Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Объекты всемирного культурного наследия на территории России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особый строительный материал — белый камень (вид известняка) давал архитектором дополнительные возможности для украшения построек. Резные пояса, растительные орнаменты, рельефы, покрывающие стены, стали отличительной чертой древней архитектуры Владимиро-Суздальского княжества. В храмах можно увидеть дошедшие до нашего времени фресковые росписи, относящиеся к XII—XV вв. Одним из наиболее… Читать ещё >

Объекты всемирного культурного наследия на территории России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Московский Кремль и Красная площадь (Москва). В списке всемирного наследия с 1990 г. (критерии I, II, IV, VI).

Это место неразрывно связано с наиболее важными историческими и политическими событиями в жизни России. Начиная с XIII в. и до переноса столицы в Санкт-Петербург Московский Кремль являлся великокняжеской, а затем и царской резиденцией, а также религиозным центром. Сохранившийся до настоящего времени комплекс зданий был создан в период с XIV по XIX вв. выдающимися русскими и иностранными зодчими и представляет собой уникальный шедевр мастерства архитекторов и скульпторов.

Кремлевские постройки оказали важное влияние на развитие русской архитектуры. Среди наиболее значимых зданий — Успенский собор, построенный Рудольфо (Аристотелем) Фиораванти в 1475—1479 гг., Архангельский собор (1505— 1508, Альвизо Ламберти), сочетающий в себе особенности крестово-купольного храма с чертами венецианского Ренессанса, Грановитая палата (1487—1491, Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари), здание Арсенала (1702—1736) — пример архитектуры раннего русского барокко, Сенат (1776—1787, Матвей Федорович Казаков) в стиле зрелого московского классицизма, Большой Кремлевский дворец (1838—1849, Константин Андреевич Тон) — образец псевдорусского стиля. Стены из красного кирпича с пятью воротами и 29 башнями были возведены в конце XV в. и являются характерным примером древнерусского фортификационного сооружения.

Расположенная у восточной стены Красная площадь также является историческим памятником и одной из красивейших площадей Москвы. Расположенный на ней собор Василия Блаженного (1555—1561), построенный как монумент в честь взятия Казани Иваном Грозным, — выдающийся образец московской культовой архитектуры XVI—XVII вв.

2. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников (всего 81 объект). В списке всемирного наследия с 1990 г. (критерии I, II, IV, VI).

Северная Венеция с ее множеством каналов и более чем 400 мостами — результат крупнейшего градостроительного проекта, начатого в 1703 г. при Петре Великом. В 1712— 1918 гг. город был столицей Российской империи и оказался тесно связанным со многими значимыми событиями русской истории. В его архитектурном наследии сочетаются различные стили — барокко, классицизм, эклектика и модерн.

Современный облик города составляют произведения знаменитых иностранных и русских архитекторов, таких как Доменико Трезини (Петропавловский собор, 1712—1733), Франческо Бартоломео Растрелли (Зимний дворец, 1754— 1762), Джакомо Кваренги (Смольный институт, 1806), Чарльз Камерон (Комплекс павильонов в Царском Селе, 1780—1786), Огюст Монферран (Исаакиевский собор, 1818—1858), Карло Росси (здание Главного Штаба, 1819—1829), Андрей Никифорович Воронихин (Казанский собор, 1801—1811), Андреян Дмитриевич Захаров (1806—1823) и др.

Великолепие барочных дворцов и строгость зданий классицизма, богатство монументальной скульптуры и парковые зоны, включенные в структуры регулярного плана, придают городу его неповторимый облик. Дворцово-парковые ансамбли пригородов Санкт-Петербурга, система городских укреплений и фортов, комплекс Пулковской обсерватории и исторические памятники, связанные с событиями Второй мировой войны, также входят в охранную зону.

3. Погост Кижи. В списке всемирного наследия с 1990 г. (критерии I, IV, V).

Самобытный памятник русского деревянного зодчества. Расположенный в Карелии, на одном из островов Онежского озера, комплекс состоит из двух храмов и колокольни. Летняя церковь Преображения, построенная в 1710-е гг., имеет пирамидальную структуру и увенчана 22 куполами. Зимняя Покровская церковь имеет более традиционную композицию — «четверик на восьмерике» и украшена девятиглавым завершением. Более поздняя колокольня, построенная в 1862 г. Сысоем Осиповым, дополняет ансамбль, придавая ему завершенность.

4. Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей. В списке всемирного наследия с 1992 г. (критерии II, IV, VI).

Новгород — один из древнейших русских городов, первый центр русской государственности, сыгравший важную роль в истории и культуре средневековой Руси. Сохранившиеся архитектурные памятники — Новгородский Кремль, собор Святой Софии, церковь Федора Стратилата на Ручью, Церковь Спаса на Ильине улице, Юрьев монастырь и др. свидетельствуют о высоком уровне развития новгородской культуры. Церковь Спаса на Нередице является уникальным художественным ансамблем.

Неотъемлемой частью культурного наследия России являются произведения новгородской школы иконописи и сохранившиеся в Новгороде фресковые росписи, в том числе выполненные знаменитым Феофаном Греком.

5. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. В списке всемирного наследия с 1992 г. (критерии I, II, IV).

Объект включает в себя культовые и гражданские сооружения, построенные в XII—XIII вв., уникальные образцы древнерусского зодчества. Среди них особенно выделяются храмы Владимира — величественный пятиглавый Успенский собор (1158—1189), собор св. Дмитрия Солунского (1194—1197) с богатым резным орнаментом, украшающим его стены, церковь Покрова на Нерли — храм-памятник, великолепно вписанный в окружающий ландшафт.

Особый строительный материал — белый камень (вид известняка) давал архитектором дополнительные возможности для украшения построек. Резные пояса, растительные орнаменты, рельефы, покрывающие стены, стали отличительной чертой древней архитектуры Владимиро-Суздальского княжества. В храмах можно увидеть дошедшие до нашего времени фресковые росписи, относящиеся к XII—XV вв. Одним из наиболее значительных произведений древнерусской живописи является фреска «Страшный Суд» в Успенском соборе, написанная Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 г.

Сохранились памятники оборонительного зодчества, такие как Золотые ворота во Владимире (часть городских укреплений) и Суздальский Кремль. Великолепным образцом княжеской резиденции может служить дворцовый комплекс в себе Боголюбово.

6. Историко-культурный комплекс Соловецких островов. В списке всемирного наследия с 1992 г. (критерий IV).

Соловецкий архипелаг, располагающийся в западной части Белого моря, состоит из шести островов общей площадью более 300 км2. Они были заселены в V в. до н. э., хотя первые свидетельства пребывания здесь человека относятся к III тысячелетию до н. э. В XV в. здесь возник крупнейший на Русском Севере монастырь. В охранную зону также входят несколько церквей XVI—XIX вв.

Монастырь был основан в 1430-е гг. монахами КириллоБелозерского и Валаамского монастырей. В 1582—1594 гг. были выстроены каменные укрепления, и Соловецкий монастырь стал религиозным, экономическим и культурным центром региона. Также он использовался властями как тюрьма и место ссылки. Монастырь был и центром развития ремесел.

С 1923 г. здесь располагался Соловецкий лагерь особого назначения. В 1967 г. был создан Соловецкий музей-заповедник, а с 1990 г. здесь возобновилась монастырская жизнь.

В центре комплекса расположены Преображенский собор (1558—1566), трапезная и Успенский собор, выстроенный в традициях новгородской архитектуры (1552—1557), колокольня (1777), каменные палаты (1615), иконописные мастерские. На островах расположены монастырские скиты — СвятоТроицкий Анзерский скит (XVII в.), Свято-Андреевская пустынь на Большом Заяцком острове (XVI в.), монастырь святого Сергия на острове Большая Муксалма (XVI в.) и др.

7. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад. В списке всемирного наследия с 1993 г. (критерии II, IV).

Основанная в 1330-е гг., Троице-Сергиева лавра — яркий пример монастырского комплекса, являющегося одновременно и религиозным центром, и крепостью, входившей в систему оборонительных сооружений вокруг Москвы.

Основные сооружения красочного и многостильного ансамбля относятся к XV—XVIII вв. Центральным храмом является одноглавый собор Троицы (1422—1423), украшенный килевидными кокошниками, характерными для раннемосковского зодчества. Кирпичная Духовская церковь (1470-е гг.) выполнена в традициях древней псковской архитектуры. Массивный Успенский собор был построен во второй половине XVI в., образцом для него послужил Успенский собор Московского кремля. Среди живописцев, работавших над украшением этого храма, был Симон Ушаков. Церковь Иоанна Предтечи (1690-е гг.) — пример архитектуры строгановского барокко, а пятиярусная надвратная колокольня (1741—1770, Д. В. Ухтомский, И. Ф. Мичурин) — один из лучших памятников московской архитектуры XVIII в. Из жилых построек сохранились Царские чертоги и комплекс монастырских келий XVI—XVII вв. Стены с массивными башнями были построены в середине XVI в.

В охранную зону входят также здания на территории города — Введенская церковь (1547), Красногорская часовня (1770) и другие.

8. Церковь Вознесения в Коломенском (Москва). В списке всемирного наследия с 1994 г. (критерий II).

Храм-памятник был построен в 1532 г. по приказу великого князя Василия III в честь рождения наследника, будущего Ивана IV Грозного. Это один из первых каменных шатровых храмов на Руси. Крестообразное в плане сооружение окружено крытыми галереями, служащими основанием для столпообразного центрального объема. Богатство декоративных элементов придает зданию дополнительную нарядность и величественность. Небольшое внутреннее пространство (толщина стен — три-четыре метра) открыто до самой маковки и украшено пилястрами, повторяющими внешнее убранство. Церковь построена из «итальянского» кирпича (привнесенного в русскую архитектурную традицию итальянскими архитекторами, работавшими на строительстве зданий Московского Кремля), резные орнаменты выполнены из белого камня.

Церковь Вознесения в Коломенском оказала значительное влияние на развитие русской архитектуры в XVI—XVII вв.

9. Ансамбль Ферапонтова монастыря. В списке всемирного наследия с 2000 г. (критерии I, IV).

Монастырь расположен в Кирилловском районе Вологодской области. Он был основан в 1398 г., архитектурный ансамбль, сохранивший до настоящего времени свою целостность, сложился в XV—XVII вв.

Самым старым каменным сооружением является собор Рождества Богородицы (1490) Изящный одноглавый собор с белокаменными резными украшениями выполнен ростовскими мастерами в традициях владимиро-суздальского зодчества. Успенская церковь (1530—1531) — один из самых древних в русской архитектуре примеров храма «под звонами». Шатровая церковь святого Мартиниана (1641) и две надвратные церкви (1650-е гг.) органично дополняют ансамбль.

В 1502 г. собор Рождества Богородицы был расписан мастером Дионисием. Дошедший до нас полный комплекс фресковых росписей представляет собой уникальный памятник древнерусской живописи. Особая программа росписи (Акафист Богоматери), мягкий колорит, устремленные ввысь фигуры отличают этот ансамбль, в то же время в искусстве Дионисия прослеживаются характерные черты московской школы живописи.

10. Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля. В списке всемирного наследия с 2000 г. (критерии II, III, IV).

Единственный ансамбль укреплений, сохранивший черты и планировку традиционных татарских оборонительных сооружений. Здания на территории Казанского Кремля относятся к различным периодам богатой истории города, демонстрируют преемственность стилей и исторических событий, несут в себе черты татарской и русской культур, православной и мусульманской архитектурной традиций.

Казань, бывшая ханской крепостью до середины XVI в., позже стала одним из важнейших административных и культурных центров России и до сих пор сохраняет свое значение. Наиболее выдающиеся постройки Казанского Кремля относятся к XVI—XIX вв.

Первые укрепления на Кремлевском холме были воздвигнуты в XII в. Сохранившиеся до настоящего времени оборонительные сооружения из камня и кирпича, построенные в XVI в. псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя, повторяют очертания татарской крепости. К тому же периоду относятся православный Благовещенский собор (1561—1562) и собор расположенного на территории кремля Преображенского монастыря (1550-е гг.). Семиярусная башня Сююмбике — один из символов города — является великолепным памятником мусульманской архитектуры. Дворец губернатора, построенный в 1845—1848 гг. по проекту К. А. Тона, сочетает в себе черты классицизма и псевдорусского стиля.

11. Куршская коса (совместно с Литвой). В списке всемирного наследия с 2000 г. (критерий V).

Это узкий полуостров, отделяющий Куршский залив от Балтийского моря. Длина косы — 98 км, ширина — от 400 м до 4 км.

Первые поселения людей на этой территории относятся к эпохе мезолита. В Средние века Куршская коса имела важное стратегическое значение, в XIII—XV вв. здесь появляются укрепления Тевтонского ордена и рыболовецкие поселения. В XVI в. большая часть из них была засыпана песком после того, как вновь начался процесс формирования дюн. Тогда же началось строительство заграждений и высадка лесов с целью стабилизировать ландшафт.

В конце XIX в. на Куршской косе появились виллы, культовые постройки, маяки и другие сооружения. До настоящего времени продолжается борьба с природными силами — ветром и волнами, разрушающими ландшафт. Сохранение уникальной природы Куршской косы стало возможным только благодаря усилиям человека.

12. Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента (Дагестан). В списке всемирного наследия с 2003 г. (критерии III, IV).

Древний Дербент располагался на северных рубежах Сасанидской Персии — государства, простиравшегося на восток и запад от Каспийского моря. Дошедшие до нас старинные укрепления, выстроенные из камня, включают в себя две крепостные стены, которые идут параллельно друг другу от берега моря до гор. Город Дербент сложился между этих двух стен и сохранил до настоящего времени свой средневековый крепостной характер. Он продолжал быть важным в стратегическом отношении местом вплоть до XIX в.

Оборонительные укрепления, выстроенные при Сасанидах в V в. до н. э., продолжали использоваться на протяжении последующих 15 веков. Дербент расположен на западном берегу Каспийского моря. Стены города имеют в длину более 40 км, они начинаются в горах и спускаются в море, защищая городскую гавань. Высота укреплений достигает 12 м.

Северная стена с 46 башнями сохранилась полностью, большая часть южной стены была разрушена в XIX в. Самые старые участки стен построены из необожженного кирпича, в VI в. замененного на каменные блоки.

Цитадель расположена на горе, крутые склоны которой с трех сторон служат ей дополнительной защитой. Внутри цитадели располагался ханский дворец, христианская церковь V в., мечеть и медресе XIV—XV вв., большая часть построек сейчас в руинах.

Исторический город расположен на склоне горы рядом с цитаделью. В верхней, западной части города находилась резиденция правителя. Восточная часть, спускавшаяся к морю, включала в себя кварталы ремесленников, торговцев и рыбаков. Часть городских построек XII—XIX вв. (мечети, бани, медресе, часть караван-сарая) сохранилась до настоящего времени.

13. Ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва). В списке всемирного наследия с 2004 г. (критерии I, IV, VI).

Новодевичий монастырь, расположен на юго-западе Москвы, на берегу Москвы-реки. Комплекс монастыря создавался на протяжении XVI—XVII столетий и являлся одним из звеньев в цепочке оборонительной системы города.

Монастырь был тесно связан с политической, культурной и религиозной жизнью России. Здесь были пострижены в монахини и погребены представительницы царской семьи, знатных боярских и дворянских родов. Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря является одним из шедевров нарышкинского (московского) барокко, его интерьеры отличаются богатым внутренним убранством. Здесь же хранятся ценные коллекции живописи и произведений декоративно-прикладного искусства.

Новодевичий монастырь был основан великим князем Василием III в честь освобождения Смоленска. Пятиглавый центральный собор Смоленской иконы Богоматери (1524—1525) — первая каменная постройка на территории монастыря — имеет явное сходство с Успенским собором Московского Кремля.

Определяющей чертой в облике архитектурного ансамбля стали стены с башнями, построенные в конце XVII в. в стиле московского барокко. Пятиярусная колокольня высотой 72 м (1638—1690), выстроенная из красного кирпича и украшенная белокаменной кружевной резьбой, является основной доминантой комплекса.

14. Исторический центр Ярославля. В списке всемирного наследия с 2005 г. (критерии II, IV).

Ярославль, расположенный приблизительно в 250 км к северо-востоку от Москвы на месте впадения реки Которосль в Волгу, был основан в XI в. и впоследствии превратился в крупный торговый и ремесленный центр. Он знаменит своими многочисленными церквями, относящимися к XVII в. Также он может служить выдающимся образцом осуществления реформы городской планировки, проведенной по указу императрицы Екатерины Великой в 1763 г.

В дальнейшем город был реконструирован в стиле классицизма. Здесь также сохранились относящиеся к XVI в. сооружения Спасского монастыря — одного из старейших монастырских комплексов в Верхневолжском регионе.

Среди сохранившихся памятников древнерусского зодчества наиболее интересны пятиглавая церковь Богоявления (1684— 1693), богато украшенная цветными изразцами, церковь Рождества Христова с великолепной шатровой колокольней (1635—1644). Пятиглавая церковь Илии Пророка (1647—1650) сохранила не только свой внешний облик, но и фресковые росписи, созданные в 1668 г. костромскими живописцами Гурием Никитиным и Силой Савиным. Этот храм стал центром нового городского плана, созданного в конце XVIII в.

Историческая часть города сохраняет застройку XVIII— XIX вв., выполненную преимущественно в классическом и неоклассическом стиле (дом генерал-губернатора, резиденция митрополита и др.).

15. Геодезическая дуга Струве (совместно с Белоруссией, Эстонией, Финляндией, Латвией, Литвой, Молдавией, Норвегией, Швецией и Украиной). В списке всемирного наследия с 2005 г. (критерии II, III, VI).

Геодезическая дуга Струве — цепь триангуляционных пунктов, протянувшаяся на 2820 км по территории десяти европейских стран от Хаммерфеста (Норвегия) до села СтароНекрасовка на Черном море (Украина). Эти пункты являлись опорными точками наблюдений и были заложены в 1816— 1855 гг. профессором Дерптского университета, директором Дерптской и Пулковской обсерваторий, астрономом Фридрихом Георгом Вильгельмом (Василием Яковлевичем) Струве. С их помощью он произвел первое достоверное измерение большого сегмента дуги земного меридиана. Это позволило точно установить размер и форму нашей планеты, что стало важным шагом в развитии наук о Земле и топографического картирования. Это был исключительный пример сотрудничества в научной сфере между учеными и правящими монархами разных стран.

Первоначально дуга состояла из 258 геодезических треугольников (полигонов) с 265 основными триангуляционными пунктами. В объект всемирного наследия вошли 34 таких пункта, наиболее хорошо сохранившихся до настоящего времени. Они маркированы на местности самым разным образом и представляют собой выдолбленные в скалах углубления, железные кресты, пирамиды из камней или специально установленные обелиски. Один из этих пунктов расположен на территории России, на острове Гогланд (Ленинградская область).

16. Болгарский историко-археологический комплекс. В списке всемирного наследия с 2014 г. (критерии II, VI).

Наиболее значимые памятники архитектуры и археологии, расположенные на территории Болгарского историко-археологического комплекса, относятся к периоду существования города Болгар, важного административного, экономического и религиозного центра Волжской Булгарии.

Первые поселения на этом месте относятся к IV—VII вв. н. э., а строительство укрепленного города началось на рубеже IX—X вв. В 922 г. население Волжской Булгарии приняло ислам, и Болгар как символ принятия религии до настоящего места является важным местом паломничества.

Комплекс расположен на берегу Волги у слияния с Камой. Расположенный на пересечении путей, город играл важную роль в торговле во все время существования Золотой Орды и Казанского ханства.

Объект включает в себя остатки рвов и крепостных стен, соборную мечеть, большой (реконструирован) и малый минареты, несколько мавзолеев, комплекс ханской усыпальницы, дворцовые палаты, бани, а также церковь Успения Богоматери. Большая часть построек относится к периоду правления хана Берке (XIII в.). Постройки комплекса отличает смешение архитектурных стилей, сочетание черт исламской и православной архитектур.

Расположение города на пересечении торговых и транспортных путей способствовало расширению контактов между оседлыми и кочевыми народами. Историко-археологический комплекс Болгара представляет собой яркий пример культурного разнообразия, сочетая в себе культурные традиции Волжской Булгарин, Золотой Орды, Казанского ханства и России.

Археологическое наследие комплекса не до конца изучено. Часть культурного слоя пострадала при строительстве инфраструктуры музея. Также ряд вопросов вызывает реставрация некоторых объектов, приведшая к утрате их первоначального облика. В то же время большая часть объектов сохраняет свою аутентичность, что позволяет рассматривать комплекс как уникальный памятник истории и культуры.

17.Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска. В списке всемирного наследия с 2017 г. (критерии II, IV).

Город Свияжск был основан Иваном Грозным в 1551 г. на острове слиянии рек Волги, Свияги и Щуки. Построенное за четыре недели деревянное укрепление стало форпостом для завоевания Казанского ханства. В 1555 г. на острове был основан Богородице-Успенский монастырь, ставший важнейшим административным, религиозным и культурным центром и сыгравший значимую роль в распространении православия на территории новообразованной Казанской епархии.

Архитектурный ансамбль монастыря уникален для территории Среднего Поволжья. Самые старые храмы — Успенский собор и Никольская церковь — были возведены в середине XVI в. и до настоящего времени почти полностью сохранили свой первоначальный облик (за исключением куполов Успенского собора, приобретших в XVIII в. форму, характерную для украинского барокко).

Сохранившийся почти без утрат комплекс росписей Успенского собора — один из немногих дошедших до нас полных ансамблей русской монументальной живописи XVI в. В XVII— XVIII вв. были возведены келейные корпуса, хозяйственные сооружения и стены монастыря. Несмотря на то, что несколько храмов (церковь свв. Германа Казанского и Митрофана Воронежского, надвратный храм Вознесения) были утрачены в XX в., величественный ансамбль монастыря сохранил наиболее яркие черты своего облика.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой