Совершенствование методики подготовки учащихся к олимпиадам по математике: На примере 3-5 классов
Диссертация
К началу XXI века в нашей стране появилось большое количество школ нового типа (лицеи, гимназии, колледжи и т. д.), в которых обучаются дети, проявляющие повышенный интерес к тем или иным предметам, прошедшие конкурсный отбор. В них, в основном, обучаются учащиеся с 5 класса. В школах нового типа на изучение математики отводится большее количество часов, чем в массовых школах, предметы ведутся… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проведения математических олимпиад в 3−5 классах
- 1. Анализ современного состояния олимпиадного движения
- 2. Психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса и способностей учащихся при подготовке к олимпиадам
- 3. Основные направления и методические требования совершенствования подготовки учащихся к математическим олимпиадам
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. Методические подходы в подготовке учащихся 3−5 классов к олимпиадам по математике
- 1. Методические рекомендации по использованию нестандартных задач на кружковых занятиях как основа подготовки к олимпиадам
- 2. Использование средств ИКТ в процессе подготовки школьников к математическим олимпиадам
- 3. Организационные формы и методы проведения олимпиад для школьников 3−5 классов. ИЗ
- 4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Агаханов Н.Х. XLIII международная математическая олимпиада // Математика в школе. 2003. — № 1.- С. 53−54.
- Актуальные вопросы совершенствования школьного математического образования: Сб. науч. тр. / отв. ред. Г. Л. Луканкин. М., 1988. — 146 с.
- Алексеев А.В. Методическая система организации внеклассных мероприятий по информатике: Дис. .канд. пед. наук. Красноярск, 1998.-180 с.
- Алексеева Г. И. Из истории становления и развития математических олимпиад: опыт и проблемы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 2002.- 16 с.
- Алексеева Г. И. Роль И.М. Прохорова в развитии математического образования республики // Математическое образование: проблемы и перспективы. Якутск: ИРО МО PC (Я), 2001. — С. 5−6.
- Арифметика. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/ С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 1999.
- Арутюнян Е.Б., Левитас Г. Г. Занимательная математика: Книга для учащихся, учителей и родителей / 1−5 класс. М.: ACT — ПРЕСС, 1999.
- Бабинская И. Л. Задачи математических олимпиад. М.: Наука, 1975. -340 с.
- Бабинская И. Л. Пособие по решению олимпиадных задач по математике. М.: Московский рабочий, 1973. — 119 с.
- Баврин И.И., Фрибус Е. А. Занимательные задачи по математике. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с.
- Баишева М.И. Использование сети Интернет во внеклассной работе по математике // Информационные технологии в науке, образовании и экономике. Якутск, 2001. — С. 40−41.
- Баишева М.И. Использование современных информационных технологий на олимпиадах // Информационные технологии в науке, образовании и экономике. Якутск, 2003. — С. 15−16.
- Баишева М.И. О конкурсе-игре «Кенгуру. Математика для всех» // Прохоровские чтения. Якутск, 2003. — С. 78−79.
- Баишева М.И. О сотрудничестве Ассоциации учителей математики и Хатасской сош // Продолжение учителя в учениках / Сост. проф. Т. П. Самсонова. Якутск, 2003. — С.275−277.
- Баишева М.И. Организация внеклассной работы по математике в новых условиях в системе дополнительного образования школьников // Прохоровские чтения. Якутск, 2001. — С. 80−81.
- Баишева М.И. Ориентация образовательного процесса на личность школьника // Математическое образование: Проблемы и перспективы. -Якутск, 2001.-С. 31−32.
- Баишева М.И., Алексеева Г. И., Дмитриев И. Г. Олимпиады по математике Якутск: ИРО МО PC (Я), 2003. — 88 с.
- Баишева М.И., Дмитриев И. Г., Мартынова С. В. Подготовка к математическим олимпиадам в 3−5 классах общеобразовательных школ. Якутск: ИРО МО PC (Я), 2001. — 94 с.
- Балк Г. Д. Некоторые вопросы внеурочных занятий по математике в современной средней школе: Дис. .канд. пед. наук. Смоленск, 1970. -298 с.
- Балк М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1956. — 248 с.
- Балк М.Б., Балк Г. Д. Математика после уроков: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1971. 462 с.
- Бантова М.А., Мельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах / Под ред. М. А. Байтовой. 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1984. — 335 с.
- Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. СПб: НПО, 2000.-248 с.
- Белошистая А.В. Обучение решению задач в начальной школе. М.: «ТИД» Русское слово — PC, 2003. — 288 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Института профессионального образования Минобразования России, 1995. — 336 с.
- Бешенков С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации : Автореф. дис. .докт. пед. наук.-М., 1994.-35 с.
- Божович А.И. и др. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. Вып. 36. М&bdquo- 1951. — С. 236−241.
- Братусь Т.А., Жарковская Н. А. и др. Все задачи «Кенгуру». Санкт-Петербург: Левша, 2003. — 145 с.
- Братусь Т.А., Жарковская Н. А. и др. Кенгуру 2003. Задачи, решения, итоги. СПб.: Левша, 2003. — 80 с.
- Васильев Н.Б., Гутенмахер В. Л., Раббот Ж. М., Тоом А. Л. Заочные математические олимпиады. М.: Наука, 1986. — 230 с.
- Васильев Н.Б., Егоров А. А. Сборник подготовительных задач к олимпиаде юных математиков. М.: Учпедгиз, 1963. — 51 с.
- Виленкин Н.Я. Популярная комбинаторика. М.: Наука, 1975. — 208 с.
- Виленкин Н.Я., Депман И. Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5−6 классов средней школы. М.: Просвещение, 1989.-287 с.
- Вирачев Б.П. Методические принципы организации и проведения физической олимпиады и подготовки к ней учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 23 с.
- Внеклассная работа по математике в 4−5-х классах / Под ред. С. И. Шварцбурда. -М.: Просвещение, 1974. 191 с.
- Волкова М.Г. Развитие способностей у детей основа жизненного успеха. — М.: НИИВШ, 1989. — 119 с.
- Володкович В.А. Сборник логических задач. М.: Дом педагогики, 1998.
- Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. — 216 с.
- Выготский JI.C. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. — 512 с.
- Вышнепольский В.И. Методические основы подготовки и проведения олимпиад по графическим дисциплинам в высшей школе: Дис. .канд. пед. наук. Москва, 2000. — 250 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. — С. 5−18.
- Гарднер М. Математические чудеса и тайны. М.: Наука, 1978. — 200 с.
- Гельфман М.Б., Павлович B.C. Внеклассная работа по математике. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Генкин С.А., Итенберг И. В., Фомин Д. В. Ленинградские математические кружки. Киров: АСА, 1994. — 200 с.
- Гиндикин С.Г. Рассказы о физиках и математиках. 3-е изд., расширенное. -М.: МЦНМО, 2001. 448 с.
- Глейзер Г. И. История математики в школе, 4−5 классы. М.: Просвещение, 1981. — 180 с.
- Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
- Грицаенко Н.П. Ну-ка реши! М.: Просвещение, 1998. — 189 с.
- Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
- Гусев В. А., Орлов А. И., Розенталь A.JI. Внеклассная работа по математике в 6−8 классах: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. -286 с.
- Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику? М.: Авангард, 1994. 163 с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. — Томск: Пеленг, 1995. 144 с.
- Депман И.Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5−6 классов средней школы. М.: Просвещение, 1989.-287 с.
- Джонсон Дж. К. Индивидуализация обучения // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1996. — С. 97 103.
- Диканская Н.Н., Герасименко Е. В. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования // Стандарты и мониторинг. 2003. -№ 3 — С. 38−42.
- Дмитриев И.Г., Попов С. В., Федоров М. П. Решение олимпиадных задач по математике. Якутск: ДНСМО МО PC (Я), 2000.
- Дорофеев Г. В. Зачем нужна математика тем, кому она не нужна? / Беседовал С. Поляков // Школьное обозрение. 2002. — № 5. — С. 41−43.
- Дорофеев Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования // Математика в школе. — 1990. № 6. — С. 2−5.
- Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. Математика. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений (в 2 ч.). М.: Баллас: С-ИНФО, 1998.
- Дорофеев Г. В., Потапов М. К., Розов Н. Х. Пособие по математике для поступающих в вузы. М.: Наука, 1970 — 640 с.
- Дудко JI.H. Внеклассная работа по математике как средство повышения качества знаний и умений младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1988.-167 с.
- Жан Клод Байид. Логические задачи. — М.: Мир, 1983. — 170 с.
- Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: Методические рекомендации для учителя. М.: Мнемозина, 1999. — 154 с.
- Зубелевич Г. И. Занятия математического кружка в 4 классе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 79 с.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки, или Арифметика для всех: Книга для семьи и школы. Опыт математической хрестоматии в 3 книгах. М.: Ростов н / Д.: Кн. изд-во, 1995. — 616 с.
- Истомина Н.Б., Воинтелева Г. В. Преемственность при изучении чисел в начальной и основной школе. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003 — 144 с.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. М.: ТЦ «Сфера», 2001 .-512 с.
- Каганов Э.Д. 400 лучших задач с решениями по математике для 6−11 классов. М.: «ЮНВЕС», 2001.
- Канель-Белов А.Я., Ковальджи А. К. Как решают нестандартные задачи.- М.: МЦНМО, 2001.-96 с.
- Кенгуру. Задачи международного математического конкурса-игры. Выпуск 5. СПб., 2000. — 68 с.
- Кирьяков Б.С. Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах по физике: Дис.. докт. пед. наук. Рязань, 2002. — 339 с.
- Козлова Е.Г. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка).- М.: МЦНМО, 2004. 165 с.
- Колмогоров А.Н. Математика наука и профессия / Сост. Г. А. Гальперин. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит. — 1988. — 288 с.
- Колягин Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: Дис.. докт. пед. наук. М., 1977. -398 с.
- Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование. М.: просвещение, 2001 .-318 с.
- Колягин Ю.М. Функции задач в обучении математики и развитии мышления школьников // Советская педагогика. 1976. — № 4. — С. 56 -61.
- Колягин Ю.М., Луканкин Г. Л. Основные понятия в школьном курсе математики. М., 1974. — 138 с.
- Константинов Н.Н., Беленький Я. В. Турнир им. М.В. Ломоносова -новая форма внеклассной работы со школьниками // Математика в школе. 1980. — № 5. — С. 79.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
- Кордемский Б. А. Математическая смекалка. М.: Физматгиз, 1963. -245 с.
- Кордемский Б.А. Внеучебные задачи на смекалку как одна из форм развития математической инициативы подростков и взрослых: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 126 с.
- Кравцов С.С. Методика проведения занятий с отстающими учащимися по математике с использованием технологии мультимедиа: Дис. .канд. пед. наук. М., 1999. — 150 с.
- Краснянская К., Минаева С., Рослова С. Изучение математической подготовки выпускников начальной школы России // Народное образование 2000. — № 9. — С. 83−93.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 416 с.
- Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Дис. .докт. пед. наук в форме научного доклада. М., 1988.-47 с.
- Кузнецова Е.В. Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности учащихся 5−6 классов в обучении математике: Дис.. канд.пед.наук. -М., 1997. 228 с.
- Купцов Л.П., Нестеренко Ю. В., Резниченко Ю. В., Слинько A.M. Математические олимпиады школьников. — М.: Просвещение, 1999.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Тарту: Валгус, 1980. 323 с.
- Кюршак И., Нейкомм Д., Хайош Д., Шурани Я. Венгерские математические олимпиады. М.: Мир, 1976.
- Левитас Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе. М.: Илекса, 2002. — 56 с.
- Левитас Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики в третьем классе. М.: Илекса, 2002. — 60 с.
- Левитас Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики в четвертом классе. М.: Илекса, 2003. — 72 с.
- Левитас Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики во втором классе. М.: Илекса, 2002. — 58 с.
- Левитас Г. Г. Теоретические основы разработки системы обучения по математике: Дис. .докт. пед. наук. -М.: 1991. С. 6−9.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 320 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Мардахаева Е.Л. Математический кружок в системе дополнительного математического образования учащихся 5−7-х классов основной школы: Дис. .канд. пед. наук. М., 2001. — 241 с. t
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
- Математика 5 кл.: Кн. для учителя / С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, К. А. Краснянская и др. М.: Просвещение, 1998.
- Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы. / Под ред. Г. В. Дорофеева. Вып. 3 М.: УМЦ «Школа 2000.», 2000.
- Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. // Нурк Э. Я., Тельгмаа А. Э. М.: Дрофа, 1995 — 1999.
- Математика: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Дорофеев Г. В, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.- Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. -М.: Просвещение, 1994−1999.
- Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений // Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. М.: Мнемозина, 2000.
- Математика: Хрестоматия по истории, методологии, дидактике / Сост. Г. Д. Глейзер. М.: Изд-во УРАО, 2001. — 384 с.
- Медведев О.Б. Глобальные компьютерные телекоммуникации в работе учителей физики и естествознания: Дис. .канд. пед. наук. М., 1998. -207 с.
- Метельский Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Вышэйшая школа, 1977. — 160 с.
- Методика обучения геометрии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Гусев, В. В. Орлов, В. А. Панчишина и др.- Под ред. В. А. Гусева. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика / Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. А. Оганесян, В. Я. Санницкий. М.: Просвещение, 1980. — 367 с.
- Мордкович А.Г. Беседы с учителями математики: Концептуальная методика. Рекомендации, советы, замечания. Обучение через задачи. -М.: Школа-пресс, 1995. 272 с.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979 — С. 9.
- На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. -М.: ИОСО РАО, 2000.-400 с.
- Нестеренко Ю.В., Олехник С. Н., Потапов М. К. Лучшие задачи на смекалку. М.: Дрофа, 2003. — 233 с.
- Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ — Пресс, 2004. — 67 с.
- Нурк Э.Р., Тельгмаа А. Э. Математика. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1999.
- Овчинников О.Ю. Олимпиады по физике как средство развития интереса к предмету и творчества учащихся): Дис.. канд. пед. наук. -М., 1985.-241 с.
- Орг А. О. Воспитание интереса к занятиям по русскому языку в процессе подготовки и проведения олимпиад: Дис. .канд. пед. наук. М., 1996. -150 с.
- Перельман Я.И. Живая математика. М.: Столетие, 1994. — 173 с.
- Перельман Я.И. Занимательная арифметика. М.: Учпедиз, 1959. — 165 с.
- Перельман Я.И. Занимательная геометрия. М.: Триада-Литера, 1994. -328 с.
- Петраков И.С. Математические олимпиады школьников: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
- Петраков И.С. Содержание и методика подготовки и проведения олимпиад (на примере международных олимпиад): Дис.. канд. пед. наук. М., 1973, — 152 с.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 400 с.
- Подлесный Д.В. Методика подготовки и проведения физических олимпиад в основной школе России: Дис.. канд. пед. наук. М., 2001. — 233 с.
- Пойа Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1961. — 207 с.
- Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975.-463 с.
- Пойа Д. Математическое открытие. 2-е изд. — М.: Наука, 1976. — 448 с.
- Попов А.И. Методика подготовки инженеров-механиков к решению творческих профессиональных задач посредством участия в олимпиадном движении: Дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2001. — 254 с.
- Проблемы совершенствования преподавания математики в средней школе: Сб. науч. тр. / Редкол.: С. Б. Суворова (отв. ред.) и др. М.: Изд. АПН СССР, 1986.- 151 с.
- Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика. 511 кл. / Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. М.: Дрофа, 2000. — 320 с.
- Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 168 с.
- Роберт И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в системе среднего профессионального образования. Методическое пособие. М., 1999. — 78 с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М., 1994. — 205 с.
- Роберт И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. 1991. — № 4. — С. 429.
- Розов Н. Х. Академик А.Н. Колмогоров и проблема изучения индивидуальных особенностей в психологии творчества // Математика в школе. 1991. -№ 2. -С. 9
- Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. — 77 с.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
- Сафонова В.Ю. Внеурочная работа по математике в 4−5 классах как важная форма воспитания интереса учеников к предмету: Дис. .канд. пед. наук. М., 1987. — 166 с.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории науки. От Фалеса до Ньютона. М.: МИРОС — МАИК «Наука / Интерпериодика», 2001. — 368 с.
- Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 5 класса. СПб: СМИО Пресс, 2001. — 48 с.
- Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5−7 кл. М.: Просвещение, 2002. — 207 с.
- Старовикова И.В. Развитие умения решать задачу как основное звено в подготовке учащихся к выступлениям на физических олимпиадах: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 17 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
- Тонких А.П. Математика: Учебное пособие для студентов факультетов подготовки учителей начальных классов: В 2-х книгах. М.: Книжный дом «Университет», 2002. — 372 с.
- Тоноян Г. А. Математические олимпиады как средство повышения математической культуры: Дис.. канд. пед. наук. М., 1971. — 233 с.
- Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. -М.: Просвещение, 1975. 176 с.
- Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособ. для четырехлет. нач. шк.: 1−2-е кл. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2003. — 127 с.
- Фридман JI.M. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. Учеб. пос. для учителей и студентов педвузов и колледжей. -М.: Школьная Пресса, 2002. 208 с.
- Фридман Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьникоЬ: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. — 268с.
- Чистяков В.Д. Старинные задачи по элементарной математике. Минск: Вышэйшая школа, 1978. — 269 с.
- Чулков П.В. Математика: Школьные олимпиады: Метод, пособие. 5−6 кл. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. — 88 с.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. М.: Просвещение, 2000. — 80 с.
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. 5−6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2001. — 192 с.
- Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5−6 классах: Кн. для учителя. М.: Русское слово, 2002. — 207 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64 с.
- Эпштейн Ю.Д. Олимпиады по физике как средство интеллектуального развития учащихся: Дис. .канд. пед. наук. СПб., 1999. — 158 с.
- Якиманская И.С. Как развивать учащихся на уроках математики: Учеб. -метод, пособие. М., 1996. — 106 с. http ://www. eidos.ru/olymp/http://www.kenguru.sp.ru/http://www.mccme.ru/http://www.taren.narod.ru/