При выборе схем и форм товародвижения определяется наилучшая (оптимальная) комбинация затрат, при которой их общая величина будет наименьшей даже в условиях, когда один из важнейших компонентов (транспортные расходы) будет находиться на относительно высоком уровне.
Так, в ряде случаев, несмотря на более высокую стоимость авиационных перевозок по сравнению со стоимостью перевозок другими видами транспорта, они обеспечивают более низкие затраты на товародвижение и позволяют значительно быстрее доставить груз к месту назначения.
При решении конкретных задач оптимизации устанавливаются конкретные цели — максимизация прибыли, минимизация логистических затрат, поддержание уровня обслуживания, обеспечение сроков поставок и т. д.
Выбор вида транспорта. При выборе вида транспорта может быть использован метод определения рационального радиуса перевозок грузов от изготовителя к потребителю продукции. В этом случае для альтернативных видов транспорта (например, железнодорожного и автомобильного) определяются затраты на доставку груза, которые зависят от вида груза, деятельности и схемы перевозки, величины груза и транспортных тарифов. Расчеты показывают, что предельные расстояния автомобильных перевозок, при которых они эффективнее железнодорожных, составляют: при повагонных отправках — от 25−40 до 75−120 км; при контейнерных отправках — от 20−50 до 80−130 км; при мелких отправках — от 30−110 до 80−180 км.
Выбор складской или транзитной формы снабжения. Такой выбор можно осуществить, выполнив расчеты с помощью следующего выражения:
(3.1.3).
где ЗОС — потери от залеживания товаров в запасе на складе и в пути;
ЗЗС — издержки содержания запасов на складе предприятия;
ЗТС — суммарные затраты на транспортировку;
ЗСТС — расходы на погрузку и выгрузку;
ЗКС — комиссионные вознаграждения торгово-nocpeдническим, транспортным и брокерским компаниям;
ЗПЗС — потери о невыполнения заказов;
ЗДС — затраты на оформление документации;
ЗСС — затраты на страхование;
ЗПС — убытки от порчи и потерь товаров в пути;
ЗОТ — потери от залеживания товара в запасе;
ЗЗТ — издержки содержания запасов на складе предприятия и покупателей;
ЗТТ — затраты па транспортировку;
ЗСТТ — затраты на погрузку и вьгрузку;
ЗКТ — комиссионные вознаграждения посредникам;
ЗПЗТ — потери от невыполнения заказов из-за невозможности обеспечить требуемые сроки поставки;
ЗДТ — затраты на оформление документации;
ЗСТ — затраты на страхование;
ЗПТ — убытки от порчи и потерь товаров в пути.
В приведенном выражении левая часть формулы отражает общие затраты при складской форме товародвижения, а правая — при транзитной. Складская форма будет предпочтительней, если общие затраты транзитной формы будут больше или равны затратам, складывающимся при складской форме.