Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические аспекты аутодеструктивного поведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работах Л. Фестингера о когнитивном диссонансе (244, 245), Ф. Хайдера о сбалансированных и несбалансированных структурах, К. Осгуда и П. Танненбаума о конгруэнтности, М. Розенберга об аффективно-познавательной согласованности, Т. Ньюкома о коммуникативных актах, ^ описывается побудительная роль рассогласований, противоречий любого типа I перцептивных, эмоциональных, познавательных… Читать ещё >

Содержание

  • страница
  • ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 1. 1. ПОНЯТИЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 1. 2. АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СОЦИУМЕ
    • 1. 3. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 1. 4. ФАКТОРЫ РИСКА АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 1. 5. КОГНИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД И АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
    • 1. 6. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
    • 1. 7. АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И АУТИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 8. АУТИЗМ И АДЦИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
    • 1. 9. ПСИХОЛОГИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
  • ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 2. 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СУИЦИДАХ
    • 2. 2. ОБЪЕДИНЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СУИЦИДАЛЬНЫХ АКЦИЙ М. ФАРБЕРА (M.L.FARBER)
    • 2. 3. МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 2. 4. ТЕОРИИ СУИЦИДОВ
    • 2. 5. СУИЦИДЫ ПРИ ДЕПРЕССИВНОМ СОСТОЯНИИ
  • ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 3. 1. КЛАССИФИКАЦИЯ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 3. 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
    • 3. 3. ЗНАЧЕНИЕ МАЛЫХ ГРУПП ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 3. 4. ОБЪЕДИНЕНИЯ АУТОДЕСТРУКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
    • 3. 5. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
    • 3. 6. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСТИННОСТИ СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОПЫТОК
    • 3. 7. ПРЕСУИЦИДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
    • 3. 8. ТИПОЛОГИЯ ПОСТСУИЦИДАЛЬНОГО ПЕРИОДА
    • 3. 9. МОТИВАЦИЯ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 3. 10. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ КАК ПРЕДИКТОР АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 3. 11. СТРЕМЛЕНИЕ К ЭНТРОПИИ — ОСНОВА АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 3. 12. ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГО ОПЫТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 3. 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ С АУТОДЕСТРУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
    • 3. 14. МНОГОФАКТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 3. 15. МИННЕСОТСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ПЕРЕЧЕН
    • 3. 16. АНАЛИЗ ПРОЕКТИВНОГО ТЕСТА НЕПРОИЗВОЛЬНОГО РИСУНКА ПО МЕТОДИКЕ ДЖОАНЫ ТОРРЕЙ
    • 3. 17. ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК К. ЛЕОНГАРДА
    • 3. 18. ФРУСТРАЦИОННАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПО МЕТОДИКЕ РОЗЕНЦВЕЙГА
    • 3. 19. ШКАЛА САМООЦЕНКИ ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН
    • I. 3.20. ШКАЛА ДЕПРЕССИИ ГАМИЛЬТОНА
      • 3. 21. ШКАЛА СИТУАЦИОННОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОГИ Ч.Д. СПИЛБЕРГЕРА
      • 3. 22. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
      • 3. 23. МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
      • 3. 24. ХАРАКТЕРИСТИКА АУТИЗМА ПРИ АУТОДЕСТРУКТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ
      • 3. 25. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБСЛЕДУЕМЫХ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
      • 3. 26. ПСИХОТЕРАПИЯ ЛИЦ С АУТОДЕСТРУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
      • 3. 27. РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА
      • 3. 28. РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТ
  • ВЫВОДЫ

Социально-психологические аспекты аутодеструктивного поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность работы. Проблема изучения отношения человека к явлениям, таящим в себе реальную или потенциальную опасность для его жизни, волнует человечество с древних времен, однако до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире совершается 500 тысяч самоубийств и около 5 миллионов покушений на самоубийство (233). Суицид является восьмой по счету причиной смерти в мире. Для подростков в возрасте от 15 до 20 лет самоубийство является третьей по счету причиной смерти после несчастных случаев и убийств. По данным Организации объединенных наций, число завершенных самоубийств от 10 на 100 000 населения в Испании, Италии, Нидерландах и Египте до 25 на 100 000 в Скандинавии, Швейцарии, Австрии, Японии и странах Восточной Европы, в том числе Россииособняком стоят в этом ряду ФРГ и Венгрия — соответственно 43 и 45 случаев на 100 000 населения.

Число попыток самоубийства (с реальными целями, либо демонстративных) у взрослых превышает количество завершенных суицидов в 6−10 раз, а у подростков старше 12 лет — в 50−100 раз (93). 30% аутоагрессоров предпринимают повторные суицидальные действия (критический периодпервые 3 месяца после первой попытки), а 1% в конце концов завершают суицид.

Самоубийства тесно связаны с наркотизацией, алкоголизацией и злоупотреблением лекарственными препаратами. Суицидальные попытки у больных алкоголизмом наблюдаются в 40−60% случаев, что свидетельствует о том, что каждый второй больной алкоголизмом совершает какой-либо акт аутоагрессии. Согласно литературным данным, 25% больных опийной и 42% барбитуровой наркоманией кончают жизнь самоубийством (58).

В России в зависимости от региона, от 0,5 до 1% населения страдают наркоманией. В США в 1962 году периодически употребляли наркотики 4% населения, к 2000 году эта цифра выросла в двенадцать раз. Таким образом, каждый третий американец, так или иначе, соприкасается с наркотиками. Наркомания ведет к быстрому формированию выраженной психофизической зависимости, развитию толерантности, достигающей значительной степени и требующей все более высоких доз. Возникают тяжелые медико-социальные последствия: общее одряхление организма, локальные и системные хронические инфекции, стойкие изменения психики (эмоциональное огрубение, падение продуктивной умственной деятельности, извращение морально-этических установок), снижение профессиональных навыков, утрата семейных связей, и, наконец, частые правонарушения. Продолжительность жизни больных наркоманией сокращается в среднем на 20−25 лет.

Аутодеструктивное поведение в виде самоповреждений характерно для больных наркоманией. Потребность в наркотическом веществе изменяет психологические установки, аутодеструктивность у больных наркоманией связана с невозможностью удовлетворения потребностей в наркотическом веществе. Самоповреждения купируют состояние дискомфорта, возбужденность, взволнованность. Кроме того, за счет кровопотери усиливается действие наркотических веществ. Локализация и глубина повреждений при наркоманиях не являются опасными для жизни.

Выделяются формы аутодеструктивного поведения, при которых описанное З. Фрейдом неосознанное стремление к смерти реализуется в социально одобряемых и общественно полезных действиях. Поведение в этих случаях носит характер «жертвенности» или риска ради других людей. Такими моделями поведения являются выбор профессий, связанных с опасностью для жизни и рискованных видов спорта.

Аутодеструктивное поведение может формироваться в результате противоречия между знанием о собственной жизни и представлением о смерти, то есть при возникновении когнитивного диссонанса.

В развитии аутодеструктивного поведения большую роль играют личностные особенности: с одной стороны, они являются психологическим фоном, на котором развиваются данные формы поведения, а с другойпроисходит их значительное изменение при аутодеструктивном поведении. Психологические особенности определяют прогноз аутодеструктивного поведения. В то же время роль личности в формировании аутодеструктивного поведения изучена недостаточно, основные работы по его изучению касаются различных клинических проявлений.

Социальное значение аутодеструктивного поведения имеет несколько аспектов: во-первых, эпидемическое распространение аутодеструктивных тенденций в России ставит такое поведение в разряд общесоциальных проблемво-вторых, групповые способы воздействия, такие как заражение (в том числе эмоциональное), внушение, подражание, феномен группового давления на индивида значительно усиливают аутодеструктивное поведение, способствуют более глубокой деструкции личностив-третьих, аутодеструктивное поведение тесно коррелирует с социально-психологической дезадаптацией личностив-четвертых, за счет эффекта стереотипизации единичные случаи аутодеструктивного поведения приписываются всей социальной группе в целом («вся молодежь — наркоманы», «все грузчики — алкоголики»), в пятых, дебют аутодеструктивного поведения, а зачастую и его реализация происходят в различных социальных группах.

Вышеизложенные особенности аутодеструктивного поведения, наибольшая встречаемость его в возрастных группах, характеризующихся максимальной активностью в трудовом, творческом, социальном и биологическом аспектах, частое взаимосочетание различных его форм, ведущее к снижению трудоспособности, повышению уровня инвалидности и смертности, ущерб здоровью общества, его экономике и общественному правопорядку ставят аутодеструктивное поведение в ряд актуальных проблем психологии, медицины и юриспруденции, и одновременно создают необходимость исследования данного феномена.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Наибольшее количество работ по проблемам аутодеструктивного поведения посвящено только отдельным его формам и не пытаются определить их взаимосвязи и закономерности, присущие данному феномену как единому целому. Первое определение суицида было дано Э. Дюркгеймом (71), классификацию суицидальных акций предложил M.L.Farber (242). Теоретические основы суицид ологии заложили J-E-D.Esquirol (241), K.A.Menninger (249, 250), A. Beck (236), З. Фрейд (202−204). Подавляющее большинство работ по суицидам носит конкретный характер и направлено на выявление взаимосвязи его с демографическими, социологическими, психиатрическими характеристиками суицидентов. В ряде работ прослеживается зависимость самоубийств от генетической предрасположенности, биохимических и физиологических факторов, климата, сезонности. Эти проблемы освещены в работах Н. В. Агазаде (48), А. Г. Амбрумовой (6−9), Х. А. Гасанова (50), Л. С. Лазарашвили, И. И. Лукомского (121), И. В. Поляковой (143), Е. Г. Трайниной (65).

Первые сведения о вредном влиянии наркотиков на организм появились в начале XIX века, а к его завершению стало формироваться понятие наркомании. При изучении картины наркоманий наибольшее внимание уделяется клиническим и морфофункциональным изменениям, особенности же личности, психологический фон, способствующий развитию наркомании и изменения личности в связи с приемом наркотиков разработаны недостаточно. Проблемам наркоманий посвящены работы Э. А. Бабаяна (19, 20),.

B.С.Битенского (30, 117), В. В. Гульдан (61), А. Е. Личко (117), Г. Я. Лукачера (119), И. Н. Пятницкой (162), П. И. Сидорова (180). Однако многие из них не учитывают особенности современного положения проблемы: преобладание в структуре наркоманий злоупотребления несколькими препаратами, широкое распространение в настоящее время в России героиновой и эфедроновой наркомании, появление новых синтетических препаратов (например, экстези), злоупотребление, в основном, кустарно приготовляемыми препаратами, отличающимися высокой токсичностью, омоложение контингента употребляющих.

О широком злоупотреблении алкоголем в античном мире указывается в работах Геродота (53). Б. Сенека в начале первого века писал, что пьянство является состоянием безумия, целенаправленно вызванным (178). Всемирную известность получили работы по алкоголизму отечественного психиатра.

C.С.Корсакова (98). Описание алкоголизма, хотя часто и включает психологические особенности, но все-таки акцентируется на описании соматических нарушений, связанных с токсическим действием алкоголя, повреждающим головной мозг и периферические нервы. Современная концепция алкоголизма связана с именами Вэксберга, Аамарка, С. Г. Жислина (81), Р.Вилльямса. Даже в работах последних лет результаты не учитывают складывающихся тенденций: все более широкого распространения женского алкоголизма, снижение среднего возраста формирования II и III стадий болезни.

В своих работах З. Фрейд (202−204) указывал на неслучайный выбор людьми опасных для жизни профессий и видов спорта. Он показал, что этот выбор осуществляется людьми с определенными психологическими характеристиками.

В работах Л. Фестингера о когнитивном диссонансе (244, 245), Ф. Хайдера о сбалансированных и несбалансированных структурах, К. Осгуда и П. Танненбаума о конгруэнтности, М. Розенберга об аффективно-познавательной согласованности, Т. Ньюкома о коммуникативных актах, ^ описывается побудительная роль рассогласований, противоречий любого типа I перцептивных, эмоциональных, познавательных, поведенческих), приводящих к разнообразным изменениям поведения индивидуума. Ощущение несоответствий в познавательных структурах индивидуума вызывает у него психологический дискомфорт и рождает тенденцию перестроить эти структуры с тем, чтобы достичь соответствия. ! При психологическом обследовании отдельных форм аутодеструктивного поведения обычно рассматривается корреляция между психологическими характеристиками и внепсихологическими данными, с одной стороны, и вероятностью развития или формирования аутодеструктивных проявлений с * другой. Это приводит к замещению сущностной, причинно-следственной связи, раскрывающей природу явления корреляцией между признаками. При этом в качестве конечной цели ставится воспроизведение наиболее полной и статистически достоверной картины внешних проявлений (фенотипа) при принципиальном игнорировании проблемы его причинно-следственных связей. Такой подход определяет поиск релевантных формам аутодеструктивного поведения факторов, исходя из общей концепции относительно детерминант и генеза, в областях, определяемых данной концепцией. При этом выделенные факторы не обладают самоценностью, а получают значение внутри иерархизированной системы, элементы которой связаны отношениями сущностных зависимостей.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объектом исследования является личность с ярко выраженными проявлениями аутодеструктивного поведения в системе социальных отношений. В ходе основного этапа обследовано 112 человек с различными формами аутодеструктивного поведения: попытками совершения суицидальных акций (22 человека), злоупотреблением опиоидами (14 человек) и эфедроном (10 человек) с диагностированной II стадией наркомании в период абстинентного состояния, больные II и III стадиями алкоголизма (36 человек), предпочитающие рискованные виды спорта (альпинисты-профессионалы с продолжительностью занятий данным видом спорта более 5 лет — 16 человек), выбравшие профессию, сопряженную с опасностью для жизни (спасатели Министерства по чрезвычайным ситуациям со стажем работы по профессии более 5 лет — 14 человек). Возраст обследуемых от 18 до 47 лет, средний возраст — 32,3 года. Мужчин в обследуемой группе 69, женщин 43.

Контролем служили 96 здоровых социально адаптированных человекврачей и студентов медицинских учебных заведений. Возраст представителей контрольной группы от 19 до 45 лет, средний возраст 29,6 лет. Мужчин в контрольной группе 53, женщин 42.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Индивидуально-психологические и групповые особенности, характерные для аутодеструктивного поведения.

ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Мы предполагаем существование специфического симптомокомплексааутодеструктивного поведения, которое определяется неосознанным стремлением к смерти и реализуется в виде суицидальных действий, наркоманий, алкоголизма, стремлением к выбору профессий и видов спорта, связанных с риском для жизни.

2. Аутодеструктивное поведение направлено на ослабление когнитивного диссонанса между собственной «гипотезой бессмертия» и знанием о неизбежности смерти как биологической закономерности.

3. Различные формы аутодеструктивного поведения характеризуются общностью причинно-следственных связей и реализуются у людей с типичными личностными особенностями — «стигмами аутодеструкции».

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Изучение и описание феномена аутодеструктивного поведения личности с социально-психологической точки зрения.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Анализ научной литературы по проблеме аутодеструктивного поведения.

2. Обобщение многогранного эмпирического материала, накопленного автором в процессе непосредственного исследования аутодеструктивного поведения. Определение понятия и характерных признаков аутодеструктивного поведения.

3. Раскрытие содержания групповых норм, связанных с аутодеструктивным поведением. Исследование особенностей трансформации личности, ее ценностных ориентаций в группах с аутодеструктивным поведением. Конкретное исследование форм и проявлений аутодеструктивного поведения, теоретическое воспроизведение и оценка механизмов действия деформирующих факторов.

4. Выявление и анализ индивидуально психологических и личностных особенностей, на фоне которых с достоверной вероятностью реализуются формы аутодеструктивного поведения. Определение особенностей, отличающих психологическую сферу обследуемых от сферы здоровых людей.

5. Анализ роли микросоциальных условий жизни, предрасполагающих к развитию аутодеструктивного поведения.

6. Определение направления психокоррегирующей терапии.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Теоретические: комплексный анализ научной литературы по психологии, медицине, социологии и другим областям и ее обобщение;

2. Эмпирические: включенного наблюдения, психодиагностические методики (Миннесотский многопрофильный личностный перечень, многофакторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (форма С), проективный тест непроизвольного рисунка по методике Джоаны Торрей, характерологический опросник К. Леонгарда, шкала ситуационной и личностной тревоги Ч. Д. Спилбергера, шкала депрессии Гамильтона, метод самооценки Дембо-Рубинштейн, комплекс методик для исследования отношения к смерти и самоактуализации), интервью, биографический (анализ жизненного пути, личных документов, писем, продуктов деятельности);

3. Клинико-психопатологический: оценка психического статуса с целью исключения психической патологии;

4. Логический: теоретическая реконструкция соотношения разных психологических характеристик личности, структурирование этого многообразия, выявление общих типологических черт;

5. Экспертных оценок: оценка врачами-психиатрами полученных данных с целью их объективизации.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Аутодеструктивное поведение является специфическим симптомокомплексом, возникающим как следствие рассоглассованности системы знаний человека о собственной жизни и смерти («когнитивного диссонанса»).

2. Различные формы аутодеструктивного поведения развиваются на определенном характерологическом фоне, психологические особенности и акцентуации личности создают предпосылки для их формирования. С этим связана высокая частота сочетаемости нескольких форм аутодеструктивного поведения у одного человека.

3. Совокупность факторов, определяющих риск аутодеструктивного поведения, представляет собой динамическую систему, имеющую два полюса: на одном — неполноценность контактных систем, неадекватная самооценка, утрата ценности жизни, на другом — наличие эмоциональных привязанностей, представление о неприемлемости деструктивного поведения в социуме. Величина риска аутодеструктивного поведения находится в линейной зависимости от количества и выраженности указанных выше признаков.

4. Аутодеструктивное поведение приводит к дезадаптации личности, тяжелым медико-социальным последствиям: общему одряхлению организма, стойким изменениям психики, снижению профессиональных навыков, утрате семейных связей, сокращению продолжительности жизни.

5. Аутистическое поведение является вариантом аутодеструктивного поведения, приводящим к недостаточной социальной стимуляции, сенсорной депривации, при этом происходит компенсаторное усиление пассивного воображения с предполагаемой реализацией неудовлетворенных желаний.

6. В деструкции личности, кроме непосредственно воздействующего фактора, огромную роль играет микросреда («групповая деструкция»). Групповая деструкция протекает быстрее и прогностически неблагоприятнее, чем индивидуальная.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Проведено исследование, позволившее описать феномен аутодеструктивного поведения. Предложена классификация аутодеструктивного поведения и выявлены характерные для него признаки.

2. Рассмотрена сущность, содержание и динамика' аутодеструктивного поведения с социально-психологической точки зрения.

3. Применены психодиагностические методики, позволившие получить эмпирические факты и закономерности, характерные для аутодеструктивного поведения.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены систематическим подходом к описанию и изучению объекта исследования, строгой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями осуществляемого исследования, реализацией современных методов исследования и обработки материалов, репрезентативностью выборочных совокупностей и апробацией результатов исследования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

В ходе данной работы произведено обобщение литературных данных и эмпирического материала, полученного автором при изучении аутодеструктивного поведения.

Результаты исследования используются при организации психологического консультирования суицидентов, больных наркоманией и алкоголизмом, в кризисных центрах и кабинетах психологической помощи для раннего выявления, профилактики и коррекции последствий различных форм аутодеструктивного поведения.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

С 1996 года полученные результаты и данные по инициативе автора используются в наркологических кабинетах и кабинетах психологической помощи. Были разработаны и проводились лекции и занятия по профилактике различных форм аутодеструктивного поведения с наркологами, психотерапевтами, психологами и психиатрами. В течение нескольких лет автор пропагандирует и распространяет знания по данной проблеме на различных конференциях.

Основные положения диссертации, результаты исследования неоднократно докладывались и обсуждались на семинарах, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях: «Школа Ананьева — психологии будущего» (Санкт-Петербург, 1997), «Актуальные проблемы внутренней медицины и стоматологии» (Санкт-Петербург, 1997, работа была награждена дипломом Совета научного общества СПбГМУ), XLV итоговой студенческой научной конференции СНО ММСИ в рамках фестиваля.

Студенческая медицинская наука-97″ (Москва, 1997, награждена дипломом II степени), Республиканской молодежной научной конференции «Вопросы теоретической и практической медицины» (Уфа, 1998), Всероссийской конференции «Фундаментальные науки и прогресс клинической медицины» (Москва, 1998, награждена дипломом), Международной конференции «Einige fragen auf dem gebeit der infektionspathologie» (Sankt-Petersburg, 1998, награждена дипломом конференции), XLVI итоговой студенческой научной конференции СНО ММСИ в рамках фестиваля «Студенческая медицинская наука-98» (Москва, 1998, награждена дипломом I степени), Научно-практической конференции «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 1998), Юбилейной конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 200-летию Военно-медицинской академии (Санкт-Петербург, 1998), Международной междисциплинарной конференции «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы» (Санкт-Петербург, 1998), Конференции «Актуальные вопросы современной медицины» (Санкт-Петербург, 1998, награждена дипломом I степени), Конференции «Актуальные проблемы современного юношества» (Москва, 1999), Республиканской молодежной научной конференции «Вопросы теоретической и практической медицины» (на английском языке, Уфа, 1999), XLV межвузовской научной конференции (Тверь, 1999, награждена дипломом за лучшую работу на терапевтической секции), Республиканской научной конференции студентов и молодых ученых России (Самара, 1999, награждена почетной грамотой за высокий уровень представленного доклада), 53-й итоговой научной конференции Ростовского государственного медицинского университета (Ростов-на-Дону, 1999), XLVII итоговой студенческой научной конференции СНО ММСИ в рамках фестиваля «Студенческая медицинская наука-99» (Москва, 1999, награждена дипломом II степени), Конференции «Психология психических состояний (Казань, 1999), Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 1999), Российской медико-биологической конференции молодых исследователей «Человек и здоровье» (Санкт-Петербург, 1999), Конференции «Проблемы теории и практики укрепления общественного и индивидуального здоровья в современных условиях» (Санкт-Петербург, 1999), Конференции «Социально-психологические проблемы образования: ценностно-мотивационный аспект» (Казань, 1999), Международной междисциплинарной конференции «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы» (Санкт-Петербург, 1999), Научно-практической конференции «Предупреждение самоубийств среди военнослужащих» офицерского состава Казанского филиала Челябинского танкового института, Конференции «Психология и эргономика» (Тверь, 1999), Конференции «Студенческая наука-99» (Санкт-Петербург, 1999), Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов» (Москва, 2000), Международной конференции «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2000), VI итоговой открытой научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Молодежь и медицинская наука на пороге XXI века (Киров, 2000), 56-й итоговой научной конференции (Хабаровск, 2000), Пироговской межвузовской научной конференции студентов и молодых ученых (Москва, 2000, награждена дипломом II степени), Конференции «Психология психических состояний» (Набережные челны, 2001).

Апробация работы проводилась на заседаниях Отделения практической психологии Международной академии психологических наук, автор награжден дипломом I степени МАПН по итогам конкурса научно-практических работ по практической психологии, почетными грамотами Международной академии психологических наук за высокие показатели в учебной и научно-практической деятельности и за новизну и перспективность научных исследований и внедрение научных разработок в практику организаций и учреждений.

Результаты исследования докладывались на конференциях Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, заседаниях Российского психологического общества, Российского общества психиатров, заседании Правительства Ленинградской области.

По теме диссертационного исследования опубликовано 36 научных работ.

Результаты исследования внедряются в практику работы врачей и психологов.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ Структура диссертации отражает логику исследования, состоит из введения, трех глав, 42 разделов, заключения, выводов, списка литературы, приложений. Объем диссертации составляет 197 страниц, из них 190 -основного текста.

Список литературы

включает в себя 254 наименования, из них 24 — на иностранных языках. В тексте приводится 14 таблиц, 14 диаграмм и 8 рисунков.

ВЫВОДЫ.

1. Проведенное исследование позволило комплексно сформулировать понятие аутодеструктивного поведения, разработать его классификацию и выявить характерные признаки.

2. В основе формирования аутодеструктивного поведения лежит состояние когнитивного диссонанса — рассогласованность или дисбаланс системы знаний человека о собственной жизни и смерти. Мотивацией аутодеструктивного поведения является стремление к смерти, скрытое в подсознании. В сознании ее место занимает мотивировка.

3. Анализ экспериментальных данных показал достоверную разницу в характерологических чертах между людьми, склонными к аутодеструктивному поведению и контрольной группой. Выраженные различия позволяют говорить об аномальности личностных черт у испытуемых.

4. Проведенное исследование показало, что, несмотря на психическую полноценность, лица склонные к аутодеструктивному поведению, независимо от его формы имеют типичные черты — «стигмы аутодеструкции» личности. Типичность характерологических черт, коррелирующих с аутодеструктивным поведением, позволяет говорить об ¦ общности его каузально-генетических детерминант.

5. Аутодеструктивное поведение приводит к дезадаптации личности, тяжелым медико-социальным последствиям: общему одряхлению организма, стойким изменениям психики, снижению профессиональных навыков, утрате семейных связей, сокращению продолжительности жизни.

6. Совокупность факторов, определяющих риск аутодеструктивного поведения, представляет собой динамическую систему, имеющую два полюса: на одном — неполноценность контактных систем, неадекватная самооценка, утрата ценности жизни, на другом — наличие эмоциональных привязанностей, представление о неприемлемости деструктивного поведения в социуме. Величина риска аутодеструктивного поведения находится в линейной зависимости от количества и выраженности указанных выше признаков.

7. В деструкции личности, кроме непосредственно воздействующего фактора, огромную роль играет микросреда («групповая деструкция»). Групповая деструкция протекает быстрее и прогностически неблагоприятнее, чем индивидуальная.

8. Полученные данные позволяют подойти к разработке более строгих критериев риска, сформировать пути психологической коррекции. Психокоррегирующая работа с людьми высокого риска аутодеструктивного поведения должна быть направлена на разрешение психотравмирующих ситуаций путем нейтрализации неблагоприятных факторов среды и переориентации личности в плане ее жизненных позиций. Формирование устойчивой к экстремальным ситуациям личности должно происходить за счет мобилизации адаптивных ресурсов и перестройки ценностных ориентиров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С точки зрения теории когнитивного диссонанса аутодеструктивное поведение можно рассматривать как следствие рассогласованности системы знаний человека о собственной жизни и смерти, как противоречие между собственной «гипотезой бессмертия» и знанием о неизбежности смерти как биологической закономерности.

Человек будет пытаться решить проблему диссонанса и восстановить баланс элементов. Поскольку достигается это путем изменения одного из диссонансных элементов или добавления нового знания, то соответственно выбор лежит между жизнью и смертью. Аутодеструктивное поведение характеризуется удалением «жизненной» составляющей, а, следовательно, неосознанным стремлением к смерти.

Аутодеструктивное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых микросоциальных конфликтов. В острых кризисных состояниях человек испытывает целую гамму негативно окрашенных эмоций — чувство беспомощности, отчаяния, непереносимой тоски, личной катастрофы. Другой формой протекания кризиса является безразличие к жизни, утрата интереса к жизни и желание из нее уйти.

В ходе данной работы показано, что аутодеструктивное поведение является специфическим симптомокомплексом, который реализуется в виде суицидальных действий, наркоманий, алкоголизма, стремления к выбору профессий и видов спорта, связанных с риском для жизни.

Различные формы аутодеструктивного поведения характеризуются общностью причинно-следственных связей и реализуются у людей с типичными личностными особенностями — «стигмами аутодеструкции».

Для аутодеструктивного поведения характерна гамма аффективных нарушений: от реакции душевной боли (психалгии) до переживаний безнадежности, гнева, оценки ситуации как безвыходной, сужения планов на будущее, нестабильности фона настроения с преобладанием пессимистической окраски. Собственные эмоциональные, мотивационные и поведенческие явления подвергаются негативным интерпретациям, что усиливает негативные установки. Негативный стиль мышления обусловлен особенностями когнитивно-интерпретационных механизмов, таких как произвольность выводов, сверхгенерализация, избирательная абстракция, поляризация категорий, аффективность, ригидность и эгоцентричность мышления.

У этих людей имеются комплексы психологических особенностей, связанные с аутодеструктивным поведением: чувство вины, оскорбленности, состояние фрустрации. В случаях, когда эмоциональные нагрузки попадают на конституционально измененную почву, имеет место нарушение приспособительного процесса, появление патологических форм адаптации. Патологический кризис характеризуется чувством тревоги, страха, растерянности, одиночества, тоскливости, подавленности. Отмечаются явные корреляции аутодеструктивного поведения с агрессией, враждебностью.

Аутодеструктивное поведение часто встречается у людей с чертами сенситивности, у которых оно сопровождается наличием классической депрессивной триады и тревожно-обсессивными проявлениями. Идеи самоуничижения в этих случаях нередко достигают уровня депрессивного бреда, в структуре которого, как правило, преобладают суицидальные мысли и намерения. Депрессия сопровождается преобладанием тревожных компонентов со страхами, тревожной ажитацией, иногда сопровождается непереносимым ощущением психического напряжения, включая в себя комплекс аутоагрессивных проявлений — злоупотребление алкоголем и наркотиками, компульсивное влечение причинять себе боль и суицидальные попытки. Усиление стремления к саморазрушению наблюдается в ситуациях мобилизации аффективной эксплозивности, усиления истерической симптоматики и формирования реактивных депрессивных состояний.

Личностные особенности людей с аутодеструктивным поведением включают импульсивность в принятии решений, эмоциональную неустойчивость. Отмечается безапелляционность суждений, недостаточное чувство ответственности, долга. Им характерны проявления девиантного поведения, не достигающие уровня делинквентности: ранняя проба алкоголя, эпизодическая наркотизация, рано начавшаяся и протекающая с отклонениями половая жизнь. У них преобладают интраперсональные мотивы алкоголизации, запойная форма употребления алкоголя, одиночный тип алкоголизации, отягощенная по алкоголизму наследственность.

Дезадаптация личности, как одна из важных составляющих, приводящих к аутодеструкции, может быть связана с акцентуированными чертами личности и искажениями познавательной деятельности. Процесс дезадаптации развивается соответственно основным проявлениям познавательной деятельности, среди которых выделяются познавательные преобразования, ценностные ориентации и коммуникативные проявления.

Этим людям исходно присущи черты психической незрелости, внушаемости, податливости. Часто аутодеструктивное поведение наблюдается у лиц с психастеническими чертами характера, со склонностью к тревожной мнительности и заниженной самооценкой. Характерна ранимость и душевная хрупкость в сочетании с проявлениями жестокости и агрессивности, предельное эмоциональное равнодушие к близким.

Фактором, провоцирующим проявление аутодеструктивного поведения, является изменение жизненного стереотипа. Особенно это выражено при пониженной способности к правильной оценке ситуации и погруженности в свои переживания. Поэтому, завершенный суицид чаще всего наблюдается у лиц пожилого возраста, одиноких, вдовцов или разведенных. Суицидальные переживания чаще всего испытывают пожилые женщины.

Большая часть больных алкоголизмом совершали суицид в состоянии алкогольной дисфории или реакции протеста и отчаяния на фоне психопатизации. Для начальной стадии алкоголизма и наркомании более характерны демонстративно-шантажные суицидальные попытки. Серьезные и истинные покушения характерны для людей во второй стадии, когда еще нет полной деградации личности и осталась критическая оценка своего состояния. Систематическая алкоголизация усиливает аффективность реагирования по возбудимому и истероидному типам наряду с большей выраженностью астенической симптоматики.

Наркотизм создает предпосылки для более быстрой реализации суицидальных намерений и формирует почву для возникновения суицидогенных ситуаций. При наличии других форм аутодеструктивного поведения течение наркотизма имеет «злокачественный» характер — быстрое формирование зависимости, становление абстинентного синдрома, рост толерантности. Согласно полученным данным, у большинства суицидентов отмечалось наличие эпизодической наркотизации.

Своеобразие аутоагрессий в клинике алкоголизма и наркоманий связано с влечением к препарату, степень зависимости от которого постепенно достигает такой выраженности, что может сравниться лишь с непреодолимыми биологическими влечениями. Соответственно доминирующей потребности в препарате перестраивается направленность поведения, меняется иерархия ценностей и потребностей. Зависимость от возможности привести себя в желаемое состояние определяет развитие аутоагрессивного поведения.

Совокупность факторов, определяющих риск аутодеструктивного поведения, представляет собой динамическую систему, имеющую два полюса: на одном — неполноценность контактных систем, неадекватная самооценка, утрата ценности жизни, на другом — наличие эмоциональных привязанностей, представление о неприемлемости деструктивного поведения в социуме.

Величина риска аутодеструктивного поведения находится в линейной зависимости от количества и выраженности указанных выше признаков. В связи с этим полученные данные позволяют подойти к разработке более строгих критериев риска. Необходимо проанализировать микросоциальное окружение, выявить нарушения в сфере межличностного общения, установить типы конфликтов. Главная роль в предупреждении аутодеструктивного поведения принадлежит первичной профилактике — недопущению конфликтных ситуаций и кризисных состояний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1997.- 704 с.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 239 с.
  3. С.А. и др. Прикладная статистика: Исследование зависимостей / ред. С. А. Айвазян. М.: Финансы и статистика, 1985.- 487 с.
  4. И.А. Актуальные проблемы суицидологии. Баку: Элм, 1987.- 185 с.
  5. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995.- 397 с.
  6. А.Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике // Научные и организационные проблемы суицидологии. М., 1983.- с. 40−53.
  7. А.Г., Вроно Е. М. О некоторых особенностях суицидального поведения детей и подростков // Журнал невропатологии и психиатрии. 1983.-т.83.- с. 1544−1547.
  8. А.Г., Ратинов А. Р. Мультидисциплинарное исследование агрессивного и аутоагрессивного типа личности. М., 1986.- 147 с.
  9. А.Г., Тихоненко В. А., Бергельсон Л. Л. Социальная дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии,-1981№ 4.- с. 91−102.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж, 1996.-384 с.
  11. П.Ананьев Б. Г. Психология человека. Избранное. СПб., 1997.- 90 с.
  12. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.- 324 с.
  13. З.Андронова Л. М., Барков Н. К. Значение половых отличий и изменение половой функции при наркоманиях и их лечение // Фармакология и токсикология. 1981.- т.44, — № 3.- с. 362−372.
  14. Аристотель. Собрание сочинений, т.1. М.: Мысль, 1975.- 521 с.
  15. Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию. М.: Аспект Пресс, 1999.- 517 с.
  16. А.Ф. Алкоголизм у лиц молодого возраста. Киев: Здоровье, 1985.128 с.
  17. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с
  18. Р. Психосинтез: теория и практика от душевного кризиса к высшему «Я». М.: Refl-book, 1994.- 314 с.
  19. Э.А. Лекарственная зависимость // БМЭ. т. 12. М.: Советская энциклопедия, 1980.- с. 505−507.
  20. Э.А. Наркомании и токсикомании // Руководство по психиатрии / ред. Г. В. Морозов, т.2. М., 1988.- с. 169−218.
  21. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / пер. с англ. М.: Просвещение, 1991.-224 с.
  22. Р.К. Жизнь, смерть, бессмертие?. М.: Знание, 1992.- 77 с.
  23. Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Медицина, 1968, — 468 с.
  24. И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. -М.: Прометей, 1993.- 256 с.
  25. С.П. Профессиональные деформации личности: (Подходы, концепции, метод). Дисс. .докт. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1997.
  26. С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. СПб.: ВВКУ ВВ МВД России, 1995.- 167 с.
  27. Н.А. О самоубийстве. М.: Изд-во МГУ, 1992.- 23 с.
  28. Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976.- 186 с.
  29. Биологические аспекты наркоманий. М.: Медицина, 1982, — 256 с.
  30. B.C., Херсонский Б. Г., Дворяк С. В. Наркомании у подростков. Киев: Здоров’я, 1989.- 216 с.
  31. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.311 с.
  32. Л.И. Проблемы формирования личности / ред. Д. И. Фельдштейн. М.: Институт практической психологии, 1995. 352 с.
  33. И.В., Лапин И. П. Алкогольный абстинентный синдром. Л.:Медицина, 1976.- 120с.
  34. Болыпая советская энциклопедия, т.8. М.: Советская энциклопедия, 1976.592 с.
  35. С.В., Михлин А. С. Самоубийство за рубежом // Научные и организационные проблемы суицидологии. М.: Моск. НИИ психиатрии, 1983.- с.20−32.
  36. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.- 304 с.
  37. .С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во МГУ, 1984.- 145с.
  38. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968.268 с.
  39. Н.Е., Мовчан Н. Г., Казаков B.C. и др. Особенности начальных проявлений алкоголизма у подростков (Социально-психологический и клинический аспекты) // Журнал невропатологии и психиатрии.- 1978.-вып.10.- с.1569−1572.
  40. А.В., Звартау Э. Э. Воздействие на эмоционально-подкрепляющие системы мозга как способ патогенетической терапии алкоголизма и токсикоманий //Журнал невропатологии и психиатрии.- 1980.- т.80.- вып.7.-стр. 1020−1024.
  41. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991.- 144 с.
  42. Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984.- 200 с.
  43. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 288 с.
  44. И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.- 246 с.
  45. А.Г. Клинические варианты алкоголизма // Вопросы наркологии.- 1988.- № 2.- с.79−83.
  46. А.Г., Рохлина М. Л., Власова И. Б. и др. Медико-социальный прогноз некоторых форм наркоманий // Вопросы наркологии.- 1988.- № 3.-с.38−42.
  47. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.- 341 с.
  48. Выявление суицидальных тенденций с помощью экспериментально-психологического тестирования// сост. Н. В. Агазаде. Баку: Б.и., 1988.- 21 с.
  49. П.Б. Избранные труды. М.: Медицина, 1964.- 292 с.
  50. Гасанов Х.А.-Г. Высшая нервная деятельность при острых алкогольных психозах. Баку: Азернешр, 1967.- 90 с.
  51. Г. В. Энциклопедия философских наук. т.1. М.: Мысль, 1975.- 452 с.
  52. Гераклит Эфесский Фрагменты парменид. О природе. М.: Тип. газ. Индустрия, 1937.- 10 с.
  53. Геродот История: в 9 книгах. М.: Ладомир, 1993.- 600 с.
  54. . Что такое психология. М.: Мир, 1990.- 158 с.
  55. Голос здоровья.- 1996.- № 19., 12 мая.
  56. А.Г., Лошаков Е. С. К вопросу о ремиссиях у больных наркоманией // Труды Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1977, т.76, — с.321−330.
  57. P.M. Элементы практической психологии. СПб, 1997.- 608 с.
  58. С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. Киев: Изд-во Air-Land, 1996.- 244 с.
  59. .М., Мейроян А. А. Алкоголизм у женщин. Л.: Медицина, 1988.224 с.
  60. .М., Мейроян А. А. Что губит нас. Л.: Лениздат, 1990.- 208 с.
  61. В.В., Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии иtалкоголизм. М.: Медицина, 1980.- 272 с.
  62. А.А. Методическое пособие по измерению структурной дисгармонии социальных систем. М.: Ин-т социологии, 1990.- 32 с.бЗ.Дадун Р. Фрейд 3. / пер. с франц. Д. Т. Федорова. М.: АО «ХГС», 1994.- 512 с.
  63. У. Психология. М.: Педагогика, 1 991 367 с. ! 65. Диагностика и профилактика аутоагрессивных проявлений у больныхалкоголизмом и токсикоманиями / сост. Е. Г. Трайнина. М.: Б.и., 1987.- 22 с.
  64. Ч. Собрание сочинений в 20 томах, т. 4. М.: Терра, 1999.- 466 с.
  65. Г. Г. Массовое политическое сознание в условиях капитализма * II Вопросы философии.- 1971.- № 9, — с. 53−66.
  66. Ф.М. Полное собрание сочинений, т. 23. Л.: Б.и., 1981.- 148 с.
  67. М.И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия.- Минск: Нар. асвета, 1998.-399 с.
  68. Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994.- 399 с.
  69. Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.- 349 с.
  70. Египетская «книга мертвых» // Наука и религия, 1990.- № 10.- с. 23.
  71. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / ред. В. Н. Панферов. Псков: Изд-во псковского областного института усовершенствования учителей, 1994, — 280 с.
  72. М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебник для ВУЗов. М.: Юристь, 1996.- 630 с.
  73. А.А. Личность и коллектив (Межличностные конфликты в коллективе и их разрешение). Л.: О-во «Знание», 1976.- 40 с.
  74. А.А. Психология соцактивности людей. СПб.: Знание, 1992.- 31 с.
  75. Г. Г. Смысл жизни и социальное бессмертие. М., 1990, — 148 с.
  76. Н.М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия. М.: Медицина, 1989.- 496 с.
  77. Жизнь после смерти. М.: Советский писатель, 1990.-319 с.
  78. С.Г. Об алкогольных расстройствах. Воронеж, 1935.- 139 с.
  79. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности в новых условиях деятельности и общения. Дисс. .канд. психол. наук. М.: АОН, 1989.- 249 с.
  80. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. Сборник / ред. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990.- 461 с.
  81. В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск: Изд-во том. ун-та, 1992.- 255 с.
  82. И. Жить надо! О самопознании и духовных поисках человечества. СПб.: Изд. дом «Медуза», 1994.- 567 с.
  83. А. Сочинения = Oeuvres в 5 томах, т. 2. Харьков: Ромео, 1998.- 527 с.
  84. И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.- 592 с.
  85. М.М. Смысл жизни человека. Ростов н/д.: Изд-во рост, ун-та, 1994.107 с.
  86. Г. Тест Люшера / пер. с англ. М., 1975.- 68 с.
  87. Клинические, социальные и биологические аспекты компенсации и адаптации при нервно-психических заболеваниях / ред. проф. Семенов. М.: Б.и., 1979.- 190 с.
  88. Л.А. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии.- 1994.- № 12, — с. 39−49.
  89. В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Ярославль, 1998.172 с.
  90. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.- 383 с.
  91. А.Ф. Избранное. М.: Сов. Россия, 1989.- 495 с.
  92. Н.В. Психологическая характеристика лиц с острыми ситуационными реакциями: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. СПб., 1980.- 22 с.
  93. Ц.П. Адциктивное поведение. Общая характеристика и закономерность развития // Обоз, психиатр, и мед. психол. им. В. М. Бехтерева.- 1991.-№ 1.- с. 8−15, 172−173.
  94. Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.- 224 с.
  95. С.С. Избранные произведения. М.: Медицина, 1954, — 772 с.
  96. A.M., Цыцарев С. В. Особенности личности больных алкоголизмом с суицидальными тенденциями // Психогигиена и профилактика. СПб, 1989.- с. 111−116.
  97. И.П. Один на один со смертью. Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида. М., 1997.- 28 с.
  98. И.П. Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида // Вестник МГУ, — 1998.- сер. 12.- № 6.
  99. И.П. Философский анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека с искусственной средой // Вестник МГУ.- 1997.-сер.12, — № 3.
  100. Э. Психиатрия: учебник для студентов и врачей Д-ра Крепелина. СПб., 1898.- 294 с.
  101. Э. Медицинская психология. СПб.: Союз, 1998.- 462 с.
  102. .В. Основы профессиональной диагностики. Л.: Медицина, 1984.-216 с.
  103. В.Н. Стиль общения и его формирование. Л.: Общество «Знание», 1985.- 19с.
  104. А.П. Хроники Харона: Энциклопедия смерти. М.: Московский рабочий, 1993.- 509 с.
  105. Дж. О плюрализме человеческой природы // Вопросы философии.-1992.-№ 10.- с. 103−111.
  106. А.А. Экспериментальное исследование патодинамической структуры больных хроническим алкоголизмом. Автореф. дисс. .канд. мед. наук. Рязань, 1970.- 14 с.
  107. В. Исповедь гипнотизера. Книга 3: Эго или профилактика смерти. М.: Семья и школа, 1994.- 352 с.
  108. В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990.- 397 с.
  109. Леонгард Карл Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981.390 с.
  110. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.304 с.
  111. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1972.- 575 с.
  112. Д.С. Психодиагностическая серия. М.: Смысл, 1992.- 96 с.
  113. Ю.П., Копыт Н. Я. Алкоголизм. М.: Медицина, 1978.- 232 с.
  114. А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1991.- 304 с.
  115. Лоренц Конрад Агрессия: так называемое «зло» / пер. с нем. Г. Ф. Швейника. М.: Прогресс, универс., 1994.- 269 с.
  116. Г. Я., Макшанцева Н. В. Характеристика подростков, злоупотребляющих наркотическими и токсикоманическими средствами (клинико-социологическое исследование) // Журнал невропатологии и психиатрии.- 1988.- вып. 9.- с. 114−118.
  117. Лукин-Григорьев В. В. Интенсивная эмпирическая психотерапия в клинике пограничных состояний. М., 1999.- 152 с.
  118. Лукомский И. И. Алкоголизм и борьба с ним. Архангельск: Кн. изд., 1954.-36 с.
  119. М. Цвет Вашего характера. М., 1997.- 130 с.
  120. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И. А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации // Вопросы психологии.- 1986.- N5.- с. 161 168.
  121. Д. Поведение животных: психобиология, этиология и эволюция. М.: Мир, 1988.- 487 с.
  122. Т. Новеллы. М.: Гослитиздат, 1956.- 343 с.
  123. А. Психология бытия (Серия «Актуальная психология») / пер. с англ. М.: Refl-book, Изд.: «Ваклер», 1997.- 304 с.
  124. Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. МКБ-10 / УСД-10 Клинические описания и указания по диагностике. СПб.: Адис, 1994.- 303 с.
  125. М. Основы прикладной статистики. М.: Энергоатомиздат, 1983.416 с.
  126. B.C. Очерк индивидуального исследования личности. М.: Педагогика, 1986.- 256 с.
  127. И.И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1964.- 339 с.
  128. С.В., Бандура С. И. Человек и власть // Вестник МГУ, серия 12 «Социально-политические исследования».- 1992.- № 4, — с.45−50.
  129. И. С того света возвратясь. // Профсоюзная газета «Шаг». Минск, 1996.-№ 2−8.
  130. Р. Жизнь после смерти: исследование феномена выживания после клинической смерти. JL: Лениздат, 1991.-91 с.
  131. В.В. Человек и алкоголь: социологические, психологические и медицинские аспекты. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, 1994.- 294 с.
  132. А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1989.- 263 с.
  133. Наука логики. М.: Мысль, 1974.- 95 с.
  134. А.Л. Некоторые социально-психологические механизмы возникновения юношеского алкоголизма // Журнал невропатологии и психиатрии.- 1978.- вып. 2.- с.256−260.
  135. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994.- 576 с.
  136. Т.А., Цыцарев С. В. Личность и алкоголизм. Л.: Издательство ЛГУ, 1989.- 192 с.
  137. Новый стиль: журнал для респектабельных людей. Воронеж: Агенство визуальных коммуникаций «К. проект», 1997.- 15 марта.
  138. Н.Н. Мир нашего «я» в рисунке и почерке. СПб.: Академия психологии, предпринимательства и менеджмента, 1997.- 116 с.
  139. Н.Н. Психологическое консультирование. СПб.: Международная академия психологических наук, 1995.- 52 с.
  140. Оказание помощи лицам с суицидальным поведением в широкой медицинской практике: методические рекомендации / сост. И. В. Поляковой и А. Б. Ордянской. М.: Б.и., 1992.- 16 с.
  141. От тоталитарных стереотипов к демократической культуре: аналитический обзор социологического исследования массового сознания современного советского общества / подготовил Д.Гиббсон. М.: ИНИОН, 1991.-78 с.
  142. И.Д. О смертности и бессмертии человека. М.: Знание, 1965.47 с.
  143. .Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999.- 591 с.
  144. В.А. К психологии активной личности // Вопросы психологии.- 1975.- N3, — с. 26−38.
  145. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1994.- 224 с.
  146. Плюс-минус жизнь / сост. Л. А. Сладков. М.: Мол. гвардия, 1990.- 123 с.
  147. Л.Г. Основы теоретической социологии.СПб.: СПбГУ, 1992.-56 с
  148. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. В 2-х томах // пер. с сербского, т. 1. СПб.: С.-Петербургская духовная академия, 1911.- 640 с.
  149. В. Смерть. М.: Человек и природа, 1991.- 137 с.
  150. Профилактика, клиника, лечение алкоголизма и наркоманий, организация наркологической помощи. М.: Б.и., 1977.- 346 с.
  151. А.О. Психические состояния учителя и продуктивность урока // Вопросы психологии.- 1989, N 6.- с. 49−55.
  152. Процессы мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Экспериментальные исследования / ред. С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, I960, — 168 с.
  153. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М.: Наука, 1976.- 368 с.
  154. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия / ред. ДЛ.Райгородский. Самара: Издательский дом «Бахрах».- 1997.- 639 с.
  155. Психология современного подростка / ред. Д. И. Фельдштейн. Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987.- 240 с.
  156. Психология. Словарь / ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
  157. Психология. Учебник / ред. А. А. Крылов. М.: Проспект, 1999.- 584 с.
  158. Н. «Криминальные романы лучшая прививка от тяги к насилию» // За рубежом.- 1997, — № 4.
  159. И.Н. Наркомании. М.: Медицина, 1994.- 540 с.
  160. Рак И. В. Мифы Древнего Египта (Древний Восток: религия, мифология, культура). СПб.: Петро-риф, 1993.- 270 с.
  161. Рекомендации по выявлению среди молодежи «групп риска» наркомании / подгот. Максимовой Н. Ю., Добровольским А. В. Киев: Б.и., 1987.- 16 с.
  162. К. Околосмертный опыт // В сб.: Пути за пределы эго. М.: Изд-во трансперсонального института, 1996.- 317 с.
  163. С.Л. Былое и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957.- 328 с.
  164. Руководство по лекарственной зависимости: составлено на основе докладов групп экспертов ВОЗ. М.: Медицина, 1976.- 110 с.
  165. Руссо Ж.-Ж. Избранное. М.: Терра, 1996, — 656 с.
  166. С. Танатология (учение о смерти). СПб.: Восточноевропейский институт психоанализа, 1994.- 380 с.
  167. В.И. Защитно-установочное поведение в структуре психики в норме и патологии. Минск: Б.и., 1986.- 251 с.
  168. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / ред. В. А. Ядов. Д., 1979.- 264 с.
  169. Самоубийство за самоубийством // Природа.- 1996.- № 10.- с. 115.
  170. В.П. История души и эволюция помешательства. Сургут: Северный дом, 1994.- 286 с.
  171. A.JI. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.- 176 с.
  172. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции, — Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1996, — 96 с.
  173. Семиотическая диагностика в суицидологической практике (Методические рекомендации). М.: Б.и., 1983.- 51 с.
  174. С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987.- 184 с.
  175. Л.А. Если хочешь быть свободным: книга о воспитании. М.: Политиздат, 1992.- 397 с.
  176. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-359 с.
  177. П.И., Митюхляев А. В. Десятилетний катамнез ранних форм алкоголизма // Пятый Всероссийский съезд невропатологов и психиатров. М., 1985.- т.2.-с. 121−123.
  178. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / ред. Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1984.256 с.
  179. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989.-213 с.
  180. Социальная психология / ред. Е. С. Кузьмин, В. Е. Семенов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.-288 с.
  181. Социологический словарь / сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. Минск: Университетское, 1991.- 528 с.
  182. Справочник по теории вероятностей и математической статистике. Киев: Наукова думка, 1978.- 581 с.
  183. Сумерки богов. Сборник / Ницше Ф., Фрейд 3., Камю А., Сартр Ж.-П. М.: Политиздат, 1989, — 396 с.
  184. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987, — 239 с.
  185. Тибетская книга мертвых. СПб.: Издательство Чернышева, 1992.- 225 с.
  186. Л.Н. Угроза насилия или императив согласия // Власть.- 1996.-№ 1.- с. 74−76.
  187. К. Переживание образов. Высшая ступень аутогенной тренировки. М.: Эйдос, 1994.- 79 с.
  188. Д. О чем расскажет рисунок. Психологический тест.- США-ОМНИ, 1990.- 68 с.
  189. Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. СПб.: Петерб. востоковедение, 1998.- 284 с.
  190. Л.З., Вагин Ю. Р. Эстетика самоубийства. Пермь: Капик, 1993.267 с.
  191. Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 192 с.
  192. Философский словарь / ред. И. Т. Фролов. М.: Политиздат, 1991.-560 с.
  193. А. Жизнь после смерти: как об этом было рассказано Джерому Эллисону. Л.: Лениздат, 1991.- 150 с.
  194. В. Человек в поисках смысла. Сборник / ред. ЛЛ. Гозман и Д. А. Леонтьев. М.: Прогресс, 1990.- 368 с.
  195. А. Психология «я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-пресс, 1993.- 140 с.
  196. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции. М.: Наука, 1989.- 445 с.
  197. Фрейд 3. Избранное. М.: Внешторгиздат, 1989.- 447 с.
  198. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений. М.: Просвещение, 1989.- 448 с.
  199. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447 с.
  200. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.- 330 с.
  201. Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера. Л.: Б.и., 1976.- 16 с.
  202. .В. Вопросы мотива поведения преступника в советском уголовном праве. Тбилиси: Цодна, 1963.- 288 с.
  203. X. Мотивация и деятельность, т.1. М.: Мир, 1986.- 450 с.
  204. Н.Ю. Социально-психологические проблемы общения. Л.: Общество «Знание», 1985.- 19 с.
  205. JI., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение (Серия «Мастера психологии») СПб.: Питер-Пресс, 1997.- 608с
  206. Л.А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров. Дисс. .канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1994.- 168 с.
  207. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / ред. И. Т. Фролов и др. М.: Республика, 1995.- 528 с.
  208. А.Л. Космический пульс жизни. М.: Мысль, 1995.- 406 с.
  209. Э.С., Портнов Ф. Н. Характеристики общения в эталоне медицинского работника // Психологический журнал.- 1987.- т.8.- № 5.- с. 84−93.
  210. B.C. и др. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. Ставрополь: Торба, 1993.- 139 с.
  211. В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось-89, 1997.- 75 с.
  212. А.Ф. Вопросы общей психологии. Тверь: изд-во Тверского ун-та, 1995.- 176 с.
  213. А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа // в сб.: Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993.- 447 с.
  214. Э. Анти-карнеги или человек-манипулятор / пер. с англ. А.Малышевой. М.: Б.и., 1994.- 128 с.
  215. Г. П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности // Обучение и развитие: материалы к симпозиуму. М.: Просвещение, 1966.- с. 89−119.
  216. Г. В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1992.43 с.
  217. Г. В. Психология цвета. СПб., 1995.- 72 с.
  218. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.560 с.
  219. М.Г., Росси Э. Л. Человек из февраля: гипнотерапия и развитие самосознания личности. М.: Класс, 1995.- 245 с.
  220. Юм Д. Сочинения, т. 2. М: Мысль, 1996, — 800 с.
  221. П.Н. Осторожно, алкоголь! М.: Советская Россия, 1973.- 224 с.
  222. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.- 245 с.
  223. A.M. Индивидуальная профилактика преступного поведения. Горький: Горьковская Высшая школа МВД, 1977.- 127 с.
  224. Allport G. The nature of prejudice.- New York: Doubleday Anhor Books, 1958.-418 p.
  225. American Psychiatric Association, Committee on Nomen- clature and Statistics: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Ed.3, revised. Washington, DC: American Psychiatric Association, 1987.
  226. American Psychiatric Association. Diagnostic and Sta- tistical Manual of Mental Disorders (4th ed.). Washington, DC: American Psychiatric Association, 1994.
  227. Appelbaum A. H. S. Prediction in psychotherapy research. A method for the transformation of clinical judgements info testable hypotheses. By Helen D. Sargent. Ann Appelbaum, 1968. (Psychological Issues. Vol. 6 n. 1. Monograph, n. 21).
  228. Bandura A. Sosial-learning theory of agression // In: J.F. Knutson (ed.). Control of Aggression: Implications from Basic Research Chicago. 1971.- P. 342 360.
  229. A. Т. Depression. Clinical, experimental, and theoretical aspects. New York, 1967.
  230. Black C., Bucky S.F., Wilder-Padilla S. The interpersonal and emotional consequences of being an adult child of an alcoholic // Int. J. Addict, 1986.- Vol. 21.-N2.-P. 213−231.
  231. Edwards M. Living with the monster: Chornobyl // National Geographic, 1994.-N 186.
  232. Eibl-Eibesfeldt I. Ethology-biology of behavour.- N.Y.: Hol-Rinc & Winston, 1975.-789 p.
  233. Eibl-Eibesfeldt I. Human Ethology. N.Y.: Aldine de Gruter, 1989.- 1109 p.
  234. Esquirol J-E-D. Note sur la monomanie homicide, par M. le Dr Esquirol. Paris, J.-Bailliere, 1827.- In-80.- 52 p.
  235. Farber M.L. Theory of suicide. New York: Funk & Wagnalls, 1912.- 115 p.
  236. Farberow N.L. Bibliography on suicide and suicide prevention. 1897 1957, 1958−1967 (A publication of the National Clearinghouse for mental Health information), 1969-pp. Vii 203.
  237. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Stanford: Stanford University Press, 1957.-291 p.
  238. Festinger L. Cognitive dissonance // Scientific American, 1962.- V. 207.- P. 93−97.
  239. Gibson J. Defining the idea dissonance // Psychology, 1992.- V. 29.- № 3−4.-P.68−70.
  240. Green B. Defining Trauma: Terminology and Generic Stressor Dimensions // Journal Of Applied Social Psychology, 1990.- N 20.
  241. Maslow A.H. Motivation and Personality. New York: Harper and Brothers, 1954.-382 p.
  242. Menninger K.A. A guide to psychiatric books, with some suggested readind lists, 2d rev. ed. New York, Grune & Stratton, 1956.- XVI.- 157 p.
  243. Menninger K.A. Man against himself. New York, Harcourt, Brace, 1956.- c. 1938.- 429 p.
  244. Philosophy. Cambridge University Press, April. 1981.- Vol. 56.- p. 193−202.
  245. Rogers C.R. Persons or science? A philosophical question // Amer. Psychologist, 1955.-№ 10.-P. 267−278.
  246. Stengel E. Suicide and attempted suicide. Repr. Harmondsworth (MX): Penguin books, 1971.- 159 p.
  247. Wilson E.O. Sociobiology: The new synthesis. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1975.-451 p.
Заполнить форму текущей работой