Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Как в ситуации конфликта сохранить свое «я»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Видите, как четко сработал механизм приписывания собственных отрицательных побуждений. Поэтому, когда Вам кажется, что кто-то на вас косо смотрит, подумайте — он ли так смотрит на вас или вы сами приписываете ему свое собственное отношение. Из своего опыта многие наверняка знают: если в одной сфере деятельности достижение манящей цели по какой-то причине затруднено, можно попытаться реализовать… Читать ещё >

Как в ситуации конфликта сохранить свое «я» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • — Что делают люди, когда достижение желанной цели по какой-то причине затруднено?
  • — Для этих ситуаций существуют особые способы поведения, как говорят психологи, психологические защиты. Начну с одной из них — рационализации, или, иначе говоря, обесценивании.

Описывая такое поведение, я часто привожу в пример известную басню Крылова «Лиса и виноград». Помните, когда лиса не смогла достать с дерева ягоды винограда, она объявила их незрелыми и оттого невкусными. До этого, заметьте, она была уверена, что виноград вполне пригоден для еды.

Теперь представьте — есть какая-то цель, которую вы хотите достичь. Но по ряду причин у вас нет ни возможности, ни средств сделать это.

В этом случае, возможно, вы, подобно Лисе из басни, начинаете обесценивать эту цель в собственных глазах: вам начинает казаться, что достижение желаемого сулит больше хлопот, чем пользы.

  • — Кроме описанного механизма, существует ли другой путь выхода из ситуации конфликта?
  • — Из своего опыта многие наверняка знают: если в одной сфере деятельности достижение манящей цели по какой-то причине затруднено, можно попытаться реализовать себя в чем-то другом. Компенсация — так называется этот способ поведения.

Ярким ее примером является поведение ученика, которого педагог любой ценой старается «вывести на чистую воду». Должен честно сказать, когда я наблюдаю такие действия взрослого, мне становится сильно не по себе.

Спрашивается: где этот ученик, лишенный в классе человеческого достоинства и элементарного внимания, может компенсироваться? Конечно, в уличных компаниях. Там он, возможно, став на «скользкий путь», почувствует себя сильным, умным, достойным подражания и восхищения.

И бесполезно этому ученику внушать: ты поступаешь плохо, ты неправильно действуешь! Не в этом дело!

Пока вы не измените его роль и место среди других школьников, не превратите «гадкого утенка» в «лебедя», вы такого ученика не перевоспитаете.

Возвращаясь к вопросу, замечу, что часто мы достигаем жизненных успехов именно благодаря компенсации: неудачи в одном деле дают нам силы и желание проявить себя в чем-то другом.

  • — Человек не совсем удовлетворен тем впечатлением, которое он производит на окружающих. Какую поведенческую стратегию он может выбрать в этом случае?
  • — Поставить себя на место другого человека, отождествить себя с тем, кто нравится, кем восхищаешься, — такой путь вполне уместен в подобном случае. Механизм идентификации — так называется эта поведенческая стратегия.

Идентификация имеет много граней. Попробуйте «вернуться в детство», где каждый нередко оказывался в пугающей ситуации. И, наверное, многим из нас случалось ставить себя на место тех персонажей, которых мы боялись, исполняя в игре роли злобных и скверных существ.

Это — детский способ борьбы со страхами, когда благодаря идентификации с тем, кого боишься, избавляешься от этого недуга.

Часто даже взрослые, чтобы избавиться от чувства собственной неполноценности или же просто увлекшись кем-то, неосознанно отождествляют себя с тем, кто это чувство вызывает.

  • — Какие еще защитные механизмы присутствуют в нашем поведении?
  • — Приписывание другому человеку собственных мыслей, чувств, настроений называется механизмом проекции. Позаимствую у одного французского коллеги его описание.

Один садовник, по имени Пьер, оказавшись без садовых ножниц, решил попросить их у своего друга — соседа Жана. По дороге к Жану мысли его приняли следующий оборот: «Жан вчера как-то косо посмотрел на мою жену. Да и вообще он удивительный скряга…».

Вот так Пьер и шел, «накручивая» себя отрицательными эмоциями. Наконец подошел к калитке соседа, нажал на звонок. Перед ним предстал улыбающийся Жан. И тогда ошеломленный Пьер в сердцах выпалил:

— А пошел ты к черту со своими ножницами!

Видите, как четко сработал механизм приписывания собственных отрицательных побуждений. Поэтому, когда Вам кажется, что кто-то на вас косо смотрит, подумайте — он ли так смотрит на вас или вы сами приписываете ему свое собственное отношение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой