Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Материалы исследования и методика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представить соответствующую методику для обследования состояния образных языковых средств у младших школьников с третьим уровнем общего недоразвития речи; Развеселился Зайчик. (Как еще можно сказать? Что сделал Зайчик?) (Обрадовался, рассмеялся) Оценивается умение правильно подбирать синонимы к словам из текста. Экспериментальное исследование включает в себя пять серий заданий, которые можно… Читать ещё >

Материалы исследования и методика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для выявления особенностей усвоения образных языковых средств младшими школьниками с третьим уровнем ОНР (в возрасте 9−10 лет), мы провели исследование, которое подразумевало постановку следующих задач:

  • 1. представить соответствующую методику для обследования состояния образных языковых средств у младших школьников с третьим уровнем общего недоразвития речи;
  • 2. произвести констатирующий эксперимент;
  • 3. установить критерии для проведения анализа результатов эксперимента;
  • 4. провести анализ материалов исследования и охарактеризовать результаты;
  • 5. раскрыть специфику усвоения образных языковых средств у школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня развития.

Для того чтобы выявить уровень развития образных языковых средств у школьников, мы провели констатирующее исследование, основываясь на методике, описанной в книге О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной.

Экспериментальное исследование включает в себя пять серий заданий, которые можно проводить в виде индивидуальных бесед с каждым ребенком.

Задание 1. Выявление умений подбирать антонимы к словам, предъявляемым в контексте.

Инструкция: «Я начну говорить предложения, а ты закончи их».

Речевой материал:

  • — Ночью темно, а днем… (светло).
  • — Черепаха ползет медленно, а лошадь бежит… (быстро).
  • — Торт сладкий, а лимон.. (кислый).

Когда мама хвалит мальчика, он радуется, а когда ругает, то… (грустит, огорчается, плачет).

— Принцесса красивая, а Баба Яга… (страшная, безобразная).

Оценивается умение правильно подбирать слова с противоположными значениями.

Оценка результатов:

высокий уровень-5 баллов;

средний уровень — 3 балла;

низкий уровень — 1 балла.

Задание 2. Выявление умений подбирать синонимы к словам, предъявляемым в контексте.

Ребенок читает небольшие тексты и отвечает на вопросы.

Речевой материал:

  • 1. Жила-была одна семья: бабушка, дедушка, мама, папа, их сыновья Алеша и Андрюша и дочери Маша и Наташа. Алеша и Андрюша, Маша и Наташа были большими сонями. Каждое утро их будили в детский сад всей семьей. Бабушка и дедушка обращались к каждому отдельно: «Алеша! Андрюша! Маша! Наташа! Пора вставать! Уже утро!». Папа говорил: «Ребята, пора вставать! Уже утро!». А мама называла их «малыши». Она говорила: «Малыши, пора вставать! Уже утро !». (А как бы вы обратились к ним?) (Дети)
  • 2. Построил себе Зайчик избушку лубяную, а Лиса ледяную. (Как по-другому можно сказать? Построил себе зайчик что?)(Дом)
  • 3. Пришла весна, у Лисы дом растаял. Попросилась она к Зайчику, а сама его и выгнала.

Идет Зайчик по дороге и рыдает. (Как можно еще сказать? Что делает Зайчик?) (Плачет).

4. Медведь гнал-гнал Лису из домика Зайчика, не выгнал. Собаки гнали-гнали Лису из домика Зайчика, не выгнали. А Петушок выгнал.

Развеселился Зайчик. (Как еще можно сказать? Что сделал Зайчик?) (Обрадовался, рассмеялся) Оценивается умение правильно подбирать синонимы к словам из текста.

Оценка результатов:

высокий уровень-5 баллов;

средний уровень — 3 балла;

низкий уровень — 1 балл.

Задание 3. Выявление умения подбирать эпитеты.

1. Инструкция: «Найди пару для слов из левого столбика в правом.

Что у тебя получилось?".

Речевой материал:

добрый.

девица.

красная.

живая и мертвая.

солнце.

ясное.

лунная.

вороной.

конь.

молодец.

дремучий.

ночь.

вода.

лес.

Оценивается умение правильно подбирать слова для получения эпитетов Оценка результатов:

высокий уровень-5 баллов;

средний уровень — 3 балла;

низкий уровень — 1 балла.

Задание 4. Выявление умения подбирать олицетворения и подставлять их в предложения.

Инструкция: «Вставь в предложения глаголы так, чтобы неживые предметы ожили».

Речевой материал:

  • 1. _ ручей далеко на север, где нет яркого солнца, и господствует ветер удалой.
  • 2. Лес ___ собой близлежащую деревню и село.
  • 3. Я так и не мог понять, почему тень моего кота
  • 4. Коля бежал очень быстро, но ветер ____ его мгновенно.
  • 5. Книги человека, учат его доброте.

Слова для справок: бежит, закрывает, пугает, догнал, воспитывают.

Оценивается умение правильно подбирать олицетворения и подставлять их в предложения.

Оценка результатов:

высокий уровень-5 баллов;

средний уровень — 3 балла;

низкий уровень — 1 балла.

Задание 5. Выявление понимания детьми метафор. Ребенку предлагается объяснить, как он понимает метафоры. Инструкция: «Объясни, что значит…».

Речевой материал:

Река — это змея Вертолет — это стрекоза Озеро — это зеркало Петух — это будильник Луна — это фонарь Оцениваются умение понимать и объяснять значение изолированных метафор.

Оценка результатов:

высокий уровень-5 баллов;

средний уровень — 3 балла;

низкий уровень — 1 балла.

Задание 6. Выявление понимания детьми значения фразеологизмов.

Сначала каждое выражение дается ребенку в изолированном виде, выясняется, как он его понимает.

1. «Расскажи, как ты понимаешь эти словосочетания?».

Речевой материал:

Как в воду опущенный; дать слово; заячья душа; надуть губы; сломя голову; в поте лица; прибавить ходу.

Оцениваются и фиксируются правильные, буквальные, отрицательные ответы, точность словоупотребления.

Оценка результатов:

высокий уровень-5 баллов;

средний уровень — 3 балла;

низкий уровень — 1 балла.

Задание 7. Выявление понимания пословиц.

Ребенку предлагается объяснить значение пословиц.

Инструкция: «Расскажи, что означают эти пословицы?

Речевой материал:

  • 1 .У страха глаза велики.
  • 2 .Битый битого везет. Битый небитого везет.
  • 3. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Оценивается умение объяснить значение пословиц. Оценка результатов:

высокий уровень — 5 баллов;

средний уровень — 3 балла;

низкий уровень — 1 балл.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой