Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности калькулирования и бюджетирования в производстве

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Координация и связь. В процессе разработки бюджета координируются отдельные виды деятельности таким образом, чтобы все подразделения организации работали согласованно, воплощая цели организации в целом. Очень важно, чтобы планы производства были скоординированы с планом отдела маркетинга, т. е. необходимо произвести количество продукции в соответствии с запланированным объемом продаж и желаемым… Читать ещё >

Особенности калькулирования и бюджетирования в производстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Теоретические аспекты бюджетирования

1.1 Сущность и основные принципы бюджетирования

1.2 Организация процесса бюджетирования

1.3 Технология формирования бюджета

2. Особенности калькулирования и бюджетирования в производстве

2.1 Особенности калькулирования и бюджетирования в производстве

2.2 Сводный бюджет

2.3 Типичные ошибки при построении системы бюджетирования Заключение Список использованных источников

Актуальность темы

в том, что в течение многих лет компании рассматривали свои бюджеты просто как обязательную оценку предстоящих годовых доходов и затрат. Теперь это отношение быстро меняется, поскольку рынок требует большей конкурентоспособности и предприятия вынуждены быть более динамичными. Успешные компании постоянно повышают точность своих прогнозов относительно будущих операций и связанных с ними потребностей в ресурсах. Это не только увеличивает важность бюджетирования и планирования, это также изменяет традиционные роли различных таблиц, бюджетных систем и программного обеспечения собственного производства.

Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем и потребность в них, себестоимость и повысить конкурентоспособность предприятия. Особо следует выделить бюджетирование как важнейшее связующее звено между стратегическим и оперативным управлением всеми хозяйственными операциями, направленное на координацию экономических процессов предприятия и, как следствие, на повышение его конкурентоспобности.

Процесс бюджетирования сейчас включает гораздо больше различных элементов и сотрудников в рамках организации. Другими словами, дни, когда несколько специалистов в головных подразделениях корпорации изолированно создавали бюджет, быстро уходят в прошлое: бюджетирование стало функцией различных подразделений организации. Среди обязанностей инспекторов бюджетирования лидирующее положение занимают контроль бюджетирования и стратегическое планирование. Это также подтверждает существование стойкой тенденции к усложнению бюджетирования и планирования.

Отличие современного бюджетирования от планирования состоит в том, что представляет собой комплексную управленческую технологию, способную перевести планы предприятия в плоскость их реализации.

Цель работы заключается в исследовании бюджетирования и контроля затрат в управленческом учете.

Для выполнения поставленной цели необходимо определить ряд задач:

— описать теоритические аспекты бюджетирования;

— охарактеризовать особенности бюджетирования ООО «Молочное»;

— выявить типичные ошибки при построении системы бюджетирования.

Объект исследования? процесс бюджетирования в ООО «Молочное».

Предмет исследования? роль бюджетирования в управлении производством.

1. Теоретические аспекты бюджетирования

1.1 Сущность и основные принципы бюджетирования

Произошедшие в последние годы структурные, имущественные и правовые изменения в отечественной промышленности неизбежно вызывают необходимость стратегически ориентированные программы развития промышленных предприятий дополнять бюджетированием. Представляя собой, специфический подход к организации управления хозяйственнофинансовой деятельностью предприятия, оно обеспечивает полное участие всех подразделений предприятия в процессах становления комплексных планов на основе своевременной и достоверной информации о состоянии разработки и внедрения бюджетных систем планирования и отчетности.

Среди встречающихся определений следующая формулировка понятия «бюджетирования» является наиболее точной и полной, это связано с тем, что в ней указано его истинное назначение на предприятии: «Бюджетирование — это процесс составления и принятия бюджетов, с одной стороны, а с другой — управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений».

В нашей стране под бюджетированием часто понимают так называемое казначейское бюджетирование, то есть регламент управления денежными средствами, используемыми в операционной (основной) деятельности коммерческой организации. В мировой практике бюджетирование =- это элемент менеджмента, ориентированный на управление коммерческой организацией (в денежных показателях), представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Таким образом, по отношению к нему казначейская функция является вторичной.

В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:

— планирования и принятия управленческих решений в компании;

— оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании;

— укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.

Бюджетирование — сложная система, включающая:

— совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых с обоснованной степенью детализации показателей отражена планируемая деятельность, как отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО), так и всего предприятия;

— управленческие воздействия на центр финансовой отчетности (ЦФО), ориентированные на минимизацию отклонений от бюджета с учетом изменений внешней среды;

— отчетность ЦФО, позволяющая оперативно, с определенным временным интервалом, анализировать и контролировать выполнение бюджетов отдельными ЦФО и достижение запланированных финансовых результатов предприятием в целом.

Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов и контроль над их фактическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты), типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений. В общем случае можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования в организации, они представлены на рис 1.1

Цель первого этапа (формирование финансовой структуры)? разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов.

На втором этапе (создание структуры бюджетов) определяется общая схема формирования свободного бюджета предприятия.

В результате проведения третьего этапа формируется учетно-финансовая политика организации, то есть правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле (мониторинге) выполнения бюджетов.

1 этап? формирование финансовой структуры

2 этап? создание структуры бюджетов

3 этап? разработка методик и процедур управленческого учета

4 этап? разработка регламента планирования

5 этап? внедрение системы бюджетирования

Рисунок 1.1 — Этапы постановки системы бюджетирования Четвертый этап направлен на разработку регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин не выполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.

Пятый этап (внедрение системы бюджетирования) включает работы по составлению операционного и финансового бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям.

Целями бюджетирования являются:

— осуществление периодичного планирования;

— обеспечение координации, кооперации, коммуникации;

— требование к менеджерам количественно обосновать их планы;

— обеспечение осведомленности по затратам;

— создание системы оценки и контроля исполнения;

— мотивация сотрудников путем ориентации на достижение цели;

— исполнение требований законов и договоров.

Подробно рассмотрим функции бюджетирования.

Планирование. Основные плановые решения обычно вырабатываются в процессе подготовки программ, и сам процесс разработки бюджета по существу является уточнением этих планов. Разработка бюджето по существу является самым детализированным видом планирования, уточняющим основные операции по отдельным подразделениям или функциям компании на ближайший период.

Координация и связь. В процессе разработки бюджета координируются отдельные виды деятельности таким образом, чтобы все подразделения организации работали согласованно, воплощая цели организации в целом. Очень важно, чтобы планы производства были скоординированы с планом отдела маркетинга, т. е. необходимо произвести количество продукции в соответствии с запланированным объемом продаж и желаемым уровнем конечных запасов готовой продукции. Планы руководства не будут осуществлены, пока все исполнители не поймут содержание этих планов. Утвержденный бюджет является наиболее важным инструментом для увязки количественной информации в этих планах и имеющихся ограничений.

Стимулирование. Процесс составления бюджета может быть также мощным средством для стимулирования руководителей в осуществлении целей их центров ответственности и, следовательно, целей организации в целом. Стимулирующая роль бюджета проявляется еще больше, если менеджеры принимают активное участие в разработке бюджета своего подразделения.

Контроль. Бюджет представляет собой отчет о желаемых результатах на момент формирования бюджета. Тщательно подготовленный бюджет является наилучшим стандартом, с которым сравнивают фактически достигнутые результаты, так как он включает оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время разработки бюджета. Анализ отклонений между фактически достигнутыми результатами и плановыми данными бюджета может:

— помочь идентифицировать проблемную область, которая требует первоочередного внимания;

— выявить новые возможности, непредусмотренные в процессе разработки бюджета;

— показать, что первоначальный бюджет в некоторой степени был нереалистичным.

Оценка. Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение года. Сравнение фактических и бюджетных данных за год часто является главным фактором оценки каждого центра ответственности и его руководителя в конце года.

Обучение. Бюджет также служит хорошим средством обучения менеджеров. Составление бюджетов способствует изучению в деталях деятельности своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответственности с другими центрами в целом по организации. Это особенно важно для лиц, вновь назначенных на должность руководителя центра ответственности.

Механизм бюджетного планирования целесообразно внедрять в практику российских предприятий для обеспечения экономии денежных ресурсов, большей оперативности в управлении последними, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Таким образом, преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:

— помесячное планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи во внебюджетные фонды);

— в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделением будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

— минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволит сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб предприятия;

— осуществление режима строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.

1.2 Организация процесса бюджетирования

Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия.

Как правило, сводный бюджет организации составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год). Это объясняется тем, что за такой промежуток времени выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. Индикативно, то есть без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели бюджетов могут устанавливаться на более продолжительный период (трипять лет). Кроме того, внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды.

Бюджетирование? это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности предприятия. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще, процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа:

— этап разработки и проекта сводного бюджета;

— утверждение проекта бюджета и включение его в структуры научно обоснованного бизнесплана организации;

— анализ исполнения бюджета по итогам текущего года.

Бюджетный цикл включает период времени от начала первого этапа до завершения третьего этапа. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. То есть анализ исполнения бюджета? это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла.

На средних и крупных предприятиях решение об утверждении сводного бюджета могут принимать:

— правление организации, в состав которого входит высшее руководство;

— президент организации (в этом случае правление организации представляет из себя консультативный орган при президенте);

— совет директоров организации;

— общее собрание акционеров (совет директоров подает проект сводного бюджета на утверждение общему собранию акционеров).

После утверждения бюджета он принимает силу приказа.

Третий этап? анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года. На этом этапе делается анализ финансового состояния предприятия, на основе которого вносятся необходимые коррективы в тактику и стратегию экономического развития организации.

Для того чтобы система бюджетирования была эффективной, необходим ряд обязательных условий, без которых это система попросту не сможет работать.

Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и анализа исполнения сводного бюджета аналитический блок (или компонент) бюджетного процесса.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарноматериальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса.

В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» — он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.

Понятие организационной структуры включает в себя: количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия; совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответственности, которыми назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.

Система управления бюджетированием — это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Так как бюджетный процесс является непрерывным и повторяющимся (регулярным). Точно так же регулярно, в соответствующие сроки, в аппарат управления из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения.

Вчетвертых, процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок бюджетирования.

1.3 Технология формирования бюджета

Технология бюджетирования включает виды и формы бюджетов, целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты), порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет организации.

Системный характер бюджетирования означает, что в бюджетном процессе совокупность бюджетов отдельных центров ответственности в обязательном порядке формирует сводный бюджет компании в целом. Иными словами, в конечном итоге объектом бюджетирования служит бизнес компании как единое целое, и бюджетные показатели для отдельных подразделений и по отдельным сегментам хозяйственной деятельности устанавливаются, исходя из критерия максимизации конечных финансовых результатов предприятия в целом.

Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т. п. Их можно классифицировать по следующим признакам (табл. 1.1)

Различают два основных метода бюджетирования:

— «нулевой метод» актуален для новой коммерческой организации или при коренном изменении предмета деятельности организации;

— «планирование от достигнутого» — традиционный метод.

Суть первого метода заключается в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности или же структурного подразделения, в начале текущего года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. Это означает, что менеджеры должны будут готовить план затрат для их сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить затраты и прибыль от дополнительного прироста деятельности, за которую они отвечают. В результате высшее руководство получит информацию, позволяющую лучше определить приоритеты: если окажется, что существующей сферы деятельности низкий рейтинг, может последовать перевод ресурсов из нее в новую деятельность, с более высоким рейтингом.

Таблица 1.1 — Классификация бюджетов по основным классификационным признакам

Классификационный признак

Вид бюджета

По сферам деятельности предприятия

1. Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего времени содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по данной деятельности.

2. Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.

3.Бюджет по финансовой деятельности детализирует показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.

По видам затрат

1. Текущий бюджет состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства по рассматриваемому виду операционной деятельности и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг)

2.Капитальный бюджет доводит до конкретных исполнителей результаты текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т. д.

По широте номенклатуры затрат

1.Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (бюджет оплаты труда персонала и т. д.)

2.Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (производственный участок, административно-управленческие расходы и т. п.)

По методам разработки

1.Фиксированный бюджет не зависит от изменения объемов работы (расходы по обеспечению охран предприятия)

2.Гибкий бюджет устанавливает планируемые текущие или капитальные затраты в виде норматива расходов

По длительности планируемого периода

1.Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой

По периоду составления

1.Оперативный бюджет прямо связан с достижением целей предприятия (план производства, материально-технического снабжения)

2.Текущий бюджет направлен на планирование текущих целей предприятия

3.Перспективный бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации

По непрерывности

1.Самостоятельный бюджет изолирован, не зависит от других бюджетов

2.Непрерывный бюджет, к которому по окончанию месяца или квартала добавляется новый

По степени содержания информации

1.Укрупненный бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено

2.Детализированный бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим

Метод расчета бюджета на нулевой базе также используется в случаях, когда на начальной стадии процесса бюджетирования некоторые подразделения (центры финансовой ответственности) в план включают запас в предчувствии последующего урезания. В этом случае необходимо сокращать расходы бюджета таких центров ответственности на стадии планирования. Подобная практика может закрепиться, если будет использована система, по которой бюджет составляется на основе фактических затрат предыдущего года. При таком подходе бюджет с запасом активно будет использоваться для обеспечения достаточно прочной базы на последующей период. В этой связи целесообразно использовать методы расчета плана с нулевой базой.

Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств предприятия и подготовленные на их основе совместно с бюджетным отчетом о прибылях и убытках бюджетные бюджетный бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств.

Основными бюджетами, составление которых обязательно для каждой организации, являются: прогноз баланса; бюджет доходов и расходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках); бюджет движения денежных средств.

Процесс формирования отдельного основного бюджета включает: разработку формата документов, определение перечня необходимых первичных документов, установление временного регламента составления бюджета, разработку схемы консолидации бюджета, определение ответственных лиц за составление бюджета, сбор и обработку информации.

Бюджет продаж является основополагающим при определении ожидаемых денежных поступлений. В условиях рыночной экономики он должен быть предельно точным и обоснованным, максимально учитывать рекомендации службы маркетинга.

Задача службы маркетинга — грамотно рассчитать цену на товар, которая принесет максимальный доход, и количество товаров, которые предполагается продать по этой цене.

Бюджет продаж формируется на базе заключенных договоров организации, показателей бизнес-плана, анализа производственной деятельности предыдущих лет.

Бюджет продаж рассчитывается в натуральных единицах и в стоимостных показателей в разрезе основных видов продукции. Базовый алгоритм расчета при составлении бюджета продаж задается уравнением:

S=? QК*PК, где S — выручка, продажи, в стоимостном выражении;

QК — количество реализуемой продукции (натуральные единицы);

PК — прогнозные цены.

После того как сформирован бюджет продаж, следующий шаг — определение размера денежных поступлений от этих продаж.

Коэффициент инкассации (Ki) выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в соответствующем периоде времени от момента реализации продукции и рассчитываются по следующей формуле:

Изменение дебиторской задолженности в период i

Продажи месяца j

Ki=

где i — период после отгрузки продукции;

j — месяц отгрузки продукции.

Производственный бюджет — это план производства продукт. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также для каждого периода планирования (месяца, квартала) устанавливается количество готовой продукции, которое необходимое произвести.

При составлении производственного бюджета, прежде всего, необходимо установить доступные мощности, т. е. способность производственной системы выпускать определенное количество продукции в течение планового периода. Доступная мощность зависит от таких факторов, как спецификация изделий, график работы, наличие машин и оборудования, эффективность рабочего центра.

После определения требуемой мощности рассчитывается необходимый объем выпуска готовой продукции, который составляется в натуральных единицах измерения.

Назначение бюджета прямых затрат на материалы в том, чтобы определить затраты сырья, основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих, необходимых для производства готовой продукции.

На отечественных предприятиях существуют два основных метода составления бюджета прямых затрат на материалы: нормативный метод; аналитический метод.

Нормативный метод является наиболее точным, обоснованным, но вместе с тем довольно трудоемким. Суть данного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные средства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных норм расхода. Большинство крупных и средних промышленных предприятий составляют плановую калькуляцию на единицу продукции, в которой установлены удельные нормы расхода по видам сырья и материалов. Таким образом, на основе установленных норм (стандартов) расходов материалов и данных производственного бюджета рассчитывают потребность бюджетный период.

Данные о запасах сырья и материалов автоматически поступают из бюджета производственных запасов. Запас материалов на начало периода равен запасу в предшествующем периоде. В случае если изменяется бюджет продаж или бюджет производства, должен быть оперативно изменен и план закупок материалов.

Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается, исходя из бюджета производства (количество единиц продукции, подлежащих изготовлению), данных производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала, занятого непосредственно изготовлением продукции.

Бюджет общехозяйственных расходов представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде.

Данный бюджет включает общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством.

Бюджет производственных запасов необходим для формирования двух плановых документов:

— бюджета доходов и расходов — в части подготовки данных о себестоимости реализованной продукции;

— прогноза баланса — в части данных о состоянии запасов готовой продукции, незавершенного производства и материалов на конец планового периода.

Бюджет производственных запасов составляется в денежном выражении и содержит плановые показатели по запасам готовой продукции, незавершенному производству и материалам.

Бюджет коммерческих расходов Коммерческие расходы — это затраты, связанные с продвижением товаров на рынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж. Другая часть является постоянной составляющей бюджета. К ним относятся: комиссионные сборы, уплачиваемые в соответствии с договорами сбытовым и посредническим организациям; транспортные услуги; расходы на рекламу; расходы на тару и упаковку;; представительские расходы и т. д.

Назначение бюджета управленческих расходов состоит в определении общих и административных расходов, необходимых для управления организацией в целом.

Выделяют следующие типовые статьи управленческих (общехозяйственных) расходов промышленного предприятия:

— расходы на управление коммерческой организацией (заработная плата административно-управленческого персонала, командировочные расходы, представительские расходы и др.);

— общехозяйственные расходы (содержание прочего общезаводского персонала, амортизация основных средств, содержание и ремонт зданий, расход вспомогательных материалов, коммунальные платежи и т. д.);

— налоги, сборы, платежи (относящиеся к себестоимости продукции);

— непроизводственные расходы (потери от простоев, недостачи и потери от порчи материалов при хранении на складе).

Составление бюджета доходов и расходов (или прогнозного отчета о прибылях и убытках) является «выходной формой» операционного бюджета.

Бюджет доходов и расходов целесообразно составлять в двух вариантах: сводном (в целом по организации) и «развернутом» (в разрезе доходности отдельных видов продукции).

Такое построение документа позволяет судить о рентабельности производства за определенный период и с его помощью можно провести анализ безубыточности.

Составление бюджета капитальных вложений (инвестиционного бюджета) — это процесс планирования и управления долгосрочными инвестициями организации.

В инвестиционном бюджете происходит окончательное определение объектов инвестирования, объемов и сроков реальных инвестиций. В этом документе особое внимание должно быть сосредоточено на влиянии новых инвестиций на финансовые результаты деятельности предприятия, величину прибыли. Определяя конкретные направления использования финансовых ресурсов, следует учитывать различия в уровне получаемой отдачи и выбирать затраты, обеспечивающие предельно высокую рентабельность. При этом финансовые затраты необходимо соотносить со сроками их окупаемости.

Главная задача бюджета движения денежных средств (БДДС) — проверить реальность источников поступления средств (притоков) и обоснованность расходов (оттоков), синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах. Это документ, позволяющий реально оценить, сколько денежных средств и в каком периоде потребуется организации.

Прогноз баланса — это прогноз состояния активов и пассивов предприятия, в соответствии со сложившейся структурой активов и обязательств и ее изменением в процессе реализации бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и инвестиционного бюджета. Он, как и бухгалтерский баланс, состоит из двух основных разделов — активов и пассива, которые должны быть равны между собой. Прогноз баланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса. Для определения изменения в статьях баланса используется информация, содержащаяся в бюджете доходов и расходе и бюджете движения денежных средств (БДДС) в соответствии с формулой.

Сальдо на конец периода

=

Сальдо на начало периода

Начисления

(из бюджета доходов и расходов)

Поступление

(из БДДС)

;

Выплаты (из БДДС)

Назначение прогноза баланса — показать, как изменится балансовая стоимость коммерческой организации в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации в целом или ее структурных подразделений в течение бюджетного периода. В отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для организации в целом, но и для отдельного вида бизнеса и структурного подразделения (самостоятельного юридического лица или филиала).

2. Особенности бюджетирования ООО «Молочное»

2.1 Особенности калькулирования и бюджетирования в производстве

Особенности калькулирования и бюджетирования в производстве рассмотрим на примере молочного производства.

Характерными особенностями предприятий молочной промышленности является равномерный ритм производственного цикла с неярко выраженной сезонностью производства. Исходным сырьем служит молоко, которое при переработке проходит ряд технологических стадий. На каждой стадии можно получить продукты, готовые к потреблению, в то же время они служат сырьем для дальнейшей переработки.

Учет затрат в мясном производстве ведется в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н. по следующим статьям: сырье и основные материалы; возвратные отходы; покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций; транспортно-заготовительные расходы; вспомогательные материалы на технологические цели; топливо и энергия на технологические цели; расходы на подготовку и освоение производства; расходы на эксплуатацию производственных машин и оборудования; общепроизводственные расходы; общехозяйственные расходы; потери от брака; прочие производственные расходы; сопутствующая продукция; коммерческие расходы.

Объекты калькуляции устанавливаются в соответствии с видами вырабатываемой продукции, с учетом наименования, жирности и вида тары. Например, молоко жирностью 2,5% в пакетах бумажных, 1 литр; сметана жирностью 20%, в пакетах полиэтиленовых, 0,5 литра.

Сырьем в молочной промышленности служат сырое цельное молоко, сливки, масло сливочное — сырец, масло топленое, сыр и брынза, которые закупаются в хозяйствах, цельное и обезжиренное молоко, поступающее от других молочных заводов, а также обезжиренное молоко, пахта, сыворотка, если их расходуют на изготовление продукции.

При составлении плановых калькуляций продукции отдельных видов закупленное в сельскохозяйственных организациях молоко в расчетах принимается в базисной жирности, а стоимость его исчисляется по договорным ценам, установленным для калькулирования себестоимости продукции.

При изготовлении молочных продуктов помимо сырья используют и основные материалы (сахар, какао, кофе, цукаты, фруктовые соки, варенье, изюм, ванилин, соль для посола масла, сыра и другой продукции, краска для масла и сыра, а также ферменты и химикаты). Потребность в основных материалах на запланированный ассортимент продукции и их стоимость рассчитывают по плановым нормам (рецептуаром) и ценам. При определении затрат на основные материалы учитывают их стоимость, накладные и транспортные расходы.

При калькулировании себестоимости молочных продуктов из стоимости сырья исключают стоимость вторичного молочного сырья, которое организация может использовать для изготовления продукции, возвратить сдатчикам сырья или реализовать на сторону.

Затраты на сырье, материалы и заработную плату производственных рабочих учитывают по нормам, отдельно учитывается разница между фактическим расходом и расходом по нормам (отклонения от норм), устанавливают причины этих отклонений и виновных в этом лиц.

Готовая продукция, полученная из производства, приходуется по плановой или нормативной себестоимости, а в конце отчетного периода ее доводят до фактической путем списания калькуляционной разницы в установленном порядке.

Если готовая продукция оценивается по фактической производственной себестоимости, то независимо от применяемых на предприятии учетных цен (фактическая, нормативная, договорная и.т.д.) ее учет ведется на счете 43 «Готовая продукция».

ООО «Молочное» в качестве учетной цены на ГП применяет фактическую себестоимость. Предположим, что на 01.01.2011 остатка ГП на складе не было. В январе выпущено 2 т продукции, факстическая себестоимость калькуляционной единицы (1 т) — 20 000 руб. По состоянии на 31.01.2011 покупателям отгружено 1,5 т продукции. Остаток на 01.02.2011 составит в количественном выражении 0,5 т, в стоимости — 10 000 руб. (по фактической себестоимости).

В бухгалтерском учете ООО «Молочное» будут сделаны следующие записи.

Таблица 2.1 — Отражение операций

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб

Отражена фактическая себестоимость продукции (2*20 000)

Списана фактическая себестоимость реализованной продукции (1,5*20 000)

90/2

Нормативная калькуляция представляет собой расчеты себестоимости единицы продукции, составленной по статьям расходов, составляется на год с разбивкой по кварталам и служит частью технико-экономического обоснования выпуска продукции по себестоимости. В развернутом годовом плане калькуляции составляются на все производимые в планируемом году виды продукции по наименованиям, видам тары, емкости, расфасовке:

молоко, сливки, диетические продукты, творог, сметана, сырково-творожные изделия — по наименованиям, видам тары, жирности;

масло сливочное и топленое, сыры — по наименованиям, расфасовке, жирности;

сухие молочные продукты, детское питание — по наименованиям, жирности и видам тары.

Вспомогательные материалы, тару и упаковку рассчитывают по нормам на единицу готового продукта. К ним относятся материалы для лабораторных анализов, упаковочные материалы, моющие и дезинфекционные средства, марлю, лавсан. Расходы на тару определяют только для продуктов, в оптовую цену которых она включена (масло, сыры, брынза, молочные консервы).

Электроэнергию, воду, холод и пар (стоимость затрат на единицу продукции и весь ее объем) определяют исходя из норм расхода на единицу продукции и ориентировочной стоимости 1 кВт/ часов электроэнергии, 1 м воды, 1000 кДж холода и 1 т пара.

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования определяют по основным статьям сметы. Все расходы суммируют и при необходимости распределяют по видам продукции пропорционально заработной плате производственных рабочих. Общепроизводственные расходы рассчитывают по следующим статьям затрат: заработная плата цехового персонала с начислениями на нее; расходы по охране труда; содержание и текущий ремонт зданий и сооружений; амортизация основных фондов; расходы по усовершенствованию техники и технологии производства; прочие расходы.

Общехозяйственные расходы определяют по следующим статьям: административно управленческие расходы и общехозяйственные расходы. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относят по видам вырабатываемой продукции пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, прочие производственные и внепроизводственные расходы — пропорционально производственной себестоимости.

Коммерческие расходы включает оплату за отправку готовой продукции, усушку продукта при отгрузке его с завода.

В случае если организация оценивает готовую продукцию по нормативной себестоимости, в бухгалтерском учете возможны два варианта ее отражения:

вариант 1: на счете «Готовая продукция» без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

вариант 2: на счете 43 «Готовая продукция» с приминением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Вариант 1. Порядок установлен п. 206 Методических указаний. Так, если учет ГП осуществляется по нормативной себестоимости (по договорным ценам в аналитическом учете), то отклонения нормативных (учетных) цен от фактической себестоимости от учетной стоимости".

Отклонения фиксируются в разрезе номенклатуры ГП, либо групп ГП, либо по организации в целом. Превышение фактической себестоимости над учетной стоимостью отражается по Дбету 43 «Отклонения фактической себестоимости от учетной стоимости» Кредиту 20 «Основное производство».

Если фактическая себестоимость ниже учетной стоимости, то разница отражается сторнировочной записью. При списании стоимости ГП (при отгрузке, отпуске и т. д.) по нормативной (учетной) стоимости разрешено отклонения, собранные на субсчете 43 «Отклонения фактической себестоимости от учетной стоимости», относящиеся к проданной готовой ГП (определяется пропорционально ее учетной стоимости), списывать рна субсчет 90−2 «Себестоимость продаж».

ООО «Молочное» в качестве учетной цены на ГП применяет нормативную себестоимость. На 01.01.2010 остатка ГП на складе также нет. В январе выпущено 2 т продукции, нормативная себестоимость калькуляционной единицы (1 т) — 20 000 руб. По состоянию на 31.01.2010 покупателям отгружено 1,5 т продукции. Остаток на 01.01.2009 составит в количественном выражении 0,5 т, в стоимостном — 9 750 руб. (по нормативной себестоимости) и 10 000 руб. (по фактической себестоимости).

В бухгалтерском учете ООО «Молочное» будут сделаны следующие записи:

Таблица 2.2 — Отражение операций

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб

Отражена нормативная себестоимость продукции (2*19 500)

Списана нормативная себестоимость реализованной продукции (1,5*19 500)

90/2

Отражена сумма отклонений фактической себестоимости продукции от нормативной (40 000−39 000)

Списана сумма отклонений фактической себестоимости от нормативной по реализованной за месяц продукции

90/2

Сумма отклонений, относящаяся к реализованной готовой продукции, рассчитывается по формуле:

О р.гп. = О н.м. + О — О к.м.,

Где: О р. гп — сумма отклонений, относящаяся к реализованной за месяц продукции; О н.м., О к.м. — сумма отклонений в остатке готовой продукции на начала и конец месяца; О — разница между фактической и нормативной себестоимостью выпущенной продукции за месяц.

Соответственно, чтобы рассчитать велечину отклонений, относящихся к реализованной продукции, сначала нужно определить, сколько их приходится на остаток ГП на складе.

Сумма отклонений в остатке продукции на конец месяца рассчитывается по формуле:

О к.н. = (О н.м. + О) / (N н. м + N) х N к.м.,

где: N н.м., N к.м. — нормативная себестоимость продукции, находящейся на складе на начало и конец месяца соответственно; N — нормативная себестоимость выпущенной за месяц продукции.

Таким образом, на остаток готовой продукции на складе приходится отклонения на сумму 250 руб. ((0 + 1 000) / (0+ 39 000) х 9750), а на реализованную за месяц продукцию — 750 руб. (0 + 1 000 — 250).

Теперь предположим, что организация использовала в аналитическом учете договорные цены, например, в сумме 20 500 руб./т. Соответственно, отклонение между фактической себестоимостью и договорной ценой тоже составит 1000 руб., но отражена эта разница будет методом «красное сторно». Корреспонденция счетов такова:

Дебет 43 Кредит 20 — 41 000 руб.- сформирована стоимость ГП по договорной цене;

Дебет 90−2 Кредит 43 — 30 750 руб.- списана стоимость реализованной ГП по договорной цене;

Дебет 43 — откл. Кредит 20 (Сторно) — 1 000 руб. — отражена сумма отклонений фактической себестоимости продукции от договорных цен;

Дебет 90 -2 Кредит 43 — откл. (Сторно) — 750 руб. — списана сумма отклонений фактической себестоимости от договорных цен по реализованной продукции.

Вариант 2. Счет 40 «Выпуск продукции» организация может использовать, только если согласно учетной политике готовая продукция отражается в аналитическом синтетическом бухгалтерском учете, а также в бухгалтерской отчетности по нормативной себестоимости. Согласно инструкции по применению плана счетов счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет. Пр этом отклонение фактической себестоимости от нормативной списывается (сторнируется) по Дебету 90 -2 «Себестоимость продаж» Кредиту 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Таким образом, вся сумма отклонений в полном объеме относится на финансовый результат без распределения между остатками ГП на складе и реализованной продукции. Именно поэтому остатки ГП в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности отражаются по нормативной себестоимости (это допускается действующим законодательством — п. 59 Положение по ведению бухгалтерского учета).

Возьмем за основу данные примера 2, но с небольшими изменениями. ООО «Молочное» осуществляет учет готовой продукции с применением счета 40 «Выпуск продукции». Остальные данные оставим неизменным:

на 01.01.2010 остатка ГП нет;

за январь выпущено 2 т продукции, нормативная себестоимость которой составила 19 500 руб./т;

фактическая себестоимость — 20 000 руб./т;

отгружено покупателям 1,5 т продукции;

остаток ГП на 01.02.2010 в количественном выражении — 0,5 т.

В бухгалтерском учете ООО «Молочное» будут сделаны следующие записи:

Таблица 2.3 — Отражение операций

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, Руб.

Отражена нормативная себестоимость продукции (2*19 500)

Списана нормативная себестоимость реализованной продукции (1,5*19 500)

90 / 2

Отражена фактическая себестоимость продукции

Списана сумма отклонений фактической себестоимости от нормативной

90 / 2

Остаток ГП на 01.02.2010 в стоимостном выражении составит 9 750 руб. (по нормативной стоимости). То есть в бухгалтерской отчетности он будет сформирован по нормативной себестоимости, поскольку отклонения не распределяются, а списываются единовременно. Получается, что описанная выше методика противоречит п. 206 Методических указаний, который гласит, что общая стоимость ГП независимо от метода определения учетных цен, всегда есть:

Учетная стоимость + Отклонения + Фактическая производственная себестоимость По поводу данного противоречия в бухгалтерской нормативной базе можно сказать следующее. Методические указания изданы позднее, чем Положение по ведению бухгалтерского учета и Плана счетов. В этом случае приоритет имеет более свежий документ. Поэтому при разработке методики учета готовой продукции необходимо руководствоваться первым из предложенных вариантов — отражать данные на счете 43 «Готовая продукция» без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», поскольку он полностью соответствует требованиям действующего законодательства.

Переработка молока проходит в определенной технологической последовательности, оказывающей влияние на порядок учета затрат.

В аппаратном цехе молоко и сливки натуральные доводят до

стандартной жирности, пастеризуют и передают в цех розлива. В результате получают полуфабрикат собственного производства, который направляется в цеха для дальнейшей переработки. На этой стадии себестоимость калькуляционной единицы не исчисляется, и все затраты в разрезе статей передаются в другой цех.

В цехе розлива молока или сливки разливают в пакеты, бутылки. В результате получают продукцию, готовую для реализации. К затратам на розлив прибавляют затраты полуфабрикатов, поступивших из аппаратного цеха в разрезе затрат.

В цехе диетических продуктов расфасовывают готовую продукцию и производят кефир, простоквашу и.т.д. К стоимости полуфабрикатов из аппаратного цеха добавляют затраты на сквашивание и розлив молочных продуктов.

В сырково-творожном цехе получают готовую продукцию: сметану;

творог; сырково-творожную массу и побочную продукцию: обезжиренную молоко и сыворотку. К себестоимости полу фабриката из аппаратного цеха прибавляют затраты по сепарации молока, сквашиванию обрата, изготовлению сметаны и творога. Из полученных затрат вычитывают стоимость побочной продукции в принятой оценке.

Часть отдельных технологических стадий может осуществляться на разных предприятиях. В таком случае в переделе выделяются и затраты, которые учитываются в целом по цеху или предприятию. Фактически сложившиеся затраты распределяются между видами продукции пропорционально нормативам затрат, рассчитанным на фактический выпуск продукции.

На методику бюджетирования молочных предприятий оказывают влияние следующие обенности, затрудняющие работу по составлению бюджетов:

Высокая интенсивность операций, обусловленная большими объемами производствами и невозможностью длительного хранения большинства продуктов из вырабатываемого ассортимента;

Широкий ассортимент готовой продукции и размеры партий;

Большое количество клиентов, по которым приходится оперативно отслеживать состояние взаиморасчетов;

Низкая платежная дисциплина многих покупателей (торговых посредников);

Невысокая платежеспособность населения.

2.2 Сводный бюджет

ООО «Молочное» также приобретает у поставщиков рыбусырец и выпускает мороженую рыбную продукцию. Предприятие имеет два холодильника, для быстрой заморозки, и для храненияч продукции, технологическую линию по обработке рыбы сырца и другой необходимый инвентарь. Продукция, мороженная и охлажденная упаковывается в мешки бумажные ламинированные, вместимостью 12 кг.

В соответствии с учетной политикой:

Себестоимостью прямых материальных затрат, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Все затраты, кроме прямых материальных, распределяются по ассортименту (видам) продукции пропорционально доле прямых материальных затрат.

С целью учета возвратных отходов, учетная себестоимость сырья одного килограмма сырца икры минтая равна 90,00 руб. Количество возвращенного сырца икры минтая равно количеству выпущенной продукции — икры минтая мороженой.

Рассмотрим сводный бюджет предприятия (плановые показатели на год) Таблица 2.4 — Бюджет продаж (расчет выручки от продажи продукции)

Продукция

Количество (кг)

Цена без НДС (руб.)

Сумма (руб.)

Минтай б/г мороженый

578 000

40,00

23 120 000,00

Икра минтая мороженая (возвратные отходы)

26 010

185,00

4 811 850,00

Камбала охлажденная

160 000

40,00

6 400 000,00

Треска б/г мороженая

85 000

45,00

3 825 000,00

Итого

849 010

х

38 156 850,00

НДС 10%

3 815 685,00

Всего (с НДС)

41 972 535,00

Из таблицы видно, что общее количество продукции равно 849 010 кг, при этом сумма выручки за продукцию с НДС равна 41 972 535 руб.

Таблица 2.5 — Бюджет прямых материальных затрат

Материалы (сырье упаковка)

Норма расхода сырья от продукции

Количество

Цена (без НДС)

Сумма (руб.)

Минтай сырец (кг.)

173,91%

14,00

Камбал сырец (кг.)

102,04%

12,00

Треска сырец (кг.)

188,32%

15,00

Итого сырье

х

Х

Мешки (штук)

х

4,00

Всего без (НДС)

х

х

Х

Из таблицы видно, что бюджет прямых материальных затрат составляет 18 716 052 рублей без НДС.

Таблица 2.6 — Бюджет прямых затрат на оплату труда и налоги от заработной платы

Показатель

Ед. изм.

Величина

Выпуск продукции

Кг.

849 010

Средняя норма затрат труда на 1 кг. Продукции

Час

0,06

Норма рабочего времени (часов в год) на одного работника

Час

1 986

Количество работников на год (графы: 1*2/3) (округлять до целых)

Чел.

Средняя часовая тарифная ставка рабочего

Руб.

144,17

Фонд оплаты труда (ФОТ) с учетом отпускных рабочих в год (графы: 3*4*5)

Руб.

ЕСН + СНСиПЗ

Руб.

бюджетирование калькулирование производство Из расчетов видно, что плановое количество человек на предприятии составляет 26 человек. Фонд оплаты труда составил 7 444 362 руб.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой