Не правда ли, вас тронула история о многострадальных индийских авиапассажирах? Подобные истории волнуют потому, что на месте героев может оказаться любой, ведь в сфере покупок и потребления люди во всех странах и на всех континентах ежедневно сталкиваются с одними и теми же проблемами. Каждый из нас ежедневно выходит на арену рынка в роли потребителя разнообразных материальных и нематериальных товаров и услуг. Ну разве же можно в этой ситуации не заинтересоваться: а как, собственно, мы обеспечиваем себе ежедневное существование?
Неудивительно, что появилась такая обширная и стремительно развивающаяся область научных изысканий, как поведение потребителя.
Поведение потребителя — это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.
Предмет исследования поведения потребителей можно рассматривать в нескольких ракурсах, каждый из которых представлен в этой книге:
- 1) влияние на потребителя;
- 2) новейшие исследования;
- 3) межкультурная перспектива.
Вы увидите, что эти направления отчасти переплетаются.
Перспектива влияния на потребителя Поведение потребителя интересует того, кто по разным причинам решается повлиять на это поведение или изменить его, включая тех, чья главная забота — это маркетинг, просвещение и защита потребителя, социальная политика. В научных исследованиях доминирующим подходом является логический позитивизм, который преследует двоякую цель:
- 1) понять и предсказать поведение потребителя;
- 2) выявить причинно-следственные связи, которые управляют убеждением и/или просвещением.