АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА «1000 Мелочей»
В целях экономии времени, усилий и соответственно денег следует позаботиться о том, чтобы складские помещения, места разгрузки, приемки товара были расположены как можно ближе друг к другу и недалеко от производственных помещений. Во избежание скопления транспорта на территории предприятия или у ворот склада, для экономии затрат труда на погрузочно-разгрузочных работах составьте график поставок… Читать ещё >
АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА «1000 Мелочей» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Логистическая цепь это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.
Логистический процесс на складе отличается сложностью и сопряжён с большими затратами труда и средств. Он требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и выполнения заказов. Условно его можно разделить на три основных этапа:
- 1) операции, направленные на обеспечение склада запасами товаров;
- 2) операции, связанные с переработкой груза и оформлением документации;
- 3) операции, направленные на реализацию товаров в соответствии с заказами потребителей. Схематично логистический процесс можно изобразить следующим образом (рис1).
Рисунок 1
В магазине «1000 Мелочей» разработана складская и транспортная логистика. Складская логистика заключается в оприходовании товара на склад, его рассортировке правильном хранении.
Прием и рассортировка по отделам товара осуществляется товароведом. Затем оператор оприходует товар на склад, продавец в свою очередь проверяет качество и количество товара, затем оператор оприходует товар по отделам магазина, продавец раскладывает товар каждый в свой отдел. Пакет документов приемки товара передается юристу, который в свою очередь архивирует документы и несет ответственность за их сохранность.
В данном магазине действует линейная система управления, по этому все распоряжения по движению товара отдает руководство магазина, т. е. директор.
При оптовой продаже товара в магазине «1000 Мелочей» применяется как складская, транспортная и закупочная логистика.
Транспортная логистика базируется на концепции интеграции транспорта, снабжения, производства и сбыта; на отыскании оптимальных решений в целом по всему процессу движения материального потока в сфере обращения и производства по критерию минимума затрат на транспортировку, снабжение, сбыт, производство.
К операциям, направленным на обеспечение склада запасами, следует отнести:
- — снабжение склада запасами товаров — главная задача этой операции состоит в обеспечении склада товарами в соответствии с возможностью их эффективной переработки при условии полного удовлетворения заказов потребителей;
- — учёт и контроль над поступлением запасов — позволяет обеспечить ритмичность поступления и переработки грузов, способствует максимальному использованию имеющегося объёма склада, созданию необходимых условий для хранения запасов и сокращению сроков их хранения.
Второй этап логистического процесса включает в себя операции, связанные с переработкой грузов и оформлением документации:
— разгрузка и приёмка поступивших грузов. Разгрузка поступивших грузов осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Хорошее оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочных средств позволяет проводить разгрузку быстро и с минимальными затратами. При осуществлении операций приемки грузов необходимо следить за соблюдением поставщиками условий поставки заключенных договоров. Разгрузка и приемка поступивших грузов состоит из целого ряда мероприятий: разгрузка транспортных средств, проверка документального и фактического соответствия поступивших товаров условиям заключенных договоров, документальное оформление прибывших товаров, формирование складской грузовой единицы;
— внутрискладская транспортировка и перевалка грузов — обеспечивает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция должна осуществляться с минимальной протяженностью во времени и пространства по сквозным (прямоточным) маршрутам. Число перегрузок с одного вида оборудования на другое должно быть минимальным;
— складирование и хранение товаров. Процесс складирования и хранения включает в себя следующие операции: закладка товаров на хранение, непосредственное хранение их и обеспечение надлежащих для этого условий, контроль за наличием и состоянием товарных запасов на складе. Основной принцип оптимального складирования — эффективное использование объема зоны хранения.
Третий этап логистического процесса на складе включает еще более широкий перечень различных операций, связанных с реализацией товаров в соответствии с заказами потребителей.
— Комплектация (комиссионирование) заказов. Этот процесс предполагает выполнение следующих важных мероприятий: получение заказов клиентов и оформление отборочного листа; отбор товара каждого наименования по заказу клиента и его комплектация; укладка отобранного товара в тару, на товароноситель; документальное оформление подготовленного заказа;
формирование отдельных заказов в партию отправки; погрузка товаров в транспортное средство и оформление транспортных накладных;
— Транспортировка заказов потребителям — может осуществляться как складами, так и потребителями продукции. Наиболее распространенной и экономически оправданной является централизованная доставка товаров силами и средствами складов. В этом случае унитизация грузов и оптимальные маршруты доставки, используемые складом, значительно сокращают транспортные расходы и позволяют эффективно использовать транспортные средства. Поставки осуществляются мелкими и более частыми партиями, что приводит к снижению издержек по хранению страховых запасов у потребителя.
- — Сбор и возврат порожней тары. Тара (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках иногда бывает многооборотной и подлежит возврату отправителю.
- — Контроль над выполнением заказов потребителей предполагает контроль над соблюдением договорных обязательств перед потребителями, за выполнением их заказов в полном объеме и в широком ассортименте. Этот контроль осуществляется с помощью книг учета заказов, а также путем сверки фактически отгруженного количества товаров с данными заключенных договоров.
- — Оказание логистических услуг является важным фактором
конкурентоспособности магазина.
Выделяют три основных вида логистического обслуживания: допродажное, продажное и послепродажное.
Допродажные услуги включают маркетинговые исследования рынка, различного рода информационные услуги, заключение договоров на поставку товаров и т. д.
Продажные услуги включают полную проверку качества поставляемых товаров, их сортировку, фасовку и упаковку, замену заказанного товара на другой, предпродажная настройка товаров сложной бытовой техники, транспортно-экспедиционные услуги и т. д.
К послепродажным услугам относятся: установка изделий, их гарантийное обслуживание, обеспечение запчастями, приемка и замена дефектной продукции.
— Информационное обслуживание склада. Логистический процесс на современных складах предполагает наличие систем, управляющих информационными потоками. Такие системы осуществляют управление приемкой и отправкой грузов: управление запасами на складе; обработку поступающей документации; подготовку сопроводительных документов при отправке товаров и т. д. В зависимости от технической оснащенности склада и от уровня организации программно-технических средств выделяют:
- — обработку информации вручную;
- — обработку информации в пакетном режиме, когда подготовка и ввод в ЭВМ данных о поступающих и отгруженных товарах производится периодически вручную или автоматически;
- — обработку информации в режиме реального времени, когда информация вводится в ЭВМ автоматически одновременно с движением товаров, т. е. в момент их перехода через контрольные пункты. Системы управления информацией в пакетном режиме и в режиме реального времени не зависят от технических характеристик грузов и технологии их обработки на складе. Они могут применяться как на складах с ручным обслуживанием, так и на складах с высоким уровнем механизации.
В магазине «1000 Мелочей» происходит обработка информации в реальном времени, т. е. с помощью программы 1С.
Логистика снабжения (по-другому её ещё называют закупочной логистикой). Этот вид логистики отвечает за расчёты поставок, определение оптимального объема заказа. На предприятии часто логистика снабжения выделена в отдельное структурное подразделение с похожим названием «Отдел снабжения», «Отдел закупа» или что-то подобное.
Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат:
- — затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;
- — затраты на транспортировку, экспедирование и страхование;
- — затраты на грузопереработку;
- — затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки;
- — затраты на приемку и проверку материальных ресурсов;
- — затрат на поиск информации о потенциальных поставщиках.
В рамках проведения экономических расчетов к задачам закупочной логистики следует отнести расчет издержек из-за дефицита материальных ресурсов.
Организация снабжения магазина предполагает сосредоточение всех функций снабжения предприятия в одних руках, т. е. товароведа. Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда.
Важное значение в реализации плана закупок «1000 Мелочей» имеют приемка продукции, документальное оформление поставок, проверка качества и количества товара.
Приемка продукции. В первую очередь необходимо удостовериться, что получен товар:
- — нужного качества;
- — в нужном количестве;
- — от своего поставщика;
- — в обусловленное время;
- — за оговоренную цену.
В целях экономии времени, усилий и соответственно денег следует позаботиться о том, чтобы складские помещения, места разгрузки, приемки товара были расположены как можно ближе друг к другу и недалеко от производственных помещений. Во избежание скопления транспорта на территории предприятия или у ворот склада, для экономии затрат труда на погрузочно-разгрузочных работах составьте график поставок, согласованный со всеми поставщиками. Предусмотрите при этом, чтобы основное сырье поставлялось в строго определенные дни, а другие виды материалов — по мере необходимости. Такие меры позволят, кроме того, не отрывать рабочих основного производства для разгрузки неожиданно прибывшего транспорта.
Документальное оформление поставок. Для правильного выполнения операций, связанных с поставками товаров, необходимо внимательно работать с документами, их отражающими.
Копия заказов должна быть направлена в подразделение-потребитель для проверки на соответствие уведомлениям о поставке фактически поступившего товара. При проверке используют описание товара. Уведомление об отгрузке направляет поставщик после подготовки продукции к отправке. В этом документу указывается номер заказа и время поставки. Сопроводительное письмо обязательно сопровождает поставленную партию товара и подтверждает, что эти товары предназначены для определенной фирмы.
Документ доставщика применяется, когда поставщик пользуется транспортом другой фирмы. В этом документе указываются:
- — «название» и адрес отправителя;
- — описание продукции;
- — количество мест;
- — масса (вес) продукции;
- — особенности транспортировки;
- — название доставщика.
Подтверждение получения поставки используют для информирования подразделений-потребителей о фактической доставке товаров и для контроля в бухгалтерии соответствия уведомления об отгрузке товара и копий заказа и счета. В книге регистрации товаров указываются: номер сопроводительного письма, дата поставки, отправитель, способ транспортировки и дается краткое описание товаров.
Качество поставляемых товаров должно удовлетворять предъявляемым требованиям. Отсутствие должного контроля качества закупок может привести к следующим издержкам:
- — дополнительные расходы, связанные с возвратом бракованных и недоброкачественных товаров;
- — остановка производства в случае, например, когда вся партия продукции оказалась недоброкачественной и подлежит возврату;
- — судебные иски;
- — потеря доверия потребителей продукции фирмы из-за поставок недоброкачественных материалов (деталей, изделий).