Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Классификация научных теорий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К феноменологическим теориям примыкают дескриптивные (описательные) теории, в которых описывают и систематизируют эмпирический материал, а также устанавливают простейшие логические связи между отдельными фактами и обобщениями. Многие направления социокультурной антропологии могут быть охарактеризованы как дескриптивные теории, поскольку в них описывается широкий круг социальных феноменов… Читать ещё >

Классификация научных теорий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научные теории можно классифицировать по различным основаниям. Покажем лишь некоторые из них.

В качестве важнейшего основания классификации выступает объект исследования, т. е. тот фрагмент реальности, который изучается этими теориями. Выделяются теории:

  • — во-первых, отображающие объективные свойства и закономерности окружающего мира: физические, биологические, социальные и другие теории;
  • — во-вторых, отображающие характеристики и свойства субъективной реальности: мира идей, сознания, мыслей, чувств, эмоций; это теории психологии, логики, педагогики и ряда других наук.

Социокультурная антропология, в зависимости от специфики доминирующих теорий, может быть отнесена к обоим из указанных типов. Так, историческая антропология, различные варианты эволюционизма и диффузионизма стремятся отразить объективные свойства социальных и культурных систем. Психологически ориентированные теории, а также символическая антропология могут быть отнесены ко второму типу научных теорий.

Наиболее распространенная классификация научных теорий по объекту исследования — их деление на естественнонаучные (изучающие природу) и социально-гуманитарные (исследующие человека и общество).

Следующий критерий — глубина раскрытия специфических особенностей и закономерностей изучаемых процессов. С этой точки зрения выделяются теории феноменологические и нефеноменологические.

В феноменологических (от греч. phainomenon — являющееся) теориях глубина теоретического освоения ограничивается сферой явлений. Их часто отождествляют с эмпирическими теориями, поскольку они опираются на опыт и наблюдения и, как правило, не прибегают к сильным абстракциям и основанным на них теоретическим понятиям. Нефеноменологические теории стремятся осмыслить факты с помощью ненаблюдаемых объектов и их часто относят к интерпретативным теориям, поскольку в них интерпретируются утверждения теории посредством обращения к наблюдаемым явлениям.

К феноменологическим теориям примыкают дескриптивные (описательные) теории, в которых описывают и систематизируют эмпирический материал, а также устанавливают простейшие логические связи между отдельными фактами и обобщениями. Многие направления социокультурной антропологии могут быть охарактеризованы как дескриптивные теории, поскольку в них описывается широкий круг социальных феноменов, характеризующих ту или иную культуру.

Переход от феноменологических теорий к объяснительным теориям характеризует теоретическую зрелость науки[1].

Структура научных теорий.

Научная теория может быть определена как системно взаимосвязанная концептуальная система, элементами которой служат понятия и суждения различной степени общности (обобщения, гипотезы, законы и принципы). Все структурные компоненты теории связаны двумя видами логических отношений: во-первых, это логические определения, посредством которых содержание всех определяемых понятий стремятся объяснить с помощью первичных, исходных понятий теории; во-вторых, отношения дедукции, с помощью которой из аксиом, основных законов или принципов теории логически выводятся теоремы, производные законы и другие утверждения.

Современная философия науки выделяет следующие структурные уровни научной теории:

  • 1) эмпирический базис теории, который содержит основные факты и данные, а также результаты их первичной логической обработки;
  • 2) теоретический базис, включающий основные допущения, аксиомы, постулаты, фундаментальные законы и принципы;
  • 3) логический аппарат, который содержит правила определения вторичных понятий и логические правила вывода следствий (или теорем) из аксиом, а также производных, или неосновных, законов из фундаментальных законов;
  • 4) потенциально допустимые следствия и утверждения теории[2].

Эта универсальная структура в различных типах теорий проявляется по-разному, и не все структурные элементы в конкретной теории оказываются отчетливо выявленными.

Сложность исследуемых объектов вынуждает ученого упрощать и схематизировать исследуемые явления. В результате конкретные объекты действительности заменяются идеализированными, абстрактными объектами. Отношения между ними приблизительно верно отображают существенные связи между реальными предметами и процессами. Развитые теоретические системы абстрактных объектов сформировались в естествознании. Так, в механике это система «точечных масс», или материальных точек, движущихся под действием внешних сил.

Такие абстрактные объекты сформировались и на разных направлениях социокультурной антропологии, например, «культурные пережитки», «культурные круги», «теллурические и хтонические культуры» и др. Система абстрактных объектов может быть охарактеризована как абстрактная модель замещаемой реальной системы.

  • [1] См.: Рузавин Г. И. Методология научного познания. М.: ЮНИТИ, 2013. С. 88−92.
  • [2] См.: Там же. С. 84.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой