Изучив составленную смету расходов, необходимо прежде всего выяснить, хватит ли учреждению денег, чтобы покрыть все запланированные расходы. Для этого проводится анализ платежеспособности.
Особенно важен этот вид анализа в условиях недостаточного финансирования, когда деньги из местного бюджета выделяются только на покрытие так называемых «защищенных» статей, то есть тех расходов сметы, на которые у государства хватает средств. Статьи, отнесенные к «незащищенным», скорее всего не профинансируются, во всяком случае, гарантий, что на них будут отпущены средства, никто не даст.
Анализ платежеспособности — это предварительный анализ, который следует проводить в начале года, квартала, для того, чтобы в случае недостатка средств своевременно скорректировать расходы.
В графу «Предстоящие поступления средств» вносятся: контрольная цифра бюджетного плана; планируемая сумма сбора родительской платы, исходя из среднего числа дней пребывания одного ребенка с учетом количества льготников; сумма оплаты предприятий, в соответствии с размером платы и количеством подписанных договоров; доходы от дополнительных услуг, за вычетом налогов, если данный вид услуг облагается налогом; другие поступления, если таковые имеются.
В графу «Обязательные платежи» вносятся планируемые расходы с учетом предстоящих объявленных повышений цен.
Именно постоянный рост цен делает обязательным регулярное и частое проведение анализа платежеспособности, потому что бюджетные поступления могут не проиндексировать (то есть не привести в соответствие с повышающимися затратами).
Коэффициент платежеспособности рассчитывается по формуле Кпл. = А: В, Где, А — сумма предстоящих доходов, В — сумма предстоящих расходов.
При Кпл. или =1 — учреждение платежеспособно.
Если учреждение оказывается неплатежеспособным, необходимо проанализировать причины этого. В самом общем виде причин может быть две:
- а) средств выделено недостаточно;
- б) расходы учреждения необоснованно завышены.
Для того чтобы выяснить, не завышены ли расходы по вашему учреждению, необходимо тщательно проанализировать смету. Самый простой, но он и поверхностный, способ — сравнить расходы по видам платежей с однотипными учреждениями. Однако важно учесть, что и в этих учреждениях расходы могут быть завышены. Как показывает практика, почти во всех учреждениях образования бывают значительно завышены расходы на коммунальные услуги, в связи с недостаточным контролем за точным определением объемов помещений и расценок за предоставляемые услуги. Таким образом, чтобы не допускать завышения затрат, необходимо контролировать, за что, сколько и на каком основании платит учреждение.