Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях, как в нашей стране, так и за рубежом в центре внимания педагогической теории и практики оказывается проблема развития творческих способностей в процессе эстетического воспитания. Новые реалии требуют переосмысления проблемы формирования творческой активности личности, которое связано с развитием мотивационно-ценностного отношения к исторически сложившимся традициям этнохудожественного воспитания, обеспечением функциональной полноты содержания подготовки специалистов-этнокультурологов к работе с подрастающим поколением.
Данная проблема получила признание на международном и федеральном уровнях, в частности в рамках разработки и реализации программных и нормативных документов, проведении научных конференций, реализации педагогических проектов. Так, в «Концепции дошкольного воспитания», принятой решением коллегии Госкомитета СССР по народному образованию /16.06.89 № 7/1/, непосредственно акцентируется внимание на формирование компонентов творческой деятельности, которые составляют базис личностной культуры ребенка. Развитие творчества способствует высокой динамичности, гибкости поисковой деятельности, направленной на получение оригинальных художественных результатов. В процессе творческой деятельности формируются важные личностные качества, которые позволяют физически и духовно раскрепощать детей, что приводит к максимальной самореализации ребенка, формированию свободы детского восприятия и мышления.
В принятой к реализации программе «Одаренные дети: природа, диагностика, развитие» (1996 г.) на первый план выдвигается задача развития творческой активности детей в естественных условиях, отходя от «лабораторных» исследований и констатации наличия или отсутствия способностей к развитию с помощью специально организованных занятий творчеством Среди ключевых положений данной программы выделены следующие:
— разработка фундаментальных проблем творчества, природы и методов выявления одаренности и талантливости детей;
— разработка методов творческого обучения и воспитания;
— координация исследовательских проектов и поддержка инициативных ученых и педагогов;
— выявление и развитие специальной одаренности (художественной, математической и др.).
В качестве наиболее актуальных направлений педагогических изысканий в рамках программы определены:
— исследование форм и методов проведения занятий;
— исследование конкретных видов способностей (музыкальных, изобразительных, театральных) детей дошкольного возраста;
— исследование и анализ актуальной проблемы подготовки дошкольных педагогических кадров.
Проблема развития творческой активности детей нашла отражение и в принятой ЮНЕСКО «Конвенции о правах ребенка» (1986), где непосредственно указывается на необходимость учитывать в воспитании и образовании детей «традиции и культурные ценности каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка». Причем, государства-участники ЮНЕСКО «уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха» (Преамбула, ст.31).
Таким образом, документы международного и федерального уровней прямо указывают на значимость освоения детьми национального культурного наследия, поскольку традиционная художественная культура не только позволяет направлять педагогический процесс по пути гуманизации, но и непосредственно воздействует на формирование и развитие художественно — творческих способностей детей, создавая эмоционально благоприятную обстановку для развития каждого ребенка. Практическим воплощением данного положения является создание студий раннего развития детей, деятельность которых строится на основе альтернативной педагогики, в их программы входят различные виды творчества.
Решение проблемы развития творческой активности детей в системе этнохудожественного образования получило разработку в ряде регионов страны в виде авторских программ, направленных на приобщение ребенка к национальной культуре («Светлица» (Бакланова Т.И.), «Горенка» (М.В.Хазова), «Оберег» (Е.Г.Боронина), «Берегиня» (Васеха JI.B.) и др.), а также совместного проекта Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации и Гуманитарного издательского центра «ВЛАДОС», цель которого заключается в обеспечении методической литературой педагогических кадров сферы культуры и образования.
Однако до настоящего времени проблема развития творческой активности детей в системе этнохудожественного образования не нашла достаточного методологического обоснования и отражения в содержании учебного процесса. Предпринимаемые попытки творческой актуализации детей не всегда реализуются с учетом имеющегося регионального социально-педагогического и историко-культурного потенциала и не представляют собой системный целенаправленный процесс формирования и развития креативности.
Это обусловило поиск социально-культурных условий развития творческой активности детей в системе комплексного этнохудожественного воспитания, и, соответственно, возникла необходимость анализа и уточнения понятия «творческая активность», рассматриваемого нами как психический процесс создания новых ценностей на основе присвоения материальных и духовных богатств этнической культуры.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема развития творческих способностей, их природа, условия их формирования исследовались педагогами, психологами, философами, учеными разных направлений на протяжении многих веков, но и на сегодня не решен вопрос об условиях, методах их развития.
К настоящему времени создан общетеоретический фундамент этно-художественного воспитания детей в процессе творческой деятельности. Проблема этнохудожественного образования широко представлена в трудах Т. И. Баклановой, Г. С. Виноградова, Г. Н. Волкова, Т. Я. Шпикаловой, Ю. Л. Рудь, А. П. Усовой, С. В. Телициной, А. В. Молчевой, Ш. А. Мирзоева, Г. А. Курушевой, З. Б. Ложновой, Т. А. Брюхановой, Е. Л. Христовой, Ц. Н. Шейтановой и др. В их работах раскрываются проблемы сохранения и возрождения традиционной народной культуры, рассматриваются направления развития этнохудожественного образования в России.
Особое значение для нашего исследования имеют работы В. С. Воронова, А. С. Канцедикаса, Э. Г. Скворцова, П. Г. Богатырева, М. Н. Некрасовой, М. М. Громыко, В. Е. Гусева, И. Л. Богуславской, В. М. Григорьева, Г. А. Дубрызовой, Т. С. Комаровой, Л. Б. Рыловой, Э. И. Сокольниковой, Е. И. Коряжкиной, рассматривающие основополагающие факторы взаимодействия народного искусства и творческого процесса, народного творчества и народной педагогики.
Наше внимание также привлекли диссертационные исследования Р. И. Жуковой, Н. С. Карпинской, Е. А. Трусовой, Г. Н. Новиковой, Н. С. Александровой, С. А. Улановой, А. М. Магомедова, Ш. А. Мирзоева, З. Д. Киекбаева, С. И. Раимова, Х. Я. Раннап, Б. М. Неменского, посвященные рассмотрению детского творчества как компонента эстетического воспитания.
Формирование творческого потенциала на основе народного искусства и фольклора определяется в трудах Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Н. Б. Халезовой, Н. А. Метлова, М. А. Медведева, Е. И. Тихеевой, А. С. Шибицкой, М. Т. Картавцевой.
Философский и культурологический аспекты понимания проблемы творчества широко изучались как русскими, так и зарубежными исследователями: Н. А. Бердяев, В. Н. Вернадский, А. А. Потребни, В. И. Соловьев, И. А. Ильин, С. О. Грузенберг, А. Камю, Б. Кроче, А. Мальро, Ф.В. Й. Шеллинг, П. К. Энгельмейер и многие другие.
Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и психологи двадцатого века: В. М. Бехтерев, Ф. Бинэ, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, И. Я. Лернер, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов и другие. Они подробно исследовали «механизм» творческого процесса и условия развития способностей. В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными человеческими способностями в общем цикле развития человека (Л.В.Вергер, А. А. Леонтьев, А. Н. Леоньев, С. Л. Рубинштейн, В. Я. Дранков, Медушевский, Готсдинер, А. Ю. Козырева и др.).
Огромное значение развитию творческих способностей придавали известные педагоги: К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, А. С. Симонович, В. И. Водовозов, Е. Н. Водовозова, И. А. Сикорский, П. Ф. Каптерев, Е. А. Покровский, К. Н. Венцель, М. Х. Свентицкая и многие другие.
Большой вклад в изучение проблемы формирования креативности внесли зарубежные психологи: Е. Торренс, Ж. Тейлор, Дж. Гилфорд, К. Роджерс, А. Маслоу, Т. Рибо, Дж. Уоллес и другие. Первый тест, направленный на определение креативности, был разработан американским педагогом Т.Торренсом.
Концептуальные основы культурологического аспекта воспитания и развития творческих способностей содержат работы: А. И. Арнольдова, Ю. П. Азарова, А. С. Каргина, Н. К. Баклановой, Л. В. Даниловой, А. Д. Жаркова, С. Н. Иконниковой, В. С. Кузина, Т. И. Баклановой, А. Г. Михайлик, М. В. Махдинарова, Г. А. Праздникова, Ю. А. Стрельцова, Е. Ю. Стрельцовой, Т. Л. Якубовской и других. Этими авторами рассматриваются проблемы развития конкретных видов способностей (музыкальные, художественные, театральные, вокальные и др.), их диагностика и условия формирования. Большая часть работ исследует проблему подготовки педагогических кадров для учреждений культуры, имеются исследования, направленные на проблему подготовки студентов вузов культуры. Известны работы по изучению развития творческой активности детей на основе изучения этнохудожественных традиций различных регионов. Но, к сожалению, в большинстве исследований развитие творческой активности личности осуществляется в процессе освоения одного из видов традиционного искусства. Целостного же рассмотрения проблемы влияния традиционной художественной культуры на развитие творческой активности ребенка, а именно — определение социально-культурных условий развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности предпринято не было. Очевидно противоречие между объективной потребностью в определении психолого-педагогических условий развития творческих способностей детей и сложившимся уровнем решения этой проблемы на федеральном и региональном уровнях. В то же время необходимо признать недостаточное количество системных исследований, отражающих технологические условия развития различных компонентов творческих способностей детей на основе целостного подхода к изучению региональных традиций художественной культуры, что и повышает значимость работы, ориентированной на изучение психолого-педагогических процессов развития творческих способностей детей на основе внедрения этнохудожественных традиций.
В соответствии с этим в качестве объекта данного исследования выступает развитие творческих способностей личности в системе эстетического воспитания.
Предметом исследования являются социально-педагогический про ]цесс формирования творческих способностей детей в процессе этноху-дожественной деятельности.
Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования, которая предполагает, что этнохудожественное образование является эффективным средством формирования творческой активности личности ребенка при выполнении следующих условий:
— народная художественная культура рассматривается как основополагающий компонент преемственной системы художественного образования и эстетического воспитания детей;
— моделируется педагогическая ситуация, предполагающая самостоятельное решение детьми художественно — творческих задач на материале народной художественной культуры, а также обеспечение эмоционально-положительной атмосферы в процессе художественной деятельности и освоения материала традиционной художественной культуры;
— учитываются возрастные психические новообразования, способствующие творческой самоактуализации ребенка;
— реализуются вариативные формы учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений, обусловленные синкретизмом различных видов и жанров народного художественного творчества;
— формирование творческих способностей осуществляется как системно-организованный процесс, включающий совокупность этнохудожественных и творческих задач разного типа с использованием различных видов деятельности и ориентированный на расширение творческих возможности ребенка.
Целью исследования является определение социально-культурных условий развития творческой активности детей в процессе этнохудожест-венной деятельности.
Задачи исследования:
— систематизировать методологические подходы к развитию креативности детей в сфере народной художественной культуры;
— определить технологические механизмы реализации программ творческого развития личности на материале народной художественной культуры;
— разработать и экспериментально апробировать педагогическую систему развития творческой активности детей в процессе освоения народной художественной культуры;
— разработать методические рекомендации по развитию творческих способностей детей в системе этнохудожественного образования.
Методологическую основу исследования составили общепедагогические положения, положения современной психологии о личности, о закономерностях познавательных процессов, возрастная периодизация и ведущий вид деятельности. Вместе с тем, важное значение в рамках нашего исследования имеют работы, направленные на рассмотрение дидактических основ развития творческих способностей детей в русской этнопе-дагогике. Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных исследователей: Н. А. Бердяева, В. М. Бехтерева, Б. М. Выготского, Р. С. Немова, Я. А. Пономарева, Б. М. Теплова, П. К. Энгельмейера, Т. И. Баклановой, Т. Я. Шпикаловой, Г. Н. Волкова, Г. С. Виноградова и других.
Методика исследования включала комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Были использованы методы:
— теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, документов, методических разработок по проблеме исследованиясоциально-педагогический анализ;
— эмпирические: наблюдение, анализ творческой деятельности детей, тестирование креативности в экспериментальных группах и сравнение полученных результатов с контрольными группамисоциально-педагогический констатирующий эксперимент;
— анкетирование воспитателей и родителей в детских садах, в которых проводились исследования;
— формирующий эксперимент по развитию творческих способностей детей в детском саду.
Дзта.вер.црсть р^у^татр^с^едорздцд обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных объекту, задачам, логике исследования, организацией экспериментальной работы, мнением экспертов и специалистов, достаточностью материалов для полноценного количественного и качественного анализа собранных материалов. Репрезентативность эмпирического материала и относительно равные возможности экспериментальных и контрольных групп позволили осуществить сравнительный анализ полученных данных.
Организация исследования и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений и проводились в три этапа.
Этапы исследование:
1 этап (1997;1998) — теоретический анализ материала по проблеме. Проведение пилотажного эксперимента, направленного на апробацию и корректировку экспериментальной программы. Подготовка инструментария и проведение социологического опроса.
2 этап (1998;1999) — анализ результатов социологического исследования. Подготовка программы и инструментария формирующего эксперимента.
3 этап (1999;2001) — проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе, апробация полученных результатов. Разработка методических рекомендаций.
Барами исследования выступили детские сады № 44 г. Тамбова, №№ 1,26,29 г. Мичуринска, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина.
Научная.нздилна.и^^ заключаются в следующем:
— Обобщены и систематизированы положения народной педагогики и концепции этнопедагогики о методологических и технологических основах развития творческой активности личности в процессе этнохудоже-ственной деятельности;
— Рассмотрены особенности эволюции психолого-педагогических концепций развития творческих способностей детей (философских, социологических, эстетических, физиологических, психологических, педагогических и других);
— Выявлен социально-педагогический потенциал различных элементов видо-жанровой структуры народной культуры в процессе самоактуализации ребенка и развития компонентов творчества в художественной деятельности;
— Теоретически обоснована и экспериментально апробирована педагогическая система развития творческой активности личности в процессе этнохудожественной деятельности;
— Разработана технология психолого-педагогической диагностики процессов развития творческих способностей детей, основанная на материале традиционной художественной культуры.
Практическая значимость состоит в том, что предложена и апробирована модель развития креативности у детей дошкольного возраста на дидактической основе народной художественной культуры. Результаты исследования внедрены в учебный процесс дошкольных учреждений г. Мичуринска и г. Тамбова, Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. Разработаны методические рекомендации по внедрению этнохудожественных традиций в современный учебный процесс дошкольного воспитания.
Материалы исследования и методические рекомендации могут быть использованы:
— в учебно-воспитательном процессе дошкольного, среднего общего и дополнительного, среднего и высшего профессионального этнохудожественного образования;
— в практике семейного этнохудожественного воспитания;
— при разработке педагогических систем и содержания этнохудожественных образовательных программ воспитания на региональном уровне;
— в работе центров развития и социально-психологической адаптации детей при диагностическом обследовании ребенка;
— в системе переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы культуры и образования.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Внедрены в учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждений г. Тамбова и г. Мичуринска и учебные курсы «Теория и история народной художественной культуры», «Психология творчества», «Методика преподавания народной художественной культуры», «Методика педагогического руководства художественным коллективом» на факультете культуры и искусств ТГУ им. Г. Р. Державина.
Результаты исследования обсуждались на научной конференции «Державинские чтения», конференции молодых ученых в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина (1997;2000 гг.), межвузовской конференции «Духовное творчество народа: проблемы изучения и актуализации», (апрель 2000 г.), межвузовской научно-практической конференции «Танцевальный фольклор: проблемы сохранения» (октябрь 2000 г.), второй международной научно-практической конференции «Творчество как фактор воспитания личности» (май 2001 г.), региональной научно-практической конференции молодых ученых «Социально-педагогические проблемы развития культуры региона» (май 2001).
Однцвцые прдожения, аащрту.:
1. Положение о принципах развития творческой активности личности ребенка, базирующихся на положениях народной педагогики и этно-педагогики, включающих: традиционализм, преемственность, формирование мастерства, диалектического единства индивидуального и коллективного в творческой деятельности, импровизационности или вариативности, системного перехода от простого к сложному, доступности и стремления к самостоятельной деятельности на основе синкретизма в художественной деятельности, прослеживающихся в народном искусстве и фольклоре, оказывающих воздействие на формирование и развитие творческого потенциала ребенка.
2. Положение о социально-педагогических условиях разработки и реализации педагогической системы развития творческой активности детей в процессе освоения народной художественной культуры, включающих:
— введение в структуру учебного плана специальных программ и учебных курсов, связанных с освоением традиционной художественной культуры,.
— организацию системы взаимодействия между учебными заведениями и семьей,.
— адаптацию и внедрение в структуру учебно-воспитательного процесса авторской педагогической модели развития творческой активности детей на материале региональных традиций народной художественной культуры,.
— внесение дополнений в содержание подготовки специалистов этно-культурологов, а также создание профильной системы переподготовки кадров работников образовательных учреждений, создание системы методического обеспечения внедрения программ этнохудожественного воспитания,.
— разработку и рецензирование планов-конспектов комплексных занятий по развитию творческой активности детей в процессе этнохудоже-ственной деятельности;
— целенаправленное развитие патриотических чувств и формирование уважения и любви к традициям родного края,.
— формирование педагогически ценных личностных качеств, в том числе: активности, целеустремленности, самостоятельности, усидчивости и т. д.,.
— стимулирование формирования профессиональной направленности педагогов по развитию творческой активности детей в процессе этноху-дожественной деятельности, реализация комплекса мер по гармоничному (духовно-нравственному, интеллектуальному, физическому и т. п.) развитию личности ребенка в процессе освоения традиционной народной художественной культуры;
— проведение систематического мониторинга процесса развития творческой активности детей, обеспечение эмоционально-положительной атмосферы в процессе художественной деятельности и освоения материала традиционной художественной культуры,.
— развитие компонентов творческой активности детей в процессе творческой деятельности, таких, как: восприятие, внимание, мышление, воображение, память, общая и тонкая моторика и т. д.;
— разработку и внедрение комплекса учебных пособий, -создание системы методических пособий и дидактических материалов,.
— оказание консультативной помощи родителям в работе по этноху-дожественному воспитанию детей,.
— разработка рабочих тетрадей по развитию творческой активности детей в системе этнохудожественного воспитания,.
— систематическое проведение конференций, семинаров, показательных открытых занятий, мастер-классов и других форм методического обеспечения.
3. Положение о перспективах развития этнохудожественного образования, ориентированного на самоактуализацию ребенка и совершенствования его творческих способностей в различных компонентах художественной деятельности на основе традиционной культуры, предполагающие:
— сохранение этнопедагогических традиций семейного художественного воспитания;
— развитие информационной базы общего и дополнительного этнохудожественного образования;
— усиление взаимодействия в системе «Семья-образовательные учреждения» и оказания целенаправленной помощи родителям;
— создание систем профильного дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров работников сферы культуры.
4. Положение о целях, задачах, технологии и содержании целостной педагогической системы развития творческой активности детей в процессе освоения народной художественной культуры, главными ориентирами которой является комплексное развитие системы критериев, компонентов, параметров, факторов, параметров креативности в воспитательно-образовательном процессе.
Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными целями и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Литература
включает 143 источника, 4 приложения.
Выводы по 2 главе.
Проведенный анализ результатов социально-педагогического эксперимента позволил сделать следующие выводы:
— Народная художественная культура выступает как основополагающий фактор этнопедагогического воспитания и развития на современном этапе, а именно при формировании и развитии творческих способностей дошкольников;
— Предложенная научно-обоснованная и апробированная социально-педагогическая модель внедрения региональных программ развития творческих способностей детей выступает как целенаправленный процесс в системе этнохудожественного образования;
— Формирование творческой активности детей осуществляется на основе комплексного воздействия на развитие компонентов творческой деятельности;
Данная система педагогического процесса развития творческой активности способна выступать в качестве основы для внедрения в учреждения культуры и образования и в других регионах;
— В ходе проведения анализа результатов социально-педагогического эксперимента выявилась необходимость в подготовке педагогических кадров по этнохудожественному воспитанию детей и проведения курсов по повышению квалификации для работников дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования;
— Внедрение региональной педагогической модели предусматривает целенаправленную работу с родителями по ведущим направлениям этнохудожественного воспитания детей дошкольного возраста в семье- -Современное состояние методического обеспечения специалистов дошкольных учреждений по проблеме формирования креативных способностей детей дошкольного возраста на основе ознакомления со сферой традиционной этнохудожественной культуры предусматривает разработку учебно-методического пособия по проблеме данного диссертационного исследования.
— Проведенный анализ результатов социально-педагогического эксперимента позволяет утверждать о дееспособности выдвинутых в начале исследования положений о влиянии традиционной энохудожественной культуры на формирование и развитие креативных способностей детей дошкольного возраста.
Заключение
.
В соответствии с завершением проводимого нами исследования, необходимо выделить ряд наиболее существенных аспектов диссертации.
1) Осуществлен ретроспективный анализ работ, посвященных определению дидактических основ народной педагогики и русской этнопеда-гогики, на основе которого выявлены и систематизированы дидактические подходы целенаправленного развития творческих способностей детей. В соответствии с основными положениями, сформулированными в сознании народа и нашедшими отражение в устном народном творчестве и этнопе-дагогических исследованиях, ведущими дидактическими принципами развития творческих способностей детей являются:
— преемственности в художественном творчестве, в соответствии с которым передача знаний, навыков и умений в период ученичества ориентируется на авторитет и эстетические идеалы предшествующих поколений, устойчивость основных элементов;
— традиционализма, который предполагает внедрение наиболее ценного, весомого, значимого из художественного опыта народа с непременной опорой на образную сферу, стиль исполнения, выступающих в качестве инструментария творческого процесса;
— единства индивидуального и коллективного в творческой деятельности, которое выступает как диалектическое единство различных форм деятельности, в котором эти формы выступают как взаимодополняющее целое, где индивидуальное становится непременным фактором творческого развития личности, и, в свою очередь, развивается за счет опыта, приобретенного в коллективной художественной деятельности;
— ориентации учебного процесса на достижение мастерства, согласно которому работа детей с различными материалами осуществляется с учетом особенностей локальной эстетической системы и технологий, в которой творил народный мастер;
— импровизационности или вариативности, который находит отражение в необычном использовании традиционных материалов, во введении новых орнаментальных элементов, как способа преобразования и трансформации художественного образа;
— понимания и творческого отношения к прекрасному, который рассматривается нами как умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, в повседневном труде, в повседневных человеческих отношениях;
— эмоционально-положительного отношения к творческому процессу, согласно которому с иомощью воздействия на эмоциональную сферу ребенка стимулируется развитие интересов, склонностей, направлености личности и мотивации;
— доступности, согласно которому ведение новых элементов знаний, навыков и умений в процессе обучения осуществляется с учетом возрастных индивидуальных особенностей личности ребенка;
— наглядности, который предполагает освоение необходимых знаний, умений и навыков на основе демонстрации образцов традиционного искусства, характерных для данной местности;
— синкретизма в содержании и технологии художественной деятельности, в рамках которого обучение детей осуществляется на основе комплексного использования элементов видо-жанровой структуры фольклора;
— самодеятельности или стремления к самостоятельному творчеству, согласно которому значимыми характеристиками художественной деятельности ребенка являются самостоятельность, активность, внесение индивидуальных черт в творческий процесс;
— стимулирования оценки и самооценки результатов творческой деятельности, согласно которому в процессе этнохудожественного образования развиваются навыки ценностного отношения и эстетическое суждение, предполагающее четкое формулирование эстетических оценочных суждений по отношению к произведениям народного искусства- - системного перехода от простого к сложному, предполагающего дидактическую последовательность в творческих заданиях, адекватную процессу накопления необходимых знаний, умений и навыков.
Осуществление данных принципов в этнопедагогике, по нашему мнению, проходило в повседневной, коммуникативной, трудовой и игровой деятельности. В качестве средства выступало народное искусство во всем многообразии его проявлении.
Комплекс этих принципов выступает как основной компонент целостного педагогического процесса в системе этнохудожественного образования детей.
2) Исследованы процессы эволюции концепций психолого-педагогических подходов развития творческой активности личности, включающие следующие научные подходы: а) философский, трактующий творчество как прирост, прибавление, создание нового, ранее не существовавшего в реальностиб) социологический, определяющий творчество как общественное явление, социальная сущность которого заключается в создании общественно необходимых и полезных ценностейв) эстетический, трактующий творчество как средство самовыражения, самореализации сущностных сил, развития личности в целомг) физиологический, рассматривающий творчество как результат продуктивной деятельности мозгад) психологический, определяющий творчество как особый психический процесс, как соотношение сознательной и бессознательной функции психики, направленной на создание чего-либо нового, как выход за пределы уже имеющихся знаний при способности отказаться от стереотипае) педагогический, понимает творчество как всесторонне развитые духовные силы ребенка и стимулирование его самореализации.
Компоненты развития творческих способностей детей, в качестве которых рассмотрены: восприятие, внимание, мышление, воображение, память и общеинтеллектуальное развитие детей. Эффективным механизмом формирования творческого потенциала личности ребенка выступают игровые технологии и включение детей в различные виды художественной деятельности.
3) Проанализирован педагогический потенциал, а также определены условия и возможности использования различных элементов народной культуры в процессе самоактуализации ребенка и развития компонентов художественно-творческой деятельности. На основе проведенного анализа выявлены особенности элементов народной художественной культуры, способных оказать непосредственное воздействие на формирование духо-овности, нравственных, патриотических и других социально-значимых личностных качеств детей, а также на формирование художественного вкуса ребенка и, в то же время, на развитие компонентов творческих способностей детей. Народная художественная культура выступает как креа-тогенный фактор процесса этнохудожественного образования.
4) Разработана и экспериментально апробирована педагогическая система развития творческой активности детей в процессе освоения народной художественной культуры, которая представляет собой процесс комплексного развития системы критериев, компонентов, факторов, параметров креативности детей.
Под критериями понимается эффективность овладения знаниями, навыками и умениями и умение применять их в практической деятельности, способность к анализу и обнаружению скрытых взаимосвязей и зависимостей, настойчивость в учебной деятельности или практических формах работы и, наконец, проявление умения оценить как процесс работы, так и ее результат.
В качестве компонентов выступают: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, и общеинтеллектуальное развитие детей в сфере народной художественной культуры.
Под факторами понимается: потребность в достижении успеха, произвольность познавательных процессов, наличие необходимых волевых качеств личности у детей.
В основе параметров уровня креативности определены: ревалентная мотивация ребенка к приобретаемым знаниям и практическим формам творческой деятельности, координация и регуляция педагогом действий детей в процессе выполнения задания, тщательность, динамика и когнитивная организация действиями ребенка в процессе творческой деятельности.
Разработана тестовая технология психолого-педагогической диагностики процессов развития креативности ребенка на материале традиционной художественной культуры.
В основу экспериментальной программы была положена авторская программа «Родники», предусматривающая комплексное изучение региональной культуры. Специфика программы заключается в развитии творческих способностей детей средствами народной культуры. В программе отражается динамика развития творческих способностей ребенка от простейших откликов на объясняемый дидактический материал до целостного восприятия культуры родного края, творческого подхода к образцам народного творчества. Построение занятий предусматривает интетграцию отдельных видов художественно-творческой деятельности в единое целое.
В ходе экспериментального исследования были реализованы поставленные цели, задачи, технологии, отражающие содержание целостной педагогической системы развития творческой активности детей в процессе освоения народной художественной культуры. Анализ результатов формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности социально-педагогической модели и позволил выявить условия разработки и реализации программ развития творческой активности детей в процессе этнохудожественного образования. Внедрение социально-педагогической системы должно быть ориентировано на развитие самоактуализации ребенка и совершенствования его творческих способностей в различных компонентах художественной деятельности на основе традиционной культуры.
Важнейшим направлением в реализации программ развития творческой активности детей в системе этнохудожественного образования выступает целенаправленная работа с родителями в системе «Семья-дошкольные учреждения», которая предусматривает усиление взаимодействия и оказания целенаправленной помощи родителям, а также развитие этнопе-дагогических семейных традиций в системе этнохудожественного образования.
В то же время, реальное состояние учебно-методической базы этнохудожественного воспитания требует акцентирования внимания педагогов на развитие информационной базы этнохудожественного образования, что предусматривает разработку программ, учебно-методических пособий, дидактических материалов, рекомендаций и т. д., в которых рассматриваются конкретные элементы, формы и содержание учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческих способностей детей и самоактуализации ребенка в художественной деятельности на основе традиционной культуры.
Перспективы реализации программ этнохудожественного образования требуют также создание систем дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров в сфере культуры и образования. Подготовка специалистов в средних и высших профессиональных учебных заведениях должна предусматривать освоение профильных специальных курсов, целью которых выступает изучение компонентов и технологий целенаправленного процесса творческого развития в системе этнохудожественного образования и воспитания.
Дальнейшее изучение поставленной в данной работе проблемы развития творческой активности детей в системе этнохудожественного образования, ориентированного на самоактуализацию ребенка и совершенствования его творческих способностей в различных компонентах художественной деятельности на основе традиционной культуры, может быть продолжено на основе полидисциплинарного подхода, интегрирующего инновационные разработки в области: возрастной педагогики и психологиипсихологии художественного творчестватеории и практики этнохудожественного образования и воспитания.