Факториальные теории самопрезентации
Марк Снайдер, развивая основные положения гоффманского подхода, предположил, что некоторые люди управляют впечатлением о себе, в то время как другие не делают этого. Некоторые люди управляют своим поведением, обращая внимание на своё внутреннее (реальное) «Я», другие обращают внимание на то впечатление, которое они создают у окружающих. М. Снайдер называл людей, обращающих большое внимание… Читать ещё >
Факториальные теории самопрезентации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Чтобы прояснить эту проблему, были предложены теории, придающие решающее значение внутренним факторам (мотивационные теории), теории, объясняющие всё внешними факторами (ситуационные теории), и теории, учитывающие как те, так и другие факторы.
Теории третьего типа обычно ограничиваются перечислением множества внутренних и внешних факторов, влияющих на самопрезентацию.
Авторы мотивационных теорий показывают, какие побуждения могут лежать за самопрезентацией (демонстративным поведением): потребность одобрения или стремление избежать неодобрения, мотив власти, стремление к превосходству, стремление чувствовать свою эффективность, потребность формировать у окружающих уважительное к себе отношение и т. д.
Некоторые авторы постулируют существование специфического мотива — мотива привлечения внимания к себе, потребность проявления индивидуальности.
Работы, посвящённые ситуационным факторам, в основном экспериментальные. В них основное значение придаётся параметрам ситуаций — степени знакомства с окружением, зависимости от окружения, длительности общения, значению этой ситуации для индивида с точки зрения его «жизненного пути» и прочие. Чаще всего в подобных работах исследуются искусственно изолированные, локальные закономерности, которые в свою очередь нуждаются в систематизации.
Один из важнейших и определяющих факторов самопрезентации — социальный контекст, в котором она реализуется, то есть социальные нормы и ценности задают допустимые границы проявлений самопрезентации (демонстративного поведения).
Другое направление исследований — индивидуальные различия в склонности к самопредъявлению. Первая работа в этом направлении была сделана Р. А. Викландом, который утверждал, что становление сознания самого себя как объекта оценки другими продуцирует особое психологическое состояние — состояние «объективного самосознания» (objective self-awareness). Состояние сфокусированного внимания на самого себя проявляется время от времени в каждодневной жизни, часто как результат внимания к человеку со стороны других людей. Таким образом, «объективное самосознание» — это способ осознания соответствия реальной жизни нашим представлениям о морали, этике и эстетике. Теория Р. А. Викланда вызвала ряд исследований, направленных к тому, чтобы проверить связь между «объективным самосознанием» и действием согласно нормам поведения.
Одна из таких интерпретаций состоит в том, что сфокусированное внимание повышает мотивацию субъекта или, как это иногда называют, драйв (побуждение). «Объективное самосознание» может вызывать внимание к внутренним нормам личности и вести его к действию согласно своим убеждениям. Другой результат «объективного самосознания» — повышение мотивации. Повышенная мотивация может иметь улучшающий или разрушающий эффект, зависящий от того, насколько для человека привычно это поведение и насколько высок конечный уровень мотивации. Критике также подверглись средства, которые используются в исследовании — зеркало, камера и т. д., вызывающие непосредственное внимание к наиболее поверхностным аспектам «Я», например, внешности, и лишь косвенно к другим аспектам «Я». Таким образом, какие бы разнообразные нормы ни были вызваны такими средствами, трудно сказать, какие нормы будут превалировать.
Другое направление исследований — рассмотрение «самосознания» как источника личностной черты. Предположение о том, что некоторые люди осознают себя постоянно, в то время как другие осознают себя непостоянно, легло в основу следующих исследований.
А. Фенигстейн, М. Шериф и А. Басс создали опросник для диагностики «самосознания» как личностной черты и назвали его Шкалой Самосознания. На основании факторного анализа они выделили следующие аспекты самосознания:
- — личное самосознание — включает пункты, которые обращают внимание на собственные реальные чувства;
- — социальная тревога — отражает свойство человека теряться вследствие социального внимания;
- — публичное самосознание — связано с интересом к себе как к социальному объекту (то, что Р. А. Викланд обозначил «объективным самосознанием»).
Факторный анализ также обнаружил, что эти аспекты самосознания, хотя и отличаются друг от друга, тем не менее, тесно связаны между собой. Есть три аспекта самосознания и люди отличаются друг от друга в той степени, в которой они осознают себя каждым из этих способов. Однако есть другие исследования, показывающие, что такая структура не возникает абсолютно у всех испытуемых. Несмотря на то, что личное и публичное самосознание заключается в некотором чувстве внимания к самому себе, эти различные способы осознания себя ведут к различным видам поведения.
Марк Снайдер, развивая основные положения гоффманского подхода, предположил, что некоторые люди управляют впечатлением о себе, в то время как другие не делают этого. Некоторые люди управляют своим поведением, обращая внимание на своё внутреннее (реальное) «Я», другие обращают внимание на то впечатление, которое они создают у окружающих. М. Снайдер называл людей, обращающих большое внимание на впечатление, которое они производят на других, склонными к самомониторингу (self-monitors). Чтобы доказать, что самомониторинг — важное качество, отличающее людей друг от друга, М. Снайдер придумал сорок одно самоописательное утверждение, связанное с пятью способами, которыми, по его мнению, отличаются люди с высоким показателем по самомониторингу от людей с низким показателем (см. табл.).
Таблица — Пять отличий людей с высоким показателем по самомониторингу относительно людей с низким показателем:
Высокий уровень самомониторинга. | Низкий уровень самомониторинга. |
1. Интересуются социальным соответствием своей самопрезентации. | 1. Не интересуются соответствием своего поведения тому, что думают другие люди. |
2. Внимательны к тому, что делают другие люди, как к руководству для собственного самовыражения. | 2. Внимательны к своему внутреннему «Я», не интересуются тем, что делают другие. |
3. Способны контролировать своё самовыражение. | 3. Не интересуются управлением своим самовыражением. |
4. Готовы управлять своим самовыражением в социальных ситуациях. | 4. Не готовы контролировать своё самовыражение в социальных ситуациях. |
5. Не согласуются в своей самопрезентации от ситуации к ситуации. | 5. Согласуются в своей самопрезентации от ситуации к ситуации. |
На основании этих утверждений М. Снайдер создал Шкалу самомониторинга, состоящую из двадцати пяти пунктов. Анализ этой шкалы показал, что она весьма надёжна и валидна. Люди с высоким показателем по самомониторингу похожи на тех, которых описал в своих работах Э. Гоффман, с низким показателем — похожи на тех, которые не подходят под описанные Э. Гоффманом типажи.
Последующие исследования подтвердили, что люди с высоким показателем по самомониторингу по сравнению с людьми, обладающими низким показателем по самомониторингу:
- — больше подходят для социологических целей;
- — лучше приспосабливаются к взглядам аудитории;
- — меньше интересуются своими истинными установками в принятии решений;
- — имеют множество знакомых и приятелей для разного рода деятельности;
- — больше интересуются физической привлекательностью (внешним видом).
Как бы ни были успешны исследования самомониторинга, они подвергаются критике. Возможно, реальное отличие между людьми с низким и высоким уровнем самомониторинга в том, что чем выше уровень, тем лучше люди представляют себе, какое поведение ведёт к тому, чтобы быть обаятельным и нравиться другим людям. Как показывает практика, Шкала Самомониторинга коррелирует с другими измерениями социальных навыков, то есть самомониторинг может быть предметом социального умения. Многие исследования, опираясь на факторный анализ, выявляют присутствие дополнительных факторов за пределами шкалы, что указывает на скрытые в ней черты. Это позволяет предположить, что Шкала Самомониторинга — несовершенный инструмент.