Функции, структура и система цен
Ценообразование — процесс сложный и противоречивый. В условиях вмешательства в этот процесс фирм и государств нарастает необходимость соблюдения следующих принципов ценообразования: цена должна максимально отражать в себе общественно необходимые затраты труда на производство оцениваемого товара, стимулировать НТП и эффективность производства, способствовать росту доходов всех групп населения и др. Читать ещё >
Функции, структура и система цен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Являясь объективной экономической категорией товарного производства и рынка, цена одновременно выступает важнейшим механизмом регулирования всего общественного производства. Роль и место цены в общественном производстве проявляются в следующих ее функциях:
- — учетная. Учитывая и измеряя затраты общественно необходимого труда, цена выступает важным показателем общеэкономической эффективности, ориентиром для принятия на всех уровнях рациональных решений, инструментом регулирования общественного производства, дает информацию, ориентирующую действия всех рыночных субъектов;
- — стимулирующая. Цена стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональный способ поведения потребителя. Но цена может сдерживать производство, потребление и НТП. Тормозом НТП могут быть и низкие, и чрезмерно высокие цены, ослабляющие устремления производителей к развитию производства, новизне и качеству. Высший предел цены определяется совокупным платежеспособным спросом потребителей, а низший предел — уровнем издержек данного товара;
- — распределительная. На основе механизма цен распределяются и перераспределяются доходы между продавцами и покупателями, населением и государством и т. д. Эту, как и другие, функцию цен используют правительства для регулирования экономики. Например, устанавливая высокие закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, государство тем самым передает часть госбюджетных средств на развитие этой отрасли;
- — уравновешивающая функция цены заключается в уравновешивании на рынке совершенной конкуренции спроса и предложения товаров.
Рис. 9.1. Структура и разновидности цен
Функции цен свободно проявляются лишь на рынке совершенной конкуренции, а в нынешних условиях они существенно блокируются монополиями, инфляционными процессами и вмешательством в ценообразование государства. Кроме того, все функции цен взаимообусловлены, нарушение одной из них незамедлительно влечет за собой нарушение других.
Цена имеет сложную структуру, ее наиболее общими элементами являются (см. рис. 9.1): издержки производства; прибыль фирмы; налог с оборота; оптово-сбытовая наценка — издержки и прибыль оптовосбытовых организаций; торговая скидка — издержки и прибыль торговых организаций.
Система цен включает следующие их разновидности.
- 1. Оптовые цены следующих видов (см. рис. 9.1):
- — оптовые цены предприятий (включают издержки и прибыль предприятия) — это цены продажи товаров фирмами друг другу. К ним относятся и тарифы на перевозку грузов, потребление электроэнергии и т. п.;
- — оптовые цены промышленности (включают издержки производства товаров, прибыль предприятия, налог с продаж и оптово-сбытовую наценку), которые устанавливаются на продукцию (обычно на предметы потребления и некоторые средства производства — лес, цемент, электроэнергия и др.), идущую из промышленности в торгово-сбытовые организации. Формой этой цены являются также цены мелкооптового рынка;
- — закупочные цены — это разновидность оптовых цен, устанавливаемых на продукцию, закупаемую государством.
- 2. Розничные цены (и тарифы на услуги, например ЖКХ), которые устанавливаются в розничной торговле. Эти цены включают все их элементы. Среди розничных выделяются «успокаивающие» цены, они устанавливаются чуть ниже розничных (например, в 2019 г. цена книги — 499 руб.).
- 3. Регулируемые цены. Они сегодня преобладают и включают:
- — государственные цены, которые устанавливаются на товары основной части государственных предприятий, на социально-значимую продукцию, а также на основные стратегические ресурсы страны;
- — договорные (контрактные) цены, которые фиксируются в соглашениях между фирмами, фирмами и государством. По этим ценам в развитых странах реализуется большинство товаров. Среди них возможна «цена уторговывания», которой обычно добивается покупатель-оптовик;
- — трансфертные цены — цены, по которым реализуются встречные поставки товаров между подразделениями одной фирмы, чаще ТНК. Такие цены часто наносят вред национальной экономике. Например, в 2008 г. одна из российских фирм продавала металл потребителям России по цене 4100 руб. (около 165 долл.) за 1 т, своему филиалу, который находится в оффшорной зоне в Швейцарии, — по 1100 руб. (около 45 долл.) за 1 т, а филиал продавал этот металл на мировом рынке по цене 323 долл, за 1 т.
- 4. Свободные цены, которые формируются исключительно на основе спроса и предложения и сегодня практически отсутствуют.
Для отдельной фирмы, страны, группы стран цены могут быть внутренними, внешними, международными, мировыми и др. Внешние цены активно влияют на формирование внутренних цен в любых странах.
Ценообразование — процесс сложный и противоречивый. В условиях вмешательства в этот процесс фирм и государств нарастает необходимость соблюдения следующих принципов ценообразования: цена должна максимально отражать в себе общественно необходимые затраты труда на производство оцениваемого товара, стимулировать НТП и эффективность производства, способствовать росту доходов всех групп населения и др.