Факторы конкурентоспособности вуза
Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и будущей… Читать ещё >
Факторы конкурентоспособности вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема управления конкурентоспособностью вуза в последние годы активно исследуется учеными разных направлений. Актуальность научных работ по этой тематике продиктована происходящими в стране социально-экономическими преобразованиями, развитием сектора негосударственных высших учебных заведений в сфере высшего образования, вхождением России в единое образовательное пространство. Вуз — это образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования [53].
Анализ литературных источников позволил выявить отсутствие единого подхода к определению понятия «конкурентоспособность вуза», однако терминология, единообразное понимание смысла важны не только с научной точки зрения, но и для получения практического результата.
По мнению Н. И. Пащенко, конкурентоспособность вуза — это его настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества при подготовке высококвалифицированных специалистов, а так же потребности по разработке, созданию и реализации научно-методической и научно-технической продукции как в настоящее время, так и в будущем [59, С.89].
Однако в условиях демократизации общественной жизни особую социально-политическую значимость приобретает задача удовлетворения интересов, прежде всего, личности. Данная концепция получила отражение в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», где в ч.2, ст. 8 закреплено, что одной из основных задач высшего учебного заведения является удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования. Вышеприведенное определение конкурентоспособности вуза указывает только на приоритетность общесоциальных интересов.
По определению И. Б. Романовой, конкурентоспособность — это свойство высшего учебного заведения, определяющее долю релевантного рынка образовательных услуг, принадлежащих данному вузу, и возможность препятствовать перераспределению рынка в пользу других субъектов [63, С.61]. В этом определении учитывается релятивизм категории «конкурентоспособность» и ее динамический характер. Можно утверждать, что конкурентоспособность является ведущим показателем хозяйственно-экономической деятельности вуза, определяющим его настоящее и перспективное состояние на выбранных им сегментах рынка.
Р.А. Фатхутдинов отмечает, что «конкурентоспособность вуза — это его способность:
- 1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда;
- 2) разрабатывать конкурентоспособные новшества в этой области;
- 3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности [30, С.71].
В работе «Конкурентоспособность вуза как объект управления» авторы В. А. Лазарев и С. А. Мохначев справедливо предлагают рассматривать конкурентоспособность высшего учебного заведения как комплексную характеристику вуза за определенный период в условиях конкретного рынка, отражающую превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей — финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических, а также способность вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды [30, С.71].
В данном определении сделан акцент на таких признаках, отражающих сущностное содержание понятие «конкурентоспособность вуза», как:
- 1. Превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей.
- 2. Функционирование вуза в бескризисном режиме.
- 3. Способность своевременной адаптации вуза к изменяющимся условиям внешней среды, в том числе способность вуза удовлетворять имеющиеся и предполагаемые требования потребителей.
Данная трактовка, на взгляд Д. Ф. Закировой, наиболее полностью раскрывает сущность понятия конкурентоспособности учреждения высшей школы. Вместе с тем в современной науке происходит кардинальное переосмысление категории конкурентоспособности организации, связанное с трансформацией современной системы хозяйствования в на современной стадии экономического развития общества — экономике знаний. Принципиально важным для дальнейшего формирования концептуальных взглядов на развитие конкурентоспособности является выделение Г. Б. Клейнером в экономике знаний ряда особенностей, среди которых в контексте данной работы значимыми являются следующие [25, С.32]:
- — сочетание соперничества и сотрудничества между агентами на рынке знаний. Если в экономике материальных благ важна конкурентоспособность производителей, то в экономике знаний — способность к сотрудничеству, т. е. конкордоспособность;
- — вместо конкуренции предприятий и корпоративных конфликтов — конкуренция и конкооперация.
Именно в условиях финансового кризиса, когда снижается покупательная способность населения и усиливается конкуренция на рынке труда, топ-менеджмент российских вузов большое внимание уделяет формированию и развитию конкурентных преимуществ.
При анализе конкурентоспособности вуза следует выделить:
- 1) потенциальную конкурентоспособность;
- 2) реальную конкурентоспособность (табл. 6).
Таблица 6 — Типы конкурентоспособности вуза
Тип. | Характеристика. |
Потенциальная. | В каждый конкретный момент времени определяется совместным воздействием ряда факторов. Может быть спрогнозирована на основе выявленных факторов. |
Реальная. | Может не совпадать с потенциальной, так как потребители оценивают деятельность образовательного учреждения непрофессионально, опираясь на свои субъективные характеристики. |
По источникам происхождения факторы, влияющие на конкурентоспособность вуза, разделяются на:
- 1) внешние факторы, которые не поддаются воздействию со стороны вуза, но требуют обязательного учета в оценке его конкурентоспособности и в выборе конкурентной стратегии;
- 2) внутренние факторы, которые представляют возможности самого вуза по обеспечению собственной конкурентоспособности и которые способны оказывать непосредственное воздействие на вуз.
Основные факторы внешней и внутренней среды, влияющие на потенциальную конкурентоспособность вуза, представлены на рис. 5.
А. Голик выделяет в системе факторов внешней среды, влияющих на конкурентоспособность вуза, два уровня: макросреды и региональный [43, С.113] (Прил.А). Факторы макросреды для всех вузов страны едины и в большей степени характеризуют конкурентный потенциал страны в мировом образовательном пространстве. Региональные факторы различны для каждого региона и создают особые конкурентные условия для конкурентных вузов. Для оценки конкурентоспособности необходимо определить, являются ли данные региональные факторы благоприятными и в какой мере они используются вузом для создания и поддержания своего конкурентного преимущества.
Рисунок 5 — Факторы, влияющие на конкурентоспособность вуза.
Внутренние факторы группируются по укрупненным классификационным блокам, которые представлены в табл. 7.
Таблица 7 — Классификация факторов внутренней среды, влияющих на конкурентоспособность вуза
№. п/п. | Блок. | Элементы. |
1. | Финансово-экономический. |
|
2. | Организационный. |
|
3. | Материально-технический. |
|
4. | Кадрового обеспечения. |
|
5. | Учебно-методический и научный. |
|
6. | Коммуникационный. |
|
7. | Контингента студентов. |
|
8. | Культурно-досуговый. |
|
9. | Имиджевый. |
|
Большую роль по привлечению контингента учащихся играет профориентационная работа, которая представляет собой систему мероприятий, направленных на подготовку выпускников школ к выбору профессии с учетом его индивидуальных особенностей и социально-экономической ситуации на рынке образовательных услуг и рынке труда, а также на оказание помощи выпускникам в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Профориентационная работа включает в себя профессиональное просвещение и профессиональное консультирование выпускников школ и их родителей.
С начала учебного года и до его завершения вузами проводится непрерывная и интенсивная работа (реклама по школам, беседы по классам, набор на подготовительные курсы, непрерывные консультации выпускников и их родителей по телефону и лично, посещение ярмарок учебных мест и др.).
Стратегия руководства вуза заключается в том, чтобы на основе анализа факторов внешней среды и составляющих своего внутреннего конкурентного потенциала преобразовать его в реальные конкурентные преимущества.
Конкурентоспособность вуза обеспечивается:
- — конкурентоспособностью студентов
- — конкурентоспособностью выпускников;
- — уровнем профессорско-преподавательского состава;
- — методическими средствами обучения;
- — научными средствами обучения;
- — техническими средствами обучения;
- — наличием собственных основных средств (учебные и вспомогательные корпуса, оборудование);
- — наличием собственной библиотеки;
- — наличием лекционных аудиторий и др.
Особого внимания требуют процессы сотрудничества с потенциальными потребителями образовательных услуг, работодателями и другими заинтересованными сторонами, что установлено в ГОС третьего поколения вуза. Благодаря сотрудничеству реализуются долгосрочные и взаимовыгодные отношения двух и более партнеров, признающих общие цели и ценности и готовых совместно действовать для их достижения, выделяя для этого необходимые ресурсы и создавая общие стержневые компетенции.
К основным бизнес-функциям партнерского сотрудничества следует относить:
- — поиск потенциальных партнеров;
- — реализацию совместных программ и проектов;
- — сопровождение карьерного роста выпускников;
- — оказание корпоративных партнерских услуг;
- — привлечение спонсорской поддержки;
- — управление стратегическим партнерством.
Формы сотрудничества могут быть весьма разнообразными, в зависимости от конкретных целей и задач, которые партнеры ставят перед собой. Участниками партнерства могут быть как юридические, так и физические лица, официально подтвердившие свою заинтересованность в одной или нескольких формах сотрудничества.
Одним из доказательств того, что функционирование системы стратегического партнерства является важным фактором в повышении конкурентоспособности и инновационной привлекательности вуза служит тот факт, что система непрерывного профессионального образования предполагает широкое взаимодействие учебных заведений, реализующих различные формы и уровни образования: школы и колледжи, колледжи и вузы, школы и вузы и т. д. Наиболее распространенной формой сотрудничества является образовательная модель «Школа — ВУЗ». На ее основе школы и вузы реализуют множество образовательных программ: от подготовки в вуз до углубленного изучения ряда специальных дисциплин на базе школы с последующим обучением в вузе по индивидуальному плану. В результате этого профильное обучение в школе прекрасно дополняется параллельным освоением программы среднего профессионального образования (разумеется, не в полном объеме), во всяком случае, если речь идет о социально-экономическом профиле. Подготовка в вуз и профессионализация профильного обучения имеют прямое отношение к конкурентоспособности и инновационной привлекательности вуза, так как профильное обучение в школах все еще не имеет своего методологического обеспечения, в то время как многие вузовские наработки вполне эффективны для решения задач профилизации.
Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и будущей деятельности. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
На современном этапе одним из главных конкурентным преимуществом образовательных учреждений выступает качество образования.
Качество обучения представляет собой совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности обучаемого [29, С.19].
Однако, как бы ни был хорошо разработана услуга, какими бы превосходными качествами ни обладала, она должна иметь цену, приемлемую для рынка, быть доступной для потребителей, иметь коммуникационную поддержку, способствующую продвижению образовательной услуги и подчеркивающую ее отличительные качества.
Более прочные позиции на рынке займут те вузы, которые наряду со сбалансированным деловым портфелем будут работать над созданием пользующейся доверием у потребителей бренда. Рост внимания к проблеме формирования управления брендом со стороны российских вузов определяется тем, что известные бренды становятся необходимым условием устойчивого положения на рынке, фактором его конкурентоспособности. Чтобы практически использовать брендинг в деятельности вуза, необходимо различать такие понятия, как: образ, имидж, бренд (табл.8) [43, С.119].
Таблица 8 — Базовые понятия брендинга вуза
Понятие. | Характеристика. | Особенности. | Пример |
Образ. | То, то представляет собой образовательное учреждение на самом деле, со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. | Возникает вследствие прямого контакта с вузом, либо на основе информации, полученной о вузе из других источников. | Новосибирский государственный технический университет (НГТУ) ведет многоуровневую подготовку по 29 направлениям (бакалавриат, магистратура) и 84 специальностям высшего профессионального образования — техническим, социально-экономическим и гуманитарным. |
Имидж. | Устойчивое, эмоционально окрашенное мнение о вузе целевой аудитории или общественности на основе сформированного у них образа данного учреждения. | С помощью ассоциаций наделяет вуз дополнительными ценностями, которые могут не иметь основания в его реальных свойствах, но имеют значимость для потребителей. | Победитель всероссийского конкурса вузов в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Выпускники НГТУ могут получать Приложения европейского образца к диплому о высшем образовании. |
Бренд. | Совокупность эмоциональных, визуальных и качественных характеристик вуза, позволяющих иметь конкурентные преимущества и генерировать дополнительные доходы. При этом реальное качество образования — гарант сильного вуза. | Шире понятия имиджа. Базой формирования является реальный образ вуза (атрибуты вуза). Приносит вузу экономическую выгоду. | НГТУ единственный вуз, который на основе инновационной программы «Высокие технологии» проводит комплексную подготовку высококвалифицированных специалистов в сфере информационных технологий, нанотехнологий, мехатроники и материаловедения. |
Собрать объективную информацию о качестве образовательных услуг, в том числе о трудоустройстве выпускников, преподавательском составе и других важных для будущих студентов характеристик бывает достаточно сложно, а иногда просто невозможно. При ограниченной достоверной информации абитуриенты и их родители принимают решение о выборе образовательного учреждения, основываясь не на реальных конкурентных преимуществах (факторах) вуза, а на своем представлении о бренде вуза. Они сравнивают именно бренды, а не факторы конкурентоспособности вузов, и соотносят их со своими возможностями (интеллектуальными, материальными) для поступления. А бренд вуза в свою очередь работает на то, какие ожидания формируются у абитуриентов в отношении деятельности вуза. Чем известнее бренд вуза, тем более престижен данный вуз для абитуриентов.
Фактором, повышающим конкурентоспособность вуза, является также его готовность предоставить образовательные услуги с использованием современных информационных технологий и ноу-хау.
Таким образом, конкурентоспособность вуза — это готовность учебного заведения высшей школы предоставить образовательные услуги в инновационном режиме с использованием современных информационных технологий и ноу-хау.
Особенности конкурентоспособности вуза проявляются в том, что:
- — в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала вуза по всем стадиям жизненного цикла образовательной услуги;
- — в настоящее время отсутствуют международные документы по оценке конкурентоспособности вуза;
- — техническая, экономическая, кадровая, социальная политика вуза не ориентированы на обеспечение конкурентоспособности вуза.