Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Направления внешнего менеджмента организации культуры (искусства)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сфере взаимоотношений с бизнес-сообществом можно увидеть сходные партнерские связи в обеих схемах. Разница — в размерах этого кругеоборота. В коммерческую организацию поступают со стороны партнеров материалы, технические ресурсы, финансовые ресурсы (в виде кредитов банков). Она, в свою очередь, тоже может быть поставщиком материальных продуктов (например, комплектующих) по отношению к своим… Читать ещё >

Направления внешнего менеджмента организации культуры (искусства) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В силу некоммерческого характера деятельности жизнеспособность учреждения культуры (искусства) предполагает гораздо большую взаимосвязь с внешней средой и открытость организации-системы по сравнению с организацией коммерческого типа.

В управлении учреждением культуры (искусства) отчетливо выделяются два направления менеджмента — внутреннее и внешнее. Внутренний менеджмент осуществляет функции общего менеджмента: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию. Суть этих функций одна и та же, независимо от вида организации; содержание же носит всегда конкретный, индивидуальный характер.

Существенные различия между менеджментом коммерческого предприятия и менеджментом некоммерческого учреждения (в данном случае — учреждения культуры) заключаются в функциях внешнего менеджмента.

Основные внешние связи учреждения культуры показаны на рис. 3.1. Для сравнения схема внешних связей коммерческого предприятия приводится на рис. 3.2.

Первое, на что нужно обратить внимание, — характер связей с потребителями. Коммерческое предприятие производит материальные блага, и потребители, приобретая их, приносят коммерческой организации материальный доход.

В учреждении культуры потребители (для обозначения этой потребительской роли есть прекрасное название — публика) получают нематериальные блага и в обмен возвращают организации нематериальный доход. (Есть, конечно, небольшая доля коммерческой составляющей в этом процессе, но в схеме отражены только наиболее сущностные связи.).

Нематериальные блага — это культурные блага (о содержании этого понятия уже говорилось выше). Что же такое нематериальный доход? Не секрет, что заработная плата работников культуры и искусства редко бывает высокой. Гораздо чаще она, к сожалению, ниже среднего уровня. Внешние связи учреждения культуры.

Рис. 3.1. Внешние связи учреждения культуры

Внешние связи коммерческого предприятия.

Рис. 3.2. Внешние связи коммерческого предприятия.

На заметку

Нематериальный доход — эго те блага, которые, в свою очередь, получает художник при общении со своей публикой, и то, что компенсирует ему низкую материальную обеспеченность. Э го признание его таланта, возможность реализовать себя, внимание и любовь публики, это также совместная работа с интересными творческими людьми, близкий по духу круг общения.

Для осуществления взаимосвязи " учреждение — публика" менеджмент должен выстроить целую организационную подсистему, которая включает маркетинговый комплекс, связи с общественностью, воспитание подрастающей аудитории. Коммерческая организация так же выстраивает систему маркетинга и связей с общественностью, но характер этих функций в учреждении культуры существенно отличается от того, что происходит в коммерческой организации (см. подробнее в следующих разделах).

Рассмотрим сферу связей " государство — учреждение культуры" и сравним с соответствующей сферой «государство — коммерческое предприятие». Было бы логично, на первый взгляд, сравнивать организации одного вида собственности — либо государственной, либо частной. Но дело в том, что, как мы знаем, большинство учреждений культуры являются государственными. Коммерческие предприятия, принадлежащие государству, как правило, несоизмеримо больше по своему масштабу, по количеству работников, чем среднее учреждение культуры. Если сравнивать на основании показателя численности работников и объема потребительского рынка, то масштабы среднего учреждения культуры соответствуют среднему по размерам коммерческому предприятию с частным видом собственности.

Влияние государства на коммерческое предприятие ограничивается контролем за соблюдением законов. В то же время государство через систему образования готовит, преимущественно на бесплатной основе, кадры для коммерческих предприятий (независимо от формы их собственности).

В сфере отношений государства с учреждением культуры мы видим гораздо более прочные взаимосвязи: государство поставляет учреждению культуры обученные кадры, материальные ресурсы (недвижимое и особо ценное движимое имущество), берег на себя большую часть финансирования. В обмен государство требует выполнения государственного задания (именно в государственном задании оговариваются все пункты финансирования) и соблюдения законодательства.

В отношениях с государством (т.е. с местными органами государственной или муниципальной власти) от менеджера учреждения культуры требуется правовая и финансовая грамотность, потому что при составлении учредителем государственного задания необходимо участие самой организации (предоставление требуемых данных, показателей, планов, прогнозов). От того, насколько полно будут отражены в этом документе все издержки, связанные с выполнением государственного задания, зависит размер финансовых субсидий.

В сфере взаимоотношений с бизнес-сообществом можно увидеть сходные партнерские связи в обеих схемах. Разница — в размерах этого кругеоборота. В коммерческую организацию поступают со стороны партнеров материалы, технические ресурсы, финансовые ресурсы (в виде кредитов банков). Она, в свою очередь, тоже может быть поставщиком материальных продуктов (например, комплектующих) по отношению к своим партнерам.

В учреждение культуры финансовые или, реже, материально-технические средства поступают в качестве оплаты рекламных услуг. Появление этого источника финансирования связано с публичностью деятельности учреждения культуры, что весьма притягательно для частного бизнеса, который видит в этом среду для продвижения своих товаров и услуг, а также имиджа своей организации.

Здесь менеджер учреждения культуры имеет возможность проявить свои предпринимательские способности и постараться сделать этот канал финансирования постоянным, выстроить выгодные, долговременные партнерские взаимоотношения.

Наконец, сфера взаимоотношений " учреждение культуры — общество" . Во внешних связях коммерческой организации эта сфера имеет не такое важное значение либо отсутствует вовсе.

Влияние деятельности учреждений культуры на общество весьма велико, хотя и не поддается точному учету. Учреждение культуры получает из социально-культурной среды нематериальные ресурсы в виде творческих идей, произведений, добровольческой поддержки. Возможно поступление из этой среды и материальной поддержки в виде благотворительного акта (меценатства).

Учреждение культуры заинтересовано в постоянном притоке творческих ресурсов и общественной поддержки. Для этого менеджер должен позаботиться о том, чтобы сделать деятельность организации максимально прозрачной, открытой для общественного контроля. В открытых источниках (СМИ, Интернет) помещают отчетные документы учреждения, устанавливают обратную связь через интернет-сайт, клуб друзей и все возможные формы, способствующие удовлетворению интереса общественности и аккумуляции новых идей.

В сфере взаимоотношений учреждения культуры с обществом необходимо выделить местную сферу, т. е. ту часть общества (или социокультурной среды), с которой данная организация непосредственно взаимодействует.

Из практического опыта

Положение учреждения культуры в местной социокультурной среде становится наиболее актуальным в кризисных ситуациях, когда речь идет о самом существовании учреждения культуры.

Стратегически важно не ограничиваться только своей «открытостью» и вступать в активное взаимодействие с местным сообществом. Активная наступательная стратегия заключается в том, чтобы средствами, которыми располагает учреждение культуры (творческими, научными, организационными и др.), помочь местному сообществу в решении его проблем, в улучшении местной социокультурной среды.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой