Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воспитание как педагогическое понятие и педагогическое явление

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воспитание" в широком социальном смысле — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. При этом под «опытом» понимают знания, умения, навыки, способы мышления, нравственные, эстетические и правовые нормы — т. е. всё духовное наследие человечества. Передачей опыта занимаются не только педагоги, но и семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы… Читать ещё >

Воспитание как педагогическое понятие и педагогическое явление (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Место воспитания в целостной структуре педагогического процесса.

Педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых. Согласно «Закону об образовании» РФ «образование» является базовым термином и обозначает «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». В этом процессе констатируется достижение гражданином установленных уровней образования, которое в международной практике обозначается словом «education».

Тем не менее термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения (прежде всего — как педагогический процесс формирования личности) и может употребляться как синоним термину «образование» (Л.П.Крившенко).

«Воспитание» в широком социальном смысле — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. При этом под «опытом» понимают знания, умения, навыки, способы мышления, нравственные, эстетические и правовые нормы — т. е. всё духовное наследие человечества. Передачей опыта занимаются не только педагоги, но и семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка, поэтому широкое понятие воспитания нуждается в сужении и конкретизации.

В узком социальном смысле воспитание — это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования определённых знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива и воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач, например, говорят о «физическом воспитании», «нравственном воспитании» как составных частях целостного воспитательного процесса (И.П.Подласый).

Исходное значение слова «воспитание» — «вос-питание, вскармливание» в его широком духовном культурном значении. Историко-педагогический экскурс свидетельствует, что воспитание прошло значительный путь от житейско-обыденной повседневности, здравого смысла и педагогического невежества к науке, педагогической антропологии. Сегодня мы теоретически осмысливаем и практически осуществляем воспитание как помощь ребёнку в процессе его вхождения в контекст современной культуры, усвоение культурного наследия и развитие собственной индивидуальности. Заметим, что в православной педагогике воспитание понимается как путь спасения души для жизни вечной.

Понятие «воспитание» заключает в себе целый спектр педагогических терминов, среди которых особо отметим четыре: становление, формирование, самовоспитание и перевоспитание личности.

Становление личности — некоторое условное достижение ребёнком такого уровня развития, когда он способен самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой, осознавать себя и свои отношения с миром, производить ценностный выбор (Н.Е.Щуркова).

Формирование личности — это процесс изменения личности в ходе её взаимодействия с реальной действительностью; появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности, изменение её внешних проявлений; это отклик на воспитание (Н.Е.Щуркова).

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, чётко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов (Г.М.Коджаспирова). «Самовоспитание» подчёркивает, что вчерашний воспитанник теперь сам соотносит социально-культурный образец с собственным поведением. Он сегодня эмансипировался от взрослых и своё «Я» превратил в объект собственного восприятия и продуманного воздействия (Н.Е.Щуркова).

Перевоспитание — система целенаправленных воздействий на сознание, чувства, волю и поведение воспитанника, имеющего нравственные и правовые отклонения, с целью устранения их антисоциальной направленности и возвращения к принятым в обществе социальным нормам. Перевоспитание организуется как процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка (РПЭ, т.2, с.135). К. Д. Ушинский писал, что лучше всего дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые станут заменой дурных. А. С. Макаренко, работавший с детьми тяжёлой судьбы и серьёзных социальных отклонений, утверждал, что любого ребёнка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия. Некоторые современные педагоги считают, что «перевоспитание» — термин далёкого педагогического прошлого, переживающий период своего угасания, поскольку противоречит гуманизму и общечеловеческой культуре, провозглашающей права человека на свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Однако мы убеждены, что сегодня рано расставаться с феноменом «перевоспитания» в силу значительного роста отклоняющегося поведения молодёжи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой