Социально-психологические детерминанты конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений
Диссертация
На сновании полученных данных была разработана и успешно апробирована программа психологического сопровождения и профилактики конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений. Выявлено, наиболее эффективна данная программа для решения таких задач, как: коррекция компонента истощения в синдроме эмоционального выгоранияформирование навыков саморегуляции поведения (в частности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
- 1. 1. Социально-психологические теоретические аспекты исследования конфликтов в психологической науке
- 1. 2. Социально-психологические и личностные детерминанты конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений
- 1. 3. Синдром психического выгорания личности в аспекте детерминации конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений
- ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 2. 1. Социально-психологическое сопровождение образования в системе современных научных концепций
- 2. 2. Служба практической психологии в системе образования (в аспекте реализации социально-психологического сопровождения руководителей образовательных учреждений)
- 2. 3. Содержание социально-психологического сопровождения руководителей образовательных учреждений в части преодоления и профилактики конфликтного поведения
- ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
- 3. 1. Организация и методы исследования
- 3. 2. Программа психологического сопровождения руководителей образовательных учреждений в части проблемы исследования
- 3. 3. Анализ результатов эмпирического исследования
Список литературы
- Абрамова С. Как правильно оценить сотрудника. Взгляд психолога на проблемы управления // Директор.школы. 1997. — № 2. — С. 13−21.
- Абрамова. Г. С. Введение в практическую психологию. 2-е изд. -М.: Академия, 1996.
- Авдеев В.М. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992.
- Алексеева А.Т. К вопросу об условиях возникновения конфликтных ситуаций // Сборник трудов МОПИ им. Крупской. М., 1973.
- Алишев B.C., Шакуров Р. Х. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их решения // Вопросы психологии. 1986." — № 2. С. 67−76.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980. — 356 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. В 2 кн.
- М.: Педагогика, 1982. Кн. 2. — 318 с.
- Ю.Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов. Казань, 1992. — 132 с. 11 .Анохин П. К. Социальное и биологическое в природе человека // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. — С. 301.
- Анцупов А.Я. Системная концепция конфликтов // Мир психологии. 2005.-№ 2 (42). — С. 25−35.
- Анцупов А.Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996.-551 с.
- Анцупов А.Я., Шнпнлов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М., 1999.
- Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Проблемы конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. М., 1992.
- Багмет К.В., Гусева А. С., Козлов В. В. Конфликт в педагогической деятельности. — М., 1998.
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002.-251 с.
- Бандурка A.M. Друзь В. А. Конфликтология: Учебное пособие для вузов. Харьков: Оригинал: Фортуна-пресс, 1997. — 352 с.
- Баскина Ю. В. Спивановская А.С. Методика включенного конфликта и ее использование для оценки эффективности психологической коррекции // Вопросы психологии. 1989. -№ 3. — С. 102−103.21 .Белкин А. С. Ситуация успеха. Как её создать. М., 1991. — 176 с.
- Белоусова С.А. Состав функций районного психологического центра по информационному обеспечению управления образовательными учреждениями: Автореф. дис.. канд. пед. наук / УралГАФК. Челябинск, 1998. -26 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
- Битянова М. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения // Директор школы. 1997. — № 3 (27). — С. 4−12.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе: практическая психология в образовании. тМ: Совершенство, 1998. -298 с.
- Битянова М.Р. Социальная психология. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 106 с.
- Битянова М.Р. Психология личностного роста. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 64 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.-Педагогика, 1983. — 271 с.
- Бодров В. А Психологический стресс. М., 1995. — 390 с.
- Богданов В. Н. Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. -СПб.: Изд-во «Питер», 2004. 221 с.
- Бондаренко А.А. Решение конфликтных ситуаций в педагогическом общении. Минск: Народ, света, 1982. — 93 с.
- Боровиков А.А. Математическая статистика. Новосибирск, 1997.210 с.
- Бородкин Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.-26 с.
- Братусь Б. С. Аномалии личности. -М., 1988. С. 6−61.
- Брехман И. И. Валеология наука о здоровье. — М., 1990.-315 с.
- Бурлачук Л.Ф. Введение в практическую психологию. Киев: Ника-Центр, 1997. — 128 с.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. — Киев: Здоровье, 1989. -163 с.
- Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Киев: Наук. Думка, 1989. — 200 с.
- Васильева О. С. Валеопсихология актуальное направление современной психологии // Психологический вестник. — Ростов-н/Д., 1998. -Вып. З.-С. 528.
- Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Здоровье как интегративная характеристика личности // Психологический вестник. — Ростов-н/Д., 1998. -Вып. З.-С. 412−419.
- Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Зерно здоровья: Концепция первичной валеоустановки // Семейная психология и семейная терапия. 1999. — № 3. -С. 36−47.
- Ващенко I.B., Антонова O.I. Конфлжт: посттравматичний стрес. -Киев: Наукова думка, 1998. С. 18−20.
- Введение в практическую социальную психологию. -М., 1996.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. — М.: Педагогика, 1984. -432 с. •
- Вюстенберг. Управление стрессом в конфликтных ситуациях // Социальный конфликт. 1996. — № 1." — С. 70−75.
- Ганнушкин П. Б. Постановка вопроса о границах душевного здоровья // Избр. труды. М., 1964. — С. 97−108.
- Гительмахер Р. Б. Восприятие руководителя подчиненными: Учеб. пособие. Иваново: ИвГУ, 1994.- 139 с.
- Гласе Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. / Дж. Гласе, Дж. Стенли / Под общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976.-495 с.
- Глухов В.В. Основы менеджмента: Учеб. справочное пособие / В.В.
- Головей JI.A., Грищенко Н. А. Психологическая служба в школе. JL: Знание, 1987.-32 с.
- Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследование: Учеб. пособие. Самара, 2000. — 248 с.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. -Новосибирск: Изд-во НГУ, М.: Совершенство, 1997. 116 с.
- Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. -496 е.: Сер. Мастера психологии.4
- Гришина Н.В. Давайте договоримся. СПб., 1993.
- Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности.-СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.-С. 143−156.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. — 456 с.
- Гусева А.С., Васильев А. А., Козлов В. В., Хомяков Б. В. Педагогический конфликт: теория и технология. -М., 1997.
- Гусева А.С., Козлов В. В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. -М., 1998.
- Давыдов В.В. К проблеме совершенствования методов подготовки руководителей / В. В. Давыдов, B.C. Лазарев, B.C. Неверкович // Психологический журнал.- 1989.- Т. 10.-№ 1.-С. 32−41.
- Денисов О.И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. -М., 2000.
- Дизель П.М., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации. -М.: Фонд «Закон, грамотность», 1993.
- Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1978.
- Донцов А.И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал. 1980. — № 6.
- Дружинин В.В. Введение в теорию конфликта / В. В. Дружинин и др. -М.: Радио и связь, 1989.-286 с.
- Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Ин-т психологии РАН, 1993. — 120 с.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М., 1995.1. С. 8.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / Научно-исследовательский ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
- Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2000.-360 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л., 1985. '
- Емельянов Ю.П. Активные методы социально-психологической подготовки руководителей // Социально-психологические проблемы производственных коллективов. М., 1983. — С. 231−237.
- Ермаченко Л.И. Особенности профессиональной деятельности педагогов с чертами истероидности и специфика психологического влияния на них. М, 1997.
- Ершов А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешения. Л.: Знание, 1976. — 40 с.
- Жданов В. О. Технология разрешения внутриличностного конфликта.-М., 2000.
- Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии МГУ. М.: МГУ, 1990. — 104 с.
- Журавлев А.Л. Факторы формирования стиля руководства производственным коллективом // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М., 1993.
- Иванова Е.Н. Эффективное решение конфликта. СПб.: Эксперимент, 1997.-9 с. 90.1лшчук B.I. Саморегулящя шдл1тюв у подоланш конфлжтноТ поведшки. Киев: Либщь, 1996. — 22 с.
- Кабаченко Т.С. Психология управления: Учеб. пособие. М.: Российское пед. агентство, 1997. — Ч. 1. — 323 с.
- Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1999. — С. 231−239.
- Карвасарский В.А. Психотерапия. М., 1986.
- Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. -М.: Экономика, 1991. 123 с.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983. — 615 с.
- Клеменьтьева А.Я. Тренинг. Поведение в условиях конфликта // Социальный конфликт. 1997. — № 2. — С. 74−97.
- Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). М., 2001.
- Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 192 с.
- Клюева Н.В., Свистун М. А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль, 1992.
- Коваленко Б.В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение. -М., 2001.
- Коваленко Б.В. Психология конфликта: Учебное пособие. М., 2000.
- Козлов В.В., Козлова А. А. Управление конфликтом. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. — 224 с.
- Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. -Новосибирск, 1985.-251 с.
- Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты: Пер. П. Е. Патрушева. М.: Стрингер, 1992. — 213 с.
- Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. -М.: Зерцало, 1999. 384 с.
- Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 1997.
- Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. -М., 1993.
- Крогиус Н.В. Взаимообусловленность познания людьми друг друга и самопознание в конфликтной деятельности // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1991.
- Крогиус Н.В. Личность в конфликте. Саратов: ИСУ, 1976.135 с.
- Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, ты, он, я. Психология значимых отношений. М., 1989.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990. 160 с.
- Кулагина И.Ю., Жуйков Ю. С. Мотивация, конфликт и контроль действиям // Вопросы психологии. 1985. -№ 2. — С. 171−172.
- Ладанов И.Д., Галицкий В. П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в трудовом коллективе. М., 1984.
- Лебедев А.Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений // Психологический журнал. 1992. -№ 6.
- Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 2000.
- Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Московского Университета: Психология. 2000. — № 3 -С. 4−21. ,
- ЛефеврВ.А., Смолян Г. Л. Алгебра конфликта. -М., 1968.
- Липницкий А.В. Урегулирование межличностных конфликтов: случаи, подходы, технологии, практика // Журнал практического психолога. -1999.-№'7−8.-С. 146−155.
- Лобанова Т.Н. Использование психодиагностической информации в коррекции мотивационной сферы руководителей / Т. Н. Лобанова, И.Г. Ко-курина // Вестник Московского Университета. Сер. 14: Психология. 1992. -№ 1.- С. 41−50.
- Лузин А.Е., Елмашев O.K. Вопросы теории и практики организации управленческого консультирования. М., 1988.
- Лукьянова М.И. Взаимодействие школьного психолога с учителями основа развития их компетентности // Психологическая наука и образование. — 1999. — № 3−4. — С. 23−30.
- Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стрессы. Минск:
- Высшая школа, 1986.— 202 с.
- Майерс Д. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов. -СПб.: Питер, 1997. 634 с.
- Мансуров Н.С. Социальная психология о причинах конфликтности личности. — М., 1970.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.127: Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-237 с.
- Мастербук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996. — 254 с.
- Мелибруда Е.Я. Поведение в ситуациях конфликта // Я ТЫ -МЫ: психологические возможности улучшения общения. — М.: Прогресс, 1986.-С. 200−207.
- Мельничук А.С. Конфликтологическая подготовка кадров государственной службы: акмеологический аспект // Мир психологии. 2005. — № 2 (42). — С. 77−85.. '
- Мерлин B.C. Психологический конфликты // Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986.
- Мерлин B.C. Социально-типические свойства личности в психологическом конфликте // Вопросы современной психоневрологии. JL, 1976.
- Митина JI.M. Зарубежные эмпирические теории дополнительного образования взрослых // Педагогика. 2003. — № 5. — С. 79−84.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. -М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. 200 с.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. -М., 1998.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.-216 с.
- Митина JI.M. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы // Психологическая наука и образрвание. 1999. — № 3−4. — С. 5−22.
- Моргунов Е.Б. Личность и организация. -М., 1996.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. -М.: Изд-во Ин-та практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. -356 с. ¦ '
- Нагорный Б.Г. Инновационные процессы и конфликты // Социальный конфликт. 1994. — № 2.
- Немов Р.С. Психология образования. М.: Просвещение, Владос, 1995.-49'! с. .
- Новиков B.C., Садловский В. И. Сборник тестов для оценки деловых психологических качеств специалистов и руководителей: Материалы для проведения работ по подбору и оценке кадров. М.: ИНЭ, 1992.
- Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев, 1990.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988.-С.47, 187.
- Олейник А.Н. Основы конфликтологии. М., 1992.
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.
- Орел В.Е. Исследование обвинительной установки как феномена профессиональной деформации // Психология и практика: Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998. — Т. 4. — Вып. 1.
- Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. — С. 76−97.
- Орел В.Е., Рукавишников А. А., Сенин И. Г. Разработка русскоязычной версии личностного теста NEO PI-R. Депон. в ИНИОН № 52 220 9.10.1997.
- Основы социально- психологической теории / Под. ред. А.А. Бо-далева и А. Н. Сухова. М., 1995.
- Петленко В.П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. СПб., 1998. — 124 с.
- Петровская J1.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
- Петровская JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982.
- Петровская JI.A. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник Московского государственного университета. — 1997. № 4. -С. 41−45.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. -СПб.: Речь, 2003.-448 с.
- Практикум по возрастной психологии / Под, ред. JI.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. — 688 е.
- Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних спец. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 1997.-528 с.
- Профессиональная деятельность городского психологическогоцентра / Под ред. Е. И. Рогова. Шахты, 1993. — 248 с.
- Психологическое сопровождение личностно ориентированной модели в образовании: науч.-практ. конф.) / Сост. С. А. Белоусова, Н. Г. Кутепова. Челябинск, 2002. — 140 с.
- Психологическое сопровождение образования в Центральном районе г. Челябинска (сборник статей из опыта работы) / Сост. Н.Г. Быструш-кина, О. Ю. Рудакова, Т. А. Карпова. Челябинск, 2004. — 88 с.
- Психология учителя: Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989. — 197 с.
- Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.-303 с.
- Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. 640 с.
- Реан А.А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-н/Дону, 1994.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
- Роджерс К. Вопросы, которые бы я себе задал, если бы был учителем //Семья и школа. 1987. -№ 10.
- Родионов В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе / В. А. Родионов, М. А. Ступницкая. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. — 160 с.
- Розанова В. Психологические трудности в деятельности’руководителей в управлении отечественными госструктурами Управление персоналом. 1999. — № 4 (34). — С. 39−44.
- Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема//Мир психологии. 2000. — № 1 (21).-С. 12−30.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. — М.: Педагогика, 1989. — Т. 1: 328 е.- Т. 2: 488 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.
- Сапогова Е. Психология развития человека. М.: Аспект-пресс, 2001.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. — 329 с.
- Сериков Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация: Монография. Челябинск: Факел, 1998. — 664 с.
- Сибиль Е., Гришина И. От «неосознанной некомпетентности» к «неосознанной компетентности» // Директор школы. 1997. — № 25. — С. 1220.
- Сидоренко Е.В. Тренинг противостояния влиянию. СПб., 2002.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 352 с.
- Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2001.234 с.
- Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991.
- Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина, С.М. Локши-ной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна. Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1964. — 784 с.
- Словарь практического психолога / Сост. Головин С. Ю. Минск: Харвет, 1997.-800 с.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. СПб., 1998. — 324 с.
- Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов» (введение в конфликтологию образования). М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.-144 с.192- Теории личности / Под ред. Б. В. Зейгарник. СПб.: Питер, 1999. 454 с.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам: практика педдагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. — 288 с.
- Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. общ-во России, 2000. — 448 с.
- Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
- Усманова Э.З. Мотивационно-эмоциональная регуляция мышления в конфликтной ситуации // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 131 136.
- Уткин З.А. Конфликтология: теория и практика. М.: Тандем, 1998.-263 с.
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р., Абрахам Маслоу и психология самоактуализации // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995. -С. 111−152.
- Филиппов А.В., Липинский В. К., Князев В. Н. Производственная социология, психология и педагогика. — М., 1989.
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. М.М. Розен-таля, П. Ф. Юдина. 2-е изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 815 с.
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя // Вопросы психологии. 1994. -№ 6. — С. 54−67.
- Фуленко В.В. Менеджмент слаженной команды: Соционика и социоанализ для руководителей. Новосибирск: РИПЭЛ, 1995.
- Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. — Красноярск, 1996.
- Холмогорова А.Б., Гараян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 61−74.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза // Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995. — С. 624.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1−993.
- Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т. В. Кутасова. -М.: Международная пед. акад., 1994. 220 с.
- Хьелл JI. Теории личности / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2000. — 608 с.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985.
- Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. Киев: Виша школа, 1985. — 159 с.
- Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. -М.: Пед. общ-во России, 1999. 186 с.
- Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учеб. пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Пед. общ-во России, 2001. — 224 с.
- Шабанов П.С. Золотая книга руководителя: Законы. Советы.
- Правила. -М.: Вече: Персей: ACT, «1994.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы управления. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
- Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М., 1.992.
- Шафранова А.С. Из опыта изучения труда работников просвещения. М., 1983. — 174 с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: .Гуманит. изд. центр Владос, 1999. — 512 с.
- Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера:управленческая гуманитарология. М.: Финансы и статистика, 1992. -240 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
- Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. — М., 1983.- 158 с.
- Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Минск, 1992.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. M.-JI.: Наука, 1966.301 с.
- Юдин Б.Г. Здоррвье: факт, норма и ценность // Мир психологии. -2000. -№ 1 (21). С. 54−68.
- Ядов В.А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции // Социологические исследования. 1983. — № 3.
- Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. -365 с.^
- Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев, 1987.
- Яценко Т.С. Психологические основы активной подготовки будущего педагога к общению с учащимися: Автореф. дис.. д-ра пед.'наук. — Киев, 1989.-52 с.
- Maslow A. Toward a Psychology of Being. NY., 1968. — 398 p.
- Maslow A. Self actualizing and beyond // Chellenges of Humanistic Psychology. — NY., 1967. — 325 p.
- Phillips B.N. School Stress and Anxiety. NY., 1978. — 125 p.
- Secord P. Sociale psychology / P. Secord, C. Bacrman. NY., 1964. —329 p.
- Maslach C., Letter M.P. The truth about burnout: How organization cause personal stress and what to do about in. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997.
- Maslach C., Goldberg J. Prevention of burnout: New perspectives // Applied and Preventive Psychology. 1998. — V. 7. — P. 63−74.