Четвертый этап, с начала 1980-х гг. по настоящее время, — стратегическое управление
Основы планирования народного хозяйства и, следовательно, планирования на предприятиях начали закладываться в России с формирования Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) в 1917 г., создания Государственной комиссии по электрификации России в 1920 г., Государственной общеплановой комиссии (Госплана) и сети плановых органов во всех отраслях экономики (государственные плановые комитеты… Читать ещё >
Четвертый этап, с начала 1980-х гг. по настоящее время, — стратегическое управление (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В середине 1970;х гг. после мирового экономического кризиса неопределенность и изменчивость деловой окружающей среды существенно возросли. Методология стратегического планирования перестала отвечать требованиям времени. Необходимость обоснованного определения перспектив развития компании на долгосрочную перспективу привела к новому подходу — к стратегическому управлению (strategic management).
Стратегическому управлению присущи следующие отличительные черты:
- • фокус на внедрение стратегических решений и интеграцию управленческих действий;
- • децентрализация и демократизация управления;
- • рост значимости интуиции и усиление качественного подхода в оценках;
- • рассмотрение компании как субъекта активного воздействия на среду;
- • использование стратегии в качестве основного инструмента управления развитием компании.
Этапы стратегического планирования и управления в СССР
Рассматривая представленные выше общепринятые четыре этапа формирования стратегического менеджмента (стратегического управления компаниями), нельзя не отметить положительную роль планового руководства народным хозяйством Советского Союза на развитие стратегического планирования на предприятиях. В частности, в Большой советской энциклопедии отмечается, что плановое руководство народным хозяйством предполагает активное использование таких экономических рычагов для воздействия на рост общественного производства, как хозрасчет, цена, прибыль, кредит, формы материального поощрения, которые призваны создать экономические условия для успешной деятельности производств, коллективов, обеспечивать обоснованную оценку результатов их работы, побуждать предприятия принимать напряженные планы, более рационально использовать материальные и трудовые ресурсы, повышать производительность труда, улучшать качество продукции[1].
Основы планирования народного хозяйства и, следовательно, планирования на предприятиях начали закладываться в России с формирования Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) в 1917 г., создания Государственной комиссии по электрификации России в 1920 г., Государственной общеплановой комиссии (Госплана) и сети плановых органов во всех отраслях экономики (государственные плановые комитеты) в 1921 г., а также с формированием пятилетних планов развития народного хозяйства.
Ярким примером стратегического мышления и стратегического планирования в отечественной науке и практике является государственный план электрификации СССР (ГОЭЛРО), разработанный в 1920 г. Государственной комиссией по электрификации России. План ГОЭЛРО стал первым единым государственным перспективным планом развития народного хозяйства Советской республики на базе электрификации страны[2].
Рассчитанный на 10—15 лет, он содержал широкую программу перевода всей экономики на новую хозяйственную базу, намечал коренное изменение структуры народного хозяйства, ликвидацию диспропорций и установление новых пропорций — отраслевых и региональных, отвечающих требованиям и целям социалистического общественного производства.
В годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. потребовалась крутая ломка пропорций народного хозяйства, чтобы обеспечить рост продукции, быстрое осуществление территориальных сдвигов в размещении промышленности. Основным видом планов в этот период стали наиболее оперативные квартальные, а также месячные и декадные народнохозяйственные планы. Задания по важнейшим видам военной продукции устанавливал Государственный комитет обороны (ГКО) непосредственно заводам.
После войны на основе пятилетнего перспективного планирования решались задачи восстановления народного хозяйства и перехода страны на более высокую ступень экономического и социального развития.
Практика планирования народного хозяйства выработала три формы народнохозяйственных планов (по длительности планового периода): долгосрочный, охватывающий 10—15 лет, среднесрочный, как правило, пятилетний, и текущий — годовой.
Непосредственно планирование народного хозяйства в СССР осуществляли центральные органы (Госплан СССР, министерства и ведомства СССР), Госпланы союзных и автономных республик, местные плановые органы и плановый аппарат на предприятиях.