В данной курсовой работе рассмотрена тема «Старославянизмы и фразеологизмы, включающие устаревшие элементы, в школьном обучении». В ходе исследования и изучения научной литературы оказалось, что данный раздел не входит в стандартную школьную программу и преподается лишь в классах гуманитарной направленности.
Целью курсовой работы было рассмотреть старославянизмы и фразеологизмы, включающие устаревшие элементы, в школьном обучении. Данный вопрос реализовывался с помощью следующих задач: 1. Изучение теоретической части вопроса; 2. Характеристика понятий; 3. Анализ и оценка функционирования старославянизмов и фразеологизмов, включающих устаревшие элементы, в школьных программах; 4. Разработка заданий по данным темам.
В первой главе курсовой работы даны теоретические понятия, приведены примеры старославянизмов и фразеологизмов, включающих устаревшие элементы, а также сделаны выводы о том, почему данные темы следует изучать уже в средней школе.
Во второй главе рассмотрены старославянизмы и старославянские фразеологизмы с позиции школьного обучения, приведены цели урока и задачи, решающиеся в ходе работы над данной темой.
В практической части второй главы разработаны два предполагаемых урока в шестом классе. В занятии по теме «Старославянизмы в русском языке» разобрано произведение А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» с точки зрения наличия в нем устаревшей лексики. В ходе работы было подсчитано, что в легенде представлено 20 старославянизмов. Из них 12 фонетических, 4 словообразовательных, 5 лексических (слово «хранитель» сочетает в себе как фонетические, так и словообразовательные приметы).
В уроке по теме «Фразеологизмы, включающие устаревшие элементы» приведен перечень заданий для учеников шестого класса, в результате работы над которыми школьники должны познакомиться со старославянскими фразеологизмами и уметь отличать их от устойчивых выражений современного русского языка.
В ходе написания курсовой работы была изучена специальная литература, включающая научные статьи по методике преподавания русского языка. Однако методических рекомендаций касательно изучения устаревших лексических единиц в школе практически не нашлось.
Таким образом, данная тема еще недостаточно изучена. И в дальнейшем можно продолжить исследование, опираясь уже не только на школьную программу, но и на программу высших учебных заведений.