Теоретические основы анализа и планирования оптового товарооборота
Транзитный товарооборот является наиболее экономичным. Увеличение его доли во всем оптовом товарообороте приводит к экономии ресурсов. Это достигается за счет сокращения звенности товародвижения, ускорения оборачиваемости товаров, уменьшения потребности в складской площади и транспорте для доставки товаров. Внутрисистемный оптовый товарооборот — это отпуск товаров одними оптовыми предприятиями… Читать ещё >
Теоретические основы анализа и планирования оптового товарооборота (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оптовый оборот: понятие, сущность, виды и их классификация
Оптовый товарооборот — это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.
Экономическая сущность оптового товарооборота определяется выполняемыми оптовой торговлей функциями. Осуществляя хозяйственные связи с промышленностью и сельским хозяйством, оптовая торговля выступает как заказчик на товары народного потребления, а так же воздействует на рациональное размещение производства, увеличение объема выпуска продукции.
Значение товарооборота:
- 1) на уровне государства
- а) товарооборот характеризует состояние потребительского рынка
- б) Эффективность работы субъектов хозяйствования
- в) состояние денежного оборота страны
- г) товарооборот характеризует качество жизни населения страны
- д) товарооборот формирует бюджет государства
- е) стимулирует развитие производства
- ж) определяет масштабы внешнеэкономической деятельности страны
- 2) Как результат деятельности торговой организации
- а) показывает, насколько правильно организована продажа товаров
- б) показывает, насколько эффективно использован торговый потенциал
- в) характеризует наличие экономических предпосылок для получения доходов
- г) характеризует развитие ресурсного потенциала организации
От объёма товарооборота зависит:
ь платежеспособность ь финансовая устойчивость ь уровень благосостояния торговых работников ь имидж торговой компании ь конкурентоспособность Оптовый товарооборот классифицируется, как правило, по:
- · назначению;
- · форме организации товародвижения.
В зависимости от назначения оптовый товарооборот разделяется на:
оптовый товарооборот по реализации;
внутрисистемный оптовый товарооборот.
Оптовый товарооборот по реализации — это продажа товаров предприятиям розничной торговли, общественного питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу.
Внутрисистемный оптовый товарооборот — это отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как правило, используется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам.
Таким образом, оптовый товарооборот по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный оптовый товарооборот — движение товаров между звеньями оптовой торговли.
Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот.
В зависимости от организации товародвижения каждый из двух видов оптового товарооборота делится на:
- 1) складской;
- 2) транзитный.
Складской оптовый товарооборот — эта продажа товаров со складов оптовых торговых предприятий.
Транзитный оптовый товарооборот — это поставка товаров производителями непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья.
Оптовая продажа товаров транзитом может производиться с участием оптового звена в расчетах — с вложением средств, и без участия в расчетах — организуемый оборот.
При транзитном обороте с участием в расчетах оптовая торговля сначала в качестве покупателя рассчитывается с поставщиком, а затем в качестве продавца товара предъявляет счета для оплаты покупателям. При этом оптовые предприятия используют свои оборотные средства, пользуются кредитами банка, уплачивают все налоги, то есть, как и все предприятия имеют целью получение прибыли, которая в оптовой торговле образуется за счет превышения доходов над расходами — издержками обращения. В ряде случаев, в объеме товарооборота с участием в расчетах учитываются транзитные продажи, когда оптовые предприятия оплачивают только транспортные расходы по доставке товаров к месту назначения.
Транзитный оборот без участия в расчетах предусматривает лишь посредническую деятельность оптовой торговли. Расчеты же за товары производители и покупатели ведут непосредственно между собой. Роль оптового звена заключается в организации договорных связей и поставок товаров. Оно участвует в размещении заказов и составлении спецификаций на товары и следит за ходом отгрузки.
Число организаций оптовой торговли в 2012 г.
Всего2). | из них. | ||||
коммерческие организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпр-ва. | субъекты малого и среднего предпринимательства. | ||||
средние предприятия. | малые предприятия. | микро предприятия. | |||
А. | |||||
Организации, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами. | 700,03). | 26,63). | 5,2. | 42,23). | 403,03). |
из них осуществляющие оптовую торговлю: | |||||
через агентов (за вознаграждение или на договорной основе). | 66,5. | 2,9. | 0,4. | 3,6. | 38,5. |
сельскохозяйственным сырьем и живыми животными. | 18,0. | 0,6. | 0,1. | 1,1. | 10,6. |
пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. | 78,0. | 4,0. | 1,2. | 6,7. | 42,5. |
непродовольственными потребительскими товарами. | 131,2. | 5,7. | 0,9. | 7,5. | 75,5. |
несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом. | 162,6. | 5,1. | 1,2. | 10,5. | 98,5. |
из нее топливом. | 22,4. | 1,1. | 0,4. | 2,1. | 12,5. |
машинами и оборудованием. | 75,4. | 3,1. | 0,5. | 4,5. | 47,0. |
прочую. | 166,2. | 5,0. | 1,0. | 8,3. | 89,9. |
Динамика оптового оборота
Оборот оптовой торговли. | В том числе оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли. | |||||
млрд. | в % к. | |||||
рублей. | соответ; | предыдущему. | млрд. | в % к. | ||
ствующему периоду предыдущего года. | периоду. | рублей. | соответ; | предыдущему. | ||
ствующему периоду предыдущего года. | периоду. | |||||
2012 г. | ||||||
Январь. | 2998,2. | 104,9. | 73,7. | 2416,7. | 103,1. | 74,6. |
Февраль. | 3268,5. | 106,7. | 108,2. | 2621,7. | 105,6. | 107,6. |
Март. | 3553,3. | 102,7. | 108,6. | 2786,2. | 101,2. | 106,2. |
I квартал. | 104,7. | 84,5. | 7824,6. | 103,2. | ||
Апрель. | 3412,1. | 105,1. | 2629,2. | 102,7. | 93,3. | |
Май. | 3394,3. | 106,6. | 99,4. | 2629,9. | 104,5. | |
Июнь. | 3469,2. | 103,7. | 103,2. | 2695,4. | 101,8. | 103,5. |
II квартал. | 10 275,6. | 105,1. | 103,5. | 7954,5. | 100,5. | |
I полугодие. | 20 095,6. | 104,9. | 15 779,1. | 103,1. | ||
Июль. | 3572,1. | 109,9. | 107,5. | 102,4. | ||
Август. | 3657,3. | 104,1. | 99,8. | 2842,1. | 101,5. | 99,5. |
Сентябрь. | 3751,1. | 101,8. | 100,3. | 2898,4. | 99,3. | 99,8. |
III квартал. | 10 980,5. | 105,1. | 8527,5. | 102,6. | 104,3. | |
Январь-сентябрь. | 31 076,1. | 24 306,6. | 102,9. | |||
Октябрь. | 3865,6. | 3015,3. | 101,1. | |||
Ноябрь. | 3791,3. | 98,5. | 98,9. | 2975,3. | 97,3. | 99,5. |
Декабрь. | 4150,8. | 97,8. | 111,4. | 3261,2. | 96,6. | 111,5. |
IV квартал. | 11 807,7. | 99,7. | 106,3. | 9251,8. | 98,2. | 107,2. |
Год. | 42 883,8. | 103,4. | 33 558,4. | 101,6. |
Таким образом, В 2012 г. оборот оптовой торговли составил 42 883,8 млрд. рублей, или 103,4% к предыдущему году. На долю субъектов малого предпринимательства приходилось 32,2% оборота оптовой торговли.
Транзитный товарооборот является наиболее экономичным. Увеличение его доли во всем оптовом товарообороте приводит к экономии ресурсов. Это достигается за счет сокращения звенности товародвижения, ускорения оборачиваемости товаров, уменьшения потребности в складской площади и транспорте для доставки товаров.
Сумма складского и транзитного товарооборота представляет собой общий, или валовый товарооборот оптового предприятия.
Для общего представления об оптовом товарообороте в РФ приведём данные из Росстата. А именно, рассмотрим количество организаций, осуществляющих оптовую торговлю в таблице 1 и динамику оптового товарооборота в таблице 2.