Чем выше численность занятых в организации, тем масштабнее организован в ней кадровый менеджмент.
В таблице 2 представлены данные интернациональных стандартов разделения предприятий по численности занятых (человек):
служба управление персонал кадровый Таблица 2.
Стандарты разделения предприятий по численности занятых.
|
Страна. | Малые предприятия. | Средние предприятия. | Крупные предприятия. |
Швейцария. | до 49. | с 50. |
Швеция. | до 49. | с 50. |
Бельгия. | до 49. | с 50. |
Австрия. | до 10. | до 99. | со 100. |
Нидерланды. | до 10. | до 99. | со 100. |
Дания. | до 10. |
Норвегия. | до 20. |
Ирландия. | до 20. |
Великобритания. | до 20. | до 250. | с 250. |
Япония. | до 50. | до 300. | с 300. |
Франция. | до 10. | до 499. | с 500. |
Германия. | до 50. | до 499. | с 500. |
США. | до 100. | до 999. | с 1000. |
Согласно опросу, проведенному в Германии, организации, штат которых превышает 200 человек, считают необходимым иметь, по крайней мере одного специалиста по человеческим ресурсам, около 60% фирм, на которых занято более 150 человек, нанимают такого специалиста. Некоторые организации, нуждающиеся в профессионале в области отбора или обучения, принимают его на работу, даже если их штат не превышает 100 человек.
Традиционно сложились следующие национальные предпочтения относительно численности занятых в службах персонала на предприятиях: Япония — 2,7% от численности занятых, США — 1−1,1%, Франция — 0,75%, СССР 80-х гг. ХХ в. — 0,3−0,8% Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала в 3-х томах: опыт государственного, местного и корпоративного управления в США, Японии и странах Западной Европы. — М.: МНИИПУ, 2002. — 816 с.
И еще одно обстоятельство необходимо подчеркнуть. Если в странах с развитой рыночной экономикой происходит усиление роли государства на предприятиях, растет уровень регламентации и контроля, то нечто противоположное имеет место в России. После нескольких десятилетий жесткого государственного регулирования предприятий произошло резкое фактическое ослабление этого вмешательства в функционирование даже государственных предприятий, не говоря уже об акционерных обществах и т. п. Угроза массовой безработицы, изменение трудового законодательства, снижение уровня влияния профсоюзов, утрата ими ряда функций и передача их государству, экономические трудности — все это специфическим образом сказалось на работе служб управления персоналом Денисов В. М. Оптимизация структуры после реорганизации. Опыт объединения филиалов// Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 2. С. 79.