Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Христианство о роли интеллекта в образовании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно Фоме Аквинскому, в образованном человеке должны гармонично соединяться разум и вера, философия и теология, университетский и монастырский стили жизни, работа и размышление; интеллект следует подчинять целям религиозно-морального совершенствования. Субъект образования — учащийся, способный к самообразованию, поиску и открытию нового, хотя и под присмотром учителя. Эта схоластическая… Читать ещё >

Христианство о роли интеллекта в образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для европейских культур характерен конфликт интеллектуализма и антиинтеллектуализма, отражающий противоречие между бытием в них философского разума и религиозной веры. Тем не менее со времен Климента Александрийского христианская церковь предпочитает антиинтеллектуализму Тертуллиана рационалистическую формулу Ансельма Кентерберийского «Верую, дабы понимать». Человек есть существо мыслящее, а потому стремящееся выражать свою веру в понятиях.

Христиане первого столетия, выходцы из высших слоев общества, хорошо разбирались в философии и естествознании. Юстин Мученик, философ-профессионал, усматривал в христианском Откровении именно завершение, а нс истребление философского миропонимания. В Евангелии от Иоанна говорится, что Слово (Всеобщий Разум) — это исходный пункт интеллектуальной истории спасения. В средневековой схоластике христианские принципы наделены статусом универсального научного знания, а богословие признано наставником наук (грамматики, риторики и диалектики; музыки, арифметики, геометрии, астрономии и др.). Система образования обслуживает богословие, ту же цель выполняют университеты, основанные в период расцвета схоластики. Лишь постепенно науки стали обособляться от теологии.

Согласно Фоме Аквинскому, в образованном человеке должны гармонично соединяться разум и вера, философия и теология, университетский и монастырский стили жизни, работа и размышление; интеллект следует подчинять целям религиозно-морального совершенствования. Субъект образования — учащийся, способный к самообразованию, поиску и открытию нового, хотя и под присмотром учителя. Эта схоластическая модель во многом предопределила дальнейшее развитие европейского образования.

В эпоху Реформации заметно возрос спрос на образование: от верующего требовалось умение читать Библию, и этот спрос породил всеобщее — публичное — образование. Лютер доказывал, что обществу всегда нужна образованная молодежь, иначе оно лишится проповедников, юристов, писателей, врачей, учителей; поэтому власти обязаны следить, чтобы дети их подданных обучались в школах. Конфликт между наукой и теологией выявился, когда ученые поставили под сомнение традиционное библейское мировоззрение, как это сделал, например, Галилей в 1633 г.

Вместе с тем сами принципы научного исследования Галилея вытекают из христианской идеи о совершенстве и реальности мира, сотворенного Богом. Вся история христианства свидетельствует, что оно позитивно относится к философии, образованию и науке (правда, бывали и исключения из этого правила). Например, астроном Кеплер говорил, что наука прославляет Бога, а философ Бэкон учил, что большое знание приближает нас к Богу и является силой. Образование — долгий творческий процесс, имеющий целью высвободить скрытые в индивиде способности и гармонизировать в нем веру и разум.

До недавнего времени наши философы-сциенты культивировали идеал «рациональной науки», желали видеть в философии лишь строгую науку и уничижали человекотворческие и культуросозидающие свойства религии. Настало время понять, что религия (в теистической или атеистической форме) пронизывает все отрасли культуры, в том числе философию и науку. Независимость философии и культуры от религии невозможна; реальной проблемой является выбор отечественной философией религиозной национальной идеи, в которую россияне способны поверить.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой