Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Иоганн Готлиб Фихте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И. Г. Фихте писал: «Есть две ступени развития человечества; и, пока последняя ступень не станет всеобщей, в ходе развития нашего рода есть два основных вида людей. Одни, еще не возвысившиеся до полноты чувства собственной свободы и абсолютной самостоятельности, находят самих себя лишь в представлении вещей… Кто на самом деле есть только продукт вещей, тот никогда не увидит себя иначе… Принцип… Читать ещё >

Иоганн Готлиб Фихте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Жизнь философа и учение

Как и Кант, Иоганн Готлиб Фихте (1762−1814 гг.) был сыном ремесленника и получил хорошее образование только благодаря меценату. Он родился в деревне Рамменау в Южной Саксонии. Отец Фихте занимался изготовлением лент и других украшений, а сын помогал ему, а также пас гусей. У родителей не было денег, чтобы отдать его в школу, но помогли способности юного Ганса и счастливый случай. Богатый человек — по одним сведениям, дворянин, по другим — владелец крупного крестьянского хозяйства — не успел послушать заезжего известного проповедника. Ему посоветовали обратиться к Гансу-гусепасу. Тот пересказал проповедь слово в слово, со всеми паузами и интонациями. Потрясенный слушатель оплатил учебу мальчика в гимназии, а затем — в Иенском и в Лейпцигском университетах, где Фихте изучал философию, классическую литературу и теологию. После смерти мецената он некоторое время трудился домашним воспитателем и вернулся в Лейпциг заканчивать учебу только в 28 лет, в 1790 г.

В это время два события определили дальнейшее развитие И. Г. Фихте: революция во Франции, начавшаяся в 1789 г., и изучение работ И. Канта. Фихте стал страстным поклонником и пропагандистом французской революции, он даже хотел получить французское гражданство. Философию Канта Фихте тоже воспринял восторженно. Он написал друзьям, что кантианство полностью перевернуло все его мировоззрение, которое до сих пор основывалась на философии Б. Спинозы.

Учение И. Канта было истолковано И. Г. Фихте как философия свободы, но, в отличие от создателя этого учения, он вовсе не собирался внедрять свободу в головы немцев с помощью государственной машины. Наоборот, идеи Канта казались ему созвучными политическим идеалам французских революционеров. В 1791 г. Фихте поехал в Кенигсберг, где встретился с Кантом. Но кенигсбергский мыслитель разочаровал его, поскольку вовсе не показался революционером. Фихте решил, что Кант сам не понимает истинного смысла той философии, которую создал, а потому ее надо освободить от противоречий и непоследовательности. Тогда учение Канта о свободе и будет аналогом французской революции в области философии. Французы освободили человечество от феодальных цепей, а он, Фихте, освободит его от гнета «вещи-в-себе». Фихте назвал «догматиками» тех людей, которые верят в объективный, незыблемый порядок вещей. Но рано или поздно люди станут «критиками», которые не будут приспосабливаться к миру, а начнут активно преобразовывать его в соответствии со своими идеалами.

И. Г. Фихте писал: «Есть две ступени развития человечества; и, пока последняя ступень не станет всеобщей, в ходе развития нашего рода есть два основных вида людей. Одни, еще не возвысившиеся до полноты чувства собственной свободы и абсолютной самостоятельности, находят самих себя лишь в представлении вещей… Кто на самом деле есть только продукт вещей, тот никогда не увидит себя иначе… Принцип догматиков есть вера в вещи ради них самих…»[1]

Великая французская революция потерпела крах, придя к террору, потому что она была совершена «догматиками», верившими во всесилие Природы, которая была воспета Руссо. Уничтожив тиранов, они стали ждать, пока Природа наведет естественный порядок сама собой, все расставит по своим местам. Последовала разруха в экономике, за ней — вооруженные выступления оппозиции. «Догматики», оказавшиеся у власти, были уничтожены, поскольку не смогли справиться с ситуацией.

Чтобы подобное не повторилось в немецких княжествах, И. Г. Фихте предлагает перевоспитать «догматиков» в «критиков» путем распространения своей версии кантианства. О том, что «наукоучение» создавалось как философское обоснование революции политической, говорят строки из письма Фихте Багезену, датированного апрелем 1795 г.: «Моя философия — первая система свободы; как эта нация (революционные французы. — Авт.) избавит человечество от материальных цепей, моя система избавит его от ига „вещи-в-себе“, внешних влияний; ее первые принципы делают из человека независимое существо. „Основа общего наукоучения“ родилась в те годы, когда французская нация своей энергией добилась торжества политической свободы; она родилась в результате моей внутренней борьбы с самим собой и со всеми укоренившимися во мне предрассудками, и эта победа свободы способствовала появлению „Основы всякого наукоучения“. Доблести французской нации обязан я тем, что поднялся еще выше; я обязан ей пробуждением во мне энергии, необходимой для постижения этих идей. Когда я писал труд о Революции, первые намеки, первые предчувствия моей системы возникали во мне как бы в виде награды. Таким образом, эта система принадлежит французской нации»[2].

  • [1] Фихте И. Г. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1916. С. 423.
  • [2] Цит. по: Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции. В 4 т. Т. 4: Революция и Европа. М., 1981. С. 213, 215 (примечание).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой