Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этнические процессы. 
Этнология (Этнография)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эти изменения принято называть этническими процессами. Выделяется два их типа: этнотрансформационные процессы — образование и исчезновение этносов и этноэволюционные процессы — изменение характеристик этносов в ходе их исторического существования. Для обоих типов характерны объединительные (интеграция) процессы, как слияние нескольких этносов в один или усиление единства этноса за счет… Читать ещё >

Этнические процессы. Этнология (Этнография) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

  • знать содержание понятия «этнические процессы», типологию этнических процессов, основания и следствие трансформационных и эволюционных этнических процессов, историографию вопроса об исторических типах этнических общностей (племя — народность — нация);
  • уметь устанавливать следствия изменений параметров этнической культуры в зависимости от разновидности этнических процессов;
  • владеть навыками оценки соответствия типов этнических общностей с позиций формационного либо цивилизационного подходов к историческому процессу.

Этнические процессы и их типология

Этническая картина мира не отличается стабильностью. Если посмотреть на карту народов Европы античного времени, мы практически не увидим ни одного из народов современных — есть этруски, кимвры, готы, скифы и многие другие, но нет испанцев, австрийцев, белорусов, чувашей и других этносов европейского региона наших дней. В ходе истории одни народы исчезают, другие появляются. Могут меняться характеристики самих народов — территория расселения, облик культуры, антропологические особенности, религиозная принадлежность и др. Венгры сначала проживали в Зауралье, затем в междуречьи Дона и Днепра, в IX в. пришли в Подунавье на их современную этническую территорию (период так называемого «обретения родины»), их кочевая скотоводческая культура сменилась на оседлую земледельческую. За счет вхождения народов, с которыми они интенсивно контактировали, изменился их внешний облик, языческие верования сменились христианством и т. п.

Эти изменения принято называть этническими процессами. Выделяется два их типа: этнотрансформационные процессы — образование и исчезновение этносов и этноэволюционные процессы — изменение характеристик этносов в ходе их исторического существования. Для обоих типов характерны объединительные (интеграция) процессы, как слияние нескольких этносов в один или усиление единства этноса за счет исчезновения его отдельных групп, региональных различий в традиционной культуре и т. п., и разъединительные (дезинтеграция), в виде разделения единого этноса на несколько новых образований или исчезновение различий в его составе.

Новый этнос не появляется из ничего, он формируется из дотоле существовавших этнических общностей, одной или нескольких, когда меняется этническое самосознание (этническая самоидентичность), полностью или частично, его (их) представителей.

В истории этноса выделяется два этапа.

Первый — этногенез — происхождения народа, а поскольку он формируется из прежде существующих этносов, многие его характеристики восходят к ним. Прослеживать историю народа можно до сколь угодной глубины, вплоть до появления первых людей на Земле. При этом этногенетические исследования показывают, что компоненты, характеризующие этнос, зачастую имеют разное происхождение: язык восходит к одному источнику (т.е. народу или группе народов), антропологический тип — к другому, этноним — к третьему и т. д. Поэтому изучение происхождения народа с неизбежностью имеет комплексный характер, объединяя результаты различных наук — лингвистики, антропологии, письменной истории, археологии, этнографии и др. Этап этногенеза завершается фазой, определяемой как «кризис этничности», когда у представителей одного или нескольких этносов (иногда только части) происходит смена их этнической самоидентификации, заканчивающаяся появлением группы людей, осознающих свою иную этническую принадлежность, что выражается в ее названии.

Эта фаза может иметь различную протяженность во времени. Так, барк «Mayflower» в 1620 г. пересек Атлантику и доставил переселенцев-англичан, основавших одно из первых британских поселений в Северной Америке в Плимуте (Массачусетс), а Бостонское чаепитие, с которого принято отсчитывать автономизацию США, случилось в 1773 г. Если на одно поколение отводить 25 лет, то формирование американского этноса заняло шесть поколений. У ряда народов Южной Сибири, в частности у хакасов, общее самосознание, при сохранении представления о принадлежности индивида к конкретной этнотерриториальной общности, появилось и закрепилось еще быстрее. В тоже время, формирование русского народа в контексте общевосточнославянской общности охватывает значительный промежуток времени.

Второй этап — этнической истории — исторического существования этноса, в ходе которого его характеристики в той или иной степени меняются, он существует более или менее длительное время, пока следующий «кризис этничности» не вызовет утрату его представителями своей идентичности и переход их потомков к другому этническому состоянию.

Этнические процессы — главная причина, по которой невозможно указать даже приблизительное количество этносов Земли. Предлагаемые цифры колеблются от полутора до пяти и более тысяч единиц, поскольку зачастую трудно определить этническое состояние той или иной группы человечества. Распался ли арабский мир на египтян, ливанцев, иракцев, йеменцев и т. д., или арабы по-прежнему существуют как единый этнос, а приведенные названия имеют политонимическое содержание? Существует ли единый татарский народ или казанские, касимовские, крымские и сибирские татары, а, кроме того, нижневолжские карагаши являются самостоятельными этносами? Вотли ли карапапахи и шахсевены в единый азербайджанский этнос в пределах современной Республики Азербайджан и представляют ли они обособленные этносы, как это иногда утверждается, на территории Турции и Ирана? Подобных примеров можно привести довольно много.

Есть и другие причины, по которым затруднен подсчет количества народов Земли. Ими являются плохая изученность этнической ситуации ряда регионов, проблема подсчета в случае наличия в составе этноса внутренних подразделений. Например, для пигмеев (эфе, басуа, обонго, бамбути и др.), туркмен XIX в. (теке, салыр, эрсари и др.) — один это этнос или несколько, и ряд других.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой