Суть управляющего воздействия в области экономического управления туризмом сводится к тому, чтобы расходы от туристской деятельности привести к минимуму. Определение расходов туристов связано с определением потребления в туризме. В связи с этим потребление в туризме определяется как стоимость товаров и услуг, необходимых для удовлетворения спроса туристов.
Туристские расходы определяются как общая сумма потребительских расходов, которые производятся туристом при подготовке, в ходе поездки и во время пребывания в месте назначения.
Чтобы более точно установить величину расходов туриста на путешествия необходимо определить:
· частоту поездок — показывает количество путешествий, которые предпринимает человек в среднем за определенный период времени:
.
где Чп — частота поездок; Кп — количество поездок и Чв — период времени;
· интенсивность путешествий — показывает, какая часть людей, занятых в народном хозяйстве, совершила путешествия в течение года. Это отношение путешествующих к численности всего населения региона, выраженное в процентах:
.
где Ип — интенсивность путешествий; Кт — количество туристов; Чн — численность населения;
· среднюю продолжительность поездок — рассчитывается путем деления общего количества ночевок на число поездок.
Различные компоненты, составляющие туристские расходы, могут быть разделены на 3 большие группы:
- 1. предварительные расходы, необходимые для подготовки и осуществления поездки;
- 2. расходы, возникающие во время путешествия и в посещаемых туристами местах;
- 3. расходы, производимые в стране выезда после возвращения из заграничной поездки (проявление фотопленки, ремонт автомобиля, поврежденного во время путешествия и др.).
Таким образом, туристские расходы включают в себя довольно много составляющих — от приобретения потребительских товаров и услуг, являющихся неотъемлемым элементом путешествия, до покупки товаров длительного пользования и подарков для родственников и знакомых.