Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Заключение. 
Значение производственной тематики для формирования и эволюции идеологических концепций в Союзе Советских Социалистических Республик

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идеологические установки, конечно, носили временный характер, но, очевидно, что советский кинематограф пытался осмыслить и «вечные» ценности и при этом подняться над повседневными, сугубо утилитарными запросами. Это, на мой взгляд, делает «производственную тематику» востребованной и на современном этапе развития отечественного кинематографа. Человек на производстве не просто «работал» и, тем… Читать ещё >

Заключение. Значение производственной тематики для формирования и эволюции идеологических концепций в Союзе Советских Социалистических Республик (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во второй половине ХХ в. благодаря бурному развитию киноиндустрии и расширению технических возможностей государства самые широкие слои советского общества получили доступ к произведениям искусства, литературы, театра, музыки, в том числе и к кинематографии. В ходе своего строительства наше общество создало и новых «потребителей» искусства: людей с высоким уровнем специальных знаний и общей культуры, критичностью мышления, то есть ценителей искусства.

У значительной части этих новых потребителей возникает естественное стремление к более высокому, к более сложному и трудному искусству, которое их в большей степени удовлетворяет, дает им более богатую художественную информацию о нашем сложном мире и вместе с тем доставляет им и большое эстетическое наслаждение. Кино в этом смысле среди других видов искусства не составляет исключения. Все большее число зрителей готово воспринимать кинопроизведения не только как отдых или развлечение, но и как основу для серьезных размышлений.

Период с 1964 по 1982 год был назван «застоем» в политическом докладе ЦК XXVII съезда КПСС, прочитанного Михаилом Сергеевичем Горбачевым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах, несмотря на то, что по некоторым формальным показателям, развитие страны в 1964;86 годах продолжалось: строились новые города и поселки, заводы и фабрики, дворцы культуры и стадионы; создавались вузы, открывались новые школы и больницы, СССР добился успехов в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. Определенные достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального обеспечения. Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры, в том числе и кинематографистов. Брежневская эпоха стала временем расцвета отечественного кинематографа, его «золотым веком». С каждым годом на советские телеэкраны по переменной выходило более 100 кинофильмов. На этом фоне вряд ли правомерно характеризовать исследуемый период как «застойный».

Кинематографисты делали все возможное, чтобы быть рядом со зрителем, но при этом идти нога в ногу с тенденциями мирового кино. Продолжались съемки картин на патриотическую тему — война и революция, выпускались картины не только на социальную тему, но и лирические. Возрастных ограничений не было. Были сняты мелодрамы, драмы, повести, притчи, психологические, исторические, молодежные, новеллы, комедии, музыкальные, документальные, боевики, триллеры, приключенческие, трагические, милицейские, героические, армейские, фантастические, экзистенциальные, мюзиклы. Появились картины, в которых могли переплетаться различные жанры. Были и такие, которые заключали в себе нестандартные для кино того времени жанры, например, ретро-, которому свойственно тщательное и искусное воспроизведение характерных примет жизни недавнего или более отдаленного отрезка времени, еще сохранившегося в памяти живущих, но уже осознаваемого как историческое прошлое. Этот жанр как явление в начале своего пути получил распространение на Западе со второй половины 1960;х голов. В СССР один из первых ретро-фильмов появился в 1964 году.

Обращаясь к оценке производственной тематике, к тому значению, которое придавалось этой сфере в советском киноискусстве важно отметить следующее. Производственная тема в советском кинематографе рассматривалась уже не «сама по себе», не только как «элемент», «винтик» конкретного производственного процесса, а, в первую очередь, с точки зрения преображения человека, участия человека в производственном процессе. Это внимание к «человеку труда» позднее стало выражаться (в годы «перестройки») определением «человеческий фактор» на производстве, в экономике.

Человек на производстве не просто «работал» и, тем более, не просто «получал зарплату», а созидал, творил. Там где это удавалось — сценарист и режиссер давали своему герою положительную оценку, там где творчества было мало — герой мог характеризоваться даже как отрицательный персонаж.

В «производственной тематике» главным становилось честное, порядочное отношение к труду, к порученному делу. Это вполне вписывалось в морально-нравственные критерии «человека коммунистического будущего».

Идеологические установки, конечно, носили временный характер, но, очевидно, что советский кинематограф пытался осмыслить и «вечные» ценности и при этом подняться над повседневными, сугубо утилитарными запросами. Это, на мой взгляд, делает «производственную тематику» востребованной и на современном этапе развития отечественного кинематографа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой