Материалы исследования и методика
Представить соответствующую методику для обследования состояния образных языковых средств у младших школьников с третьим уровнем общего недоразвития речи; Развеселился Зайчик. (Как еще можно сказать? Что сделал Зайчик?) (Обрадовался, рассмеялся) Оценивается умение правильно подбирать синонимы к словам из текста. Экспериментальное исследование включает в себя пять серий заданий, которые можно… Читать ещё >
Материалы исследования и методика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для выявления особенностей усвоения образных языковых средств младшими школьниками с третьим уровнем ОНР (в возрасте 9−10 лет), мы провели исследование, которое подразумевало постановку следующих задач:
- 1. представить соответствующую методику для обследования состояния образных языковых средств у младших школьников с третьим уровнем общего недоразвития речи;
- 2. произвести констатирующий эксперимент;
- 3. установить критерии для проведения анализа результатов эксперимента;
- 4. провести анализ материалов исследования и охарактеризовать результаты;
- 5. раскрыть специфику усвоения образных языковых средств у школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня развития.
Для того чтобы выявить уровень развития образных языковых средств у школьников, мы провели констатирующее исследование, основываясь на методике, описанной в книге О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной.
Экспериментальное исследование включает в себя пять серий заданий, которые можно проводить в виде индивидуальных бесед с каждым ребенком.
Задание 1. Выявление умений подбирать антонимы к словам, предъявляемым в контексте.
Инструкция: «Я начну говорить предложения, а ты закончи их».
Речевой материал:
- — Ночью темно, а днем… (светло).
- — Черепаха ползет медленно, а лошадь бежит… (быстро).
- — Торт сладкий, а лимон.. (кислый).
Когда мама хвалит мальчика, он радуется, а когда ругает, то… (грустит, огорчается, плачет).
— Принцесса красивая, а Баба Яга… (страшная, безобразная).
Оценивается умение правильно подбирать слова с противоположными значениями.
Оценка результатов:
высокий уровень-5 баллов;
средний уровень — 3 балла;
низкий уровень — 1 балла.
Задание 2. Выявление умений подбирать синонимы к словам, предъявляемым в контексте.
Ребенок читает небольшие тексты и отвечает на вопросы.
Речевой материал:
- 1. Жила-была одна семья: бабушка, дедушка, мама, папа, их сыновья Алеша и Андрюша и дочери Маша и Наташа. Алеша и Андрюша, Маша и Наташа были большими сонями. Каждое утро их будили в детский сад всей семьей. Бабушка и дедушка обращались к каждому отдельно: «Алеша! Андрюша! Маша! Наташа! Пора вставать! Уже утро!». Папа говорил: «Ребята, пора вставать! Уже утро!». А мама называла их «малыши». Она говорила: «Малыши, пора вставать! Уже утро !». (А как бы вы обратились к ним?) (Дети)
- 2. Построил себе Зайчик избушку лубяную, а Лиса ледяную. (Как по-другому можно сказать? Построил себе зайчик что?)(Дом)
- 3. Пришла весна, у Лисы дом растаял. Попросилась она к Зайчику, а сама его и выгнала.
Идет Зайчик по дороге и рыдает. (Как можно еще сказать? Что делает Зайчик?) (Плачет).
4. Медведь гнал-гнал Лису из домика Зайчика, не выгнал. Собаки гнали-гнали Лису из домика Зайчика, не выгнали. А Петушок выгнал.
Развеселился Зайчик. (Как еще можно сказать? Что сделал Зайчик?) (Обрадовался, рассмеялся) Оценивается умение правильно подбирать синонимы к словам из текста.
Оценка результатов:
высокий уровень-5 баллов;
средний уровень — 3 балла;
низкий уровень — 1 балл.
Задание 3. Выявление умения подбирать эпитеты.
1. Инструкция: «Найди пару для слов из левого столбика в правом.
Что у тебя получилось?".
Речевой материал:
добрый. | девица. | |
красная. | живая и мертвая. | |
солнце. | ясное. | |
лунная. | вороной. | |
конь. | молодец. | |
дремучий. | ночь. | |
вода. | лес. | |
Оценивается умение правильно подбирать слова для получения эпитетов Оценка результатов:
высокий уровень-5 баллов;
средний уровень — 3 балла;
низкий уровень — 1 балла.
Задание 4. Выявление умения подбирать олицетворения и подставлять их в предложения.
Инструкция: «Вставь в предложения глаголы так, чтобы неживые предметы ожили».
Речевой материал:
- 1. _ ручей далеко на север, где нет яркого солнца, и господствует ветер удалой.
- 2. Лес ___ собой близлежащую деревню и село.
- 3. Я так и не мог понять, почему тень моего кота
- 4. Коля бежал очень быстро, но ветер ____ его мгновенно.
- 5. Книги человека, учат его доброте.
Слова для справок: бежит, закрывает, пугает, догнал, воспитывают.
Оценивается умение правильно подбирать олицетворения и подставлять их в предложения.
Оценка результатов:
высокий уровень-5 баллов;
средний уровень — 3 балла;
низкий уровень — 1 балла.
Задание 5. Выявление понимания детьми метафор. Ребенку предлагается объяснить, как он понимает метафоры. Инструкция: «Объясни, что значит…».
Речевой материал:
Река — это змея Вертолет — это стрекоза Озеро — это зеркало Петух — это будильник Луна — это фонарь Оцениваются умение понимать и объяснять значение изолированных метафор.
Оценка результатов:
высокий уровень-5 баллов;
средний уровень — 3 балла;
низкий уровень — 1 балла.
Задание 6. Выявление понимания детьми значения фразеологизмов.
Сначала каждое выражение дается ребенку в изолированном виде, выясняется, как он его понимает.
1. «Расскажи, как ты понимаешь эти словосочетания?».
Речевой материал:
Как в воду опущенный; дать слово; заячья душа; надуть губы; сломя голову; в поте лица; прибавить ходу.
Оцениваются и фиксируются правильные, буквальные, отрицательные ответы, точность словоупотребления.
Оценка результатов:
высокий уровень-5 баллов;
средний уровень — 3 балла;
низкий уровень — 1 балла.
Задание 7. Выявление понимания пословиц.
Ребенку предлагается объяснить значение пословиц.
Инструкция: «Расскажи, что означают эти пословицы?
Речевой материал:
- 1 .У страха глаза велики.
- 2 .Битый битого везет. Битый небитого везет.
- 3. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Оценивается умение объяснить значение пословиц. Оценка результатов:
высокий уровень — 5 баллов;
средний уровень — 3 балла;
низкий уровень — 1 балл.