Роль инженера-конструктора существенно изменилась за последние годы. Выросли зона ответственности, спектр и глубина решаемых задач. Ввиду довольно высокого интеллектуального потенциала инженеров-конструкторов и недостаточно высокого уровня менеджмента, а также низкой квалификации специалистов снабжения, сбыта и служб завода большое количество задач легло на плечи именно конструкторов.
Конструкторская деятельность всегда сопряжена с коллективной работой, проведением совещаний, технических советов и прочих мероприятий, требующих тщательного администрирования.
Работа над проектами вынуждает конструкторские отделы делиться по направлениям. Требуются управленцы с пониманием процесса проектирования, психологии творческих работников и прочих нюансов инженерно-конструкторской деятельности.
Этот вид деятельности очень сложен для большинства конструкторов, специалисты с трудом идут на такие должности, так как для этого требуется определенная предрасположенность к организаторской работе. Многие конструкторы с пренебрежением относятся к необходимости ставить другим задачи. И это существенно снижает эффективность коллективной работы, в которой проходит основная часть проектно-конструкторской деятельности. Вместе с тем есть и противоположные негативные тенденции, когда сотрудники, не ставшие высококвалифицированными конструкторами, сами стремятся стать руководителями проектно-конструкторских разработок. Понятно, что из этого получается: если они не состоялись как хорошие специалисты и остались на весьма среднем инженерном уровне, то они и управляют процессом проектирования на таком же уровне эффективности, потому что ограничены в понимании содержания и возможностей конструирования и специфики его объекта.
Причина обеих этих тенденций одна и та же — недостаточный уровень инженерного менеджмента. К сожалению, и в вузах при подготовке выпускников технических направлений до недавнего времени не уделялось должного внимания формированию навыков управленческой деятельности. Как и раньше, в вузах преподают только общие, зачастую исключительно теоретические, знания по принципам управления. Однако с переходом на многоуровневую систему подготовки (бакалавры — магистры — аспиранты) необходимо в образовательные программы для подготовки магистров по инженерным направлениям включать дисциплины и практики, обеспечивающие формирование у будущих инженеров управленческих компетенций.