Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка результатов образования в процессе итоговой аттестации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инструктивные материалы должны учитывать потребность во всех видах ресурсов (материально-технических, информационных, организационных, временных, кадровых), необходимых для успешного выполнения задания испытуемым, в частности, содержать указание на оборудование, инструменты, аппаратное и программное обеспечение, справочные материалы, доступ к которым разрешен/запрещен всем испытуемым. Важнейшим… Читать ещё >

Оценка результатов образования в процессе итоговой аттестации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Освоение образовательной программы СПО завершается государственной итоговой аттестацией (ГИЛ). Целью аттестации является оценка качества подготовки в соответствии с требованиями ФГОС СПО и компетенций обучающихся, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по полученной профессии, специальности.

В зависимости от осваиваемой образовательной программы СПО выпускная квалификационная работа выполняется в следующих видах:

  • — выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа — для выпускников, осваивающих программы ППКРС;
  • — дипломная работа (дипломный проект) — для выпускников, осваивающих ППССЗ.

Особенность методов оценки в процессе ГИА состоит в том, что предметом оценивания является целостная квалификация, т. е. должны быть предусмотрены такие задания, которые позволят оценить всю совокупность общих и профессиональных компетенций, установленных образовательной программой.

Выпускная практическая квалификационная работа включает в себя выполнение заданий по изготовлению продукции (изделия), управлению процессом. Для нее обязателен режим «здесь и сейчас». Работа выполняется в присутствии экспертной комиссии. Письменная экзаменационная работа должна соответствовать содержанию производственной практики и включать описание разработанного процесса выполнения практической квалификационной работы. Частью письменной экзаменационной работы является пояснительная записка, в которой описывается место, условия и обеспечение выполнения работ, параметры и ход процесса выполнения работ, достигаемые промежуточные и конечный результаты работ, в том числе порядок, содержание и время необходимое на выполнение работ; используемые оборудование и инструментарий.

Темы выпускных квалификационных работ (ВКР) выпускников образовательных ППССЗ определяются образовательной организацией на основе:

  • — анализа требований соответствующих профессиональных стандартов;
  • — анализа актуального состояния и перспектив развития регионального рынка труда;
  • — результатов обсуждения с заинтересованными работодателями.

Темы выпускных квалификационных работ должны отвечать современным требованиям развития высокотехнологичных отраслей науки, техники, производства, экономики, культуры и образования, иметь практико-ориентированный характер.

ВКР представляет собой либо логически завершенное исследование, либо проект. При их выполнении студент должен показать способности, опираясь на полученные знания, решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, докладывать и отстаивать свою точку зрения перед аудиторией. Выпускная квалификационная работа выполняется с использованием собранных им лично материалов, в том числе в период прохождения преддипломной практики.

В процессе ГИА предусмотрено не только написание, но и защита дипломной работы или дипломного проекта. Процедура защиты ориентирована на оценку общих компетенций выпускников.

В настоящее время сложившиеся подходы к проведению ГИА пересматриваются под влиянием международных трендов. ГИЛ в новом формате предусматривает наряду с традиционной формой проведение демонстрационного экзамена по методике WorldSkills Russia. Демонстрационный экзамен основан на оценке результатов обучения методом наблюдения за выполнением трудовых действий на рабочем месте. Наблюдение и оценку осуществляют независимые эксперты. Демонстрационный экзамен необходим для подтверждения качественной подготовки выпускника. В первую очередь новшество коснется учебных заведений, в которых готовят по образовательным программам, соответствующим 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям.

Фонд оценочных средств и его структура. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», профессиональные образовательные программы должны включать фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС — совокупность оценочных средств, используемых в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, обеспечивающих контроль и оценивание, как отдельных элементов образовательных программ, так и результатов их освоения в целом.

ФОС является основой для проверки различных предметов оценивания, установленных образовательными стандартами СПО:

  • — знаний, умений, практического опыта;
  • — общих и профессиональных компетенций;
  • — квалификации.

Соответственно, ФОС образовательной программы включает три части: 1) оценочные средства для текущего контроля; 2) оценочные средства для промежуточной аттестации; 3) оценочные средства для итоговой аттестации.

ФОС должен удовлетворять требованиям, обеспечивающим:

  • — функционирование процедур и операций оценивания как целенаправленного процесса, завершающегося получением качественных и (или) количественных оценок;
  • — подчиненность оценочных средств учебной дисциплины, ИМ (его назначения, состава, структуры и содержания) не только целям освоения данной конкретной дисциплины, ИМ, но и конечной цели основной образовательной программы;
  • — сопровождение оценочных средств набором методических, нормативных и инструктивных материалов, определяющих процедуры выявления и оценивания достижений обучающихся на всех этапах образовательного процесса;

применение эффективных способов и методов обработки и представления результатов оценивания;

— возможность однозначной интерпретации результатов оценивания разными участниками образовательного процесса;

наличие в составе фонда руководств, рекомендаций и положений по оценке качества ФОС и его компонентов, включая экспертизу, периодичность ее проведения и т. д.

Каждое оценочное средство, входящее в ФОС, содержит перечень предметов оценивания, типовое (ые) оценочное (ые) задание (я), показатели и критерии для его (их) оценивания, инструктивные материалы.

Типовое задание представляет собой обобщенную формулировку, на базе которой путем конкретизации разрабатываются варианты задания за счет видоизменения предмета, материалов, технологий и прочих условий задачи. В состав задания могут также входить источники, представленные как в бумажном, так и в электронном виде.

Инструктивные материалы должны учитывать потребность во всех видах ресурсов (материально-технических, информационных, организационных, временных, кадровых), необходимых для успешного выполнения задания испытуемым, в частности, содержать указание на оборудование, инструменты, аппаратное и программное обеспечение, справочные материалы, доступ к которым разрешен/запрещен всем испытуемым. Важнейшим нормирующим фактором будет также указание на время выполнения задания.

Перечень предметов оценивания, показателей и критериев оценки, требования к содержанию и организации (условиям) процедуры оценивания, правила подведения итогов и оформления результатов оценивания могут отражаться в спецификации (паспорте) фонда оценочных средств. В спецификации (паспорте) также необходимо описать шкалы оценивания: какие решения и на основании чего (какой шкалы) могут быть приняты экспертной (экзаменационной) комиссией по итогам проведения процедуры оценивания (целесообразно привести формулировки решений и общее описание оснований для этих решений).

В отдельных случаях приложением к ФОС являются «ключи» — эталоны или «модельные ответы», на соответствие которым указывают выбранные показатели и критерии оценивания. Эта часть ориентирована на экспертов-оценщиков.

Таким образом, структуру ФОС образуют:

  • — спецификация (паспорт);
  • — типовые задания (с описанием требований к условию выполнения, допуску к источникам информации, если предусмотрено, показатели и критерии оценивания задания);
  • — эталоны, «модельные ответы».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой