Современное общество характеризуется стремительным развитием образования и информационных технологий, которые преобразуют жизнь людей. Поэтому человеку на протяжении всей жизни приходится непрерывно совершенствовать свои профессиональные качества. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Согласно новому ФГОС НОО главной целью образования является «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира». Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. [54].
Основополагающей целью школьного образования является развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, соотносить известное и неизвестное, составлять план действий с учетом конечной цели, поставленной перед собой, контролировать, исправлять и оценивать свои достижения. [10].
Овладение регулятивными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов при усвоении предметного содержания. В данной работе будет рассмотрена возможность формирования регулятивных умений при изучении алгоритма письменного умножения.
В математике, как учебном предмете, заложены основы для формирования регулятивных умений, в частности при изучении алгоритмов, так как при выборе специальных заданий у детей формируется целеполагание и планирование (реализация последовательности шагов алгоритма). Несмотря на то, что в теории известно множество вариантов математических заданий, направленных на развитие тех или иных регулятивных действий в процессе изучения данной темы, практика показывает, что их не включают в учебный процесс в нужном объеме. [12].
В соответствии с этим положением была определена тема выпускной квалификационной работы.
Объектом данного исследования является процесс обучения алгоритму письменного умножения в начальной школе.
Предмет исследования — учебные задания, способствующие формированию регулятивных учебных действий при изучении алгоритма письменного умножения.
Цель работы: подобрать учебные задания, способствующие формированию регулятивных учебных действий в процессе изучения алгоритма письменного умножения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- 1. проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу и выделить перечень универсальных учебных действий, в частности регулятивные учебные действия;
- 2. выявить и описать виды учебных заданий, направленные на формирование регулятивных учебных действий при обучении алгоритму письменного умножения;
- 3. провести опытное обучение, апробировать выделенные виды задание и проверить их эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы и учебников по математике для начальной школы; анализ заданий, тестирование обучающихся.
Опытное обучение проходило в течение двух недельв 3 «А» классе лицея № 21 г. Люберцы.