Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ основных конкурентов компании ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» на авиационном рынке России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Авиакомпания S7 Airlines (ранее позиционировала себя как авиакомпания «Сибирь») занимает одно из лидирующих позиций по авиаперевозкам. В 2009 г. компания перевезла 5,7 млн. пассажиров. При этом по данным компании S7 Airlines, 60% от общего числа пассажиров было перевезено на внутренних воздушных линиях, 40% — на международных воздушных линиях. Коммерческая загрузка рейсов авиакомпании в среднем… Читать ещё >

Анализ основных конкурентов компании ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» на авиационном рынке России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прежде, чем перейти к анализу конкурентов на рынке авиаперевозок, следует рассмотреть общую ситуацию на рынке авиационных перевозок.

Прежде всего стоит отметить, что в настоящий момент на мировом рынке складывается довольно неблагоприятная ситуация в связи с мировым кризисом. Начавшийся в октябре 2008 года спад практически во всех ключевых сегментах авиаперевозок, повлиял на то, что в 2009 году показатели деятельности сократились.

В 2008 году авиакомпании России перевезли 49,8 млн. человек, что на 10,4% больше по сравнению с 2009 годом; пассажирооборот также снизился на 10,4% до 122,6 млрд. пкм. Практически аналогичными темпами снизились объемы регулярных и нерегулярных перевозок.

Наибольшее снижение количества перевезенных пассажиров произошло на направлениях в дальнее зарубежье — спад на 13,2% по сравнению с 2008 годом, перевезено 20,2 млн. пассажиров. На направлениях внутри России в 2008 году перевезено 26,2 млн. пассажиров, что на 8% больше, чем в 2009 году, на направлениях в страны СНГ — 3,4 млн. пассажиров (спад на 8,1%).

В 2008 году авиакомпаниями России перевезено 779,4 тыс. тонн грузов (спад на 6,4%) по сравнению с 2009; грузооборот снизился на 7,8% до 3,7 млрд. ткм. Объемы перевозок грузов на международных маршрутах снизились на 12,6% до 519,9 тыс. тонн, на внутренних — сократились на 4,1% до 259,4 тыс. тонн.

Среди ведущих российских авиакомпаний, перешагнувших порог в три миллиона перевезенных пассажиров, наибольшие темпы роста продемонстрировала авиакомпания «транс аэро» — пассажиропоток увеличился на 49,7%. «трансаэро» увеличила объемы перевозок во всех сегментах рынка при безусловном приоритетном росте нерегулярных международных перевозок (рост на 76,8% по количеству пере везенных пассажиров), в этом сегменте она занимает твердые лидирующие позиции среди авиакомпаний России.

Вторую и третью позиции по темпам роста пере возок занимают авиакомпания «Сибирь», включая ее дочернюю компанию «Глобус», и Группа Аэро флот. Рост количества перевезенных пассажиров авиакомпании «Сибирь» (включая «Глобус») составил 13,9%, Группы Аэрофлот — 13,7%.

Среди ведущих авиакомпаний рост перевозок, соответствующий среднеотраслевому уровню, показала авиакомпания «UTair» — рост на 10,3%. Не смогла достичь среднеотраслевого уровня авиакомпания ГТК «Россия», продемонстрировав рост на 7,4%.

В 2008 году Аэрофлот самостоятельно перевез 9,3 млн. пассажиров — на 13,5% больше, чем в 2009 году. Доля Компании в суммарных результатах отрасли по количеству перевезенных пассажиров по итогам 2008 года составила 18,6%, по выполненному пассажирообороту — 22,2%.

Авиакомпания «Трансэро» еще больше укрепила свои позиции на стратегически важном рынке внутренних перевозок. Сохраняя лидирующее положение на рынке международных перевозок (доля «Трансаэро» в 2008 году по количеству перевезенных пассажиров в регулярном сегменте составила 42,4%, вторую позицию занимает авиакомпания «Аэрофлот» с 16,5%), Компания значительно нарастила перевозки на внутренних маршрутах (+27%), превысив среднеотраслевой уровень (+8%). интенсивное увеличение объема перевозок на внутренних маршрутах позволило Аэрофлоту поднять свою долю в суммарных пере возках отрасли на этом сегменте рынка с 13,6% до 16,1% по выполненному пассажирообороту и с 11,6% до 13,7% по количеству перевезенных пассажиров.

Остановимся на анализе каждого конкурента в отдельности.

Основными конкурентами авиакомпании ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» являются следующие авиакомпании:

  • · «S7» (ранее компания существовала под брендом — авиакомпания «Сибирь»);
  • · «Трансаэро»;
  • · ГТК Россия
  • · UTair

Авиакомпания S7 Airlines (ранее позиционировала себя как авиакомпания «Сибирь») занимает одно из лидирующих позиций по авиаперевозкам. В 2009 г. компания перевезла 5,7 млн. пассажиров. При этом по данным компании S7 Airlines, 60% от общего числа пассажиров было перевезено на внутренних воздушных линиях, 40% - на международных воздушных линиях. Коммерческая загрузка рейсов авиакомпании в среднем за 2009 г. составила 75,3%. Авиакомпания S7 занимает бесспорное первое место по качественному составу авиапарка (износ 40,5%), который составляет 68 самолетов (26 сравнительно новых Airbus и Boeing). Компания ориентирована на сотрудничество с иностранными производителями техники. S7 разместила заказы на 40 новых самолетов иностранного производства. С началом эксплуатации новых самолетов А320 началась практическая реализация стратегической программы обновления и модернизации самолетомоторного парка S7, рассчитанной на период в 7 лет. Также в рамках этого плана к концу 2009 г. були выведены из эксплуатации все лайнеры Ил-86 и Ту-154. Авиакомпания заявила отказ от контракта с Sukhoi, что является результатом политики компании по снижению рисков, связанных с деятельностью российских авиастроителей. В результате действий, предпринятых руководством S7 Airlines к концу 2008 г. парк авиасудов компании составит 42 самолета, из которых к категории устаревших и экономически неэффективных можно отнести только 7 Airbus А-310.

В настоящее время S7 располагает крупнейшей сетью внутренних маршрутов, базирующейся на аэропортных узлах в Москве, Новосибирске, Иркутске, Челябинске и Сочи. Данное обстоятельство является наиболее сильной стороной S7 Airlines: масштаб деятельности предприятия позволяет открывать явно убыточные авиалинии с целью захвата рынка, потери от которых компенсируются высокорентабельными перевозками на других направлениях.

Дополнительным импульсом для укрепления позиций S7 в сегменте международных авиасообщений в перспективе может стать вхождение в международный авиаальянс One World. Инвестиционная программа, реализуемая компанией, должна позволить S7 значительно сократить производственные расходы и расширить географию воздушных сообщений, но, на мой взгляд, она является слишком масштабной и существенно увеличивает без того высокий уровень долговой нагрузки[29].

Следующая авиакомпания которая является конкурентом авиакомпании Аэрофлот бесспорно является Трансаэро. За 2009 год воздушными судами авиакомпании было перевезено более 4 млн. 500 тыс. человек. Рост данного показателя связан, прежде всего, с расширением маршрутной сети, а также с увеличением частоты рейсов. Коммерческая загрузка судов Трансаэро — одна из самых высоких в отрасли, и составляет 75,3%. Авиапарк компании Трансаэро состоит из 32-х новых воздушных судов Boeing-747, Boeing-767, Boeing-737 и Ту-214. Парк «Трансаэро» будет увеличиваться на 7−10 самолетов в год за счет судов Boeing, а также российских воздушных судов Ту-214[28].

Третьим по величине авиаперевозчиком РФ является объединенная авиакомпания ГТК Россия (была образована после объединения ГТК Россия и авиакомпании Пулково в конце 2006 г.). По итогам 2009 г. компания перевезла более 3,7 млн. пассажиров. Петербургская авиакомпания ГТК Россия стала правопреемницей компании Пулково. В авиапарке ГТК эксплуатируется 55 воздушных судов (износ порядка 58%), 16 (приблизительно 29%) из которых можно отнести к разряду «новых». Авиакомпания подписала договор о намерениях по приобретению в лизинг трех дальнемагистральных самолетов Boeing-767 (поступили в 2008 году), которые придут на замену Ил-86. Компания также покупает в лизинг шесть Airbus-319, которые заменят Ту-154, составляющие основу авиапарка в России. Также планируется замена Ту-134 на российские самолеты Ан-148[30].

Четвертым из крупнейших авиаперевозчиков РФ по итогам 2009 г. стала компания UTair. По итогам года компания перевезла 3,5 млн. пассажиров. Рост перевозок на 21,01% достигнут за счет политики качественного улучшения сервиса для пассажиров и расширения географии присутствия авиакомпании: помимо традиционных районов концентрации деятельности — Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов и Тюменской области — авиакомпания активно осваивает рынки европейской части России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Сильной стороной компании также является способность контролировать доступ к аэродромам городов Сургут, Тюмень, Ноябрьск и др., устанавливать собственные тарифы и диктовать условия другим авиакомпаниям в данном регионе. Данное обстоятельство усиливает конкурентные преимущества компании и означает ее практически монопольное положение в регионе.

В настоящее время авиапарк авиакомпании UTair насчитывает 114 самолетов (В-737, Ту-154, ATR-72, ATR-42, Ту-134, Як-40, Ан-24), износ которых составляет 53,3% и 194 вертолетов. До 2007 г. UTair оставалась единственной авиакомпанией из числа крупных российских перевозчиков, которая практически не приобретала для своего парка магистральные самолеты иностранного производства. Данный факт объяснялся тем, что компания, монопольно эксплуатирующая множество маршрутов на севере и в европейской части России, могла себе позволять компенсировать топливную неэффективность своих самолетов Ту-154, Ту-134, Ан-24 и Як-40 очень высокими ценами на билеты. Однако приход на некоторые из этих маршрутов конкурентов на экономичных иностранных самолетах и продолжающийся рост цен на топливо вынудил UTair заняться обновлением авиапарка. В ближайшее время компания предполагает получить 18 самолетов Boeing 737. В связи с тем, что большая часть перевозок UTair — региональные, авиакомпания уже заложила в своей стратегии планомерную замену Ан-24 и Як-40 самолетами ATR-42 и ATR-72. В ближайшее время, компания закупит 20 самолетов данного типа. Предприятие также проводит тендер на замену 30 Ту-134. В настоящее время авиакомпания обладает парком судов малой топливной эффективности, но к 2012 году UTair планирует полностью обновить авиапарк на 90%[31].

Подводя итог можно графически представить долю каждой авиакомпании по пассажирообороту на 2009 год — рисунок 1.

Доля авиакомпаний на российском рынке авиаперевозок, %.

Рисунок 1. Доля авиакомпаний на российском рынке авиаперевозок, %.

В последние годы на российский рынок активно внедряются иностранные компании, в частности Iberia, Turkish Airlines, China Pacific, China Airlines, Qatar Airlines, Lufthansa, Air France и другие. В настоящее время они контролируют около 22% российского рынка международных авиаперевозок. Конкурентными преимуществами зарубежных авиакомпаний являются развитая маршрутная сеть и парк воздушных судов с низким расходом топлива.

В настоящее время в гражданской авиации эксплуатируется около 2,5тыс. воздушных судов, это половина числящихся в Государственном реестре. Аэрофлот на данный' момент владеет авиапарком из 115 воздушных судов (износ порядка 19%). В ближайшее время планируется поставка еще 13 самолетов Airbus различных модификаций, а также 30-ти Sukhoi SuperJet-100, которые должны заменить устаревшие Ту-154. За счет самолетов Sukhoi компания планирует увеличить долю на внутренних авиалиниях. Стратегическая цель — довести присутствие группы Аэрофлот на внутреннем рынке авиаперевозок до 25% к 2010 году.

Аэрофлот в последние годы демонстрирует снижение производственных и финансовых показателей. Забота о повышении рентабельности в противовес стратегии быстрого захвата рынка позволила компании заняться реализацией программ масштабного обновления парка воздушных судов, что со временем сможет существенно снизить себестоимость перевозок. Кризис цен на авиатопливо наименее тяжело отразился на показателях Аэрофлота по сравнению с другими публичными компаниями рассматриваемого сектора.

Вхождение Аэрофлота в международный авиаальянс Sky Team и планы по покупке одной из национальных европейских авиакомпаний, с одной стороны, позволят компании увеличить присутствие на высокорентабельных международных линиях, а с другой — отвлекут силы компании с захвата быстрорастущего внутреннего рынка.

Слабая сторона Аэрофлота заключается в высокой степени воздействия государства на его бизнес, что обусловлено 51% государственной долей и присутствием большого количества чиновников в составе органов управления компании. Политика государственных управленцев не позволяет компании наиболее эффективным образом управлять своим бизнесом, что подтверждает затянувшийся проект строительства Шереметьево-3 и попытки включения в состав компании убыточных предприятий Дальавиа, Сахалинские авиатрассы и Владивосток Авиа. Данная позиция якобы согласуется с планами по наращиванию внутрероссийских перевозок, а по факту является ударом по финансовым характеристикам компании.

Очень важно отметить, что по оценкам российского представительства компании — Airbus, в ближайшие несколько лет российский авиационного рынка ожидает период активного развития. Объем перевозок, выполняемых российскими авиакомпаниями, стремительно растет, и, естественно, требует соответствующего расширения и модернизации парка авиатехники. По прогнозам компании Airbus, в течение следующих 20-ти лет российским авиакомпаниям понадобится более 600 самолетов с числом мест более 100 (включая новые российские самолеты) для удовлетворения ожидаемого увеличения объема воздушных перевозок и замены устаревающей авиатехники. В настоящее время наиболее востребованными на российском авиационном рынке являются ближнемагистральные и среднемагистральные узкофюзеляжные самолеты типа Airbus 320 и Boeing 737.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой