Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структура рынка вагоноремонтной продукции тесно связана со спросом отдельных отраслей промышленности на услуги железнодорожного транспорта. В 2000;х годах объем производства грузовых вагонов в России устойчиво увеличивался (за исключением 2006 г., в котором был зафиксирован незначительный спад). В результате, в 2011 г. в России было произведено около 44 тыс. грузовых вагонов, т. е. на 60% больше… Читать ещё >

Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При проведении анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия одним из основных этапов анализа является оценка экономических показателей предприятия. Такая оценка проводится при определении целесообразности осуществления капитальных вложений в расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Такой анализ позволяет оценить возможную доходность и сроки возврата инвестируемых средств, а также выявить наиболее значимые по финансовым последствиям производственно-хозяйственные и организационные мероприятия.

Структура рынка вагоноремонтной продукции тесно связана со спросом отдельных отраслей промышленности на услуги железнодорожного транспорта. В 2000;х годах объем производства грузовых вагонов в России устойчиво увеличивался (за исключением 2006 г., в котором был зафиксирован незначительный спад). В результате, в 2011 г. в России было произведено около 44 тыс. грузовых вагонов, т. е. на 60% больше, чем в 2006 г.

По состоянию на конец 20 011 г., в России было 34 предприятия, которые производили и ремонтировали грузовые вагоны. ОАО «Саранский ВРЗ» входит в тройку крупнейших производителей, на долю которых приходится около 75% рынка, в тои числе доля Эмитента составляет 20%. Как и большая часть крупных вагоноремонтных предприятий, ОАО «Саранский ВРЗ» является градообразующим.

Основными факторами, определявшими, в рассматриваемом периоде, развитие как вагоноремонтной отрасли в целом, так и ОАО «Саранский ВРЗ» являлись:

  • — увеличение грузоперевозок на фоне значительного уровня физического и морального износа действующего подвижного и тяглового состава ОАО «РЖД» и его дочерних компаний;
  • — структура производства грузовых вагонов была тесно связана со спросом отдельных отраслей промышленности на услуги железнодорожного транспорта.

До 2008 г. большая часть ремонта грузовых вагонов приходилась на специализированные типы, в особенности на вагоны-цистерны, что было связано с развитием нефтяной отрасли. Начиная с 2008 г., более половины рынка заняли универсальные полувагоны, которые обслуживают более широкий круг отраслей. В 2008;2009 гг. в России начато производство новых типов вагонов, которые ранее импортировались, в частности, автомобилевозов и хопперов-цементовозов. В 2010;2011 гг. спрос на специализированные типы вагонов значительно снизился, в то время как спрос на полувагоны сохранялся на уровне предыдущих лет, а на вагоны-цистерны-резко возрос;

  • — стабильное превышение спроса над предложением в 2010 — 2011 гг. в связи с длительным циклом строительства производственных мощностей и дефицитом крупного вагонного литья;
  • — рост цен на металл и изделия из него, в связи с чем доля материальных затрат в себестоимости вагона превысила 20%;
  • — снижение экспорта российских грузовых вагонов в связи с дефицитом на внутреннем рынке.

Основным направлением деятельности Общества является строительство и капитальный ремонт нефтебензиновых и других специализированных вагонов-цистерн.

В номенклатуре вагоноремонтной продукции более 50 моделей грузовых вагонов. Производятся и ремонтируются железнодорожные цистерны повышенной грузоподъемности, контейнеры-цистерны, полувагоны, фитинговые платформы, вагоны-хопперы, автомобилевозы. Ведутся работы по освоению новых моделей грузовых вагонов. Другими видами изготавливаемой продукции являются газовое оборудование и оборудование для нефтегазовой и других отраслей промышленности. Производственные мощности ОАО «Саранский ВРЗ» в течении 1−2 месяцев могут быть реорганизованы для выпуска вагонов других типов.

Особое внимание на ОАО «Саранский ВРЗ» уделяется состоянию производственно-технической базы, поскольку очевидно, что создание конкурентоспособных изделий и снижение затрат по их производству невозможно без исправного и современного оборудования.

В соответствии с утвержденным бюджетом ОАО «Саранский ВРЗ» была определена следующая производственная программа (Приложение Б).

Таблица 1.1 — выполнение производственной программы за 2011 год.

Наименование.

план.

факт.

отклонение.

% факт/плану.

Капитальный ремонт парка ДЗО ОАО «РЖД».

130,24.

Капитальный ремонт парка ОАО «ПГК».

— 819.

39,33.

Капитальный ремонт парка ОАО «ВГК».

539,33.

Ремонт приватных вагонов.

— 805.

19,50.

Вагоностроение.

— 235.

24,19.

Всего по ремонту подвижного состава.

— 541.

81,72.

Основными видом деятельности Саранского ВРЗ, является оказание услуг по ремонту и строительству подвижного состава.

Ключевыми заказчиками Саранского ВРЗ являются ДЗО ОАО «РЖД»: ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Вторая грузовая компания», операторские компании и промышленные предприятия — собственники подвижного состава.

Бюджетом производства Саранского ВРЗ за 2011 год планировалось выпустить (с учетом строительства нового подвижного состава):

2 960 единиц подвижного состава всех видов собственности Фактически выпущено 2 419 единиц (за аналогичный период прошлого года 1 921 единица).

За 2011 год в общей сложности из ремонта выпущено 2 149 единиц подвижного состава собственности ДЗО ОАО «РЖД» (ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК») при плане по бюджету 1 650 единиц, выполнение бюджета составило 130,2%. (за аналогичный период прошлого года 1 094 единицы или 196,4%.

В соответствие с заключенными договорами с ДЗО ОАО «РЖД» ежемесячные объемы по ремонту и типу подвижного состава определяются по заявкам заказчиков.

За отчетный период Обществом выпущено 195 единиц приватных вагонов. Построено 75 единиц нового подвижного состава (вагоны-цистерны модели 15−011−02 и рамы платформ для вагонов цистерн).

За отчетный период с использованием давальческой комплектации были изготовлены и реализованы запасные части для грузовых вагонов на общую сумму 31 411 тысяч рублей.

Фактическая загрузка мощностей в приведенных единицах за 2011 год составляет 82,0%.

В ближайшие годы ожидается постепенное усиление конкуренции во всех сегментах рынка (но особенно в сегменте капитального ремонта цистерн). Для завоевания и удержания стабильных рыночных позиций ведущая роль отводится повышению конкурентных преимуществ в ценовом и технологическом аспектах.

Анализ текущего положения Саранского ВРЗ выявил следующие сильные и слабые стороны завода, а также возможности и риски его развития.

Таблица 1.2 — SWOT-анализ текущего положения завода.

Сильные стороны.

Слабые стороны.

— выгодное географическое положение (за-вод расположен в европейской части России, на стыке двух нефтеналивных дорог — Куйбышевской ж. д. и Горьковской ж. д.);

  • — необходимость замены морально и физически устаревшего оборудования;
  • — небольшой опыт работы в конкурентной среде;
  • — наработанный опыт и положительная репутация завода в ОАО «РЖД»;
  • — квалифицированный персонал;
  • — развитая производственная инфраструктура и высокие производственные мощности, позволяющие обслуживать крупные заказы.

— не налажены устойчивые взаимоотношения со сторонними заказчиками;

Возможности.

Риски.

  • — увеличение производственных мощностей;
  • — перспективы роста рынка капитального ремонта;
  • — улучшение качества выполняемых работ в результате реконструкции и технического перевооружения завода, закупки нового оборудования;
  • — обострение конкуренции со стороны вагонных депо и заводов;
  • — угроза потери крупного клиента в лице ДЗО ОАО «РЖД» в случае неконкурентоспособности цен и качества услуг;
  • — рост себестоимости в случае неэффективной работы;

Продолжение таблицы 1.2.

— проведение модернизации производства без потери объема заказов ДЗО ОАО «РЖД».

— активизация вагоностроительных предприятий может привести к перераспределению структуры рынка в части смещения потребности в сторону закупки новых вагонов.

Проведенный SWOT-анализ показывает, что повышение конкурентоспособности Саранского ВРЗ и реализация существующих возможностей осуществимы лишь в случае проведения модернизации производства и оптимизации управления деятельностью завода в сфере коммерческой работы.

Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, что основой маркетинговой стратегии Саранского ВРЗ как дочернего общества ОАО «РЖД» будет являться активизация деятельности по привлечению клиентов на рынке в условиях конкурентного рынка.

Основным заказчиком услуг по ремонту вагонов является дочернее общество ОАО «РЖД» ОАО «Первая грузовая компания», Центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов — филиал ОАО «РЖД» и ОАО «Вторая грузовая компания». Также, на Саранском ВРЗ, обслуживаются заказы промышленных предприятий, и компаний-операторов, грузовые вагоны которых курсируют по сети железных дорог Российской Федерации.

Динамика выпуска из ремонта подвижного состава за 2008;2011 годы.

Рисунок 1.1 — Динамика выпуска из ремонта подвижного состава за 2008;2011 годы.

Деятельность Саранского вагоноремонтного завода за период 2008 — 2011 годы охарактеризована динамическим ростом объемов выпуска из ремонта, ростом товарной продукции, и производительности труда и загрузки производственных мощностей.

Рост выпуска из ремонта подвижного состава (в физических единицах) за 2008 год по отношению к 2007 году составляет 128,5%. В 2009 году произошло снижение объемов ремонта в связи с влиянием мирового экономического кризиса. Объем ремонта в 2009 году составил 66,6% по отношению к 2008 году. В 2010 году рост объема ремонта к 2009 году в физических единицах составил 110,72%, а к докризисному 2008 году — 73,91%. В 2011 году рост объемов в физических единицах к 2010 году составил 125,9%.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Саранский ВРЗ» за 2010;2011 гг. отражены в Приложении В и представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 — Экономические показатели хозяйственной деятельности ОАО «Саранский ВРЗ».

Показатели.

2010 г.

2011 г.

2011 в % к 2010 г.

1. Выручка от реализации продукции, тыс. р.

132,96.

2. Себестоимость произведенной продукции, тыс. р.

136,19.

3. Прибыль от продаж (убыток), тыс. р.

42,55.

4. Рентабельность продаж, %.

3,56.

1,11.

31,25.

5. Чистая прибыль (убыток), тыс. р.

— 15 361.

— 111,54.

6. Производительность труда, тыс. р./чел.

892,6.

128,82.

7. Среднесписочная численность работников, чел.

128,82.

8. Средняя заработная плата, р.

119,54.

Из таблицы 1 видно, что ОАО «Саранский ВРЗ» по результатам работы за 2011 г. произошло уменьшение объёмов производства промышленной продукции по сравнению с 2010 г. — в 1,32 раза.

В стоимостном выражении увеличение объема промышленной продукции в 2011 г. относительно соответствующего периода 2010 г. составило 349 009 тыс. р.

Прибыль от продаж продукции, к сожалению, уменьшилась в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 19 728 тыс. р. или в 42,55 раза.

ОАО «Саранский ВРЗ» завершило 2011 г. с отрицательным финансовым результатом по сравнению с 2010 г. Чистая прибыль 2011 г. составила -15 361 тыс. р. Такая ситуация сложилась в результате уменьшения рентабельности продукции в 31,25 раз.

По результатам работы за 2011 г. себестоимость произведенной продукции выросла в 136,19 раз, а так же в 2011 г. По сравнению с 2010 выросла и производительность труда в 128,82 раза.

Соотношение темпов увеличения затрат и объемов производства за отчетный год составило:

  • — темп увеличения объемов производств — 132,96%
  • — себестоимости — 136,19%

Рост себестоимости продукции объясняется тем, что значительно увеличился объём реализации низкорентабельной продукции.

Кроме того, для того, чтобы не потерять существующие рынки сбыта, предприятие было вынуждено проводить гибкую ценовую политику: при разработке цен на выпускаемую продукцию учитывался уровень цен на аналогичную продукцию у конкурирующих предприятий.

Основные средства по состоянию на 31.12.2011 г. составляют 464 587 тыс. руб. За отчетный период поступление основных средства составило 20 116 тыс. руб., выбыли основные средства на сумму 2 551 тыс. руб.

Структура основных средств в 2009;2011 гг. представлена в таблице 1.4.

Таблица 1.4 — Структура основных средств.

Группы основных средств.

Остаточная стоимость на 31.12.2010, тыс. руб.

% в составе основных средств.

Остаточная стоимость на 31.12.2011, тыс. руб.

% в составе основных средств.

Земельные участки.

7,2.

7,4.

Здания.

61,2.

62,3.

Сооружения и передаточные устройства.

11,0.

10,3.

Машины и оборудование.

18,4.

18,2.

Транспортные средства.

1,9.

1,5.

Продолжение таблицы 1.4.

Инвентарь.

0,1.

0,1.

Прочие основные фонды.

0,2.

0,2.

Итого.

100,0.

100,0.

Размер незавершенного строительства в отчетном периоде снизился на 5,75 и составил 23 461 тыс. руб.

По состоянию на 31 декабря 2011 г. основные средства Общества изношены на:

  • — Здания — 9,74%,
  • — Сооружения и передаточные устройства — 35,70%,
  • — Машины и оборудования — 54,87%,
  • — Транспортные средства — 66,08%,
  • — Инвентарь — 93,92%,
  • — Прочие основные фонды — 47,01%.

За 2011 год основные средства Общества обновлены на:

  • — Машины и оборудования — на 8,61%,
  • — Сооружения и передаточные устройства — на 1,38%,
  • — Транспортные средства — на 2,30%

За отчетный период основные средства уменьшились на 2,93% и составили 90,67% от запланированного показателя.

Таким образом, на основании анализа производственной и финансовой деятельности ОАО «Саранский ВРЗ» можно определить определенные трудности в деятельности предприятия, но и заметить положительную тенденцию и возможности производственного характера по выходу из финансово-экономического кризиса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой