Эмпатия как средство познания
Невнимание к групповым процессам за счет исключительного индивидуального внимания может результироваться в плохом расчете времени, отсутствии целей и неэффективном обучении. Индивидуальное обучение посредством группового опыта имеет тенденцию сохраняться через продолжительное время после закрытия группы; оно постепенно исчезает примерно через год. Я-концепция есть единство характеристик… Читать ещё >
Эмпатия как средство познания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Обязательно должен оставаться оттенок «как будто». Его отсутствие означает переход к состоянию идентификации.
Человек, стремящийся к эмпатическому общению, должен стремиться к пониманию внутреннего состояния собеседника и говорить о нем, чтобы помочь собеседнику сконцентрироваться на этом состоянии. Поэтому эмпатия — это, скорее, процесс внутреннего наблюдения, чем статическое психическое состояние.
Этапы эмпатии таковы.
- 1. Вхождение во внутренний мир собеседника.
- 2. Улавливание и выявление оттенков, которые собеседник не вполне осознает.
- 3. Спокойное сообщение собеседнику о его ощущениях.
- 4. Внимательный анализ ответов собеседника на свои сообщения.
- 5. Указания на смысл состояния, переживаемого собеседником.
- 6. Выход из эмпатии.
Быть эмпатичным означает быть ответственным, активным, сильным, и в то же время тонким и чутким.
Определение конгруэнтности
Я-концепция есть единство характеристик восприятия себя, отношений себя по отношению к другим людям и различным аспектам жизни, а также ценностей, включенных в это восприятие.
Помимо концепции реального Я имеется концепция идеального Я как цели, в направлении которой человек хотел бы развиваться. Конгруэнтность — это соответствие Я-концепции человека реальности и восприятиям этого человека другими людьми. Если такого соответствия нет, человек начинает защищаться, действовать ригидно, ограниченно.
Энкаунтер-группы (группы встреч)
Гуманистические психологи разработали этот метод для исследования и коррекции социальных поведения и отношения. Основатели движения групп встреч Карл Роджерс и Уильям Шутц. Роджерс ввел понятие основная встреча, Шутц — открытая встреча. Обычно различают группы, ориентированные на чувство общности, и группы, ориентированные на определенную задачу.
Основные принципы группы встреч таковы:
- — открытость и честность;
- — осознание самого себя и своего личностного «Я» ;
- — ответственность;
- — внимание к чувствам;
- — принцип «здесь и теперь» .
Основные этапы группового процесса:
- а) ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры;
- б) сопротивление раскрытию личности и выражению эмоций;
- в) описание прошлых, следовательно, более безопасных жизненных событий и чувств;
- г) открытое выражение негативных чувств для проверки групповой сплоченности;
- д) первые попытки исследования личностно значимых тем.
Критика данного метода в основном заключается в следующем.
Группы встреч формируют ценности, которые трудно реализовать в повседневной жизни. Появляются «завсегдатаи» групп встреч. Возникает зависимость участников от ведущего. Для некоторых людей эффект может оказаться отрицательным. Потеря защитных механизмов без формирования новых способов поведения ведет к неадекватности поведения.
Стандфордские исследования обучающих групп Либерман, Ялом и Майлз (Liberman, Yalom, & Miles, 1973) выделили следующие особенности энкаунтер-групп (см. Luft, 1994).
- 1. Выражение чувств важно, если оно сочетается с размышлением и рефлексией: «Самораскрытие и выражение позитивных чувств ведет к личностному достижению, если сочетается с когнитивным инсайтом» (Luft, 1994, р. 422).
- 2. Обратная связь определенно ведет к научению только в том случае, если при этом принимаются в расчет условия в группе и то, что происходит с человеком.
- 3. Выражение негативных чувств (в особенности ярости) должно подкрепляться групповой поддержкой и достаточным проявлением внимания.
- 4. Ограничение настоящим «здесь и теперь» может быть отменено. Свобода движения в прошлое и будущее может оказаться полезной в особенности при выражении личного опыта.
- 5. Невнимание к групповым процессам за счет исключительного индивидуального внимания может результироваться в плохом расчете времени, отсутствии целей и неэффективном обучении.
- 6. Хотя энкаунтер-группы могут быть продуктивными для обучения и изменений, им сопутствует риск, в особенности если харизматический или агрессивный лидер осуществляет высоко эмоциональную стимуляцию членов группы.
- 7. Перспектива задержанных проявлений обучающих эффектов через несколько месяцев после прекращения группы незначительна, несмотря на то, что имеются индикаторы начала обучения уже во время работы группы.
- 8. Индивидуальное обучение посредством группового опыта имеет тенденцию сохраняться через продолжительное время после закрытия группы; оно постепенно исчезает примерно через год.