Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Закон развития высших психических функций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этот закон объясняет, как происходит развитие ребенка, как психическое становится психологическим. Специфика онтогенеза состоит в том, что конечная форма развития находится вне ребенка — это «идеальная» форма. Механизм развития — встреча «реальной» формы (сознания конкретного ребенка) и «идеальной» формы (знаков, символов культуры). Эта встреча опосредствована (от слова «средство») психическими… Читать ещё >

Закон развития высших психических функций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первый закон онтогенетического развития звучит следующим образом: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения (как интерпсихические), форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними (интрапсихическими), индивидуальными функциями самого человека.

Этот закон объясняет, как происходит развитие ребенка, как психическое становится психологическим. Специфика онтогенеза состоит в том, что конечная форма развития находится вне ребенка — это «идеальная» форма. Механизм развития — встреча «реальной» формы (сознания конкретного ребенка) и «идеальной» формы (знаков, символов культуры). Эта встреча опосредствована (от слова «средство») психическими орудиями (по аналогии с орудиями труда), носителем которых является для ребенка конкретный взрослый. Без процесса «передачи», который происходит в общении взрослого и ребенка, присвоение ребенком идеальных форм невозможно. Сделаем небольшое уточнение, важное для понимания развития ребенка в отдельные возраста. Натуральные функции даны ребенку и детенышам высших животных от природы (ощущения, восприятие, память, мышление, эмоции). Они называются низшими, потому, что ребенок не умеет ими «пользоваться». Освоение и присвоение психических функций происходит в процессе индивидуального развития. Каждая из этих функций, согласно принципу системно-смыслового строения сознания, выходит в центр сознания и организует функциональные связи других функций. Именно данная функция активно развивается и присваивается ребенком (становится высшей). Зная, какая именно функция «правит балом», мы очень точечно можем выстраивать педагогические усилия для амплификации (обогащения) детского развития. Но есть психические функции, изначально высшие по своей сути: они приобретаются ребенком прижизненно, даны культурой, существуют в жизнедеятельности человеческого общества. Это речь, воображение, самосознание, высшие чувства, воля. Они также осваиваются и присваиваются ребенком с помощью ведущей деятельности и сопутствующей (неведущей) ей активности малыша.

В первых параграфах учебника шла речь о «детях-маугли», которые встречаются по сей день в нашем обществе, хотя вокруг них ходят и разговаривают люди. Но эти дети развиваются как животные, почти не овладевают родным языком, не способны научиться читать и считать, агрессивны и т. п. Как можно объяснить это явление с позиций главного закона развития ребенка?

Педагогу необходимо опираться на него, организуя педагогическое общение так, чтобы ребенок развивался, а не просто пополнял свою память путем расширения ее объема.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой