на уроке
§ 4. Анализ результатов опытного обучения моделированию конструктивного речевого поведения в условиях спора на уроке
4.1. Характеристика критериев для оценки речевого поведения учителя в учебно-речевой ситуации педагогического спора
4.2. Результаты анализа речевого поведения студентов-филологов в педагогических спорах, зафиксированных в ходе опытного обучения
Список литературы
- Абачиев С.К., Делия В. П. Теория и практика аргументации: К учебному курсу для специалистов по связям с общественностью. Москва: УРСС, 2004. -349 с.
- Абушкин Х.Х. Некоторые психолого-педагогические вопросы организации проблемного обучения // Организация проблемного обучения в школе и в вузе. Саранск, 1999.-Вып. 1.-С.4- 13.
- Абушкин Х.Х. Подготовка будущего учителя к использованию проблемного обучения в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1985. 14 с.
- Абушкин Х.Х. Проблемное обучение учителю. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996.-175 с.
- Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. Москва: изд-во МГУ, 1991.- 150 с.
- Алексеева И.К. Сложные предложения с союзами как средство выражения логических умозаключений: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Москва, 1998. — 23 с.
- Анисимова Т.В., Гимпельсон Е. Г. Современная деловая риторика / Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 432 с.
- Антонова Л.Г. Письменные жанры речи учителя: Учеб. Пособие к спецкурсу «Теоретические основы частной педагогической риторики». Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1998. — 114 с.
- Ю.Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., 2003.-208 с.
- П.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М., 2002.-551 с.
- Аппаев М.Б. Конфликты между учителями и учащимися. Способы их предупреждения. Черкесск, 2003. — 127 с.
- Аристотель. Риторика // Античные риторики / Ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 352 е.- (Университет, б-ка).
- Арутюнова Н.Д. Диалогическая модальность и явление цитации // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис (Глава 3). М., 1992. — С. 52−79.
- Арутюнова Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992 а. — С. 52−56.
- Арутюнова Н.Д. Некоторые типы диалогических реакций и «почему"-реплики в русском языке. // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1970. — № 3. — С. 44 — 58.
- Арутюнова Н.Д. Прагматика // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. — С. 389−390.
- Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.-341 с.
- Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Изв. АН СССР. Серия лит. и языка. -1981. Т. 40. — №. 4. С. 356−367.
- Арутюнова Н.Д. Феномен второй реплики, или о пользе спора // Логический анализ языка. М., 1990. — С. 175 — 189.
- Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. М., 1954. -88 с.
- Баделина М. В. Отношения согласия между репликами диалогических единств: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Иваново, 1997. — 18 с.
- Баделюк В.В. Педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтом в учебно-воспитательном процессе школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 24 с.
- Бадмаев Б.Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. -М.:Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 224 с.
- Балаян А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога: Автореф.дис. канд. филол. наук. -М., 1971.-19с.
- Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. Ижевск, 1997. -107 с.
- Баранов А.Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход). Автореф.докт. филол. наук. Москва, 1990.-48 с.
- Баранов А.Н. Что нас убеждает. Общественное сознание и язык. М.: Знание, 1990.-64 с.
- Баранов А.Н., Кобозева И. М. Модальные частицы в ответах на вопрос // Прагматика и проблемы интенсиональности. М., 1988. — С. 45−69.
- Баранов А.Н., Крейдлин Г. Е. Структура диалогического текста: лексические показатели минимальных диалогов // Вопросы языкознания. 1992. — № 2.
- Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 424 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 424 с.
- Безменова Н.А. Проблемы эффективности речи в перспективе неориторики.- В кн.: Оптимизация речевого воздействия / Под ред. Р. Г. Котова. М.: Наука, 1990. -С.152−161.
- Белова А.Д. Лингвистические аспекты аргументации. Киев: Астрея, 1997. -309 с
- Блинов Г. И. Постановка мыслительной задачи на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1987. — № 5. — С.54 — 55.
- Богданов В. В. Функции вербальных и невербальных компонентов в речевом общении//Языковое общение и регулятивы. Калинин, 1978. -С.18 -25.
- Богин Г. И. Речевой жанр как средство индивидуализации // Жанры речи. -Саратов, 1997.
- Болтунова Г. М. Подготовка будущих учителей к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Москва, 1991. 16 с.
- Борисова И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры / Под ред. Т. В. Матвеевой.- Екатеринбург, 1996. С. 21−48.
- Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. Екатеринбург: Изд-во УРСС, 2005. 320 с.
- Борисова И.Н. Цельность разговорного текста в свете категориальных сопоставлений // Stylistyka. 1997. — № 6. — С. 371−386.
- Боровик С.С. Технология обучения способам предупреждения и разрешения конфликтов. // Специалист. 2000. — № 9. — С.22−24.
- Брутян Г. А. Аргументация. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1984. — 105 с.
- Васильев Л.Г. Аргументативные аспекты понимания. Калуга, 1994. — 220 с.
- Васильев Л.Г. Аспекты аргументации: Материалы по общему языкознанию. -Тверь, 1992.-56 с.
- Введенская Л.А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 544 с.
- Вежбицка А. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М., 1985. — С. 251−275.
- Вежбицка А. Язык, культура, познание. М., 1996. — 416 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развития лингво-страноведения: концепция речеповеденческих тактик. М.: Мое. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 1999. — 84 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Рус. яз., 1990. — 246 с.
- Верещагин Е.М., Ротмайр Р., Ройтер Т. Речевые тактики «призыва к откровенности». Еще одна попытка проникнуть в идиоматику речевого поведения и русско-немецкий контрастивный подход // Вопросы языкознания. 1992. -№ 6.-С. 82−93.
- Винарская Е.Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии). Библиотека филолога. М.: Высшая школа, 1989. — 136 с.
- Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993.- 172 с.
- Винокур Т.Г. К характеристике говорящего. Интенция и реакция // Язык и личность.-М., 1989.-С. 11−23.
- Винокур Т.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи в современном русском языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1953.- 19 с.
- Винокур Т.Г. Устная речь и стилистические свойства высказывания // Разновидности городской устной речи. М., 1988. — С. 44 — 84.
- Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: Учеб. Пособие. 3-е изд. Минск, 2002. -318 с.
- Вольвак Н.П. Фактор адресата в публичном аргументирующем дискурсе. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Владивосток, 2002.-26 с.
- Воронин Г. Конфликты в школе. // Социс. 1994.- № 3. — С. 94 — 98.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1991. — 480 с.
- Высоцкая С. И. Типы затруднений и их связь с проблемными ситуациями в учебной деятельности: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. М., 1974 — 28 с.
- Галактионова И.В. Средства выражения согласия / несогласия в русском языке: Дисканд. филол. наук. М., 1995. — 242 с.
- Гальперин И.Р. Грамматические категории текста // ИАН СССР, СЛЯ. Т. 36. — № 6.
- Гальперин И.Р. О понятии «текст» // Вопросы языкознания. 1974. — № 6.
- Гальперин И.Р. О понятии «текст» // Лингвистика текста: Материалы науч. конф. М.: МГПИИЯ, 1974. — Ч. 1.
- Гальперин И.Р. Текст и его исполнение в связи с дихотомией язык и речь // Язык и речь. Тбилиси, 1977.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.-140 с.
- Гастева Н.Н. Диалогические единства с побудительной исходной репликой // Актуальные проблемы лексикологии и стилистики. Саратов, 1993. — С. 147−152.
- Гастева Н.Н. Диалогическое единство в разговорной речи: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Саратов, 1990. — 20 с.
- Гвенцадзе М.А. Коммуникативная лингвистика и типология текста. Тбилиси, 1986.-315 с.
- Гетманова А.Д. Учебник по логике. М.: Владос, 1994. — 303 с.
- Гиндин С.И. Речевые действия и речевые произведения // Логический анализ языка: Язык речевых действий. М., 1994. — 188 с.
- Гойхман О.Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов /
- О.Я.Гойхман, Т.М. Надеина- Под ред. О. Я. Гойхмана. М.: ИНФРА -М, 2001. — 271 с. — (Высшее образование).
- Голованивская М.К. Лингвистически значимые компоненты ситуации общения. Автореф. дис.. канд.филол. наук. Москва, 1990. — 24 с.
- Горбач Л.В. Жанры в образовательной деятельности. По материалам проблемно-целевых семинаров в школе 3 149. Пермь, 2000.
- Горелов И.Н. и др. Умеете ли вы общаться? : Кн для учащихся / И. Н. Горелов, В. Ф. Житников, М. В. Зюзько, Л. А. Шкатова. М: Просвещение, 1991.- 144 е.: ил.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980. — 104 с.
- Горелов И.Н., Енгалычев В. Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. М.: Молодая гвардия, 1991. — 150 с.
- Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Лабиринт, 198. — 256 с.
- Городецкий Б.Ю. От лингвистики языка к лингвистике общения // Язык и социальное познание. М., 1990.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та- М.: Совершенство, 1997. — 171 с.
- Губарева Т.Ю. Фактор адресата письменного текста. / Под ред. Шахнаровича A.M. Москва: Диалог-МГУ, 1996. — 136 с.
- Девкин В.Д. Диалог: немецкая разговорная речь. М, 1981. — 159 с.
- Дементьев В.В. Жанровая структура фатической коммуникации. Автореф. дис. канд. филол. наук. Саратов, 1995. — 19 с.
- Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. 1997. — № 1. — С. 109−121.
- Дементьев В.В. Непрямая коммуникация и ее жанры / Под ред. В. Е. Го ль дина. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. — 248 с.
- Дементьев В.В. Ситуации непрямого общения // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. С. 34−43.
- Дементьев В.В., Седов К. Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров: Учебное пособие. Саратов: Изд-во Саратовского пед ин-та, 1998. -107 с.
- Демьянков В.З. Понимание как интерпретирующая деятельность // Вопросы языкознания. 1983. — № 6.
- Демьянков В.З. Прагматические основы интерпретации высказывания // Изв. АН СССР. Серия лит. и языка. 1981. — Т. 40. — № 4. — С. 368−377.
- Демьянков В.З. Эффективность аргументации как речевого воздействия // Проблемы эффективности речевой коммуникации: Сб.-к научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН, 1989. — С. 13 — 40.
- Десяева Н. Д. Культура речи педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 192 с.
- Дзюбенко О.Г. Вопросы формирования дискуссионной речи. Тернополь: НИИ «Проблемы человека», 1992. — 536 с.
- Диалог глазами лингвиста: Межвуз. сб. науч. трудов/Кубанский гос. универ-т- (Редкол.: Немец Г. П. и др.). Краснодар, 1994. — 125 с.
- Дианина Н.Н. Методика обучения дискуссии на общественно-политические темы в языковом вузе. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Москва, 1990. — 24 с.
- Дридзе Т. М. Язык и социальная психология: Учеб. пособие для факультета журналистики и филологических факультетов университетов / Под ред. Проф. А. А. Леонтьева. М.: Высш. Школа, 1980. — 224 с.
- Дридзе Т.М. Интерпретационные характеристики и классификация текстов (с учетом специфики интерпретационных сдвигов) // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М., 1976.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиопсихологии. М., 1984.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1986. — 268 с.
- Дубинина Н.А. Аргументативный анализ текста (на материале научной статьи). Автореф. дис. .канд. пед. наук. Москва, 1991.-20 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Краткий психологический словарь. -Мн., 1996.-399 с.
- Ефимова Е.Е. Формирование конфликтологической компетентности будущего учителя. Волгоград, 2001. — 23 с.
- Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. М.: Рос пед. агентство, 1995. — 183 с.
- Зайдман И.Н. Содержание и методы обучения сочинению-рассуждению в IV классе. А/р. Москва, 1988. — 16 с.
- Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М. 1979. — 239 с.
- Земская Ю.Н., Качесова И. Ю., Панченко Н. В. Основы общей риторики./ Под общ. ред. Чувакина А. А. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. универ-та, 2000.- 110 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Логос, 1999. — 383 с.
- Зубова В.М. Формирование речевых моделей как условие подготовки студентов к педагогической коммуникации. Автореф.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 20 с.
- Иванов Л.Ю. Семантико-прагматические характеристики текста научной дискуссии.Автореф.докт. филол. наук. Москва, 1991. — 26 с.
- Иванов Л.Ю. Текст научной дискуссии: Дейксис и оценка. М.: НИП «2Р», 2003.-208 с.
- Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997. — 352 с.
- Ивин А.А. Теория аргументации. Москва: Гардарики, 2000. — 414 с.
- Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985.-80 с.
- Инфантова Г. Г. Об использовании в разговорной речи придаточных предложений в роли самостоятельных синтаксических единиц // Филологические науки. 1970. — № 3. — С. 100−103.
- Инфантова Г. Г. Очерки по синтаксису современной русской разговорной речи. Ростов-на-Дону, 1973. — 136 с.
- Инфантова Г. Г. Экономия сегментных средств в синтаксисе современной разговорной речи: Автореф. дис.. .д-ра филол. наук. Л, 1975. — 42 с.
- Информативность текста и его компонентов (Редкол.: К. М. Ирисханова и др.). Москва, 1986. — 163 с.
- Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск: Омский гос. ун-т, 1999. — 285 с.
- Каверин Б.И., Демидов И. В. Ораторское искусство: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 255 с.
- Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 1998. — 496 с.
- Канарская О. В. Инновационное обучение: Методика, технология, школьная практика. Кн. для учителя. С.-Пб, 1997, — 480 с.
- Капинос В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5−7 классы. М., 1991. — 192 с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд. 2 стереотип., 2002.-264 с.
- Караулов Ю.Н. Язык и личность. М., 1989.
- Касаткин A.M. Об использовании авторских вводных конструкций. // Русский язык в школе. 1990. — № 2. — С. 36 — 37.
- Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.- 156 с.
- Кияновская Л.Ф. Беседа и дискуссия как коллективные формы речевой деятельности студентов-филологов национальных групп педвузов в «практическом курсе русского языка». Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1989.- 16 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии. Рига, 1995. — 176 с.
- Климов Е.А. Путь в профессию. Л., 1974.
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для университетов и вузов. М., 1998.
- Кожина М.Н. О разграничении понятий «текст» и «речевой стиль» // Лингвистика текста. Материалы науч. Конференции. -М.: МГПИИЯ, 1974. Ч. 1.
- Кожина М.Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы) // Жанры речи-2. Саратов, 1999
- Кожина М.Н. Стиль и жанр: их вариативность, историческая изменчивость и соотношение // Stylistyka VIII Opole, 1999.
- Козырев Г. И. Конфликтология. Конфликты в социально-педагогическом процессе. // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 2. — С. 118−135.
- Козырев Г. И. Конфликтология. Межличностные конфликты // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 3. — С. 82−91.
- Колокольцева Т.Н. Высказывания диалогической речи в коммуникативно-прагматическом аспекте // Вестник Волгоградского госуниверситета. Сер. 2 «Филология».- Вып 2. Волгоград, 1997. — С. 31−35.
- Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. Волгоград, 2001. — 258 с.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984.
- Колшанский Г. В. Паралингвистика. М.: Изд-во «Наука», 1974. — 80 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1976. — 656 с.
- Конфликтология в школе: Учебно-методическое пособие для сред, обще-образ. Учреждений. / Под ред. Шепеля В. М. М.: Моск. школа прав человека, 1999.-99 с.
- Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения:
- Межвуз. сб. науч. трудов (ред. Шумилин Е.А.). Москва: МОПИ, 1986. -127 с.
- Кормилицина М.А., Сиротинина О. Б. О структуре разговорного текста. // Вопросы стилистики. Антропоцентрические исследования: Межвуз. науч. сб.- Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1999. Вып. 28. — С. 92 — 103.
- Коростелева С.Г. Методика развития дискуссионных умений на продвинутом этапе обучения русскому языку иностранных учащихся. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1990. — 18 с.
- Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.- Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 256 с.
- Корчагина Т.Е. К проблеме текста как коммуникативной единицы обучения. //Языковая системность при коммуникативном обучении. М., 1988.
- Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 248 е.
- Котельникова Л.А. Эпистемологические проблемы аргументации. А/р. -Москва, 1997.-30 с.
- Крапивин В.П. Мальчик со шпагой: Повесть/ Рис. Е. Медведева- Переизд. — М.: Дет.лит., 1981. 495 е., ил. — («Золотая б-ка»).
- Красильникова Е.В. О соотношении монолога и диалога. // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Т. Г. Винокур. М., 1996. — С. 138 — 142.
- Крылова О.А., Максимов Л. Ю., Ширяев Е. Н. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. М.: Изд. РУДН, 1997. — 256 с.
- Кузнецова Н. И. Преодоление конфликтов между учителем и учащимися при организации образовательного процесса в условиях инновационного поля. Автореф. дис. канд. пед. наук. Тюмень, 1997.-23 с.
- Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986.-№ 2.- С. 21- 31.
- Кулюткин Ю.Н. Культура групповых дискуссий. СПб., 1997. — 22 с.
- Купина Н.А. Разговорное диалогическое единство как текст // Языковой облик уральского города. Свердловск, 1990.
- Купина Н.А. Учимся спорить: Для тех, кто хотел совершенствоваться. -Пермь, 1996.-42 с.
- Купина Н.А., Енина JI.B. Три ступени речевой агрессии // Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. Екатеринбург: УрГУ, 1997.-С. 26−38
- Курбатов В.А. Логика. Ростов-на Дону, 1996. — 349 с.
- Лазуткина Е.М. Культура разговорной речи // Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л. К. Граудиной и Е. Г. Ширяева. М., 1998. — С. 44−46.
- Лаптева О. А. Грамматика устного высказывания // Вопросы языкознания. -1980. № 2. — С.45 — 60.
- Лаптева О. А. Дискретность в устном монологическом тексте // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. Виноградовские чтения XI.- М.: Наука, 1982.-С. 77- 106.
- Лаптева О. А. Синтаксическая дискретность устного монологического текста // Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М.: Наука, 1984. — С. 186 — 204.
- Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис.- М., 1976. 399 с.
- Левин A.M. Умение убеждать. М., 1963. — 96 с.
- Левицкий Ю.А. Проблема типологии текстов. Пермь, 1998. — 108 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. 2-е изд. Нальчик, 1996. — 47 с.
- Лернер И. Я. Система методов обучения (дидактический аспект) // Совершенствование методов обучения русскому языку: Пособие для учителей / Сост. А. Ю. Купалова.-М., 1981.-С. 14−27.
- Лернер И. Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988. — 80 с.
- ЛесохинаЛ.Н. Урок диспут. — Л., 1965.- 176 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь. / Гл. ред. В.НЛрцева. М.:
- Сов. Энциклопедия, 1990.-685 с.
- Лобанов А. А Основы профессионально-педагогического общения: Учебное пособие для вузов. СПб.: Образование, 2000. — 235 с.
- Логика: логические основы общения: Учебное пособие для вузов. / Берков В. Ф., Яскевич, Бартон В. И. и др. М.: Наука, 1994. 318 с.
- Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь, 1998.
- Макаров М.Л. Коммуникативная структура текста. Тверь, 1990. — 52 с.
- Макаров М.Л. Отражение межличностных отношений во взаимодействии коммуникативных стратегий в диалогическом дискурсе // Прагматика и логика дискурса. Ижевск, 1991.-С. 66−73.
- Малышев А.А. Умение убедительно воздействовать речью. Ужгород, 1994.-88 с.
- Маркова А.К. Усвоение школьниками коммуникативной функции языка. // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 21 — 32.
- Матвеева Т.В. Непринужденный диалог как текст // Человек Текст -Культура. — Екатеринбург, 1994.-С. 125−140.
- Матвеева Т.В. Тональность разговорного текста: три способа представления // Stylistyka V Opole, 1996.
- Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронно-сопоставительный очерк. Свердловск, 1990. — 172 с.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. -198 с.
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения. М.: Педагогика, 1977.-240 с.
- Махновская Н.И. Дискуссионная речь. Особенности дискуссионной речи// Культура речи учителя: Методические рекомендации для проведения практических занятий. / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1988. — С. 100−110.
- Махновская Н.И. Обучение дискуссии и дискуссионной речи студентов-филологов. // Русский язык в школе. 1992. — № 3−4. — С. 60 — 63.
- Махновская Н.И. Система обучения аргументативным умениям в курсе риторики в высшей и средней школе. Монография: Материалы исследования в2. х частях. М., 2004. — 254 с.
- Махновская Н.И. Система обучения аргументативным умениям в курсе риторики в высшей и средней школе: Монография. Материалы исследования в двух частях. Ч. 1. М.: Прометей, МПГУ, 2004. — 254 с.
- Махновская Н.И. Система обучения аргументативным умениям в курсе риторики в вузе и школе. Автореф. дис. док. пед. наук. Москва, 2004. — 39 с.
- Минеева С. А. Полемика диспут — дискуссия. — М.: Знание, 1990.- 64 с.
- Митюк В.И. Типология конфликтов между учителем и учеником и система работы по их предупреждению и разрешению в школе. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Краснодар, 1998. — 19 с.
- Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996. — 416 с.
- Морозова О.Н. Информативность публичной речи и фактор адресата. // Информативность текста и его компонентов. / Редкол. К. М. Ирисханова и др. -М., 1986.- 163 с.
- Москальская О.И. Грамматика текста. М., 1981.
- Москальская О.И. Текст два понимания и два подхода. // Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. — М., 1984. -216с.
- Москвина Н.Б. Восхождение к конфликтологической компетентности. -М.: АПКиПРО, 2001. 86 с.
- Муратова К.В. Семантика диалога-спора. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Москва, 1991. — 22 с.
- Мустафаева С. Педагогические конфликты: Причины и пути их разрешения. // Директор школы. Экспресс-опыт. 2000. — № 1. — С.35−39.
- Напольнова Т. В. Познавательные задачи в обучении русскому языку / Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И.Я. Лер-нера. М.: Педагогика, 1972. — С. 164 -197.
- Нгуен Ван Ниен. Стилевой и коммуникативный аспекты деловой беседы с элементами спора. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 2000. — 18 с.
- Нечаева О.А. Типы речи и работа над ними в школе: Учебное пособие для студентов/ Краснояр. гос. пед. ин-т. Красноярск, 1989. — 166 с.
- Николаева Т.М. Лингвистика текста. М., 1978. — 122 с.
- Николаенко С.И. Психологические условия формирования у будущих учителей стратегий решения педагогических задач. Автореф. дис. канд. пед. наук. Сумы, 1990. — 17 с.
- Нистратова C.JI. Контактоустанавливающая функция языка и сферы ее проявления. // Язык, сознание, коммуникация. М., 1997. — Вып. 20. — С. 63 -68.
- Носков А.П. Искусство спора: Методическое пособие. Новосибирск, 2001.-35 с.
- Орлова М.Н. Структура диалога в современном русском языке (Вопросно-ответная форма): Автореф дис.. канд. филол. наук. Саратов, 1968. — 17 с.
- Орлова Н.В. Жанры разговорной речи и их «стилистическая обработка». К вопросу о соотношении стиля и жанра. // Жанры речи. Саратов. — 1997.
- Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М., 1988.
- Павлова Л.Г. Спор. Дискуссия. Полемика. М., 1991. — 128 с.
- Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е испр. и доп. // Под ред. Т. А. Ладыженской и А.К. Михальской- сост. А. А. Князьков. — М.: Флинта, Наука. 1998. — 312 с.
- Поварнин С.И. Спор: о теории и практике спора. М., 1996.
- Рамазанова Н.А. Вербальное обозначение партнера в диалоге: средства и функции: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Москва, 2002. — 23 с.
- Риторика, или Ораторское искусство: Учебное пособие для студентов вузов / Автор-составитель И. Н. Кузнецов. М., 2004. — 431 с.
- Рожков И.Я. Реклама: планка для «профи». М., 1997.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. — 119 с.
- Рудакова И.А. Конфликтология для педагогов. / И. А. Рудакова, С. В. Жильцова, Филипенко Е. А. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. — 155 с. — (Среднеепрофессиональное образование).
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
- Рытникова Я.Т. Гармония и дисгармония в открытой семейной беседе // Русская разговорная речь как явление городской культуры / Под ред. Т. В. Матвеевой. Екатеринбург, 1996. — С. 94−115.
- Савостьянова С.О. Подготовка будущих учителей к педагогической поддержке подростков в конфликтных ситуациях. Автореф. дис.. канд. пед. наук Калуга, 1996.
- Салькова JI.B. Учитель как коммуникативный лидер. // Педагогическая риторика: Учебное пособие. М., 2001. — 388 с.
- Святогор И.П. О некоторых особенностях синтаксиса диалогической речи. -Калуга, 1960.-39 с.
- Святогор И. П. Типы диалогических реплик в современном русском языке: Автореф дис. канд. филол. наук. М., 1967. — 20 с.
- Седов К.Ф. Анатомия жанров бытового общения // Вопросы стилистики. -Вып. 27. Человек и текст. Саратов, 1998. — С. 9−20
- Седов К.Ф. Жанр и коммуникативная компетенция // Хорошая речь. Саратов, 2001.
- Седов К.Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности // Жанры речи. Саратов, 1999. — 180 с.
- Селиванов К. Диспуты в школе. // Народное образование. 1952. — № 1. С. 68−71.
- Симонова JI.B. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1989. -19 с.
- Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» // Жанры речи 2. — Саратов, 1999.
- Сиротинина О.Б. Тексты, текстоиды, дискурсы в зоне разговорной речи // Человек Текст — Культура. — Екатеринбург, 1994.-е. 105−124.
- Славгородская JI.B. О функции адресата в научной прозе. // Лингвостили-стические особенности научного текста. М.: Наука, 1981.
- Сластенов М.Ю. Убеждающее воздействие в диалоге и дискуссии. Д., 1991.- 16 с.
- Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта: Наука, 1999. — 232 с.
- Соболева С.М. Прагматический аспект интонационного взаимодействия реплик диалога: (экспериментально-фонетическое исследование). Автореф. дис.канд. филол. наук. СПб., 1994. — 16 с.
- Соколов А.Н. Проблемы научной дискуссии. JL: Наука, 1980. — 157 с.
- Сперанский В.И. Конфликтующие и конфликтогенные люди. // Социально-политический журнал. 1996. — № 4. — С. 165 — 174.
- Стернин И.А. Модели описания коммуникативного поведения. Воронеж, 2000. — 27 с.
- Текст и его компоненты как объект комплексного анализа: Межвуз. сб. науч. тр./Ленин. ин-т им. А.И. Герцена- (Редкол.: И. В. Арнольд (отв. ред.) и др.). Л.: ЛГПИ, 1986. — 149, (2) с.
- Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования). М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 144 с.
- Темина С.Ю. Формирование у студентов педагогических вузов готовности к разрешению различных педагогических ситуаций. Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 1995. — 17 с.
- Теория и практика аргументации: Сб. науч. трудов (отв. ред. Герасимова И.А.). Москва, 2001.-184 с.
- Типология высказывания и текста: Межвуз. сб. науч. тр. / Куйб. гос. пед. ин-т им. В.В. Куйбышева- (Редкол.: С. П. Анохина (отв. ред.) и др.). Куйбышев, 1983.- 108 с.
- Тумина Л. Е. Риторика невербального воздействия учителя // Дидактика. -2000. № 2. — С. 46 — 57.
- Тышковский А.В. Социальная психология делового общения в групповой дискуссии: Учебное пособие. Москва: Моск. Гос. унив-т управления, 2001. -54 с.
- Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. СПб., 1995.
- Фанян Н.Ю. Многомерность аргументации: проекция на лингвистическую область. Краснодар, 2000. — 234 с.
- Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи. // Жанры речи. Саратов: Изд. Саратовского учебно-научного центра «Колледж». — 1997. — С. 66 — 88.
- Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. 1997. — № 5.
- Федосюк М.Ю. Семантика существительных речевой деятельности и теория жанров речи // Русское слово в языке, тексте и культурной среде. Екатеринбург, 1997. — С. 60−73.
- Филиппова О. В. Роль интонации в педагогическом общении: Учебн. пособие / З. С. Смелкова, О. В. Филиппова и др.- под ред. Н. А. Ипполитовой. -М.: 2001.-С. 92- 117.
- Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. Москва, 1998.-291 с.
- Хасан Б.И. Психотехника конфликта: Учебное пособие. Красноярск, 1995.-98 с.
- Чернышева И.И. Текстообразующие потенции фразеологических единиц: (На материале немецкой фразеологии). // Лингвистика текста: Сб. науч. трудов МГПИИЯ. М., 1976. — Вып. 3.
- ЧернышевА.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 186 с. — (Профессиональная культура педагога).
- Шмелева Т.В. Культура речи: Сб. статей и материалов. Новгород, 1998. -80 с.
- Шмелева Т.В. Повседневная речь как лингвистический объект // Русистика сегодня. Функционирование языка: лексика и грамматика. М., 1992.
- Язык, сознание, коммуникация (сб.статей). Москва, Вып. 20, 1997. — 140 с.