Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Герберт Спенсер. 
История политических учений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В политике Спенсер придерживался либеральных взглядов. Защищая свободу личности против принудительного действия государства, он выступал против превращения британского государства в грубую военно-бюрократическую машину. Политическая позиция Спенсера отражена в книге «Личность и государство». В ней с позиции ортодоксального либерала он критикует тех современных либералов, которые, приобретая все… Читать ещё >

Герберт Спенсер. История политических учений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Герберт Спенсер (1820−1903) — английский философ, социолог, политический мыслитель, один из родоначальников позитивизма. Спенсер получил высшее техническое образование. Он является основоположником органической школы в социологии и политике. Центральным пунктом его социологической концепции было представление об обществе как о едином «организме», стремящемся к равновесному состоянию.

Будучи одним из основателей теории равновесия, действующей в масштабе Вселенной, он распространил ее постулаты на общество. Согласно этой теории, общество «как социальный агрегат», целостный организм растет, усложняется, внутренне дифференцируется и переживает различные состояния. Спенсер сформулировал законы эволюции «социального организма». Основным законом социального развития он считал выживание наиболее приспособленных обществ (как известно, Дарвин относил этот закон к животному миру).

Биологические аналогии служили определенной политической цели — оправданию классовой дифференциации общества. «Возрастание общества как в отношении его численности, так и прочности, — писал он, — сопровождается возрастанием разнородности его политической и экономической организации»[1].

В политике Спенсер придерживался либеральных взглядов. Защищая свободу личности против принудительного действия государства, он выступал против превращения британского государства в грубую военно-бюрократическую машину. Политическая позиция Спенсера отражена в книге «Личность и государство». В ней с позиции ортодоксального либерала он критикует тех современных либералов, которые, приобретая все большую долю власти, «делали все для ужесточения своих законодательных мер, присваивая себе право руководить действиями граждан и, следовательно, уменьшать область, в которых эти действия были свободны»[2].

Из критики «практических политиков» (так называет Спенсер критикуемых им либералов) явствует, что он противник всякой принудительной кооперации под руководством государства и чрезмерной административной регламентации общественной жизни. Особенно он выступает против разросшейся организации чиновничества, которая, «перейдя за известный фазис развития, становится несокрушимой», а «сила сопротивления управляемой части населения уменьшается в силу увеличения правящей его части»[3].

Функции государства, по Спенсеру, должны состоять, главным образом, «в охране индивидуальной свободы и прав граждан», но не в обязанностях устранения всякого зла и утверждения всякого блага, ибо это укрепит мнение и привычку граждан смотреть на государство как на средство получения даровых благ, что непременно приведет к государственному социализму.

Будучи противником социализма, Спенсер не симпатизировал и капитализму. Под любой формой социализма он подразумевал рабство, при котором государство становится монополистом всех отраслей промышленности и сельского хозяйства, а частная деятельность граждан не в силах конкурировать с ним. Поэтому он предупреждал либералов о том, что они своими реформаторскими действиями, парламентскими актами подталкивают общество к государственному социализму.

Спенсер — противник революции. Саму идею прогресса он связывал не с революцией, а с тихой и незаметной эволюцией. Общество, по его мнению, во всех видах своего развития «подвергается процессу шелушения, но оно ни в коем случае не подлежит коренной перестройке. Всякое изменение должно совершаться лишь постепенно»[4]. Анализируя различные типы революций по сочинениям французских историков (в частности, Тэна, Токвиля), он пришел к выводу, что основными причинами этих «социальных катастроф» являются: чрезмерная регламентация человеческой деятельности со стороны государства в пользу правительства и политическое суеверие, согласно которому власть правительства не должна подвергаться никакому ограничению. В сущности, революция — это «болезнь» социального организма.

Сочинения Спенсера пользовались большой популярностью при его жизни, они сыграли прогрессивную роль в философской и политической жизни стран Европы и Азии конца XIX в. (Польша, Россия, Япония, Китай).

  • [1] Спенсер Г. Основные начала // Антология мировой философии: В 4 т. М., 1971. Т. 3. С. 613.
  • [2] Спенсер Г. Личность и государство. СПб., 1908. С. 4.
  • [3] Там же. С. 23.
  • [4] Спенсер Г. Научные, политические и философские опыты: В 7 т. СПб., 1866. Т. 1. С. 234.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой