Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование методики подготовки учащихся к олимпиадам по математике: На примере 3-5 классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К началу XXI века в нашей стране появилось большое количество школ нового типа (лицеи, гимназии, колледжи и т. д.), в которых обучаются дети, проявляющие повышенный интерес к тем или иным предметам, прошедшие конкурсный отбор. В них, в основном, обучаются учащиеся с 5 класса. В школах нового типа на изучение математики отводится большее количество часов, чем в массовых школах, предметы ведутся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проведения математических олимпиад в 3−5 классах
    • 1. Анализ современного состояния олимпиадного движения
    • 2. Психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса и способностей учащихся при подготовке к олимпиадам
    • 3. Основные направления и методические требования совершенствования подготовки учащихся к математическим олимпиадам
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Методические подходы в подготовке учащихся 3−5 классов к олимпиадам по математике
    • 1. Методические рекомендации по использованию нестандартных задач на кружковых занятиях как основа подготовки к олимпиадам
    • 2. Использование средств ИКТ в процессе подготовки школьников к математическим олимпиадам
    • 3. Организационные формы и методы проведения олимпиад для школьников 3−5 классов. ИЗ
    • 4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе 2

Совершенствование методики подготовки учащихся к олимпиадам по математике: На примере 3-5 классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Опора на богатейший опыт российской и советской школы, сохранение лучших традиций отечественного естественно-математического образования является важным условием для повышения качества общего математического образования [82].

Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.

Математические олимпиады школьников в России имеют большую историю и традицию. Так, в 2004 и 2005 гг. научная и педагогическая общественность будет отмечать 70-летие со времени проведения первой Ленинградской (1934 г.) и Московской (1935 г.) олимпиад школьников по математике.

Большой вклад в становление и развитие олимпиадного движения в России, в разработку методик организации и вопросов проведения олимпиад внесли такие ученые и педагоги, как П. С. Александров, М. И. Башмаков, И. М. Гельфанд, Г. И. Глейзер, Б. В. Гнеденко, Б. Н. Делоне, Г. В. Дорофеев, Г. И. Зубелевич, А. Н. Колмогоров, Н. Н. Константинов, Г. Г. Левитас, Л. А. Люстерник, А. И. Маркушевич, И. С. Петраков, Д. Пойа, В. Н. Русанов, С. Л. Соболев, В. А. Тартаковский, Г. А. Тоноян, Г. М. Фихтенгольц, Д. О. Шклярский и др.

Значительно продвинулось развитие олимпиад благодаря использованию новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Так, широкую известность в школах России через Интернет получили Международный конкурс-игра «Кенгуру. Математика для всех» (М.И. Башмаков), «Русский медвежонок» (И.С. Рубанов), дистанционная олимпиада «Эйдос» (А.В. Хуторской), Московский интеллектуальный марафон, турниры Архимеда, математические бои, турниры городов и др.

Несмотря на то, что современная школа накопила богатый опыт проведения кружковых занятий по математике, неразрывно связанных с подготовкой к олимпиадам, в этом направлении имеются свои проблемы, которые волнуют в настоящее время педагогическую общественность страны, о чем свидетельствуют беседы с учителями, публикации в печати.

Недостаточно разработан вопрос участия и подготовки к олимпиадам школьников младшего и среднего звена, хотя в последнее время наблюдается тенденция снижения возраста участников. Например, с 1995 г. в г. Якутске проводятся городские олимпиады для школьников с 3 класса, а в международном конкурсе-игре «Кенгуру. Математика для всех» участвуют учащиеся со 2 класса. Как показывают результаты проведенных исследований, интерес к математическим олимпиадам, конкурсам, кружковым занятиям у учащихся 3−5 классов очень высок. Вместе с тем, существующие на данный момент олимпиады, конкурсы проходят разрозненно, нет единого комплексного подхода к их подготовке и проведению.

Отметим также, что в настоящее время учителя общеобразовательных школ испытывают нехватку современной методической литературы, предназначенной для работы со способными учащимися 3−5 классов по организации и проведению кружковых занятий, олимпиад по математике.

К началу XXI века в нашей стране появилось большое количество школ нового типа (лицеи, гимназии, колледжи и т. д.), в которых обучаются дети, проявляющие повышенный интерес к тем или иным предметам, прошедшие конкурсный отбор. В них, в основном, обучаются учащиеся с 5 класса. В школах нового типа на изучение математики отводится большее количество часов, чем в массовых школах, предметы ведутся высококвалифицированными преподавателями по специальным программам. Уровень задач, предлагаемых на математических олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на занятиях математических кружков. Учителя этих школ не видят перспектив участия своих учеников на математических олимпиадах города, района, региона из-за большой конкуренции с учащимися из школ нового типа. В существующей учебно-методической литературе по подготовке к олимпиадам также не в полной мере учитывается уровень подготовки учащихся массовых школ.

Учителя осуществляют подготовку учащихся к олимпиадам, опираясь на свой собственный опыт, взгляды, т. е., как правило, работа ведется на эмпирическом уровне без должной теоретической основы. Одним из наиболее сложных моментов в обучении остается вопрос: как научить учащихся решать нестандартные задачи?

Между тем обучение решению нестандартных задач на раннем этапе при подготовке к олимпиадам могло бы развивать математические способности и интерес к предмету у учащихся и повышать квалификацию учителей массовой школы.

Проблемам подготовки к предметным олимпиадам были посвящены следующие диссертационные исследования: по математикеГ.И. Алексеевой [4], И. С. Петракова [123], Г. А. Тонояна [147]- по физикеБ.П. Вирачева [35], Б. С. Кирьякова [74], О. Ю. Овчинникова [118], Д. В. Подлесного [126], И. В. Старовиковой [144], Ю. Д. Эпштейна [162]- по информатике — А. В. Алексеева [3], по русскому языку — А. О. Орг [117]- по олимпиадам в высшей школе — В. И. Вышнепольского [41], А. И. Попова [130].

В данных работах практически не затрагиваются вопросы подготовки школьников 3−5 классов общеобразовательных школ к предметным олимпиадам.

Проблема исследования обусловлена противоречием между потенциальными возможностями олимпиад по математике в области развития познавательного интереса и способностей учащихся 3−5 классов и недостаточным уровнем научно-методических разработок и, как следствие, недостаточной реализацией этих возможностей в данных классах.

Актуальность исследования определяется потребностью совершенствования методики подготовки учащихся 3−5 классов к участию в олимпиадах по математике в аспекте развития познавательного интереса и способностей учащихся к математике.

Объект исследования — процесс подготовки учащихся общеобразовательных школ к участию в математических олимпиадах.

Предметом исследования являются методические подходы к подготовке учащихся общеобразовательной школы (на примере 3−5 классов) к участию в математических олимпиадах в аспекте развития познавательного интереса и способностей к математике.

Цель исследования — теоретическое обоснование и разработка методических подходов к подготовке учащихся 3−5 классов к участию в математических олимпиадах.

Гипотеза исследования: Развитие познавательного интереса и способностей учащихся 3−5 классов к математике в процессе подготовки к математическим олимпиадам будет достигнуто, если ориентировать эту подготовку на обучение решению нестандартных задач, а также на широкое внедрение в практику общеобразовательных школ различных видов олимпиад, конкурсов, турниров, учитывая вариативность программ, и на использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи: 1. Провести анализ современного состояния олимпиадного движения, а также теоретических и методических исследований по рассматриваемой проблеме.

2. Выявить психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса и способностей у школьников 3−5 классов при участии в математических олимпиадах и кружках.

3. Определить основные направления и требования к совершенствованию подготовки учащихся 3−5 классов к математическим олимпиадам.

4. Разработать методические подходы к обучению решению нестандартных задач на занятиях математического кружка в 3−5 классах.

5. Разработать организационные формы и методы проведения олимпиад для учащихся 3−5 классов общеобразовательных школ, в том числе с использованием средств ИКТ.

6. Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной методики подготовки к математическим олимпиадам учащихся 3−5 классов общеобразовательной школы.

Методологической основой исследования послужили важнейшие теоретические положения об особенностях формирования познавательного интереса у младших школьников и подростков (JI.C. Выготский [40], Н. С. Лейтес [98], Н. В. Метельский [109], Г. И. Щукина [160], Д. Б. Эльконин [161] и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин [42]), теория обучения решению нестандартных математических задач (Б.В. Гнеденко [48], Г. В. Дорофеев [59−62], Ю. М. Колягин [77−79], Г. Г. Левитас [7, 93−97], Д. Пойа [127−129] и др.), теоретические положения в области психологии способностей (В.А. Крутецкий [87], И. С. Якиманская [163] и др.), теоретические подходы к разработке программ обучения математике (М.И. Башмаков [24], Г. В. Дорофеев [59−61], Ю. М. Колягин [80], Г. Л. Луканкин [80], А. Г. Мордкович [112] и др.), теория и методика информатизации образования, в том числе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения (С.А. Бешенков [27], С. С. Кравцов [85], А. А. Кузнецов [88], О. Б. Медведев [108], И. В. Роберт [134−136] и др.), методика организации и проведения внеурочной деятельности учащихся (М.Б. Балк [21−22], В. Н. Русанов [138], В. П. Труднее [148] и др.).

Для решения поставленных задач применялись методы: теоретические (анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, анализ проводимых олимпиад и работ кружков по математике, обобщение опыта работы учителей в подготовке учащихся к олимпиадам, анализ практики использования средств ИКТ в процессе подготовки и проведения олимпиад) — эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование) — опытное обучение и статистическая обработка результатов эксперимента.

Этапы исследования.

Первый этап (1998;2000 гг.). Изучалась и анализировалась психолого-педагогическая и учебно-методическая литература по рассматриваемой проблеме, изучался опыт учителей по подготовке учащихся к олимпиадам разного уровня, вырабатывались новые подходы к ведению кружковых занятий, разрабатывались новые формы проведения олимпиад.

Второй этап (2000;2003 гг.). Разработка теоретических основ исследования и доведение отдельных положений до методического решения. С учетом выявленных на первом этапе затруднений учителей в практику школ внедрялись методики, рассчитанные на подготовку к олимпиадам учащихся 3−5 классов.

Третий этап (2003;2004 гг.). Систематизация и обобщение результатов исследования. Оформление диссертационной работы.

Экспериментальная база исследования. Средние общеобразовательные школы № 8, № 23 г. Якутска, № 531 г. Москвы, Амгинская педагогическая гимназия Республики Саха (Якутия), школа «Уникум» при ФДОП ЯГУ, Математический центр при Институте развития образования PC (Я), международная летняя школа «Туймаада» PC (Я).

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоит в следующем:

• определены основные направления и разработаны методические требования к совершенствованию подготовки учащихся 3−5 классов к олимпиадам по математике, ориентированные на развитие познавательного интереса и способностей к предмету;

• предложен новый подход в обучении учащихся решению нестандартных задач — поэтапное решение опорных, аналогичных, развивающих задач;

• определены формы и методы использования средств ИКТ в процессе подготовки и проведения олимпиад.

Практическая значимость заключается в разработке:

• методических рекомендаций по проведению занятий математического кружка, по обучению решению нестандартных задач, которые могут быть использованы учителями при подготовке учащихся 3−5 классов к олимпиадам (в лекциях для учителей и студентов), а также при создании школьных учебников и методических пособий;

• адаптированных по форме и содержанию олимпиад и конкурсов для 3−5 классов, таких как заочная, межшкольная и дистанционная олимпиады, командные турниры;

• методических рекомендаций по подготовке и проведению олимпиад с использованием средств ИКТ, в частности, с помощью электронной почты и сайтов категории «Образование», которые могут найти применение во внеклассной работе, а также непосредственно в практике работы учителей.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикации в печати и выступлений на научно-методических семинарах математического факультета Института математики и информатики ЯГУ, Ассоциации учителей математики «Интеграл» (г. Якутск, 1998;2004 гг.), на заседаниях методических объединений учителей, завучей, директоров школ Республики Саха (Якутия) и СШ № 531 г. Москвы. Основные результаты апробировались в виде рабочих материалов в ряде школ Республики Саха (Якутия), на курсах повышения квалификации учителей математики Якутского института повышения квалификации работников образования. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях: «Математическое образование: проблемы и перспективы» (2000 г., Якутск), «Прохоровские чтения» (2001, 2003 гг., Якутск), «Информационные технологии в образовании» (2001, 2003 гг., Якутск), «Математика. Информатика. Образование» (2002 г., Якутск), «Творчески работающий учитель» (2002 г., Якутск).

Положения, выносимые на защиту:

1. Совершенствование методики подготовки учащихся к математическим олимпиадам в 3−5 классах может быть осуществлено по трем основным направлениям: систематическое проведение занятий математического кружка при активном привлечении учащихся к ним и доступности обучения решению нестандартных задачрегулярное проведение школьных математических олимпиад на основе мотивированного содержания и разнообразных форм организациииспользование в процессе подготовки и проведения олимпиад средств ИКТ с целью предоставления учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящим за рамки школы, повышения квалификации учителей математики, укрепления контактов учителей и учеников разных школ.

2. Поэтапное решение опорных, аналогичных, развивающих задач является наиболее оптимальным способом в обучении учащихся 3−5 классов решению нестандартных задач.

3. Подготовка учащихся 3−5 классов к математическим олимпиадам, ориентированная на обучение решению нестандартных задач при условии активного сотрудничества учителя и учащихся на занятиях математического кружка, а также проведение межшкольных соревнований (2−3 школы), в том числе с использованием средств ИКТ, способствуют развитию познавательного интереса и способностей учащихся.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по главе 2.

1. Проведенное исследование позволило определить основные направления и требования совершенствования методики подготовки учащихся 3−5 классов к математическим олимпиадам: систематическое проведение занятий математического кружка при активном привлечении учащихся к ним и доступности обучения решению нестандартных задачрегулярное проведение школьных математических олимпиад на основе мотивированного содержания и разнообразных форм организациииспользование в процессе подготовки и проведения олимпиад средств ИКТ с целью предоставления учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящим за рамки школы, повышения квалификации учителей, укрепления контактов учителей и учеников разных школ.

2. На основании определенных основных направлений и методических требований определено содержание занятий кружковых занятий математического кружка учащихся 3−5 классов, ориентированных на подготовку к олимпиадам. Определен возможный подход в обучении учащихся 3−5 классов решению нестандартных задач на основе опорных, аналогичных и развивающих задач. И в соответствии с этим, определены и разработаны условия отбора таких задач, приведены примеры. На основе анализа существующей учебно-методической литературы и практики разработана система таких нестандартных задач. Особо рассматриваются рекомендации по развитию мотивации на занятиях кружка на основе использования исторического и занимательного материала, взаимосотрудничества учащихся.

3. Учитывая снижающуюся роль традиционных олимпиад в развитии познавательного интереса и способностей учащихся, разработаны новые формы проведения олимпиад: межшкольная заочная (3MHIO), очная (МШО) и дистанционная (ДМШО), а также такая форма командных соревнований, как «математический бой» для учащихся 3−5 классов, которые организуются и проводятся учителями двух-трех общеобразовательных школ.

4. Применение средств ИКТ в процессе подготовки и проведения олимпиад предоставило возможность участвовать в них учащихся из разных регионов России, заинтересовать и привлечь учителей математики и начальных классов, повысить их квалификацию. Разработка сайта категории «Образование (www.taren.narod.ru) позволило оказать помощь учителям и учащимся в совершенствовании подготовки и проведения олимпиад.

5. Опытно-экспериментальная работа показала, что предложенные методические подходы способствуют развитию интереса к предмету, математических способностей и активности учащихся, повышают качество знаний и степень обученности.

6. Перспективу дальнейшего исследования мы видим в разработке методики подготовки учащихся к олимпиадам по математике в 6−7 классах. Так как считаем, что там существуют те же самые проблемы. Кроме этого, актуальным становится в среднем звене вопрос выявления и диагностики математических способностей, т.к. именно с этого возраста они начинают наиболее четко проявляться. Не менее актуальным остается вопрос развития интереса к предмету, так как именно он является основным мотивом к учению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

1. На основании проведенного анализа состояния олимпиадного движения, а также теоретических и методических исследований по рассматриваемой проблеме выявлено, что в современных условиях олимпиады по математике, являясь одной из ключевых форм внеклассной работы, служат мощным фактором и резервом формирования у школьников познавательного интереса и способностей к математике. Анализ развития математических олимпиад позволил сделать вывод о том, что в нем произошли существенные изменения, которые требуют новых подходов к совершенствованию методики подготовки и проведения математических олимпиад, особенно для учащихся 3−5 классов.

2. Определены психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса и способностей учащихся 3−5 классов при участии в математических олимпиадах и кружках. Исследования психологов и педагогов показали, что интерес к предмету и математические способности можно и нужно развивать как можно раньше. Некоторые компоненты математических способностей формируются уже в начальных классах. В работе показано, что интерес и способности к математике особенно активно развиваются при решении творческих, нестандартных задач. Выявлено, что большое значение в развитии способностей учащихся 3−5 классов имеет организация и проведение математических олимпиад, которые должны носить разнообразный, систематический характер. Исходя из особенностей развития познавательного интереса и математических способностей у учащихся 3−5 классов обоснована целесообразность выбора нестандартных задач на кружковых занятиях как основного звена в подготовке к олимпиадам.

3. Совершенствование подготовки учащихся к математическим олимпиадам в 3−5 классах может быть осуществлено по трем основным направлениям: работа математического кружка, подготовка и проведение школьных математических олимпиад, использование в процессе подготовки к олимпиадам средств ИКТ. Реализация этих направлений проводится на основе разработанных требований: систематическое проведение занятий математического кружка при активном привлечении учащихся к ним, доступность обучения решению нестандартных задачрегулярное проведение школьных математических олимпиад на основе мотивированного содержания и разнообразных форм организациииспользование в процессе подготовки и проведения олимпиад средств ИКТ с целью предоставления учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки школы, повышение квалификации учителей математики, укрепление контактов учителей и учеников разных школ.

4. Разработаны методические подходы в обучении решению нестандартных задач в 3−5 классах, наиболее полно развивающие интерес и способности учащихся. В основу ведения математического кружка положено обучение учащихся 3−5 классов поэтапному решению опорных, аналогичных и развивающих нестандартных задач. На основе анализа существующей учебно-методической литературы и практики разработана система таких нестандартных задач. При этом содержание задач соответствует программам по математике в 3−5 классах, соблюдается преемственность между изучением математики в 3−5 классах. Описаны виды задач (опорная, аналогичная и развивающая задачи), приведены примеры и сформулированы условия отбора нестандартных задач. Определено содержание, структура математического кружка по подготовке к математическим олимпиадам, ориентированного на обучение нестандартным, олимпиадным задачам. Разработана доступная для школьников и учителей тематика кружковых занятий, а также методические подходы к обучению решению нестандартных задач в процессе подготовки к олимпиадам. Обоснована и показана важность использования в работе математического кружка исторического и занимательного материала.

5. Разработаны организационные формы и методы проведения олимпиад для учащихся 3−5 классов общеобразовательных школ, в том числе с использованием ИКТ. Разработаны новые формы проведения олимпиадмежшкольная заочная (ЗМИЮ), очная (МШО) и дистанционная (ДМШО), которые являются промежуточным этапом между школьными и городскими (районными) — определены их цели и задачи, методика их проведения. Разработана и внедрена в практику такая форма командных соревнований, как «математический бой» для учащихся 3−5 классов. Выявлены возможности применения средств ИКТ в процессе подготовки и проведения олимпиад. Даны методические рекомендации учителям по использованию электронной почты при проведении дистанционных межшкольных олимпиад, а также сайтов категории «Образование» (www.taren.narod.nl). Усовершенствованы и практически реализованы методические подходы в подготовке учащихся 3−5 классов к математическим олимпиадам разного уровня. При этом задачи для школьных олимпиад по своему содержанию соответствуют программе курса математики того класса и всех предшествующих классов, учащимся которых они предлагаются. При составлении задач городского (районного) уровня учитываются различия в учебных программах.

6. Опытно-экспериментальная работа показала, что предложенные методические подходы способствуют развитию интереса к предмету, математических способностей и активности учащихся, повышают качество знаний. Качество знаний и степень обученности повысились в 3 классе соответственно на 12,47% и 6,67%, а в 5 классе — на 8,4% и 9,17%. В олимпиаде «Кенгуру» в 2001 г. участвовало 46 человек, а в 2004 г. — около 10 ООО учащихся. Более 100 учителей республики работают по данной усовершенствованной методике подготовки учащихся к математическим олимпиадам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агаханов Н.Х. XLIII международная математическая олимпиада // Математика в школе. 2003. — № 1.- С. 53−54.
  2. Актуальные вопросы совершенствования школьного математического образования: Сб. науч. тр. / отв. ред. Г. Л. Луканкин. М., 1988. — 146 с.
  3. А.В. Методическая система организации внеклассных мероприятий по информатике: Дис. .канд. пед. наук. Красноярск, 1998.-180 с.
  4. Г. И. Из истории становления и развития математических олимпиад: опыт и проблемы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 2002.- 16 с.
  5. Г. И. Роль И.М. Прохорова в развитии математического образования республики // Математическое образование: проблемы и перспективы. Якутск: ИРО МО PC (Я), 2001. — С. 5−6.
  6. Арифметика. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/ С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 1999.
  7. Е.Б., Левитас Г. Г. Занимательная математика: Книга для учащихся, учителей и родителей / 1−5 класс. М.: ACT — ПРЕСС, 1999.
  8. И. Л. Задачи математических олимпиад. М.: Наука, 1975. -340 с.
  9. И. Л. Пособие по решению олимпиадных задач по математике. М.: Московский рабочий, 1973. — 119 с.
  10. И.И., Фрибус Е. А. Занимательные задачи по математике. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с.
  11. М.И. Использование сети Интернет во внеклассной работе по математике // Информационные технологии в науке, образовании и экономике. Якутск, 2001. — С. 40−41.
  12. М.И. Использование современных информационных технологий на олимпиадах // Информационные технологии в науке, образовании и экономике. Якутск, 2003. — С. 15−16.
  13. М.И. О конкурсе-игре «Кенгуру. Математика для всех» // Прохоровские чтения. Якутск, 2003. — С. 78−79.
  14. М.И. О сотрудничестве Ассоциации учителей математики и Хатасской сош // Продолжение учителя в учениках / Сост. проф. Т. П. Самсонова. Якутск, 2003. — С.275−277.
  15. М.И. Организация внеклассной работы по математике в новых условиях в системе дополнительного образования школьников // Прохоровские чтения. Якутск, 2001. — С. 80−81.
  16. М.И. Ориентация образовательного процесса на личность школьника // Математическое образование: Проблемы и перспективы. -Якутск, 2001.-С. 31−32.
  17. М.И., Алексеева Г. И., Дмитриев И. Г. Олимпиады по математике Якутск: ИРО МО PC (Я), 2003. — 88 с.
  18. М.И., Дмитриев И. Г., Мартынова С. В. Подготовка к математическим олимпиадам в 3−5 классах общеобразовательных школ. Якутск: ИРО МО PC (Я), 2001. — 94 с.
  19. Г. Д. Некоторые вопросы внеурочных занятий по математике в современной средней школе: Дис. .канд. пед. наук. Смоленск, 1970. -298 с.
  20. М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1956. — 248 с.
  21. М.Б., Балк Г. Д. Математика после уроков: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1971. 462 с.
  22. М.А., Мельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах / Под ред. М. А. Байтовой. 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1984. — 335 с.
  23. М.И. Теория и практика продуктивного обучения. СПб: НПО, 2000.-248 с.
  24. А.В. Обучение решению задач в начальной школе. М.: «ТИД» Русское слово — PC, 2003. — 288 с.
  25. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Института профессионального образования Минобразования России, 1995. — 336 с.
  26. С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации : Автореф. дис. .докт. пед. наук.-М., 1994.-35 с.
  27. А.И. и др. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. Вып. 36. М&bdquo- 1951. — С. 236−241.
  28. Т.А., Жарковская Н. А. и др. Все задачи «Кенгуру». Санкт-Петербург: Левша, 2003. — 145 с.
  29. Т.А., Жарковская Н. А. и др. Кенгуру 2003. Задачи, решения, итоги. СПб.: Левша, 2003. — 80 с.
  30. Н.Б., Гутенмахер В. Л., Раббот Ж. М., Тоом А. Л. Заочные математические олимпиады. М.: Наука, 1986. — 230 с.
  31. Н.Б., Егоров А. А. Сборник подготовительных задач к олимпиаде юных математиков. М.: Учпедгиз, 1963. — 51 с.
  32. Н.Я. Популярная комбинаторика. М.: Наука, 1975. — 208 с.
  33. Н.Я., Депман И. Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5−6 классов средней школы. М.: Просвещение, 1989.-287 с.
  34. .П. Методические принципы организации и проведения физической олимпиады и подготовки к ней учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 23 с.
  35. Внеклассная работа по математике в 4−5-х классах / Под ред. С. И. Шварцбурда. -М.: Просвещение, 1974. 191 с.
  36. М.Г. Развитие способностей у детей основа жизненного успеха. — М.: НИИВШ, 1989. — 119 с.
  37. В.А. Сборник логических задач. М.: Дом педагогики, 1998.
  38. Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. — 216 с.
  39. JI.C. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. — 512 с.
  40. В.И. Методические основы подготовки и проведения олимпиад по графическим дисциплинам в высшей школе: Дис. .канд. пед. наук. Москва, 2000. — 250 с.
  41. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. — С. 5−18.
  42. М. Математические чудеса и тайны. М.: Наука, 1978. — 200 с.
  43. М.Б., Павлович B.C. Внеклассная работа по математике. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  44. С.А., Итенберг И. В., Фомин Д. В. Ленинградские математические кружки. Киров: АСА, 1994. — 200 с.
  45. С.Г. Рассказы о физиках и математиках. 3-е изд., расширенное. -М.: МЦНМО, 2001. 448 с.
  46. Г. И. История математики в школе, 4−5 классы. М.: Просвещение, 1981. — 180 с.
  47. .В. Математика и математическое образование в современном мире. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  48. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  49. Н.П. Ну-ка реши! М.: Просвещение, 1998. — 189 с.
  50. В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
  51. В. А., Орлов А. И., Розенталь A.JI. Внеклассная работа по математике в 6−8 классах: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. -286 с.
  52. В.А. Как помочь ученику полюбить математику? М.: Авангард, 1994. 163 с.
  53. В.В. О понятии развивающего обучения. — Томск: Пеленг, 1995. 144 с.
  54. И.Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5−6 классов средней школы. М.: Просвещение, 1989.-287 с.
  55. Дж. К. Индивидуализация обучения // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1996. — С. 97 103.
  56. Н.Н., Герасименко Е. В. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования // Стандарты и мониторинг. 2003. -№ 3 — С. 38−42.
  57. И.Г., Попов С. В., Федоров М. П. Решение олимпиадных задач по математике. Якутск: ДНСМО МО PC (Я), 2000.
  58. Г. В. Зачем нужна математика тем, кому она не нужна? / Беседовал С. Поляков // Школьное обозрение. 2002. — № 5. — С. 41−43.
  59. Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования // Математика в школе. — 1990. № 6. — С. 2−5.
  60. Г. В., Петерсон Л. Г. Математика. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений (в 2 ч.). М.: Баллас: С-ИНФО, 1998.
  61. Г. В., Потапов М. К., Розов Н. Х. Пособие по математике для поступающих в вузы. М.: Наука, 1970 — 640 с.
  62. JI.H. Внеклассная работа по математике как средство повышения качества знаний и умений младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1988.-167 с.
  63. Жан Клод Байид. Логические задачи. — М.: Мир, 1983. — 170 с.
  64. В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: Методические рекомендации для учителя. М.: Мнемозина, 1999. — 154 с.
  65. Г. И. Занятия математического кружка в 4 классе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 79 с.
  66. Е.И. В царстве смекалки, или Арифметика для всех: Книга для семьи и школы. Опыт математической хрестоматии в 3 книгах. М.: Ростов н / Д.: Кн. изд-во, 1995. — 616 с.
  67. Н.Б., Воинтелева Г. В. Преемственность при изучении чисел в начальной и основной школе. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003 — 144 с.
  68. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. М.: ТЦ «Сфера», 2001 .-512 с.
  69. Э.Д. 400 лучших задач с решениями по математике для 6−11 классов. М.: «ЮНВЕС», 2001.
  70. Канель-Белов А.Я., Ковальджи А. К. Как решают нестандартные задачи.- М.: МЦНМО, 2001.-96 с.
  71. Кенгуру. Задачи международного математического конкурса-игры. Выпуск 5. СПб., 2000. — 68 с.
  72. .С. Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах по физике: Дис.. докт. пед. наук. Рязань, 2002. — 339 с.
  73. Е.Г. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка).- М.: МЦНМО, 2004. 165 с.
  74. А.Н. Математика наука и профессия / Сост. Г. А. Гальперин. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит. — 1988. — 288 с.
  75. Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: Дис.. докт. пед. наук. М., 1977. -398 с.
  76. Ю.М. Русская школа и математическое образование. М.: просвещение, 2001 .-318 с.
  77. Ю.М. Функции задач в обучении математики и развитии мышления школьников // Советская педагогика. 1976. — № 4. — С. 56 -61.
  78. Ю.М., Луканкин Г. Л. Основные понятия в школьном курсе математики. М., 1974. — 138 с.
  79. Н.Н., Беленький Я. В. Турнир им. М.В. Ломоносова -новая форма внеклассной работы со школьниками // Математика в школе. 1980. — № 5. — С. 79.
  80. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
  81. . А. Математическая смекалка. М.: Физматгиз, 1963. -245 с.
  82. .А. Внеучебные задачи на смекалку как одна из форм развития математической инициативы подростков и взрослых: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 126 с.
  83. С.С. Методика проведения занятий с отстающими учащимися по математике с использованием технологии мультимедиа: Дис. .канд. пед. наук. М., 1999. — 150 с.
  84. К., Минаева С., Рослова С. Изучение математической подготовки выпускников начальной школы России // Народное образование 2000. — № 9. — С. 83−93.
  85. В.А. Психология математических способностей школьников М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 416 с.
  86. А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Дис. .докт. пед. наук в форме научного доклада. М., 1988.-47 с.
  87. Е.В. Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности учащихся 5−6 классов в обучении математике: Дис.. канд.пед.наук. -М., 1997. 228 с.
  88. Л.П., Нестеренко Ю. В., Резниченко Ю. В., Слинько A.M. Математические олимпиады школьников. — М.: Просвещение, 1999.
  89. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Тарту: Валгус, 1980. 323 с.
  90. И., Нейкомм Д., Хайош Д., Шурани Я. Венгерские математические олимпиады. М.: Мир, 1976.
  91. Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе. М.: Илекса, 2002. — 56 с.
  92. Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики в третьем классе. М.: Илекса, 2002. — 60 с.
  93. Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики в четвертом классе. М.: Илекса, 2003. — 72 с.
  94. Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики во втором классе. М.: Илекса, 2002. — 58 с.
  95. Г. Г. Теоретические основы разработки системы обучения по математике: Дис. .докт. пед. наук. -М.: 1991. С. 6−9.
  96. Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 320 с.
  97. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  98. Е.Л. Математический кружок в системе дополнительного математического образования учащихся 5−7-х классов основной школы: Дис. .канд. пед. наук. М., 2001. — 241 с. t
  99. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  100. Математика 5 кл.: Кн. для учителя / С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, К. А. Краснянская и др. М.: Просвещение, 1998.
  101. Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы. / Под ред. Г. В. Дорофеева. Вып. 3 М.: УМЦ «Школа 2000.», 2000.
  102. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. // Нурк Э. Я., Тельгмаа А. Э. М.: Дрофа, 1995 — 1999.
  103. Математика: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Дорофеев Г. В, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.- Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. -М.: Просвещение, 1994−1999.
  104. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений // Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. М.: Мнемозина, 2000.
  105. Математика: Хрестоматия по истории, методологии, дидактике / Сост. Г. Д. Глейзер. М.: Изд-во УРАО, 2001. — 384 с.
  106. О.Б. Глобальные компьютерные телекоммуникации в работе учителей физики и естествознания: Дис. .канд. пед. наук. М., 1998. -207 с.
  107. Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Вышэйшая школа, 1977. — 160 с.
  108. Методика обучения геометрии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Гусев, В. В. Орлов, В. А. Панчишина и др.- Под ред. В. А. Гусева. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
  109. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика / Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. А. Оганесян, В. Я. Санницкий. М.: Просвещение, 1980. — 367 с.
  110. А.Г. Беседы с учителями математики: Концептуальная методика. Рекомендации, советы, замечания. Обучение через задачи. -М.: Школа-пресс, 1995. 272 с.
  111. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979 — С. 9.
  112. На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. -М.: ИОСО РАО, 2000.-400 с.
  113. Ю.В., Олехник С. Н., Потапов М. К. Лучшие задачи на смекалку. М.: Дрофа, 2003. — 233 с.
  114. Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ — Пресс, 2004. — 67 с.
  115. Э.Р., Тельгмаа А. Э. Математика. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1999.
  116. О.Ю. Олимпиады по физике как средство развития интереса к предмету и творчества учащихся): Дис.. канд. пед. наук. -М., 1985.-241 с.
  117. Орг А. О. Воспитание интереса к занятиям по русскому языку в процессе подготовки и проведения олимпиад: Дис. .канд. пед. наук. М., 1996. -150 с.
  118. Я.И. Живая математика. М.: Столетие, 1994. — 173 с.
  119. Я.И. Занимательная арифметика. М.: Учпедиз, 1959. — 165 с.
  120. Я.И. Занимательная геометрия. М.: Триада-Литера, 1994. -328 с.
  121. И.С. Математические олимпиады школьников: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
  122. И.С. Содержание и методика подготовки и проведения олимпиад (на примере международных олимпиад): Дис.. канд. пед. наук. М., 1973, — 152 с.
  123. И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 400 с.
  124. Д.В. Методика подготовки и проведения физических олимпиад в основной школе России: Дис.. канд. пед. наук. М., 2001. — 233 с.
  125. Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1961. — 207 с.
  126. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975.-463 с.
  127. Д. Математическое открытие. 2-е изд. — М.: Наука, 1976. — 448 с.
  128. А.И. Методика подготовки инженеров-механиков к решению творческих профессиональных задач посредством участия в олимпиадном движении: Дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2001. — 254 с.
  129. Проблемы совершенствования преподавания математики в средней школе: Сб. науч. тр. / Редкол.: С. Б. Суворова (отв. ред.) и др. М.: Изд. АПН СССР, 1986.- 151 с.
  130. Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика. 511 кл. / Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. М.: Дрофа, 2000. — 320 с.
  131. Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 168 с.
  132. И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в системе среднего профессионального образования. Методическое пособие. М., 1999. — 78 с.
  133. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М., 1994. — 205 с.
  134. И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. 1991. — № 4. — С. 429.
  135. Н. Х. Академик А.Н. Колмогоров и проблема изучения индивидуальных особенностей в психологии творчества // Математика в школе. 1991. -№ 2. -С. 9
  136. В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. — 77 с.
  137. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
  138. В.Ю. Внеурочная работа по математике в 4−5 классах как важная форма воспитания интереса учеников к предмету: Дис. .канд. пед. наук. М., 1987. — 166 с.
  139. С.Г. Задачник по истории науки. От Фалеса до Ньютона. М.: МИРОС — МАИК «Наука / Интерпериодика», 2001. — 368 с.
  140. Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 5 класса. СПб: СМИО Пресс, 2001. — 48 с.
  141. А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5−7 кл. М.: Просвещение, 2002. — 207 с.
  142. И.В. Развитие умения решать задачу как основное звено в подготовке учащихся к выступлениям на физических олимпиадах: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 17 с.
  143. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  144. А.П. Математика: Учебное пособие для студентов факультетов подготовки учителей начальных классов: В 2-х книгах. М.: Книжный дом «Университет», 2002. — 372 с.
  145. Г. А. Математические олимпиады как средство повышения математической культуры: Дис.. канд. пед. наук. М., 1971. — 233 с.
  146. В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. -М.: Просвещение, 1975. 176 с.
  147. О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособ. для четырехлет. нач. шк.: 1−2-е кл. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2003. — 127 с.
  148. JI.M. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. Учеб. пос. для учителей и студентов педвузов и колледжей. -М.: Школьная Пресса, 2002. 208 с.
  149. Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
  150. А.В. Развитие одаренности школьникоЬ: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с.
  151. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. — 268с.
  152. В.Д. Старинные задачи по элементарной математике. Минск: Вышэйшая школа, 1978. — 269 с.
  153. П.В. Математика: Школьные олимпиады: Метод, пособие. 5−6 кл. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. — 88 с.
  154. И.Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. М.: Просвещение, 2000. — 80 с.
  155. И.Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. 5−6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2001. — 192 с.
  156. А.В. Обучение решению текстовых задач в 5−6 классах: Кн. для учителя. М.: Русское слово, 2002. — 207 с.
  157. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  158. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64 с.
  159. Ю.Д. Олимпиады по физике как средство интеллектуального развития учащихся: Дис. .канд. пед. наук. СПб., 1999. — 158 с.
  160. И.С. Как развивать учащихся на уроках математики: Учеб. -метод, пособие. М., 1996. — 106 с. http ://www. eidos.ru/olymp/http://www.kenguru.sp.ru/http://www.mccme.ru/http://www.taren.narod.ru/
Заполнить форму текущей работой