Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сопоставительный анализ учебников В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В учебнике В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» до знакомства с термином «текст» используется материал, для освоения его сущности. Это, конечно же, огромный плюс данного учебника, и знакомство с самим понятием для формирования умений связной речи предусмотрено, но, к сожалению, оно не всегда мотивировано в полной мере. В упражнении учащиеся, сравнивая записи, отвечают на вопрос… Читать ещё >

Сопоставительный анализ учебников В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выбранные нами для анализа учебники, являются частями учебнометодических комплексов, а именно: учебник В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» являются частью УМК «Школа России», а учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Русский язык» является частью УМК «Гармония».

Оба учебно-методических комплекса прошли экспертизу на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту. Это означает то, что они должны полностью соответствовать требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В качестве критериев нами будут использованы требования, которые были сформулированы ранее. Еще раз обратимся к ним:

Первое требование — это обеспечение своевременного знакомства с лингвистическими понятиями «текст», «тема текста», «главная мысль», стили текста (без термина) и типы речи.

Второе требование — это организация работы по овладению высказываний различных жанров.

Третье требование — это систематическая работа с использованием различных упражнений, направленных на формирование текстовых умений.

Количество упражнений, которые направлены на формирование текстовых умений должно быть достаточным.

Начнем наш анализ с первого требования: обеспечение своевременного знакомства с лингвистическими понятиями «текст», «тема текста», «главная мысль», стили текста (без термина) и типы речи.

Результаты анализа двух учебников по первому требованию представим в виде таблицы.

Таблица 3 Знакомство с лингвистическими понятиями.

Класс.

Учебник В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык».

Учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Русский язык».

1 класс.

Знакомство с понятием.

«текст»: текст состоит из предложений, текст можно озаглавить .

Младшие школьники уже в первом классе овладевают без введения термина таким понятием, как стиль речи. Детям даются такие понятия: определение, что рисуем словами, с помощью значка художника, создаем деловую речь, с помощью значка ученого.

Происходит знакомство с жанрами: записка, письмо, телеграмма, поздравление.

2 класс.

Введение

понятий «текст»,.

«тема», «главная мысль».

Знакомство с частями текста: начало, основная часть, концовка.

Знакомство с понятиями:

«текст-описание», «текстповествование», «текстрассуждение».

Введение

понятий «текст», «тема», «главная мысль», «заголовок».

Знакомство с жанрами: воспоминания, кулинарный рецепт, загадка.

3 класс.

Повторение понятия «текст».

Знакомство с понятием «план» текста Знакомство с понятиями.

«описание», «повествование»,.

«оценка».

Знакомство с жанрами: инструкция, этюд.

4 класс.

Текст и его план.

Типы текста: рассуждение. Жанры: дневниковая запись, объяснительная записка, рассказ Введение понятия «сочинение».

Из таблицы мы видим, что в учебниках есть различия по распределению материала по классам. Например, в учебнике В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» первоначальное знакомство с понятием.

«текст» происходит уже в первом классе, знакомство с типами текстов во втором, а знакомство со стилями (без употребления термина) здесь нет, в отличие от второго учебника.

В учебнике М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Русский язык» дети знакомятся с понятием текст только во втором классе, а с понятиями типы текста — в третьем.

Тем самым мы видим, что в учебниках есть различия и в самом материале.

Теперь рассмотрим, как происходит знакомство с понятием «текст» в каждом из учебников и в первую очередь, обратив внимание на то, обеспечивается ли мотивация изучения этого понятия.

В учебнике В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» дети знакомятся с понятием «текст» уже в первом классе.

Детям дается задание:

После этого авторы вводят понятие: «Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить».

Тем самым авторы с помощью этого упражнения хотели подвести детей к признакам текста. С помощью этого задания учащиеся должны понять, чем текст отличается от «не текста». Но работы по сравнению.

«текста» и «не текста» в учебнике не было. На этом работа над понятием «текст» в первом классе заканчивается.

Во втором классе в теме «Текст» мы видим такое упражнение.

После этого авторы вводят термин текст:

«Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить».

Из данного определения видно, что одним из признаков текста, является наличие группы предложений, слова «связаны друг с другом по смыслу» дети не всегда понимают правильно. Необходимо было бы показать на конкретном материале, чем обеспечивается связность предложений в тексте.

В упражнении учащиеся, сравнивая записи, отвечают на вопрос и находят где слова, где предложения, и где текст, но не говорят о том, по каким признакам они это определили. Также детям ставиться вопрос: какой темой можно определить объединить все предложения текста? Но с самим понятием «тема текста» авторы детей не знакомят.

Знакомство с этими понятиями происходит далее в разделе «Что такое тема и главная мысль текста?».

13. Прочитайте.

Два молодых петушка подрались, и один победил. Побежденный забился под сарай и сидит там тихонько Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во все горло: ку-ка-ре-ку!

Откуда ни возьмись налетел ястреб: схватил крикуна и унес себе на ужин.

Докажите, что вы прочитали текст. Определите тему текста: о ком или о чем в нем рассказывается?

Далее дается само понятие «тема» текста: «Тема текста — это то, о ком или о чем говорится в тексте». То есть мотивации для определения того, что такое тема текста не было, авторы в самом упражнении поместили ответ на этот вопрос, а далее дали термин для заучивания.

Следующий раздел в учебнике — это, «Какие части можно выделить в тексте?».

Далее авторы дают определение: «Начало текста как бы готовит читателя к чтению. В основной части говорится о том, главном, о чем хотел сказать автор. Концовка завершает текст». Мы видим, что наводящих вопросов, то есть таких, которые создают проблемную ситуацию, поставлено не было.

В учебнике В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» до знакомства с термином «текст» используется материал, для освоения его сущности. Это, конечно же, огромный плюс данного учебника, и знакомство с самим понятием для формирования умений связной речи предусмотрено, но, к сожалению, оно не всегда мотивировано в полной мере.

Обратимся к учебнику М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Русский язык» и посмотрим, как авторы знакомят учащихся с понятием «текст».

Знакомство происходит во 2 классе в разделе: «Хочу сказать больше». Тема, в которой рассматривается понятие «текст», сформулирована в виде вопроса:

«А если одного предложения мало?». Такой вопрос, безусловно, используется для мотивации изучения предлагаемого понятия.

Первое упражнение в этой теме:

Выполняя данное задание, младшие школьники осознают, что для выражения их мыслей часто одного предложения бывает мало. Тем самым они начинают отвечать на вопрос, данный в теме.

Но для того, что бы мысль продолжилась и развивалась дальше, нужны не любые предложения, в них должно говорится о том, о чем уже шла речь. Эту мысль дети осознают, отвечая на третий вопрос.

Отвечая на вопросы после текста, у детей появляется мотивация для изучения нового понятия.

В тетрадизадачнике мы видим продолжение этого задания:

Наблюдая за продолжением начатой мысли и ее развитием от предложения к предложению, ученики выводят признаки текста.

Рассмотрим следующее упражнение:

Выполняя это упражнение, учащиеся практикуются в выделении таких признаков текста, как главная мысль и тема. Они ищут слова, которыми можно кратко сказать, о чем говориться в отрывке (а не тексте), а также отмечают галочкой предложение, в котором выражена главная мысль.

После наблюдением над признаками текста, школьники знакомятся с новым для них научным определением. Это понятие «текст».

Оно звучит так: «Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль, называют текстом».

После знакомства с определением, дети отвечают на вопрос: «Можно ли назвать текстом рассказ о Цветочном городе?».

Сравним понятия «текст» представленных в двух учебниках:

  • 1. «Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить».
  • 2. «Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль, называют текстом».

В учебнике «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко на наш взгляд понятие «текст» раскрывается наиболее понятно. В первом определении авторы используют слова: связаны друг с другом по смыслу, которые не всегда понятны детям, а во втором определении эти слова заменены на более подходящие: в которых говорится об одном и том же.

Тем самым мы можем убедиться, что работая с помощью реализации деятельностного подхода, с помощью постановки проблемных вопросов, дети более эффективно осваивают лингвистические понятия, так как эти понятия дети приобретают самостоятельно (под руководством учителя).

Остановимся подробнее на втором требовании, которое связано с организацией работы по созданию высказываний различных жанров.

В учебнике В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык», работы над высказываниями различных жанров, к сожалению, не ведется. Рассмотрим, как ведется такая работа в учебнике «Русский язык» М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко.

В 1 классе дети знакомятся с такими жанрами, как: записка, письмо, телеграмма, поздравление.

Дети обсуждают ответ на вопрос. Это обсуждение помогает понять то, что они не могут пока ответить Антону и то, что такие листочки с сообщениями от кого-либо кому-то могут понадобиться в жизни, когда нужно будет кого-то о чем-то предупредить.

Этими вопросами авторы учебника создают мотивацию для младших школьников.

Для более осмысленного осознания того, что ученикам недостает знаний для того, чтобы проверить, верно, ли Антон написал ответ маме, им предлагается проанализировать сделанную Антоном запись.

Вопрос после ответа Антона, направлен на осознание младшими школьниками того, что писать нужно грамотно, иначе тебя не поймут.

Дети самостоятельно исправляют допущенные Антоном ошибки. Далее выясняют, что Антон не обратил внимание на правила вежливости оформления.

Затем происходит знакомство с сами термином «записка» и правилами ее написания. Познакомившись с понятием, ученики возвращаются к заданию и ищут в записке мамы три части, о которых они только что узнали из определения. Тем самым, приобретенные знания помогают перейти к практическому применению такого жанра, как записка. Знакомство с другими жанрами в первом классе строится аналогично.

Рассмотрим организацию работы над третьим и четвертым требованием, а именно: систематическая работа с использованием различных упражнений, направленных на формирование текстовых умений и количество упражнений, которые направлены на формирование текстовых умений должно быть достаточным.

Так как в двух учебниках во 2 классе рассматривается понятие «текст», «основная мысль» и «тема текста», то приведем результаты сравнения именно на примере этого класса, рассмотрим систематичность использования упражнений и их количество.

Таблица 4.

Текстовые умения.

Учебник В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык».

Учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Русский язык».

Номера заданий.

Количество упражнени й.

Номера заданий.

Кол-во упражне ний.

— Умение определять тему текста.

  • (1ч.) 12, 13,14, 16, 18, 21,
  • 27, 30, 67, 103, 115, 140,
  • 175 (2ч)
  • 9, 50, 73, 144,164,165.
  • 50, 182, 184, 188,
  • 190,
  • 191,192,193,194,
  • 196, 201,220, 234-
  • 238, 240−244, 246,
  • 247, 252, 267, 268,
  • 334, 427, 478,582

— Умение понимать главную мысль.

  • 12, 13,14, 15, 16, 18, 21,
  • 30, 67,103, 115, 140, 175 (2ч.)
  • 9, 64, 73, 115, 139,
  • 54,80,105,140,165,
  • 182,184,186,190-
  • 194,196,201,202,21
  • 8,229,234,235,238-
  • 240,242-
  • 244,246,247,252,26
  • 7,268,306,334,471,
  • 427,428,429,486,58
  • 2.

— Умение отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью.

;

  • 173,175,224,226,23
  • 0,243,247,251,266,
  • 495,496.

— Умение.

12, 14, 32, 48, 74, 103, 117,.

172,184,186,188,19.

последователь.

140.

0;

но излагать.

(2ч.) 9, 22, 79,.

194,197,201,234,23.

материал.

143,159,167.

5,238,241,247,249,.

250;

254,325,427,486,57.

5,584.

Представленная таблица доказывает нам, что в учебнике «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко представлено большее количество заданий, направленных на формирование текстовых умений по сравнению с первым учебником. В отличии от учебника учебника В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык», в учебнике «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко задания представлены наиболее чаще и систематически.

В первом учебнике заданий на формирование умения отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью нет вообще, а заданий на отработку остальных умений гораздо меньше.

Также хотелось бы отметить то, как вводится понятие «сочинение» в учебнике «Русский язык» М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко. Вводится он только в 4 классе, до этого с 1−4 термин не вводился и не использовался. Авторы на протяжении 3 лет раскрывают смысл и сущность данного понятия, овладевают им, а затем вводят термин.

Знакомятся дети с понятием «сочинение» в разделе «Собираем собрание сочинений».

Дети обсуждают ответ на поставленный вопрос. После этого им предлагается прочитать сообщение в учебнике.

Так, дети знакомятся с термином «сочинение».

Сопоставив два учебника, мы можем сделать вывод, что в учебнике М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Русский язык», в отличие от учебника В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» более подробно и в большей мере выполнены требования к организации работы по формированию текстовых умений. Следовательно, эффективность работы по этому учебнику выше. В следующем параграфе представим подтверждение этому, обратившись к результатам проведенного тестирования в 4-х классах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой