Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационная культура в системе информационной политики современного российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что непосредственно проблемы информационной культуры стали предметом специальных исследований недавно, с конца 80-х годов XX века. Впервые проблема информационной культуры была поставлена А. П. Сухановым в монографии «Информация и прогресс» в 1988 г. 8 Объектом внимания здесь стали, в первую очередь, вопросы компьютерной грамотности, т. е. технико-технологические аспекты… Читать ещё >

Содержание

РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗДЕЛ II. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Информационная культура в системе информационной политики современного российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человечество осуществляет переход к новой стадии своего развитияинформационному обществу. Определяющим фактором этого перехода выступает информационная революция, связанная с появлением новых информационных технологий. Они основаны на объединении традиционных средств массовой информации и компьютерных систем передачи этой информации по телекоммуникационным сетям.

Последствия информатизации, принявшей глобальный характер, затрагивают все формы жизни общества, становятся все более значимыми. В Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой в 2000 году, подчеркивается, что «информационно-коммуникационные технощ логии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века» .1.

Уже в эпоху становления индустриального общества происходит расширение информационного пространства. И хотя средством воздействия на сознание людей была вся духовная культура, наибольшая значимость стала придаваться средствам массовой информации. Отличаясь оперативностью подачи информации, более легкой в сравнении с другими элементами духовной культуры управляемостью, СМИ в первую очередь становились объектом внимания власти, включались в сферу политических интересов.

Еще в 1776 году политик и публицист Э. Берк применительно к журналистике ввел понятие «четвертая власть» .

По мере развития общества политический ресурс информации непрерывно возрастал.

Новейшие технические достижения в области СМИ, развитие сети Ин-' тернет превратили их в мощный фактор воздействия на экономические, политические субъекты общества, а также на отдельную личность.

1 Окинавская Хартия глобального информационного общества // Развитие информационного общества в России. Том 2. Концепции и программы: Сб. документов и материалов / Под ред. Н. В. Борисова, Ю. Е. Хохлова. Спб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2001. -С.63.

Стало хрестоматийным выражение «виртуальная реальность», но М. Кастельс говорит сегодня о реальной виртуальности: «Мы предполагаем, что речь идет о новой культуре, культуре реальной виртуальности, поскольку наша реальность во многом складывается из ежегодного опыта, получаемого л в рамках виртуального мира» .

В современном обществе происходит виртуализация политических институтов — выборов, партий, президентов. Все в меньшей степени борьба за политическую власть становится борьбой политических программ, предвыборных платформ и т. д. Она становится борьбой образов — политических имиджей, которые формируются в ПИАР-агентствах, на телестудиях, в пресс-службах. Обладая огромным информационным ресурсом, средства массовой информации как специфический социальный институт, имеют возможность не только оперативно отражать политические процессы, но и активно участвовать в формировании их содержания.

Информатизация, ускоряя развитие цивилизации, ставит перед человечеством новые вызовы, связанные с угрозой безопасности как глобальной, так и национальной. При этом информационную безопасность следует рассматривать не только как технико-технологический феномен.

Речь идет о широком спектре негативного воздействия на социально-политические и духовные процессы общества, о появлении и расширении возможности манипулятивного воздействия на массовое и индивидуальное сознание. 1.

Следует отметить, что в общественном сознании распространяется миф о том, что компьютерные и телекоммуникационные технологии сами по себе ведут к демократизации, к развитию прямой «электронной» демократии. Между тем, в сети Интернет, как и вообще в глобализованном мире, есть господствующие центры, которые определяют характер и потоки информации и соответственно, есть регионы, которые могут стать (и реально стано.

2 Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество, / Мир России, 2000, № 1. -С.25. вятся) объектом манипуляции с помощью регулирования информационных потоков3.

Все процессы, связанные с информационной революцией, приобретают особую актуальность и специфику в условиях трансформации российского общества. Информационная политика реализуется здесь в условиях нестабильности политических институтов, отсутствия развитого гражданского общества, объединяющей идеи и, как следствие, — дезориентации сознания людей и уходу их от проблем общественной жизни в сугубо частную.

За годы реформ изменились место и роль СМИ в обществе. Резко возросло их воздействие на все сферы общественной жизни. Произошла медиатизация политики и политизация СМИ. Эволюция средств массовой информации привела к появлению нескольких моделей журналистики.

К сожалению, технический прогресс, развитие новых информационных технологий опережает развитие нравственного сознания общества. При этом при исследовании проблем, связанных с компьютерными и телекоммуникационными технологиями нередко на второй план отходят их гуманитарные аспекты, а при анализе информационной политики — вопросы культуры производства и распространения информации.

Все это актуализирует проблему исследования информационной культуры как неотъемлемой составляющей информационной политики в современном российском обществе.

НАУЧНАЯ РАЗРАБОТАННОСТЬ ТЕМЫ V.

Научное исследование, связанное с комплексом проблем информационной культуры как неотъемлемой составляющей информационной политики правомерно рассматривать с позиций междисциплинарного подхода. • Здесь можно выделить ряд направлений. Это теории постиндустриального и информационного общества, выступающие методологическим основанием и.

3 С.М.: Андреева И. А. Мифы и реальность российского Интернета // Информационные ресурсы в России. -1997, № 6- Солоницкий А. С. Мировое капиталистическое хозяйство: пути и трудности интеграции / Глобальные процессы и перспективы взаимодействия России и Третьего Мира. -М.: ИМЭиМО, 1999. составным элементом реально осуществляемой государством информационной политикиэто непосредственно концепции информационной политики и информационной безопасноститеории информации и коммуникативистики — науки, изучающей гуманитарные аспекты развития информационных средств и систем, характер, формы и результаты их воздействия на общественную жизкь, а также направление, связанное с исследованием духовной культуры.

Среди работ, которые внесли наибольший вклад в развитие концепций постиндустриального и информационного общества, следует выделить труды зарубежных и отечественных исследователей: Д. Белла, О. Тоффлера, П. Дракера, Д. Гэлбрейта, М. Кастельса, Р. Ф. Абдеева, В. Л. Иноземцева, И. С. Мелюхина, А. И. Ракитова, Т. В. Ершовой, Ю. Е. Хохлова4.

Проблемы информационной политики и информационной безопасности исследованы в трудах В. Д. Попова, Ю. А. Нисневича, М. Н. Грачева, Э. М. Андреева, А. В. Миронова, И. Н. Панарина, В. В. Егорова, И. И. Засурского, Я. Н. Засурского, Б. И. Кретова, А. Р. Тузикова, М. С. Вершинина, В. Г. Почепцова5.

4 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М.: Academia,.

1999, 786 е.- Тоффлер О. Футурошок. СПб.: Лань, 1997,461 е.- Тоффлер О. Третья война. -М.: ACT, 1999, 784 е.- Дракер П. Посткапиталистическое общество И Новая индустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. -М.: Academia, 1999/ — С- 67−100- Гелбрейт Д. Справедливое общество. Гуманистический взгляд. (The Good Societi. The Humane Agenda. Boston-NY, 1996) — Кастел^.

M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под научн. ред. О. И. Шкаратана. -М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 е.- Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации: Учеб. пособие. -М.: ВЛАДОС, 1994, 336 е.- Иноземцев В. Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая индустриальная волна на Западе: Антология. — С.3−66. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. -М.: Логос,.

2000, 304 е.- Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. -М.: Изд-во Московского университета, 1999, 208 е.- Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. -М.: Политиздат, 1991, 287 е.- Ракитов А. И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. -М., 1998, 104 е.- Ершова Т. В., Хохлов Ю. Е. Переход России к информационному обществу: вызов времени // Адрес в сети Интернет: http: // 1-government. ru/dyn/.

5 Попов В. Д. Информациология и информационная политика. -М.: Изд-во РАГС, 2001. -136 е.- Нисневич Ю. А. Информационная политика России: проблемы и перспективы. -М., 1999. -170 с.- Грачев М. Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. -М.: НОУ МЭЛИ, 1999. -167 е.- Грачев М. Н. Политическая коммуникация // Вестн. Рос. университета дружбы народов. Сер.: Политология. -М., 2000. -№ 7. -С.24−39- Андреев Э. М., Миронов А. В. Социально-гуманитарное знание и образование: новые реалии, иные измерения, информационная безопасность. Монография — М.: Социально-гуманитарные знания. 2001.-142 е.- Панарин И. Н. Информационная война в России. -М.: Мир безопасности, 2000. — 159 е.- Панарин И. Н. Информационная война и власть. -М.: Мир безопасности, 2001. — 223 е.- Егоров В. В. Основы.

Теории коммуникативности, проблемы массовой коммуникации, места и роли средств массовой информации в современном обществе нашли отражение в работах М. М. Назарова, В. М. Березина, С. В. Бориснева,.

B. П. Конецкой, Е. JL Вартановой, Я. Н. Засурского, В. П. Терина, JI. Н. Федотовой, М. В. Шкондина, Л. Г. Свитич6.

Методологические аспекты культуры, проблемы информационной культуры проанализированы в трудах Н. Я. Данилевского, П. А. Сорокина, В. С. Библера, М. С. Кагана, В. JI. Семенова, С. С. Андреева,.

C. Г. Антоновой, И. J1. Галинской, Н. Б. Зиновьевой, Ю. С. Зубова, JL В. Скворцова и других исследователей7. государственной политики в области электронных СМИ. Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. РИО. -М., 2001. — 37 е.- Засурский И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. -M.: Изд-во МГУ, 2001. -288 е.- Засурский Я. Н. Журналистика и общество: балансируя между государством, бизнесом и общественной сферой // Средства массовой информации постсоветской России: Учеб. пособие / Я. Н. Засурский и др.- Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2002. -303 е.- Кретов Б. И. Средства массовой коммуникации — элемент политической системы общества // Социал. — гуманит. знания. -М., 2000. № 1. —С.101−115- Тузиков А. Р. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс-медиа. Монография. -М.: Соц. — гуманитарные знания, 2002. -290 е.- Вершинин М. С. Политические коммуникации в информационном обществе. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 253 е.- Почепцов В. Г. Информационные войны. -М.: Рефл-бук, 2000. -576 с.

6 Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. Изд. 2-е испр. — M.: Эдиториал УРСС, 2002. — 240 е.- Березин В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации: Монография. -М.: Изд-во РУДН, 2002. -183 е.- Бориснев С. В. Социология коммуникатнвм-??нЙнТ учебное пособие для вузов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА: 2003; Конецкая В. П. Социология коммуникации. Учебник.-М.: 1997.-304 е.- Вартанова Е. Л., Засурский Я. H. Медиаобразование как средство формирования информационной безопасности молодежи // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2-х томах. T.1: Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред. А. И. Донцова и др. -М.: Аспект-Пресс, 2002. — 335 е.- Вартанова Е. Л. Современная медиаструюура // Средства массовой информации постсоветской России: Учеб. пособие / Под. ред. Я. H. Засурского. -М.: Аспект Пресс, 2002. — 303 е.- Терин В. П. Массовая коммуникация: Социокульт. аспекты полит, воздействия: Исслед. опыта Запада / Моск. гос. институт международн. отношений (ун-т) МИД РФ. Каф. философии. -М.: Изд-во Института социологии, 1999. -169 е.- Федотова Л. H. Социология массовой коммуникации: Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2003. -400 е.- Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. -М.: Пульс, 2002. -120 е.- Свитич Л. Г. Феномен журнализма // Под ред. проф. Я. Н. Засурского. -М.: Ф-т журналистики МГУ, 2000. -252 с.

7 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. -М., 1991; Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / Пер. с англ. -СПб.: РХГИ, 2000. — 1056 е.- В. С. Библер. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах). -М., 1990; Каган М. С. Философия культуры. -С-Петербург: TOO TK «Петроплекс», 1996. — 416 е.- Семенов В. А. Массовая культура в современном мире. СПб., 1991. -282 е.- Андреев С. С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей // Соц. — полит, журнал. -М., 1998. -№ 2. -С.79−112- Антонова С. Г. Информационная культура специалиста: гуманитарные основания // Проблемы информационной культуры. -М., 1994. -С.110−116- Галинская И. Л. Компьютерная этика. -М., 1986. -12 е.- Галинская И. Л. Компьютерная этика, информационная этика, киберэтика // Россия и современный мир. -М., 2001. -№ 2- Зиновьева H. Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для ВУЗов культуры и искусства / Под ред. Горловой И. И.- Краснодар. гос. акад. культуры. -Краснодар, 1996. -136 е.- Зубов Ю. С. Информатизация общества и информационная культура // Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы. -Краснодар, 1993. -С.5−7- Скворцов Л. В. Информационная культура и цельное знание: Избранные труды / Ред. кол. Галинская И. Л.

Следует отметить, что непосредственно проблемы информационной культуры стали предметом специальных исследований недавно, с конца 80-х годов XX века. Впервые проблема информационной культуры была поставлена А. П. Сухановым в монографии «Информация и прогресс» в 1988 г. 8 Объектом внимания здесь стали, в первую очередь, вопросы компьютерной грамотности, т. е. технико-технологические аспекты информационной культуры, но затем появились работы, связанные с исследованием ее гуманитарных аспектов. Прежде всего, можно четко выделить два подхода: информа-циологический (технико-технологический) и культурологический. Культурологический подход, в свою очередь, также включает несколько аспектов. Ряд авторов рассматривают информационную культуру как «совокупность социальной информации, накопленной за весь период исторического развития (информационный фонд) и ее освоение личностью» 9. Но в таком понимании информационная культура растворяется в культуре в целом, по существу отождествляется с ней, утрачивая свою качественную определенность.

Достаточно распространенным в рамках названного подхода является рассмотрение информационной культуры как культуры информационного общества. Наконец, есть трактовка информационной культуры как характеристики жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации. Таким образом, определенный теоретический материал по проблеме информационной культуры накоплен, однако в плане рассмотрения ее как структурного элемента, неотъемлемой составляющей информационной политики, работ крайне мало, комплексные исследования практически отсутствуют. Все это оставляет широкое поле для исследования информационной культуры с политологических позиций.

В диссертации использованы также документы государственных органов власти Российской Федерации, нормативные документы РФ и зарубежотв. ред.) и др. -М.: ИНИОН РАН, 2001. -288 е.- Скворцов Л. В. Россия: проблема духовности и информационная культура // Культурология. -М.: ИНИОН РАН, 2000. -№ 2.

8 Суханов А. П. Информация и прогресс. -Новосибирск: Наука, 1988. ных стран, материалы периодической печати и электронных средств массовой информации.

Объектом исследования является информационная культура как системный элемент информационной политики Российской Федерации, функционирующей в условиях развития новых инфокоммуникационных технологий.

Предметом исследования выступает влияние информационной культуры как неотъемлемой составляющей информационной политики на социально-политические процессы в российском обществе в условиях его трансформации.

Целью исследования является системный анализ информационной культуры для выявления путей эффективности ее воздействия на информационную политику, становление гражданского общества и развитие демократии в России.

Для достижения цели работы в диссертации были поставлены следующие задачи:

— проанализировать сущность информационной политики в условиях трансформации российского общества на фоне процессов глобализации;

— выделить гуманитарный аспект информационной политики и роль средств массовой информации в ее реализации;

— раскрыть сущность, место и роль информационной культуры в системе информационной политики;

— выявить структуру информационной культуры и проанализировать ее содержание с политологических позиций;

— определить воздействие информационной культуры с учетом новых инфокоммуникационных технологий на социально-политические процессы российского общества;

9 Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура / проблемы информационной культуры. -М., 1994. -С.7- Зиновьева Н. Б. Информационная культура и личность. Уч. Пособие. -Краснодар, 1996. -C.117.

— определить некоторые направления формирования информационной культуры как неотъемлемой составляющей информационной политики.

Теоретико-методологическую базу исследования составляет совокупность общенаучных подходов в изучении теории информационного общества, информационной политики и информационной безопасности, коммуникативистки, такие как метод системного подхода к анализу явлений социальной реальности, конкретно-исторического подхода, компаративного анализа. Использованы также частнонаучные методы: изучение статистики и документов, юридические методы анализа правовых актов. В аспекте политологического подхода использованы труды философов, политологов, социологов, историков, культурологов, специалистов в области коммуникати-вистики и теории журналистики.

Эмпирической базой исследования являются документы и материалы, обеспечивающие достоверность проводимого анализа:

— международные документы в области формирования информационного общества, обеспечения информационной безопасности;

— национальные концепции формирования информационного общества, информационной политики и информационной безопасности;

— законы и иные нормативные документы Российской Федерации о средствах массовой информации;

— кодексы профессиональной этики журналистов РФ и зарубежных странf.

— материалы периодической печати и электронных СМИ.

Научная новизна исследования состоит:

— в постановке и впервые проведенном комплексном анализе с политологических позиций проблемы информационной культуры как структурного элемента информационной политики;

— в уточнении понятийного аппарата, границ проблемного поля и выявлении структуры и содержания феномена информационной культуры;

— в анализе информационной политики с учетом специфики российских условий, когда глобальные процессы развития новых инфокоммуника-ционных технологий происходят на фоне трансформации общества;

— в обосновании влияния уровня информационной культуры на эффективность информационной политики и обеспечение информационной безопасности общества;

— в выявлении возрастания роли средств массовой информации в современном обществе и усилении их влияния на политические, социально-экономические и духовные процессы российского общества;

— в анализе реального состояния информационной культуры, отраженной в материалах периодической печати и электронных СМИ, а также в деятельности производителей и пользователей информации;

— в обосновании необходимости целенаправленного формирования информационной культуры и определении его некоторых направлений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Информационная политика современного российского общества, отражая процессы становления глобального информационного общества и решая технико-технологическую задачу — внедрение новых инфокоммуникаци-онных технологий и информатизацию общества, должна содержать приоритетность ее гуманитарной составляющей, социальных и культурных императивов.

С учетом колоссального воздействия новых информационных услуг на социально-экономические, политические и духовные процессы в обществе на государственном уровне необходимо закрепление положения о принципиальном отличии продукции средств массовой информации от дру-. гих товаров, свободно продающихся на рынке, а о журналистике — как о социокультурной и демократической ценности.

2. В условиях развития новых инфокоммуникационных технологий резко возрастают: роль информации в формировании образа социальной реальности и роль средств массовой информации как важнейшего субъекта информационного пространства. Происходит медиатизация политики и политизация СМИ. Журналистика становится системообразующим элементом политики, приобретает в ней новый институциональный статус.

3. Информационная культура, отражая гуманитарные основания информационной политики, является ее неотъемлемой составляющей. Она представляет собой интегративный феномен, имеющий свою внутреннюю структуру.

4. Политологический подход к анализу информационной культуры позволяет выделить в ее составе ряд компонентов, или структурных составляющих: методологическую, правовую, этическую, лингвистическую (языковую), технико-технологическую.

5. Информационная культура оказывает большое воздействие на эффективность информационной политики в целом. Она может способствовать познанию объективных условий жизни общества и усвоению результатов этого познания индивидами и социальными группами, социальными институтами.

От ее уровня зависит степень адекватности отражения социальной действительности. Через создание массового информационного взаимодействия в обществе она может способствовать развитию общественного диалога между властью и гражданами, формированию гуманистических ценностей и демократизации общества.

6. Анализ реального состояния информационной культуры в современ-* ном российском обществе позволяет сделать вывод о том, что уровень ее как у производителей, так и у пользователей информации, недостаточно высок, что подтверждается нарушением норм права и морали, языковой культуры в материалах периодической печати и электронных СМИиспользованием дезинформации, манипулирования общественным сознанием, а также популярностью бульварных изданий и далеких от искусства телешоу.

7. Информационная культура, особенно в условиях современной России, не может складываться стихийно, необходимо целенаправленное формирование ее через систему образования, институты гражданского общества. Эта задача должна стать элементом государственной информационной политики.

Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что его результаты могут служить определенной базой для дальнейшего исследования информационной культуры с позиций политологического анализа, разработки проблем формирования информационной культуры. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания политологии, в подготовке журналистских кадров, а также в воспитании информационной культуры пользователей информации.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Основные положения диссертации были изложены на заседании кафедры социологии и политологии Московского государственного открытого педагогического университета (МГОПУ) им. М. А. Шолоховав выступлении на научно-практической конференции «Журналистика в 2002 году, СМИ и реалии нового века» в МГУ им. М. В. Ломоносова, а также при чтении курса «Правовые основы журналистики» на факультете журналистики МГОПУ им. М. А. Шолохова. Результаты диссертационного исследования отражены в публикациях автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование, проведенное на основе междисциплинарного анализа, свидетельствует, что информационная политика в современном российском обществе характеризуется актуальностью и, вместе с тем, целым рядом проблем. Одной из них является необходимость повышения уровня информационной культуры.

В связи с этим, в диссертационной работе с позиций политологического подхода предпринят системный анализ информационной культуры как структурного элемента информационной политики.

Проведенная работа позволяет сделать следующие теоретические выводы и практические рекомендации:

1. Информационная революция и становление глобального информационного общества в России совпали с процессом трансформации общества, радикальным преобразованием всех сфер общественной жизни. Это определяет специфику информационной политики, рассматриваемой в аспекте деятельности, связанной с производством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества и направленной на обеспечение конструктивного диалога между ними.

Исходя из этого, объектом информационной политики выступает все общество, все социальные группы, социальные институты, их связи отношения, а также отношения с другими государствами.

Предмет информационной политики имеет двустороннюю природу: с одной стороны — это задача технико-технологическая — информатизация обществас другой — качество, характер и направленность использования ин-фокоммуникационных технологий, иными словами — ее гуманитарная составляющая.

При анализе гуманитарного аспекта информационной политики в диссертации использован такой вариант системного подхода, как немарковская парадигма, согласно которой «память о прошлых состояниях», записанная в социальном сознании, оказывает существенное влияние на актуальные информационные процессы.

В России принят ряд важных федеральных документов, в числе которых «концепция формирования информационного общества в России», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», целевая программа «Электронная Россия», Закон «О средствах массовой информации» .

Однако гуманитарный аспект в них недостаточно полно отражен. Нередко упор делается на технико-технологическую сторону, а также на экономическую эффективность, в условиях рыночных отношений, деятельности средств массовой информации.

2. В условиях развития новых информационно-коммуникационных технологий резко возрастает роль информации. При этом наблюдается разрыв между «информационно-богатыми» и «информационно-бедными» как странами, так и социальными группами. Возрастает влияние информационно-коммуникационных групп на политические институты и общественное мнение.

3. В современном обществе, как в мире в целом, так и в России важнейшим субъектом информационного пространства становятся средства массовой информации.

Журналистика становится системообразующим элементом политики, приобретая в ней новый институциональный статус.

В постсоветской России можно выделить несколько «моделей» журналистики: инструментальная, свободная, корпоративно-авторитарная, корпоративная, чисто коммерческая, которые в разном соотношении и в разные периоды функционировали, начиная с периода перестройки (с конца 80-х годов).

В настоящее время укрепляется государственная компонента СМИ (как на федеральном, так и на региональном уровне), активно функционирует корпоративная модель, а также чисто коммерческая.

Наблюдается тенденция усиления манипулятивного воздействия СМИнарастающее доминирование коммерчески ориентированных передач (игровых шоу), бульварных изданий, превалирование западных (прежде всего американских) фильмов, включая мультипликационныезасилье рекламыснижение уровня нравственной культуры.

4. Информационная культура, отражая гуманитарные основания информационной политики, является ее важным структурным элементом.

Политологический подход к анализу информационной культуры позволяет рассматривать ее как интегративный феномен, имеющий свою внутреннюю структуру и выделить ряд элементов, или составляющих: методологическую, включающую степень адекватности отражения действительности, умение видеть явления социальной реальности во всей их сложности, системный подход при их анализе и интерпретацииправовую, поскольку информационная деятельность в современных условиях является объектом правового регулированияэтическую, где в качестве регулятора информационной деятельности выступает мораль, в том числе профессиональная, отраженная в этических кодексах журналистских корпоративных объединенийлингвистическая (языковая) и технико-технологическая.

5. Уровень развития информационной культуры находится в тесном взаимодействии с эффективностью информационной политики.

Исходя из методологического положения о приоритетной роли духовных факторов в периоды кризисных, переходных этапов развития общества, следует признать, что в условиях трансформации российского общества информационная культура, будучи важным элементом информационной политики, способна оказывать большое влияние на развитие демократических преобразований в России, политическую систему в целом, формирование гражданского общества.

6. Проведенный в диссертации анализ реального состояния информационной культуры в современном российском обществе позволяет сделать вывод о том, что уровень ее и у производителей, и у пользователей информации недостаточно высок. Это подтверждают многочисленные нарушения в периодической печати и электронных средствах массовой информации информационных прав личности, норм права и моралиснижение уровня языковой культурыиспользование дезинформации, «черного пиара», а также рост популярности бульварных телешоу и изданий.

7. В современных российских условиях произошел стремительный переход от жестких ограничений к неограниченной свободе, что породило безответственность и вседозволенность, снижение уровня духовных ценностей.

В этих условиях информационная культура не может складываться стихийно. Необходимо ее целенаправленное формирование. Эта задача должна стать неотъемлемым элементом государственной информационной политики.

В целях повышения уровня информационной культуры и эффективности информационной политики представляется целесообразным:

Информационная политика в современной России должна отражать приоритетность ее гуманитарной составляющей, социальных и культурных императивов.

С учетом возрастающего воздействия новых информационных услуг на политические, социально-экономические и духовные процессы в обществе необходимо на государственном уровне закрепить положение о принципиальном отличии продукции средств массовой информации от других товаров, продающихся на свободном рынке.

Учитывая место и значимость информационной культуры в структуре информационной политики, роли в повышении ее эффективности, необходимо создать систему воспитания информационной культуры.

Ее субъектами могут быть государственные институты и институты гражданского общества. Особая роль при этом должна быть отведена системе образования.

В качестве объекта могут рассматриваться как производители информации, так и ее пользователи, то есть практически все общество.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3.
  3. Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994 г.
  4. Федеральный закон РФ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изменениями от 10 января 2003 г.).
  5. Всеобщая декларация прав человека. Утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
  6. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124−1 (в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 г. № 110-ФЗ, от 04.08.2001 г. № 107-ФЗ).
  7. Закон Российской Федерации «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ.
  8. Указ Президента Российской Федерации «О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации» от 31 декабря 1993 г. № 2335.
  9. Проект Федерального закона «О средствах массовой информации» (с поправками групп печатных СМИ по состоянию на 28 ноября 2002 г.) // Адрес в сети Интернет: http://wvw.medialaw.ru/pub1ications/zip/99/l/htm.
  10. Ю.Развитие информационного общества в России. Том 2. Концепции и программы: Сб. документов и материалов / Под ред. Н. В. Борисова, Ю. Е. Хохлова. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2001.-228 с.
  11. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. -М.: Галерея, 2002. -472 с.
  12. Р. Ф. Философия информационной цивилизации: Учеб. пособие. — М.: ВЛАДОС, 1994, 336 с.
  13. Т. А., Ряжев А. С., Горелик О. М. Информационная культура как адаптационный механизм личности в развивающемся социуме // Проблемы гуманизации вузовского образования. -Тольятти, 1997. -Вып. 3. 4.3.
  14. Э. А. Харитонов А. С., Шелепин JI. А. Немарковские процессы как новая парадигма // Вопросы философии, 1999. № 4.
  15. С. С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей // Соц. — полит, журнал. -М., 1998. -№ 2.
  16. С. С. Информационность — критерий содержательности духовных ценностей // Соц. — полит, журнал. —М., 1998. -№ 3.
  17. П.Андреев Э. М., Миронов А. В. Социально-гуманитарное знание и образование: новые реалии, иные измерения, информационная безопасность, монография. -М.: Соц. — гуманитарные знания, 2001. — 142 с.
  18. С. Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования // Высшее образование в России. —М., 1994. -№ 1.
  19. М. Г., Павлютенкова М. Ю. Информационно-коммуникативные технологии в политике // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Политология. -М., 2000. № 1.
  20. Д. Г. Новые информационные технологии и современные международные отношения / Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Ист. фак. Каф. политологии. -Н. Новгород, 1998. -46 с.
  21. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М.: Academia, 1999, 786 с.
  22. В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации: Монография. -М.: Изд-во РУДН, 2002. -183 с.
  23. Д. Этническая политкорректность важнейший фактор стабильности в России // Эмигрант. -М., 2000. -№ 1.
  24. В. М. Информационно-правовая политика России / МВД России. С-Петерб. акад. -СПб., 1998.
  25. С. В. Социология коммуникативистшси: учебное пособие для вузов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА: 2003
  26. В. Н. Проблемы развития информационной культуры и система непрерывного образования / Редкол. журн. «Вестн. ЛГУ. Сер.: История КПСС, научн. коммунизм, философия, право. —Л., 1990.
  27. М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. -СПб.: Михайлов, 2001. -252 с.
  28. О. Н. Возникновение идеологии информационного общества // Развитие информационного общества в России. Том. 1.
  29. О. Н. Существующие модели построения информационного общества // Адрес в сети Интернет: hth://iss. iss. ru/infosoc/emag. nsf7BPA/lf41ce7df933b2dfc32568c50027cde3.
  30. В. А., Скворцов Л. В. Создание информационной культуры для Европы // Теория и практика общественно-науч. информ. -М., 1991. -№ 2.
  31. В. А., Скворцов Л. В. Информационные потребности и информационная культура // Теория и практика общественно-научн. информ.-М., 1990.-№ 4.
  32. А. М. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия / Урал, юрид. ин-т. -Екатеринбург: Изд-во УрЮИ МВД России, 1998. -Науч. изд.
  33. М. Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалистов // Проблемы информационной культуры. -М., 1994.
  34. И. Л. Компьютерная этика. -М., 1986. -12 с.
  35. И. Л. Компьютерная этика и компьютерное право в США и Австралии.-М., 1989.
  36. И. Л. Компьютерная этика, информационная этика, киберэтика // Россия и современный мир. -М., 2001. -№ 2.
  37. М. П. Комплексный подход к исследованию проблем взаимодействия человека с компьютерной технологией на пути к информационному обществу // Теория и практика общественно-научн. информ. -М., 2000. — Вып. 16.
  38. JI. Формирование информационной культуры в современной образовательной среде // Регион: политика, экономика, социол. —СПб., 2000.-№ 4.
  39. Государственная политика в области распространения и доступа к правительственной информации // Государственная информация и демократизация общества: Материалы междунар. конф. -СПб., 2001.
  40. М. Н. Политическая коммуникация // Вестн. Рос. университета дружбы народов. Сер.: Политология. -М., 2000. -№ 7.
  41. М. Н. Средства массовой информации в социально-политическом поле // Вестн. Рос. университета дружбы народов. Сер.: Политология. -М., 2000.-№ 2.
  42. М. Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. -М.: НОУ МЭЛИ, 1999.
  43. А. В. Центры политического консультирования в зеркале прессы: по материалам пяти ведущих центральных газет России// Политая. -М., 1999. -№ 2.
  44. А. А. Информационная культура: Опыт определения и типоло-гич. моделирования // Проблемы информационной культуры. -М., 1994.
  45. А. Н. Информационная война: О тайных планах западников, секретн. оружии и новых технологиях уничтожения России. -М.: Рыбинск: Рыбинское подворье, 1999.
  46. М. Мины на информационной поле // Открытая политика. —М., 1999.-№ 11/12.
  47. А. В. Формы и методы организации взаимодействия субъектов политики. Пресса и политический диалог: Учеб. пособие. -М.: Пульс, 2000.
  48. Е. Е. Информационное развитие социальных систем. -М.: Изд-во РИП-Холдинг, 2002.
  49. И. М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества: Учеб. пособие. -М.: Пульс, 2000.
  50. И. М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. — М.: Пульс, 2002.
  51. И. М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества: Учеб. пособие. —М.: Пульс, 2000.
  52. А. В., Латынов В. В. Массовая коммуникация: пределы политического влияния / Межвед. научн. — учеб. комплекс, пробл. нац. политики (Центр «Нации»). -М., 1999.
  53. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета, 2000,28 сентября.
  54. Ю. М. Развитие образования в условиях информатизации общества // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социол. и политолог. -М., 1999. -№ 4.
  55. П. Посткапиталистическое общество // Новая индустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. -М.: Academia, 1999.
  56. В. В. Основы государственной политики в области электронных СМИ. Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. РИО. -М., 2001.
  57. В. Н. Воздействие компьютеризации на социальное развитие и мировоззрение общества: (Культурол. аспект): Автореф. дис. кан. филос. наук / Гос Акад. Упр. им. Серго Орджоникидзе. -М., 1998.
  58. Т. В. Концептуальные основы перехода к информационному обществу XXI века И Развитие информационного общества в России. Том 1.
  59. Т. В., Хохлов Ю. Е. Переход России к информационному обществу: вызов времени // Адрес в сети Интернет: http: // 1-government. ru/dyn/.
  60. Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практической конференции:' / Под ред. Я. Н. Засурского, М. И. Алексеева и др. -М.: Изд-во МГУ, 2001.-148 с.
  61. Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века. Тезисы научно-практической конференции / Под ред. Я. Н. Засурского, М. И. Алексеева и др. -М.: Изд-во МГУ, 2002. -135 с.
  62. Ю. С. Информатизация общества и информационная культура // Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы. — Краснодар, 1993.
  63. Ю. С. Информатизация и информационная культура / проблемы информационной культуры.-М., 1994.
  64. К. А. Информационная ответственность и перспективы открытого общества в России // На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия. -М., 1998.
  65. Д. В. Виртуализация общества. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000.
  66. В. н., Назаров М. М. Информационное потребление и политические ориентации // Соц. исслед. -М, 2000. -№ 7.
  67. Л. С. Информационная культура и интеллект библиотечного специалиста: взаимосвязь и условия формирования // Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы. —Краснодар, 1993.
  68. В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. -М.: Логос, 2000, 304 с.
  69. В. Л. За пределами экономического общества // Адрес в сети Интернет: htpp// www, posindustrial. ru/titles. shtml? book=l.
  70. ИНТЕРНЕТ: культура и образование: Материалы междунар. конф. 2021 февр. 1998 г. / С-Петерб. гос. акад. культуры и др. Редкол.: Подболо-тов П. А. (отв. ред.) и др.- Науч. ред. и сост.: Махлина С. Т., Ляшенко Т. В. -СПб., 1998. -128 с.
  71. Информационная и психологическая безопасность в СМИ: в 2-х т. Т.1: Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского и др. -М.: Аспект Пресс, 2002. 335 с.
  72. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Ме-ждунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 11−14сент. 1996 г. Тез. докл./ Краснодар, гос. акад. культуры и др.- Редкол.: .МихлинаИ. И. (отв. Ред.) и др. -Краснодар, 1996. -490 с.
  73. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. ст. / Кемер. гос. акад. культуры и искусства- Редкол.: Кудрина Е. Л. и др.- Науч. ред. Гендина Н. И. -Кемерово, 1999. -181 с.
  74. Информационная среда региона как условие формирования информационной культуры личности: Тез. докл. Междунар. науч. конф., 27−30 сент. 1999 г. Самар. гос. акад. культуры и искусств и др.- Редкол.: .Вохрышева М. Г. и др. -Самара, 1999. -208 с.
  75. Информационная цивилизация: пространство, культура, человек / Сарат. регион, отд-ние Рос. филос. о-ва и др.- Под ред. Устьянцева В. Б. — Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 2000. -167 с.
  76. Информация. Дипломатия. Психология. -М.: Известия, 2002. -616 с.
  77. Е. Е. Использование информации о частной жизни в политических целях. Уголовно-правовой аспект // Общество, политика, наука: новые перспективы. -М., 2000.
  78. М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М., 2000.
  79. М., Киселева Э. Россия и сетевое общество / Мир России, 2000, № 1.
  80. Кек М. Э., Сиккинк К. Транснациональные пропагандистские сети в международной и региональной политике // Междунар. журн. социальных наук. -М., 1999. -№ 26.
  81. А. Т. СМИ и политика: средства массовой информации Северного Кавказа и современные проблемы совершенствования межнационального сотрудничества / Адыг. респ. ин-т гуманит. исслед. -Майкоп: Меоты, 1999.
  82. М. JI. Информационно-статистическая методология оценки социально-политических процессов // Общество и политика. -СПб.: 2000.
  83. А. В., Бореев В. Ю. Информационный взрыв и концепции будущего культуры // Философия и мировоззрение. -М., 1988.
  84. А. В., Селюженкова В. Ю. Средства массовой информации и общественное мнение в политике // Политическое управление. —М., 1998.
  85. В. П. Социология коммуникации. Учебник. -М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. -304 с.
  86. В. А. Об основных теоретических положениях информационного права // НТИ. Сер.1. Организация и методика информ. работы. -М., 1998. -№ 8.
  87. Т. Н. Роль и значение средств массовой информации в освещении национальной политики и межнациональных отношений в регионе // Эт-нопанорама. -Оренбург, 2000. -№ 2.
  88. . И. Средства массовой коммуникации элемент политической системы общества // Социал. — гуманит. знания. -М., 2000. -№ 1.
  89. П. У. Правовая методология информационных процессов и информационной безопасности: (Вербальный подход) / Урал. гос. юрид. акад. -Екатеринбург, 2001. -171 с. (Сер.: Б-ка альм. «Право Информация — Безопасность- кн.2).
  90. КурносовИ. н. Роль государства в формировании информационного общества в России // Вестн. РФФИ. -М., 1999. -№ 3.
  91. А. Н. Роль принципа структурно-политического плюрализма в становлении информационного общества // Ежегодник Российско-Германского колледжа = Jahrbuch des deutsch-russischen Kollegs. -M., 2000. —Вып.3−4,1999−2000.
  92. Г. В. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. -Аспект Пресс, 2000. -208 с.
  93. В. Е. Технократический подход к информатизации общества — источник угроз национальной безопасности России // Адрес в сети Интернет: http:/webcenter. ru/ leps/page23rus. html.
  94. В. Н. Политика и право при обеспечении информационно-психологической безопасности // Право и политика. -М., 2000. -№ 10.
  95. В. Р. Глобальное информационное пространство как объект политического анализа // Учен. зап. / Моск. гос. социал. ун-т М-ва труда и социал. развития РФ. -М., 1998. -№ 4.
  96. И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. -М.: Изд-во Московского университета, 1999, 208 с.
  97. И. С. Информационное общество и государство. -М.: Грант-Парк, 1997. -197 с.
  98. И. С. Принципы формирования основ информационного общества в России // Адрес в сети Интернет: http:/www. internews. ras. ru/ZiP/3 8/principlt/html.
  99. В. Ю. Информационная культура эпохи НТР // Информатика и культура. -Новосибирск, 1990.
  100. В. Ю., Смирнов Е. П., Яглом И. М. Информатика и информационная культура // Сов. педагогика. -М., 1988. -№ 6.
  101. В. Информационная культура и способность к рефлексии II Высш. образование в России. -М., 1995.
  102. М. И. Информационная политика Государственной Думы Федерального Собрания РФ через зеркало взаимодействия власти, прессы и общества // Закон и право. -М., 1999. -№ 8.
  103. А. А. Информационная война в России: Участники, цели, технологии / Центр, полит, информации. -М., 2000. -256 с. .
  104. М. М. Массовые коммуникации и виртуализация социального пространства в современном обществе // Социально-гуманитарные знания.-М., 2001. № 1.
  105. М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. Изд. 2-е испр. —М.: Эдиториал УРСС, 2002.-240 с.
  106. Т. Л. Образование как информационная система // Философия. Информация. Управление. -М., 2000. -Вып.1.
  107. Ю. А. Информационная политика России: проблемы и перспективы. -М., 1999. -170 с.
  108. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. -М.: Academia, 1999. -640 с.
  109. Н. В. Информационная культура специалистов: изучение и оценка для совершенствования библиотечно-библиографического обслуживания: Автореф. дис. канд. пед. наук / Ленингр. ин-т культуры им. Н. К. Крупской. -Л, 1990. -17 с.
  110. Н. В. Информационная культура врача — социальный резерв процесса интенсификации здравоохранения // Здоровье человека в условиях НТР: Методол. аспекты. —Новосибирск, 1989.
  111. О средствах массовой информации. Об информации, информатизации и защите информации. -М.: Тихомиров, 1999. -47 с. (Действующее федеральное законодательство).
  112. Л. А. Информационная система культуры // Проблемы культуры. -Новосибирск, 1998.
  113. И. Н. Информационная война в России. -М.: Мир безопасности, 2000.- 159 с.
  114. И. Н. Информационная война и власть. -М.: Мир безопасности, 2001.-223 с.
  115. И. Н. Усиление роли информационных факторов в системе обеспечения национальной безопасности России // Власть. —М., 1998. -№ 1.
  116. В. В., Федотов Н. А. К вопросу об информационной культуре как элементе информационной политики / Актуальные проблемы социально-экономического и политического развития общества. —М., 2003.
  117. А. Информационно-политическая война против оппозиции // Диалог. -М., 1999. -№ 9.
  118. В. Д. Информациология и информационная политика. —М.: Изд-воРАГС, 2001.-136 с.
  119. С. П. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме // Полис. -М., 1999. -№ 5.
  120. Т. А. Информационная культура // Мир библиогр. -М., 1998. -№ 2.
  121. В. Г. Информационные войны. -М.: Рефл-бук, 2000. -576 с.
  122. В. Г. Коммуникативные технологии XX века. —М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2001. -3 52 с.
  123. В. Г. Теория коммуникации. -М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер 2001.-651 с.
  124. Пресса в обществе (1959−2000). Оценки журналистов и социологов. Документы / Авторы и исполнители проекта А. И. Волков, М. Г. Пугачева, С. Ф. Ярмолюк. -М.: Московская школа политических исследований, 2000. -616 с.
  125. И., Стингере И. Порядок из хаоса. Изд. 2-е. — Эдиториал УПСС, 2000. -342 с.
  126. Проблемы информационной культуры: Сб. ст. / Междунар. акад. информатизации. Отд-ние информ. культуры и др.- Под ред. Зубова Ю. С., Андреевой И. М. М., 1994. -218 с.
  127. Проблемы медиапсихологии. Материалы международной научно-практической конференции «Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития», МТУ, 2001. РИП-Холдинг, 2002. -158 с.
  128. Е. Е. Психология журналистского творчества. —М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. -320 с.
  129. Е. П. Журналистика и демократия. -М.: Изд-во РИП-Холдинг, 2001.-296 с.
  130. А. И. Философия компьютерной революции. -М.: Политиздат, 1991,287 с.
  131. А. И. Будущее России — общество высоких технологий // Проблемы информатизации, 1995. -№ 2−3.
  132. А. Н. Развитие России и единое информационное пространство // Вестн. РФФИ. -М., 1999. -№ 3.
  133. С. П. Выборы во власть как форма информационной экспансии. -М.: Новый век, 1999.
  134. JI. JI. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога: Учеб. пособие. -М.: Пульс, 2000. -48 с.
  135. М. Информационная культура общества в контексте образования // Высш. образование в России. -М., 1997. -№ 1.
  136. Сборник материалов Международного конгресса «300 лет российской газете. От печатного станка к электронным медиа». -М.: МГУ, 2002. -410 с.
  137. Л. Г. Феномен журнализма // Под ред. проф. Я. Н. Засурского. — М.: Ф-т журналистики МГУ, 2000. -252 с.
  138. Э. П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информ. работы. -М., 1994. -№ 1.
  139. В. К. Молодежная культура в СМИ. —М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. -84 с.
  140. Л. В. Россия: истина жизни. Информационная культура и политика мультикультурализма // Культурология XX век / Российская акад. наук. Институт научной информации по общественным наукам. -М., 1998. -№ 3(7).
  141. Л. В. Информационная культура и национальная безопасность // НТИ. Сер.1. Организация и методика информ. работы. -М., 1997. -№ 9.
  142. Л. В. Информационная культура и цельное знание: Избранные труды / Ред. кол. Галинская И. Л. (отв. ред.) и др. -М.: ИНИОН РАН, 2001.-288 с.
  143. JI. В. Информационная культура и проблема метаобразова-ния // Культурология. -М.: ИНИОН РАН, 1999, -№ 3.
  144. Л. В. Россия: проблема духовности и информационная культура // Культурология. -М.: ИНИОН РАН, 2000. -№ 2.
  145. Н. Информационная культура и безопасность как необходимые элементы подготовки современных менеджеров в социальной сфере // Информ. ресурсы России. -М., 2000. -№ 2.
  146. В. В. Имидж политического лидера в структуре коммуникативного пространства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социол. и политология. -М., 2000. -№ 2.
  147. А. Ю., Солнцева М. В. Пресса как объект и субъект политического процесса // Актуальные проблемы политики и права. —Пенза, 1999. -Вып.1.
  148. Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие / Я. Н. Засурский, В. Л. Вартанова и др. под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект-Пресс, 2002. -303 с.
  149. Средства массовой информации: влияние на внешнюю политику в информационный век // США. Канада: Экономика. Политика. Культура. -М., 2001.-№ 1.
  150. Судьбы гласности: Материалы международной научно-практической конференции «Судьбы гласности 1986−2001. Опыт ее защиты 1991−2001». -М., 2001.-240 с.
  151. А. П. Информация и прогресс. -Новосибирск. Наука. Спб. отд., 1988.-192 с.
  152. СухинаВ. ф. О влиянии информационных технологий на культурное развитие человека // Наука и культура. -Харьков, 1991.
  153. В. П. Массовая коммуникация: Социо-культ. аспекты полит, воздействия: Исслед. опыта Запада / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД РФ. Каф. философии. -М.: Изд-во Ин-та социол., 1999. -169 с.
  154. О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. -М.: ИНИОН РАН, 1991. -32 с.
  155. О. Третья волна. -М.: ACT, 1999,784 с.
  156. О. Футурошок. СПб.: Лань, 1997,461 с.
  157. А. Р. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс-медиа. Монография. -М.: Соц. — гуманитарные знания, 2002. -290 с.
  158. О. В. Социально-политические ориентации российских журналистов (по материалам' экспертного опроса) // Вестн. Моск. 'ун-та: Сер. 10. Журналистика. -М., 2000. -№ 5.
  159. Л. Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2003. -400 с.
  160. А. И. Культура в виртуальном пространстве // Наука о культуре: итоги и перспективы. -М., 1997. -Вып. 5.
  161. Г. Информатизация и самоорганизация. -М.: Мир, 1991.
  162. К. А. Роль международной информации в формированиирепутации государства // Внешнеполитическая информация и современнаядипломатия. -М., 2001.
  163. В. С. Право человека на информацию: механизм реализации / Под ред. Кабышева В. Т. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. -67 с.
  164. Р. Нет СМИ нет войны // Досье на цензуру. —М., 1999. -№ 9.
  165. Цена слова: Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации. Под ред. проф. М. В. Горбаневского. -М.: Галерея, 2002. —424 с.
  166. В. В. Информационная культура и подготовка специалистов информационных служб // Проблемы информационной культуры. —М., 1994.
  167. А. А. Информационные аспекты практической политики // Соединяя капитализм, социализм и демократию. -М., 1999.
  168. А. Е. Трансформация политических и социально-экономических институтов и переход к информационному обществу // Государство, экономика, общество: аспекты взаимодействия. —М., 2000.
  169. В. П. Проблемы правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации // Право Информ — Безопасность. — Екатеринбург, 2001. -№ 1.
  170. Е. Ю. Информационная культура цивилизации на пороге следующего тысячелетия // Философия, культура и современность. — Саратов, 2000. -Вып. 2.
  171. М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. -М.: Пульс, 2002. -120 с.
  172. Ю. А. Проблемы развития инфосреды и интеллект специалиста// Интеллектуальная культура специалиста. -Новосибирск, 1988.
  173. JI. А., Штомпель О. М. Право на информацию и информационная культура // Право и культура: проблема взаимосвязи. —Ростов н/Д, 1996.
  174. И. И. Основы информациологии. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., 2000.
  175. И. Г. Информационно-аналитические технологии и политическое консультирование // Полис. -М., 1998. -№ 2.
  176. Watts D. Political Communication Today-Manchester, etc., 1997.
  177. Drucker P. E. Post-Capitalist Society. N. Y.: Harper-Collins Publ., 1995. -232 p.
  178. Collins R. Television: Policy and Culture. -NY., 1990.
  179. Sussman Y. Communication, Technology and Politics in the Information Age. Portland State University: SAGE Publications, 1997.
  180. Stephenson W. The Play Theory of Mass Communications. Chicago, London, 1967.
Заполнить форму текущей работой