Роль торгово-технологического процесса в магазине
Характерной чертой научно-технического прогресса на современном этапе является его развитие не только в промышленности, но и в других отраслях народного хозяйства, на транспорте, в торговле и т. д.
Технологический процесс в торговле в широком понимании представляет собой совокупность способов и средств завершения процессов производства в сфере обращения, перемещения товаров из пунктов производства в районы потребления и их продажи.
Основными принципами организации технологических процессов в розничных магазинах являются:
- — комплексный подход к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
- — соответствие технологии современному научно-техническому уровню;
- — экономическая эффективность принятой схемы продажи товаров;
- — сохранение качества товаров.
В магазинах, торгующих различными товарами, различают три основные схемы технологического процесса продажи.
Первая включает приемку товаров и подачу их непосредственно с приемной площадки в торговый зал для продажи. Такая схема может быть использована при применении в торгово-технологическом процессе тары-оборудования. Применение этой схемы технологического процесса обуславливает необходимость выделять для ее осуществления два функциональных помещения: для приёмки товаров и для их продажи. (см. Приложение).
Во второй схеме технологический процесс состоит из трех операций: приемки, хранения товаров и их продажи.
Наиболее сложной является третья схема технологического процесса, которая применяется при организации продажи товаров, требующих предварительной доработки перед подачей их в торговый зал (например, освобождение от фабричной упаковки, утюжка, чистка и т. д.). Её применение требует наличие еще одного функционального помещения для подготовки товаров к продаже. В большинстве случаев в розничных магазинах применяются все три схемы технологического процесса.
Неотъемленной частью любого технологического процесса в торговле является непосредственное обслуживание покупателей, выступающее одной из основных его функций.
Составные элементы процесса продажи товаров в розничных магазинах делятся на:
- — основные:
- а) предложение товара; б) консультации покупателей; в) операции по отпуску товара; г) раcчетно — кассовые операции.
- — вспомогательные:
- а) приемка товаров; б) размещение и укладка их на складе;
- в) подготовка товаров, рабочих мест и зон обслуживания покупателей к продаже;
- г) внутренняя транспортировка товаров.