Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Выводы. 
Музыкальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ответ на вопрос о таинстве воздействия музыки на человека надо искать скорее всего в бессознательных пластах его психики. Восприятие и переживание музыкального ритма имеет много общего с физиологической реакцией навязывания ритма. Но здесь еще много проблем, которые ждут своих исследователей. Головинский, Г. Л. О вариативности восприятия музыкального образа / Г. Л. Головинский // Восприятие… Читать ещё >

Выводы. Музыкальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любое восприятие представляет собой процесс категоризации — отнесение данного предмета к тому или иному классу однотипных предметов. Однако в художественном восприятии к этому процессу подключаются механизмы эмоционального заражения и сопереживания. Человек почти никогда не воспринимает объект в объективно-нейтральном плане. Почти всегда он прибавляет к увиденному и услышанному нечто из своего прошлого опыта, который проецируется на то, что воспринимается. Люди с позитивной «Я-концепцией» и соответственно высокой самооценкой, как правило, более адекватно воспринимают то, что видят и слышат.

Восприятие легкой и серьезной музыки, несмотря на то, что в обоих случаях оно основывается на одинаковых физических процессах, на психологическом уровне сильно отличается друг от друга. Обращение к каждому из этих двух музыкальных пластов связано с наличием различных социально-психологических потребностей, и то, что может быть удовлетворено с помощью одного из них, не может быть удовлетворено с помощью другого.

Ответ на вопрос о таинстве воздействия музыки на человека надо искать скорее всего в бессознательных пластах его психики. Восприятие и переживание музыкального ритма имеет много общего с физиологической реакцией навязывания ритма. Но здесь еще много проблем, которые ждут своих исследователей.

Возникновение художественного образа музыкального произведения в момент его восприятия слушателем во многих случаях оказывается связанным с механизмами проекции, которые обуславливаются социально-демографическими показателями слушателя. По характеру образов, возникающих в сознании слушателя в процессе восприятия, можно составить представление об уровне его нравственного развития. Развитие музыкального восприятия связано с обогащением художественного и жизненного опыта слушателя, а также постановкой перед ним в ходе целенаправленного воспитания проблемных заданий и вопросов, активизирующих мыслительные и эмоциональные процессы. Достижение высшего уровня развития музыкального восприятия связано с возможностью слушателя ощущать «пиковое переживание» в том понимании, как его трактует Маслоу.

Вопросы для повторения

  • 1. В чем состоит различие между ощущением и восприятием?
  • 2. Как зависит восприятие музыки от социально-демографических параметров слушателя?
  • 3. В чем заключаются основные различия в восприятии серьезной и легкой музыки?
  • 4. Какие вы можете привести примеры влияния личностных смыслов на восприятие музыкального произведения?
  • 5. Как может протекать процесс развития восприятия?

Рекомендуемая литература

Брунер, Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации: пер. с англ. / Дж. Брунер. — М.: Прогресс, 1977.

Головинский, Г. Л. О вариативности восприятия музыкального образа / Г. Л. Головинский // Восприятие музыки: сб. ст. / под ред. В. Максимова. — М.: Музыка, 1980. — С. 127—140.

Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1972.

Теплое, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. — М.; Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1947.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой