Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка знаний руководящих кадров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для оценки процесса обучения необходимо располагать информацией о начальном (до прохождения обучения) и о конечном (после прохождения обучения) объеме знаний слушателей. Следовательно, необходимо получить информацию «на входе» (входной контроль знаний слушателей) и на «выходе» (выходной контроль). По этой причине созданная для оценки процесса обучения система получила название системы… Читать ещё >

Оценка знаний руководящих кадров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из важнейших пунктов подготовки профессиональных кадров, является оценка знаний руководителя. Система оценки знаний позволяет решать разнообразные задачи обучения, в том числе [4]:

  • · отбор слушателей для подготовки резерва, целевая подготовка хозяйственных руководителей;
  • · дифференциация и индивидуализация обучения в зависимости от результатов тестового контроля, корректировка учебных программ;
  • · рациональное комплектование учебных групп;
  • · оптимизация планирования, организация и управление учебным процессом;
  • · аттестация слушателей;
  • · усиление персональной ответственности слушателей за результаты обучения.

Таким образом, на систему оценки знаний возлагаются следующие функции:

  • · диагностическая — определить уровень знаний слушателей на входе (перед началом обучения);
  • · оценочная — оценить уровень усвоения и качество обучения;
  • · коммуникативная — установить обратную связь между преподавателем и слушателями с целью выработки корректирующих воздействий на учебный процесс;
  • · оптимизирующая — управлять учебным процессом на основе полученной информации и степени подготовленности слушателей и усвоении ими изучаемого материала;
  • · мотивирующая — стимулировать изучение слушателями учебных дисциплин.

Организация учебного процесса в системе повышения квалификации должна предусматривать контроль всех элементов процесса формирования руководителей нового типа.

Для общего определения эффективности учебного процесса необходимы четыре вида оценки по соответствующим аспектам обучения:

  • · объема знаний, умений и навыков, приобретенных слушателями в результате обучения;
  • · поведения слушателей на работе, т. е. о том, насколько приобретенные знания и умения применяются слушателями при возврате к своим рабочим функциям;
  • · функционирования предприятия, дающая информацию о том, насколько изменение поведения слушателя воздействует на результаты функционирования предприятий, а также влияет на поведение окружающих его работников;
  • · реакции (мнений) слушателей на процесс обучения.

При этом нужную информацию о реакции слушателей и ходе процесса обучения можно получить непосредственно от слушателей в рамках учебного процесса путем использования в обучении научно обоснованной системы оценки знаний слушателей. Основным назначением такой системы является сбор информации о том, насколько увеличился объем знаний, умений и навыков слушателей в результате прохождения курса обучения.

Создание специальной системы оценки знаний и учебного процесса позволило выявить результаты реализации различных программ обучения. Являясь элементом обратной связи, она позволяет определить рассогласование между планируемым и действительным состоянием обучения, собрать необходимую информацию для анализа и оценки эффективности учебного процесса.

Система оценки основывается на следующих уровнях знаний, умений и навыков:

  • · уровень понимания — обучаемый воспринимает смысл основных терминов и понятий области знаний и способен приступить к более глубокому усвоению предмета;
  • · уровень осмысления — обучаемый видит взаимосвязь между отдельными терминами и понятиями, понимает суть предмета;
  • · уровень воспроизведения — репродуктивные действия путем самостоятельного воспроизведения и применения ранее по лученных знаний, т. е. обучаемый может применять знания и умения при решении типовых задач, проблемных ситуаций;
  • · уровень применения — продуктивное действие, при котором обучаемые, используя приобретенные знания, умения и навыки, добывают субъективно новое до выполнения определенного действия при решении задач в нетиповых ситуациях;
  • · уровень трансформации — творческое действие, в процессе которого обучаемый накапливает новую информацию, вырабатывает новые правила действия при решении любого рода задач.

Оценка знаний, умений и навыков на каждом из перечисленных уровней требует специальных методик. Умение всегда исходит из знаний, опирается на них и, по существу, умение — это знание в действии. Навык — это действие, отдельные компоненты которого в результате упражнений, соответствующих знаний, используются «автоматически» [3].

Умения и навыки являются производными и зависимыми от соответствующих знаний. Поэтому в первую очередь следует оценивать знания, приобретаемые на уровнях понимания и осмысления. Говоря об уровнях воспроизведения, применения и трансформации, мы имеем в виду умения и навыки применения полученных знаний, для оценки которых необходимо создание специальных условий. Предполагается, что такие условия можно создать в некоторых деловых играх, в процессе анализа проблемных ситуации и т. д.

Для оценки процесса обучения необходимо располагать информацией о начальном (до прохождения обучения) и о конечном (после прохождения обучения) объеме знаний слушателей. Следовательно, необходимо получить информацию «на входе» (входной контроль знаний слушателей) и на «выходе» (выходной контроль). По этой причине созданная для оценки процесса обучения система получила название системы входного-выходного контроля знаний слушателей (система ВВК).

При длительных сроках обучения необходимым элементом учебного процесса становится промежуточный контроль знаний, проводимый по завершению локального этапа обучения, особенно существенный для проверки усвоения знаний слушателями очно-заочной формы обучения.

Назначение системы контроля знаний — это получение информации об объеме знаний слушателей, приобретенном в рамках программ обучения, которое преследует три цели:

  • · предупреждение, выявление и устранение недостатков в работе учебных подразделений;
  • · совершенствование организационных и методических разработок, направленных на повышение качества преподавания;
  • · учет индивидуальных знаний и потребностей слушателей при организации учебного процесса.

Система входного-выходного контроля знаний руководителей, в том числе слушателей, позволяет выполнить следующие функции:

  • · проводить сбор информации о знаниях слушателей на уровнях понимания и осмысления;
  • · подбирать удобную для этой цели методику сбора информации;
  • · обеспечивать проведение опроса слушателей;
  • · фиксировать ответы слушателей на каждый вопрос;
  • · фиксировать время, затрачиваемое на обдумывание вопросов;
  • · хранить нужную информацию;
  • · обеспечивать удобный доступ к информации;
  • · проводить обработку полученной информации с целью оценки процесса обучения;
  • · подготавливать специальные формы и таблицы для передачи информации подразделениям, обеспечивающим учебный процесс.

Процедуры фиксации знаний могут проводиться как в индивидуальном режиме на персональных ЭВМ, так и в групповом — фронтальным способом с использованием слайдов и шрайб-проектора. Но в том и другом случае обработка полученных результатов производится на персональном компьютере. Для этого имеется специальное программное обеспечение.

В результате обработки и анализа данных выдаются следующие виды информации:

  • · гистограммы уровня знаний по экономике и управлению, включая правовой минимум;
  • · группировочные таблицы зависимости уровня знаний от параметров опрошенных руководителей, таких, как возраст, стаж работы, базовое образование, отношение к народнохозяйственным комплексам или виду деятельности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой